Технологическая карта урока "Урал в годы Великой Отечественной войны"
план-конспект занятия по истории (8 класс) по теме
В работе представленная технологическая карта урока для 8 класса "Урал в годы Великой Отечественной войны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ural_v_gody_vov.docx | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Урал в годы Великой Отечественной войны»
Дисциплина: История Отечества
Класс:
Хронометраж: 1 час;
Тип занятия: урок;
Вид занятия: комбинированный урок;
Цель урока: сформировать у учащихся представления об экономическом и военно-промышленном вкладе Урала в общую победу СССР в годы Великой Отечественной войны
Задачи урока:
- Дидактическая: углубить и систематизировать знания учащихся о роли Урала в годы Великой Отечественной;
- Воспитательная: Создать условия для осознания обучающимися чувства сопричастности к событиям истории своей Родины. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну и родной край;
- Развивающая: Формировать умения и навыки работы с историческими источниками, картами. Развивать представления о сложности и противоречивости исторических событий и умение аргументировать свою точку зрения.
Ведущая технология: Проблемное обучение;
Методы обучения: Метод проблемного обучения, метод моделирования, метод погружения;
Дидактические средства: Схема «Эвакуация заводов из европейской части СССР»; Таблица для заполнения учащимися; Демонстрационная (миниатюрная) модель советского танка «Т-34»; Демонстрационная (миниатюрная) модель немецкого танка «Тигр», схема «Эвакуация промышленных предприятий из европейской части России вглубь страны, карта печатная демонстрационная «Урал в годы Великой Отечественной войны», репродукции исторического документа: «Производство боевой технике в городе Екатеринбург: 1939 – 1945 года»
Аппаратные средства: мультимедийный проектор, экран, музыкальные колонки, учебная презентация,
Программные средства: Документ Microsoft Office Word, Презентация Microsoft Office PowerPoint, MKV Player 2.1.23.
Интерактивные способы обучения: мозговой штурм, диалог с учеником, метод «Займи позицию».
Диагностические средства: тесты, сводные таблицы, творческие задания, игровые элементы.
ИКТ- средства: мультимедийная презентация, использование Интернет-ресурсов (выход на сайты и виртуальные экскурсии).
Меню задания: Логическая цепочка, кроссворд, работа с историческим документом, тест.
Ожидаемый результат:
Личностные:
- сформировано толерантное отношению к нелегкой судье своей страны в тяжелые годы и уважение к подвигу земляков и соотечественников;
- сформировано свое личное мнение о роли Урала в годы Великой Отечественной войны.
Предметные:
- сформирован историко-географический образ Урала в годы Великой Отечественной воны;
- закреплены навыки изучения и систематизирования информацию из различных исторических источников.
Метапредметные:
- выработаны умения работать с учебной информацией;
- закреплены умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты.
УУД:
- Коммуникативные:
А) уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Б) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
- Личностные:
А) толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать;
Б) быть деликатным, дисциплинированным, ответственным.
- Познавательные:
А) самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;
Б) устанавливать причинно- следственные связи;
В) работать со справочной литературой;
- Развивающие:
А) умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;
Б) овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
В) работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических понятий.
Технологическая карта урока
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Время | Используемые средства | ИКТ-Технология |
Организационный этап | Организовать рабочее пространство и атмосферу на уроке | Приветствие учителя и организация рабочего пространства на уроке; Фиксация отсутствующих; Внешняя проверка учеников к уроку (наличие тетрадей, учебников, дневников). | Приветствие учителя Информация об отсутствующих | Создание рабочей атмосферы урока, | 3 мин. | ||
Вводная диагностика | Проверить знания учащихся с прошлой темы | Учитель предлагает решить учащимся тест на вед-сайте учителя в онлайн-формате | Учащиеся выполняют онлай-тестирование | Проведена диагностика | 3 минуты | ||
Мотивационный этап | Смотивировать детей на изучение данной темы, дети должны сформулировать тему и цель урока | На экране видео о начале ВОВ, учитель рассказывает о событиях июня 1941 года и начале промышленной эвакуации по всей стране и плавно подводит учеников к определению темы и постановка цели урока (обязательная фиксация в тетрадь). | Учащиеся знакомятся с цитатой. Высказывают предположения на вопрос учителя на акцентировку внимания учителя. Далее учащиеся формулируют тему и цель занятия. | Мотивация познавательной деятельности. Учащиеся имеют мотивацию на изучение темы, цель и тема урока сформулированы. | 8 мин. | ||
Работа по теме урока 1 часть | Рассмотреть роль уральского региона в общую победу в период Великой Отечественной страны через знаковые события 20 века. | Учитель раздает ученикам раздаточный материал и предлагает его внимательно проанализировать. Таким образом, учитель совместно с учениками проводит анализ схемы «Эвакуация промышленных предприятий из европейской части России вглубь страны» (раздаточный материал) и помогает сделать выводы. Выводы фиксируются в тетрадь. Далее учитель следует постановка проблемы: 1) Как вы понимаете термин промышленная эвакуация? (Фиксация термина в специальный исторический словарик). 2) Какие факторы способствовали выдвижению Урала на роль главного региона для эвакуации всех п/п? Альтернатива: | Учащиеся активно работают с учителем формулируют определение термина «промышленная эвакуация» записать. Учащиеся работают со схемой и определяют, в какие города Урала происходила эвакуация промышленных предприятий. Возможное обращение к карте «Урал в годы ВОВ» (представлен на доске) Начало заполнения заполнение структурно-логической таблицы «Урал - опорный край державы» (пункты: «Города», «Факторы») | Знакомство с новым термином и получение ответа на один из проблемных вопросив | 30 мин. | ||
2 часть | Рассказ учителя раскрывающий сущность особенностей производства, достоинств и недостатков боевой техники в уральском регионе. Демонстрация учащимся и анализ репродукции исторического документа: «Производство боевой технике в городе Екатеринбург: 1939 – 1945 года» Альтернатива: | Заполнение структурно-логической таблицы «Урал - опорный край державы» (пункт: «Виды производства и б/техники) Работа с таблицей: Определить долю производства боевой техники производимую Уралом на всю страну. Рассматривают технические особенности производимых танков на Урале (с помощью моделей) и сравнить с танками производимыми противником. Результаты заносятся тетрадь. | Учащиеся демонстрируют и проверяют свои интуитивные, фактические и аналитические знания и умения. | ||||
3 часть | Беседа учителя с учениками Прослушивание сообщения ученика об истории подвига «Уральского добровольческого танкового корпуса» (сообщение было дано на прошлом уроке). | Заполнение структурно-логической схемы. «Урал - опорный край державы» (пункт: «Имена Победы» - посвящен конкретным личностям). | Учащиеся завершают работу над схемой и получают конечный продукт, который поможет им в выполнении домашнего задания и повторения | ||||
4 часть | Подготовить учеников к общим выводам по уроку и рефлексии
| Учитель ставит последние два проблемных вопроса имеющих обобщающий характер, тем самым подводит учеников к рефлексии и выводам по уроку. Поиска ответа на проблемные вопросы: 1. Как вы понимаете высказывание «Трудовой подвиг уральцев в Великой Отечественной войне? 2. Оцените вклад тружеников Урала в разгроме врага. В чем он проявлялся? Альтернатива: | Сформулировать ответы на поставленные проблемные вопросы. Попытаться раскрыть смысл мысли высказывания «Урал – опорный край державы» | ||||
Диагностика по пройденной теме | Проверить знания учащихся с пройденной темы | Учитель предлагает решить учащимся тест на вед-сайте учителя в онлайн-формате | Учащиеся выполняют онлай-тестирование | ||||
Рефлексия | В рамках рефлексии учащиеся рассказывают о своих впечатлениях на уроке. Проводят критический самоанализ своих ответов и активности работы на уроке. Для наглядной оценки урока учащимся предлагается выбрать одну из карточек – настроения (- Урок прошел отлично, я все усвоил – зеленая карточка; - Урок прошел хорошо, мне понравилось – желтая карточка; - Урок прошел плохо, мне было скучно – красная карточка). | Учащиеся рассказывают о своих впечатлениях от урока Делятся теми фактами, которые запомнились им больше всего Задают учителю интересующие вопросы, уточняют непонятные моменты | Подведен итог урока, обращено внимание на неоднозначность исторического события | 7 минут | |||
Домашнее задание | На экране появляется домашнее задание. «Узнать у членов своей семьи, о жизни своих бабушек и дедушек в годы Великой Отечественной войны и написать об этом эссе-рассказ. Принести фотографии с целью дальнейшего создания «Живой стены памяти» в классном уголке». | Запись домашнего задания в дневник | Учащиеся зафиксировали и поняли домашнее задание | 3 минуты |
Фонд оценочных средств
Использованные материалы:
1 . Яндекс. Картинки. «Урал в годы ВОВ»
2.
3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)
Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...
Культура в годы Великой отечественной войны. (технологические карты к урокам)
Технологические карты к модулю "Великая Отечественная война" по теме "Культура в годы войны". Главная цель уроков показать значение тыла, деятелей культуры в приближение Великой победы, доказать, что ...
Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны
Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...
Эвакуация в годы Великой Отечественной войны. Интерактивная карта
https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A0Vk2XAj9MD9USQH2PcaBr7gT4h8Ykk95&source=constructorLink...
Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.
1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...
технологическая карта классного часа «Герои Великой Отечественной войны в моей семье».
технологическая карта классного часа...
«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)
Методическая разработка содержит малоизвестный материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...