Тематическое планирование. 6 класс (История России. История Средних веков)
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- Смолевичская основная общеобразовательная школа
Клинцовского района Брянской области.
Рассмотрено. Согласовано. Утверждаю.
Руководитель Заместитель Директор школы
методического директора по УВР
объединения учителей ________/Гутникова Н. В../ ______ /Буравлёва С. В. гуманитарного цикла «____» августа 2017 г. Приказ № ________
_______ /Афанасенко В.А./ от «____» августа 2017 г.
Протокол №______
от «___» августа 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
ДЛЯ 6 КЛАССА
Составитель программы:
Брилькова Татьяна Викторовна .
2017 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы «по истории России к учебникам для 6-10 классов». Автор: Андреев И.Н., Волобуев О.В.М.Дрофа,2016г., авторской программы истории Средних веков к УМК Агибаловой Е.В. Автор: Сорокина Е.Н. Просвещение, 2015., учебников : Андреева И.Л., Федорова И.Н. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.:-М.: Дрофа, 2016. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учебник общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2016
Цели и задачи:
-показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традиции
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде истории всемирной, России и родного края;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина, уделить при этом внимание истории мировой религии – христианства и ислама;
- приобщить школьников к ценностям национальной и гуманитарной культуры, воспитать стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.
Изменения в авторскую программу не вносились.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
· определять основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до конца 16 века;
· определять последовательность и длительность важнейших событий истории России и мира с древности до конца 16 века;
· рассказывать о выдающихся деятелях истории Древнего мира; о достижениях культуры и системе ценностей, сформировавшийсяв ходе исторического развития;
· понимать исторические причины и исторические значения событий и явлений
· современной жизни;
· высказывать собственные суждения об историческом наследии народов мира;
· объяснять исторически сложившихся норм социального поведения;
· использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Ученик получит возможность научиться:
· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
· рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Содержание учебного предмета, курса
История Средних веков (30 ч.)
Глава1. Становление средневековой Европы
Происхождение понятия «Средние века». «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства. Структура и иерархия духовенства, церковный приход. Монашество.
Жизнь средневекового монастыря.Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке. Культура Скандинавии эпохи викингов.Франция и Германия в IХ—ХI вв.
Феодальная раздробленность во Франции. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и Церковь.Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы. Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.
Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках
От Восточной Римской империи к Византии. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьбы Византии в VII—ХI вв. Взаимоотношения с Русью. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись.
Глава 3. Арабский мир в VI—ХI вв
Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры и объединение арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.
Глава 4-5. Феодалы и крестьяне. Средневековый город.
Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Средневековая деревня. В рыцарском замке. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.
Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.
Глава 6. Католическая церковь в ХI—ХIII вв.и крестовые походы
Основы могущества Церкви. Материальные богатства Церкви, их источники. Упадок морального авторитета Церкви в Х—ХI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в ХI в.Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.Папство в зените могущества. Ереси ХII—ХIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба Церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении Католической церкви.
Глава 7. Образование централизованных государств средневековой Европы
Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа I Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IХ Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».
Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце ХI—ХII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с Церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.
Ухудшение условий жизни европейцев в ХIV в. «Черная смерть», ее экономические и прочие последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Причины и начало Столетней войны. Этапы войны. Жанна д’Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги.Бургундское государство в ХV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика ХI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре.
Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.
Глава 8.Славянские государства и Византия
Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине ХIII—ХIV Расцвет Чехии в ХIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.
Глава 9. Культура Западной Европы в ХI—ХV вв.
Школы и система образования. Возникновение университетов. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке и философии. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика.
Архитектура и искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.
Изменения в культуре Западной Европы в ХIV—ХV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.
Природные условия Индии. Занятия населения. Индийская община. Роль кастовой системы в индийском обществе. Религии Индии. Достижения индийской культур. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства. Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Торговля и ислам. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побережье Африки. Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.
История России
( 38 часов)
Введение
Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древней-шего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.
Восточная Европа в середине I тыс. н.э.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация.
Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Образование государства Русь
Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X — начале XII века
Территория и население государства Русь. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, пече-негами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Культурное пространство
Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средне-векового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русские земли в середине XIII—XIV веке
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы
и Сибири в XIII—XV веках
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое Поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
17
Культурное пространство
Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации
(взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV веке
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство
Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства .Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Тематическое планирование по истории Средних веков в 6 классе (30 ч.)
№ | Дата | Раздел программы урока Тема урока | Кол- во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | |||
п/п | в теме | по план | факт. | ||||
1 | 1 | Вводный урок. Что изучает история Средних веков. | Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники». Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Объяснять, как ведется счет лет в истории. Определять место средневековья на ленте времени. Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков. Изучить историческую карту мира Средневековья. | ||||
Раздел 1. Становление средневековой Европы 6-11 вв.-4часа | |||||||
2 | 1 | Образование варварских королевств. Государство франков в 6-8 в. | Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. | ||||
3 | 2 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | Объяснять значение понятий «король», «монах», «римский папа». Разъяснять причины распространения христианства в Европе. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры. | ||||
4 | 3 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения о том, почему его называли Великим. .Комментировать последствия Верденского раздела. | ||||
5 | 4 | Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 веках. Англия в раннее средневековье. | Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы .Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. | ||||
Раздел 2.Византийская Империя и славяне в 6-11 вв.-2часа | |||||||
6 | 1 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись. | ||||
7 | 2 | Образование славянских государств. Тестирование. | Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | ||||
Раздел 3.Арабы в 6-11вв.-2часа | |||||||
8 | 1 | Возникновение ислама. Культура стран Халифата. | Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством. Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях. Составлять развёрнутый план параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | ||||
9 | 2 | Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. | Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. | ||||
Раздел 5. Средневековой город в Западной Европе и Центральной Европе.-2 часа | |||||||
10 | 1 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. | Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. | ||||
11 | 2 | Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни. | Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Составлять загадки о городской жизни для одноклассников. Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль университетов в развитии городов. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | ||||
Раздел 6. Католическая церковь в 11-13 вв. 2 час | |||||||
12 12 | 1 | Могущество папской власти. | Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков. Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью. | ||||
13 | 2 | Крестовые походы. | Определять по карте путь Крестовых походов, комментировать его основные события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | ||||
14 | 1 | Как происходило объединение Франции. | Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бенефиции VIII (по выбору). Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся. | ||||
15 | 2 | Столетняя война. | Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д’Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон. | ||||
16 | 3 | Усиление королевской власти в конце 15 в. во Франции и Англии. | Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и Франции. | ||||
17 | 4 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии. | ||||
18 | 5 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12-15 вв. | Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления императорской власти. | ||||
19 | 6 | Контрольное тестирование за I четверть. | Выполнять самостоятельную работу по пройденному за 1 четверть материалу. | ||||
Раздел 8.Славянские государства и Византия в 14-15 вв. -2 часа | |||||||
20 | 1 | Гуситское движение в Чехии. | Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения. | ||||
21 | 2 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | ||||
Раздел 9. Культура Западной Европы в Средние века -5 часов | |||||||
22 | 1 | Образование и философия. Средневековая литература. | Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество». Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах | ||||
23 | 3 | Средневековое искусство. | Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр. | ||||
24 | 4 | Культура раннего Возрождения в Италия. | Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки | ||||
25 | 5 | Научные открытия и изобретения. | Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период. Анализировать последствия развития мореплавания. | ||||
26 | Тестирование по теме: «Культура западной Европы в средние века». | Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | |||||
Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.-2 часа | |||||||
27 | 1 | Средневековая Азия: Китай. Индия, Япония. | Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе.Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов. Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление. Характеризовать религию индийцев — индуизм. Анализировать развитие страны в до монгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью Интернет-ресурсов. Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии. | ||||
28 | 2 | Государство и народы Африки и доколумбовой Америки. | Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами. | ||||
29 | 1 | Итоговое повторение по курсу «Средневековье». | Объяснять смысл понятия «Средневековье». Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты, представлять презентации. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья. | ||||
30 | 1 | Контрольное тестирование по всему курсу. |
Тематическое планирование по истории России в 6 классе (40ч.)
№ | Дата | Раздел программы Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности | ||
п/п | в теме | по плану | факт. | |||
1 | 1 | Введение | 1 |
| ||
Народы и государства Восточной Европы в древности | 4 | |||||
2 | 1 | Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины. | 1 | Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком, выявлять технологию исторических источников по истории России. | ||
3 | 2 | История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э.-середине VI в.н.э. | 1 | Анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян. | ||
4 | 3 | Первые государства на территории Восточной Европы. | 1 | Показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян. | ||
5 | 4 | Повторение и контроль. Тестирование. | 1 | |||
Древня Русь в IX-первой половине XII веках | 10 | |||||
6 | 1 | Образование древнерусского государства. | 1 | Показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе. Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей. | ||
7 | 2 | Образование древнерусского государства. | 1 | Показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе. Продуктивный уровень: анализировать взаимоотношения славян и их соседей. | ||
8 | 3 | Русь в конце X-первой половине XI веках. Становление государства. | 1 | Показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян. | ||
9 | 4 | Русь в конце X-первой половине XI веках. Становление государства. | 1 | Систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа. Проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе. | ||
10 | 5 | Русь в середине XI-начале XIIв. | 1 | Давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; высказывать свои суждения о деятельности первых русских князей. | ||
11 | 6 | Русь в середине XI-начале XIIв. | 1 | Рассказывать о главном событии правления князя Владимира. Выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством. | ||
12 | 7 | Общественный строй Древней Руси. | 1 | Составлять описание памятников древнерусской культуры. Выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру на основе дополнительной исторической литературы, подготовить реферат «Культурное наследие». | ||
13 | 8 | Древнерусская культура. | 1 | Составлять описание памятников древнерусской культуры. Выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру на основе дополнительной исторической литературы, подготовить реферат «Культурное наследие». | ||
14 | 9 | Древнерусская культура. | 1 | Составлять описание памятников древнерусской культуры. Выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру на основе дополнительной исторической литературы, подготовить реферат «Культурное наследие». | ||
15 | 10 | Повторение и контроль. Тестирование. | 2 | |||
Русь в середине XII- нач.XIIIв. | 6 | |||||
16 | 1 | Начало удельного периода. Княжества Южной Руси. | 1 | Выявлять причины феодальной раздробленности; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха. Излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель. | ||
17 | 2 | Княжества Северо-Восточной Руси. | 1 | Выявлять причины феодальной раздробленности; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха. Излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель. | ||
18 | 3 | Боярские республики Северо-Западной Руси. | 1 | Выявлять причины феодальной раздробленности; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха. Излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель. | ||
19 | 4 | Культура Руси. | 1 | Составлять описание памятников древнерусской культуры. Выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру на основе дополнительной исторической литературы, подготовить реферат «Культурное наследие». | ||
20 | 5 | Культура Руси. | 1 | Составлять описание памятников древнерусской культуры. Выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру на основе дополнительной исторической литературы, подготовить реферат «Культурное наследие». | ||
21 | 6 | Повторение и контроль. Тестирование. | 1 | |||
Русские земли в середине XIII- XIV в. | 7 | |||||
22 | 1 | Походы Батыя на Русь. | 1 | Показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности; давать определение понятий; называть причины междоусобной борьбы русских князей. | ||
23 | 2 | Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада | 1 | Давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевание крестоносцев в Прибалтике. | ||
24 | 3 | Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада | 1 | Давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевание крестоносцев в Прибалтике. | ||
25 | 4 | Русские земли под властью Золотой Орды. | 1 | Выявлять особенности и цели монгольского государства, раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей. Излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды. | ||
26 | 5 | Русские земли под властью Золотой Орды. | 1 | Выявлять особенности и цели монгольского государства, раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей. Излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды. | ||
27 | 6 | Москва и Тверь: борьба за лидерство. | 1 | Давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси. Выявлять группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси. | ||
28 | 7 | Повторение и контроль. Тестирование. | 1 | |||
Русские земли в XIII-пер.пол.XV | 4 | |||||
29 | 1 | Начало объединения русских земель вокруг Москвы. | 1 | Показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы, высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период. | ||
30 | 2 | Московское княжество в конце XIV-середине XVв. | 1 | Показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы, высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период. | ||
31 | 3 | Соперники Москвы. | 1 | Показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы, высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период. | ||
32 | 4 | Повторение и контроль. Тестирование. | 1 | |||
Формирование единого Русского государства в XVв. | 6 | |||||
33 | 1 | Объединение русских земель вокруг Москвы. | 1 | Систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. | ||
34 | 2 | Объединение русских земель вокруг Москвы. | 1 | Систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. | ||
35 | 3 | Русское государство во второй половине 15-начале 16 в. | 1 | Систематизировать исторический материал в виде схемы. | ||
36 | 4 | Русская культура в14-начале16 века. | 1 | Составлять описание памятников древнерусской культуры. Выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру на основе дополнительной исторической литературы. | ||
37 | 5 | Русская культура в 14-начале 16 века. | 1 | Составлять описание памятников древнерусской культуры. Выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру на основе дополнительной исторической литературы. | ||
38 | 6 | Повторение и контроль. Тестирование. | 1 | |||
39 | 1 | Повторение и обобщение по курсу. Контрольное тестирование. | 1 | |||
40 | 1 | Экскурсия в музей. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по истории России XX века 9 класс
№Название тем, уроков, планы уроковОсновные понятия, термины, датыЛитература, карты 1ТЕМА 1 Россия на рубеже XIX–XXвв...
Календарно-тематическое планирование курса История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. 45 часов
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2007....
Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...
Тематическое планирование курсов «История России с древнейших времендо конца XIX века»Для X класса (68 часов)
Создана с целью углублённого изучения и привития интересов к предмету....
Тематическое планирование курсов «История России с древнейших времендо конца XIX века»Для X класса (68 часов)
Создана с целью углублённого изучения истории и привития интересов к предмету....
Календарно-тематическое планирование курса Всеобщей истории. «История Средних веков» (6 класс)
Рабочая учебная программа по Всеобщей истории. «История Средних веков»(6 класс). Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории (письмо Департамента государ...
Календарно-тематическое планирование по истории России и Всеобщей истории XX- начало XXI века в 11 классе по учебникам О.В.Волобуева, С.В.Кулешова; О.В.Волобуева, М.В.Пономарёва
Календарно- тематическое планирование для интегрированного курса изучения истории...