Тематическое планирование курсов «История России с древнейших времендо конца XIX века»Для X класса (68 часов)
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Создана с целью углублённого изучения истории и привития интересов к предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения как всей системы исторического образования, так и его содержания. Появились широкие возможности для эксперимента в области содержания образования: можно самостоятельно разработать учебный план, выбрать программу, учебники.
В школе давно существуют инновационные модели: например, это специализированные углубленные курсы для учеников 10 - 11 классов. Эта программа связана с общей концепцией образования: необходимость дать прочные знания сочетается с воспитанием нравственной личности. В программе формируется общекультурная компетентность, т.е. способность ученика ориентироваться в различных областях исторической науки, оценивать явления реальной жизни. Знание истории - необходимый элемент гуманитарного образования.
Программа позволяет школьнику определить свою профессиональную направленность и на основе профориентации подготовиться к сознательному выбору профессии.
Изучая данную программу, школьники будут учиться воспринимать события на новом, более высоком уровне, учиться анализу текстов, чтению под "историческим микроскопом", обогатятся практическими знаниями, попробуют свои силы в творческих видах работ; научатся видеть своеобразие, особенности российской и мировой истории, подготовятся к самостоятельной оценке исторических явлений и позиций историков.
Задачи учителя в ходе реализации программы:
1.овладение новой методикой преподавания, отличной от урочной;
2.применение новых приемов работы;
3.систематизация накопленных учащимися знаний;
4.развитие индивидуальных творческих способностей учеников.
В программе есть возможность формировать навыки исследовательской работы путем работы с историческими документами на практических занятиях (анализ первоисточников).
Беседа, дискуссия вырабатывает навыки и одновременно предполагает навык грамотного владения устной речью.
Наличие обширной исторической научно-популярной литературы предполагает навык самостоятельной работы учащихся с некоторыми темами, умения готовить сообщения, доклады и рефераты. При этом необходимо работать с источниками: статьей, документами, исторической монографией и т.п., обосновывать свое видение проблемы.
Формирование у ученика способностей к самостоятельной оценке теоретических положений, фактов и явлений становится возможным в результате освоения методов поисковой, исследовательской деятельности.
По итогам усвоения программы у учащихся развивается общеисторическое мышление, позволяющие применять знания на практике, а также успешно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам.
Формы занятий:
1. лекции с постановкой проблемных заданий (в т.ч. с элементами беседы);
2. семинары;
3. экскурсии;
4. видеоуроки;
5. лабораторно-практические занятия на основе работы учащихся с различными источниками знаний;
6. индивидуальные консультации;
7. эвристическая беседа;
8. уроки проверки знаний учащихся (тематические и итоговые);
9. игровые формы уроков (урок - художественный салон, урок-суд);
10. конференции.
Тематическое планирование курсов
«История России с древнейших времен
до конца XIX века»
Для X класса (68 часов)
№ Ур. | Наименование раздела | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Требования к подготовке уч-ся | Элементы содержания | Вид контроля. Измерители | Оборудование | Д\з | Дата проведения | |
план | Факт | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1,2 | 1 Древнерусское государство в 9-12 вв | Древнерусское государство в 9-12 вв | 2 | лекция | Изучить особенности жизни древнего населения Северной Евразии, проследить корни славянства, процесс его расселения, особенности формирования Древнерусского государства. Показать особенности культуры Древней Руси, ее международных связей. | Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. | Карта «Киевская Русь в IX- начале XII в.» | Понятийный диктант: Кормление, вотчина, полюдье, язычество, огнищанин, тиун, рядович, закуп, смерд, вервь, вира, вече. | |||
3,4 | 2 | Практическая работа | Фронтальный опрос | ||||||||
5 | 1 | Проверочная работа | Задания в форме ЕГЭ | ||||||||
6,7,8 | 2 Русь в период раздробленности (1136-1300) | Русь в период раздробленности (1136-1300) | 3 | лекция | Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. | Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Нашествие на Русь. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. | Карта «Раздробленность Руси в 12-первой четверти 13 в.» Карта «Борьба против иноземных захватчиков в 13 веке» | Заполнение таблицы Русские княжества в период феодальной раздробленности» | |||
9,10 | 2 | Практическая работа | Фронтальный опрос | Сообщения уч-ся «Невская битва», «Ледовое побоище» | |||||||
11 | 1 | Проверочная работа | Задания в форме ЕГЭ | ||||||||
12, 13, 14 | 3 Образование Русского централизованного государства (XIV-начало XVI) | Образование Русского централизованного государства (XIV-начало XVI) | 3 | лекция | Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.. | Карта «Российское государство в 16 веке» Плакаты «Москва-центр объединения» | Рассказ уч-ся о Куликовской битве Презентация | ||||
15, 16 | 2 | Практическая работа | Фронтальный опрос | ||||||||
17 | 1 | Проверочная работа | Задания в форме ЕГЭ | Сообщение уч-ся о детских и юношеских годах Ивана Грозного | |||||||
18 19 20 | 4 Русское государство в 1533-1600) | Русское государство в 1533-1600) | 3 | лекция | Показать процесс формирования централизованного Российского государства как закономерное явление общемирового порядка, выделить особенности российской государственности, показать историческое значение борьбы русского народа за независимость. Сформировать представления о России как многонациональном и многоконфессиональном государстве | Создание централизованного государства в России. Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства. | Карта «Российское государство в 16 веке» | Сообщение уч-ся об И. Грозном | |||
21 22 | 2 | Практическая работа | Фронтальный опрос | ||||||||
23 | 1 | Проверочная работа | Задания в форме ЕГЭ | ||||||||
24 25 | 5 Русское государство в 1601-1618. Смутное время | Русское государство в 1601-1618. Смутное время | 2 | лекция | Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. в. | ||||||
26 27 | 2 | Практическая работа | Фронтальный опрос | ||||||||
28 | 1 | Проверочная работа | Задания в форме ЕГЭ | ||||||||
29 30 | 6 Русское государство при первых Романовых до 1689 г. | Русское государство при первых Романовых до 1689 г. | 2 | лекция | Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII | Рассказ уч-ся о церковной реформе Никона | |||||
31 32 | 2 | Практическая работа | Фронтальный опрос | ||||||||
33 | 1 | Проверочная работа | Задания в форме ЕГЭ | Сообщение уч-ся о детских и юношеских годах Петра I | |||||||
34 35 | Эпоха Петра Великого 1689-1725 | Эпоха Петра Великого 1689-1725 | 2 | лекция | Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. | Карта «Российская империя в 18 веке» | |||||
36 37 | 2 | Практическая работа | Фронтальный опрос | ||||||||
38 | 1 | Проверочная работа | Задания в форме ЕГЭ | Сообщение уч-ся о личности Екатерины II | |||||||
39 40 | 8 Российская империя в 1725-1762. Эпоха дворцовых переворотов | Российская империя в 1725-1762. Эпоха дворцовых переворотов | 2 | лекция | Показать многоохватность и противоречивость перемен, происходивших в стране, проанализировать закономерность и своеобразие петровских реформ, осветить деятельность Екатерины II | Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. | Карта «Российская империя в 18 веке» | ||||
41 42 | 2 | Практическая работа | Фронтальный опрос | ||||||||
43 | 1 | Проверочная работа | Задания в форме ЕГЭ | ||||||||
44 45 | 9 Российская империя в 1762-1801 | Российская империя в 1762-1801 | 2 | лекция | Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. | ||||||
46 47 | 2 | Практическая работа | Фронтальный опрос | ||||||||
48 | 1 | Проверочная работа | Задания в форме ЕГЭ | ||||||||
49 50 | 10 Российская империя при Александре I (1801-1825) | Российская империя при Александре I (1801-1825) | 2 | лекция | Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. | Карта «Российская империя с начала 19 по 1861 г.» | |||||
51 52 | 2 | Практическая работа | Фронтальный опрос | ||||||||
53 | 1 | Проверочная работа | Задания в форме ЕГЭ | ||||||||
54 55 | 11 Российская империя при Николае I (1825-1855) | Российская империя при Николае I (1825-1855) | 2 | лекция | Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Россия в Священном союзе. Крымская война. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. | Карта «Российская империя с начала 19 по 1861 г.» | |||||
56 57 | 2 | Практическая работа | Фронтальный опрос | ||||||||
58 | 1 | Проверочная работа | Задания в форме ЕГЭ | ||||||||
59 60 | 12 Российская империя при Александре II (1855-1881) | Российская империя при Александре II (1855-1881) | 2 | лекция | Показать кризис крепостнической системы, поиск путей выхода из него, особенности либеральных реформ в России, оживление общественной жизни в стране, динамику развития пореформенной экономики | Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации. | Карта «Россия в XIX- начале XX столетия» | ||||
61 62 | 2 | Практическая работа | Фронтальный опрос | ||||||||
63 | 1 | Проверочная работа | Задания в форме ЕГЭ | ||||||||
64 65 | 13 Российская империя Александре III и в начале правления Николая II (1855-1825) | Российская империя Александре III и в начале правления Николая II (1855-1825) | 2 | лекция | Народничество. Политический террор. Политика контрреформ. Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. | Карта «Россия в XIX- начале XX столетия» | |||||
66 67 | 2 | Практическая работа | Фронтальный опрос | ||||||||
68 | 1 | Проверочная работа | Задания в форме ЕГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование курсов «История России с древнейших времендо конца XIX века»Для X класса (68 часов)
Создана с целью углублённого изучения и привития интересов к предмету....
Поле чудес - внеклассное мероприятие для 6-8 классов на тему Россия с древнейших времен до XIX века
Внеклассное мероприятие...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...
Россия и Европа в конце 17 века
Презентация по теме "Россия и Европа в конце 17 века" к учебнику Торкунова с картами, которых, к сожалению нет в учебнике...
Итоговая контрольная работа_История России с древности до конца XVI века
Итоговая контрольная работа_История России с древности до конца XVI века...
Презентация урока §1. . Россия и Европа в конце XVII века 8 класс учебник Арсентьев Н.М.
Презентация урока §1. . Россия и Европа в конце XVII века 8 класс учебник Арсентьев Н.М....
Технологическая карта урока: «Россия и Европа в конце XVII века».
Конспект урока истории по теме: «Россия и Европа в конце XVII века». В нем раскрыты все состовляющие современного урока согласно требованиям ФГОС...