Авторская программа по математике "Страницы русской истории на уроках математики"
материал по математике

Булаева Тамара Геннадьевна

Цель программы: обучение школьников математике на основе материалов, связанных с жизнью и творчеством нашего земляка М.Ю. Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc308.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА   ИМЕНИ  ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА КОШЕЛЕВА  С. ЛЕРМОНТОВО БЕЛИНСКОГО РАЙОНА  ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


Одобрено на заседании педагогического совета МОУ СОШ им. И.С. Кошелева с. Лермонтово. Протокол №1 от 24.08.2020г.

Утверждаю.                                    Директор МОУ СОШ                        им. И.С. Кошелева  с. Лермонтово __________________ Сорокина В.Н. Приказ №61 от  24 августа 2020 г.

Авторская программа по математике

«Страницы русской истории                                на уроках математики»

                                                          Составитель программы:

                                     Булаева Т.Г.,

                                                            учитель  математики и                информатики

                                               высшей категории

2020 г.

Все мы любим и ценим свой дом. Мы следим за его чистотой, бережём его, ухаживаем за ним. Однако подумайте: разве наш дом ограничивается четырьмя стенами и крышей? Ведь дом – это ещё и улицы, на которых мы гуляем, птицы, которые поют на деревьях, благоухающие цветы во дворе, камешки, встречающиеся нам по дороге в школу. Всё это вместе и есть наша Родина.

Нужно ли знать историю своей страны, своего народа? Почему же сегодня так важно знать и изучать историю? Да потому, что, не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру.

Нельзя вырасти современным гармоничным человеком, не узнав и не осознав истоков и истории своей семьи и своего региона, иначе мы превратимся в «Иванов, не помнящих родства» – людей без семьи, друзей и страны.

У любого человека кроме родителей должны быть родная история, родная земля, родной язык, родная культура. Но самым главным из этих корней является родная история.

Учиться, учиться, и ещё раз учиться.  Все мы хорошо знаем слова, которые были прописаны в каждом советском учебнике. И ведь в них есть смысл: образованные люди нужны своей стране, в этом заключается и прогресс, и успешное развитие государства – и именно эту мысль нужно донести подрастающему поколению. Нужно научить их любить свою Родину, научить ценить заслуги людей, которые жили раньше и внесли свою лепту в наш сегодняшний день.
           Всё вокруг нас взаимосвязано невидимыми нитями.

Мы живем в знаменитом селе Лермонтово. Начиная с детского сада, идем по пути познания и творчества М.Ю. Лермонтова. Ребята узнают о нем не только как о великом поэте, но и как об их земляке, жившим и творившим на этой земле.

Цель программы: обучение школьников математике на основе материалов, связанных с жизнью и творчеством нашего земляка М.Ю. Лермонтова.

Пояснительная записка

Все активнее в школьную практику преподавания вводятся новые региональные курсы, программы, пособия, учебники. Углубляется и совершенствуется содержание регионального образования, отбирается из общего объема нового все самое значимое, рациональное, талантливое, дающее возможность формировать нравственность школьника на духовное богатство нашей области. В основе программы «Страницы русской истории на уроках математики» лежит концепция не только математического образования, но духовного развития личности школьника в атмосфере богатых исторических и культурных традиций,  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова (с учетом их возрастных особенностей), тарханскими культурно-историческими традициями.

 Использование исторического материала на уроках математики активизирует обучение, придает ему творческий характер и таким образом передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности, развития творческих способностей. Он предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования. Народная мудрость гласит, что, не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего. Это, конечно, относится и к математике.

Программа «Страницы русской истории на уроках математики» составлена в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования  МОУ СОШ им. И.С.Кошелева с. Лермонтово Белинского района Пензенской области,  с учетом преемственности с программами для начального общего образования.; с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным; основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения  Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Цели и задачи обучения

. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1)в направлении личностного развития:

  • Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

 2) в метапредметном направлении:

  • Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении:

  • Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Планируемые результаты освоения программы                                                                 «Страницы русской истории на уроках математики»

Личностные

  • личностное самоопределение; действие нравственно-этического оценивания;
  • умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контпримеры;
  • критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки;
  • Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения.

Регулятивные

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  • умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические - моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные

  • умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);
  • умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Программа рассчитана на 17 часов

Классы

Предметы математического цикла

Количество часов

5-6

Математика

8

7-9

Алгебра

4

10-11

Геометрия

5

Всего

17

Содержание

Темы, связанные с жизнью, творчеством поэта, интегрируются с темами, изучаемыми в 5-11 классах на уроках математики по программе общеобразовательной школы.

Математика 5-6 кл.

Как учились в старину. Знакомство детей, как учились их сверстники на Руси. Какое отношение имеет алфавит к уроку математики? Решение задач из учебника Магницкого. Последовательное знакомство с тарханским периодом жизни поэта. Семейная атмосфера, окружение Лермонтова ребенка. Мать, отец, бабушка поэта. Знакомство с увлечениями Миши Лермонтова, с играми  Тарханских детей. Самыми любимыми  играми считались: жмурки  (в Тарханах назывались «слепни»,  прятки (в Тарханах - «казаны», т. е. кости), лапта, горелки, «третий лишний», ручеек.  Игра в них  на математический лад.

Алгебра 7-9 кл.

Обучающиеся знакомятся с историей с. Тарханы с 1701 года  до настоящего времени.

В давние времена обученным считался тот, кто умел решать задачи определенных типов, встречавшихся на практике (в торговых расчетах и пр.). Решение задач из учебника Магницкого

разными способами: методом ложного положения, тройным правилом, с помощью уравнений. Решение задач на смешение.

Геометрия 10-11 кл.

Знакомство учеников с образованием, которое получил М.Ю. Лермонтов: Московский университетский Благородный пансион, Московский университет, Школа гвардейских  подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Обучающиеся узнают об увлечениях поэта шахматами, математикой и др. История одного экспоната -  «Ручной математической энциклопедии 1826 г.» Изучение ее. Тела вращения, вычисление объемов тел вращений.

Календарно тематическое планирование.

класс

Тема урока по математике

Литературный и математический материал к темам

Структура урока

Кол-во часов

1

5

Обозначение натуральных чисел.

История школы и обучения математике  на Руси.

Урок исследование

1

2

5

Уравнение.

Как учили в старину математику. Решение задач из учебника Магницкого

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1

3

5

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Семейная атмосфера в семье М. Лермонтова.  Подвижные игры Тарханских детей: молчанка, лапта.

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

1

4

5

Умножение и деление десятичных дробей.

Окружение Лермонтова ребенка. Подвижные игры Тарханских детей: жмурки, чехарда.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

5

5

Решение задач с помощью уравнений

Детские  увлечения М. Лермонтова. Решение задач из учебника Магницкого.

Урок комплексного применения знаний и умений (урок

закрепления)

1

6

6

Решение задач с помощью уравнений

Обучение Лермонтова ребенка в с. Тарханы. Решение задач из учебника Магницкого.

Урок комплексного применения знаний и умений (урок

закрепления)

1

7

6

Пропорции.

Детские рисунки М. Лермонтова. Решение старинных задач.

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

1

8

6

Координатная плоскость

Классная комната в барском доме музея-заповедника «Тарханы». Подвижные игры Тарханских детей: городки и др.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

9

7

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

История с. Тарханы с 1701 - 1794. Решение задач из учебника Магницкого.

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

1

10

8

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений.

История с. Тарханы с1794 – 1845г. Изучение метода ложного положения.

Урок исследование

1

11

8

Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений.

История с. Тарханы с1845 - 1917г. Тройное правило.

Урок исследование

1

12

9

Решение задач с помощью уравнений

Старинный способ решения задач на смешение двух веществ.

Урок исследование

1

13

10

Правильные многогранники.

Московский университетский Благородный пансион. Построение правильных многогранников из «Ручной математической энциклопедии 1826 г.».

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

1

14

11

Понятие цилиндра. Площадь поверхности  цилиндра.

Московский университет. Определение цилиндра из «Ручной математической энциклопедии 1826 г.»

Урок усвоения новых знаний.

1

15

11

Понятие конуса. Площадь поверхности  конус.

Школа гвардейских  подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Определение конуса и поверхности конуса из «Ручной математической энциклопедии 1826 г»

Урок комплексного применения знаний и умений (урок

закрепления)

1

16

11

Объём конуса

Вычисление объема тела вращения из «Ручной математической энциклопедии 1826 г»

Урок комплексного применения знаний и умений (урок

закрепления)

1

17

11

Решение задач

Решение задачи  из «Ручной математической энциклопедии 1826 г.»

Комбинированный урок.

1

Итого

17

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностные   результаты

  • развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

Предметные результаты

  • использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
  • развитие умений выполнять построение геометрических фигур и их измерение;
  • формирование умений решать текстовые задачи разных видов;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
  • умения выполнять построение  алгоритма при решении задачи, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Метапредметные результаты

  • сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками;
  • действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами;
  • включаться  в   групповую   работу;
  • участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии;

В русской математической литературе, в учебниках всегда уделялось большое внимание занимательным старинным задачам различных народов и эпох, так как считалось, что элемент занимательности облегчает обучение, развивает познавательную активность. К занимательным задачам мы относим задачи с интересным содержанием или интересными способами решения, математические игры, задачи, касающиеся интересных свойств чисел и геометрических тел.

На некоторых уроках выделяют время для исторического материала с одной стороны, как способ развития познавательной активности школьников, но с другой стороны вопросу использования исторического материала в школе уделяется недостаточное внимание.

Данное противоречие формирует проблему необходимости использования исторического материала при развитии познавательной активности школьников. Если проблему не решать, то у ребёнка развивается пассивное отношение к решению задач, что в итоге может привести к возникновению следующих трудностей: неумение анализировать задачи, потеря интереса к решению задач.

Проблему развития познавательной активности школьников можно решать различными способами, методами, приёмами, технологиями.

Исходя из выше изложенного, использовать исторический материал, как одно из средств развития познавательной активности школьников на уроке математике.                              

История математики важна  сама по себе как «памятник человеческому ге нию, позволившему человечеству пройти великий путь от полного незнания и полного подчинения силам природы до великих замыслов и свершений в познании законов, управляющих внутриатомными процессами и процессами космического масштаба. История науки является тем факелом, который освещает новым поколениям путь дальнейшего развития и передает им священный огонь Прометея, толкающий их на новые открытия, на вечный поиск, ведущий к познанию окружающего нас мира, включая нас самих»

Литература

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5 класс.

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 6 класс.

Макарычев Ю.Н. Макарычев Алгебра 7 класс Учебник.

Макарычев Ю.Н. Макарычев Алгебра 8 класс Учебник.

Макарычев Ю.Н. Макарычев Алгебра 9 класс Учебник.

Атанасян, Бутузов, Кадомцев  «Геометрия 10 - 11 класс»  Учебник.

Виленкин Н.Я. Современные проблемы школьного курса математики и их исторические аспекты  Математика в школе, 1988, № 4.

«Ручная математическая енциклопедия 1826г.»

Чистяков В.Д.   Сборник старинных задач по элементарной математике с историческими экскурсами и подробными решениями.  

Фролов П.А. «Лермонтовские Тарханы».

Висковатый П.А. «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество» , 1891 г.

Интернет – ресурсы:

www.shevkin.ru

suv-school-20.edusite.ru

http://www.iro.yar.ru

http://www.tarhany.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа кружка "Исключительный русский"

Особое место в сфере  национальной культуры занимает язык. Он является одним из самых  эффективных средств  интернациональных связей. Основным направлением обновления содержания обучени...

Авторская программа элективного курса по истории "Решение олимпиадных задач".

Олимпиады по истории позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации историческиз знаний...

История космонавтики. Урок математики в 6 классе по теме:"Умножение и деление чисел с разными знаками"

История космонавтики. Урок математики в 6 классе по теме:"Умножение и деление чисел с разными знаками". Презентация к уроку. Технологическая карта урока. Конспект урока....

Авторская программа по краеведению "Страницы истории поселка Усть-Кинельский"

Программа по истории родного поселка Усть-Кинельский составлена на основе различных источников, рассказывающих  события,  факты по истории Кинельскоой земли и родного поселка с древнейших вр...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Подготовка к ЕГЭ по математике» (для 10-11 классов)

Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Программа элективного кур...

Авторская программа Интенсивное развитие русского языка 5-6класс

Главная задача преподавания русского языка на современном этапе-целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата; прививать интерес к языку, выработать умение свободного влад...

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...