Элективный курс
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) на тему
Элективный курс по истории "Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sibel_elekt._po_istorii_11_kl.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс
«Подготовка к успешной сдаче экзамена по истории России в форме ЕГЭ»
Программа курса «Подготовка к успешной сдаче экзамена по истории России в форме ЕГЭ» является по форме организации групповой, по времени реализации — краткосрочной.
Тестирование в форме ЕГЭ в последние годы стало безальтернативной формой оценки знаний учащихся, результаты которого засчитываются как вступительные в высшие и средние специальные учебные заведения. Поэтому возникает необходимость организации помощи будущим выпускникам в подготовке к тестированию в форме ЕГЭ.
Программа курса предполагает деятельностный подход и является практикоориентированной: овладение способами деятельности, приобретение знаний о структуре теста, о способах выполнения заданий и поиска необходимой для этого информации, отработка навыков.
В основе работы в течение курса лежат два главных вида учебной деятельности: индивидуальная и групповая практическая работа.
Содержание курса объединено в 3 тематических модуля:
- техника выполнения тематических тестов на знание дат, фактов, понятий, определение последовательности событий, на установление причинно-следственных связей по историческим периодам (VIII — начало XVII в., XVII – XVIII в., XIX в., 1900 — 1916 гг., 1917 — 1945 гг., 1945 — 1991 гг., 1991 — 2008 гг.) и по направлениям развития (внешняя и внутренняя политика, государственное устройство, духовная и материальная культура, экономика, торговля, социальная структура);
- технология выполнения заданий части С;
- задания на развитие исторического и критического мышления, эмпатии, творческого воображения.
Программа курса «Подготовка к успешной сдаче экзамена по истории России в форме ЕГЭ» рассчитана на 27 часов.
Цель курса: подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, отработка всего комплекса знаний и умений — от хронологических до оценочных знаний, от описательных до аналитических умений.
Задачи курса:
- Выявить исходный уровень подготовки учащихся.
- Повторить основные разделы истории России по историческим периодам: VIII — начало XVIIв., XVII – XVIII в., XIX в., 1900 — 1916 гг., 1917 — 1945 гг., 1945 — 1991 гг., 1991 — 2008 гг.
- Повторить основные разделы истории России по направлениям: внешняя и внутренняя политика, государственное устройство, духовная и материальная культура, экономика, торговля, социальная структура.
- Отработать технологию выполнения заданий по видим проверяемой деятельности: знание дат, фактов, работа с источниками, описание событий, соотнесение единичных фактов и общих явлений, группировка фактов, знание понятий, терминов, сравнение событий, явлений, объяснение причин и следствий, изложение и объяснение оценок.
- Дать представление об уровне требований к заданиям по истории России.
- Познакомить учащихся с правилами проведения ЕГЭ, порядком выполнения тестовой работы, правилами заполнения бланков ЕГЭ.
- Подготовить учащихся к преодолению психологического барьера при сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование разделов плана | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 |
2 | Техника выполнения тестов по историческим периодам и направлениям развития | 14 | 1 | 13 |
3 | Технология выполнения части С | 7 | - | 7 |
4 | Задания на развитие исторического и критического мышления, эмпатии, творческого воображения | 2 | 1 | 1 |
5 | Итоговые занятия | 2 | - | 2 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Содержание учебного раздела | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теор | практ | |||
Раздел 1. Введение | 2 | 1 | 1 | |
1 | Структура ЕГЭ по истории и правила его сдачи | 1 | 1 | |
2 | Определение исходного уровня подготовки к экзамену | 1 | 1 | |
Раздел 2. Техника выполнения тестов на знание дат, фактов, понятий, определение последовательности событий, на установление причинно-следственных связей по историческим периодам | 14 | 1 | 13 | |
3,4 | Восточные славяне в VI – VIII в. Древнерусское государство (IX – XVI вв.) | 2 | 2 | |
5,6 | История России в XVII – XVIII вв. | 2 | 2 | |
7,8 | История России в XIX веке | 3 | ||
9 | Внутренняя политика | 1 | 1 | |
10 | Внешняя политика | 1 | 1 | |
11 | Общественно-политическое устройство. Народные движения | 1 | 1 | |
12 | Культура и быт | 1 | 1 | |
13 | Россия в ХХ веке. Россия и СССР в 1900 — 1945 гг. | 1 | 1 | |
14 | Россия в ХХ веке. СССР в 1945 - 1991 | 1 | 1 | |
15 | Россия в 1991 — 2008 гг. | 1 | 1 | |
16 | Культура России в ХХ веке | 1 | 1 | |
Раздел 3. Технология выполнения заданий части С | 7 | 7 | ||
17 | С4 — представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений | 1 | 1 | |
18 | С7 — сравнение двух однородных фактов | 1 | 1 | |
19 | С5 — анализ исторических версий и оценок | 1 | 1 | |
20 | С6 — анализ исторической ситуации | 1 | 1 | |
21 | Алгоритм выполнения заданий по документам частей А и В | 1 | 1 | |
22,23 | С1 — С3 — анализ исторического документа | 2 | 0,5 | 1,5 |
Раздел 4. Задания на развитие исторического и критического мышления, эмпатии, творческого воображения | 2 | 2 | ||
24 | Тесты на понимание и интерпретацию прочитанного | 1 | 1 | |
25 | Задания на развитие эмпатии и исторического мышления | 1 | 1 | |
Раздел 5. Итоговые занятия | 2 | 0,5 | 1,5 | |
26 | Итоговое тестирование: часть А и В | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Итоговое тестирование: часть С. Психологические советы «Как настроиться на сдачу ЕГЭ». | 1 | 1 |
Литература
1. Лобанова Е. Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика / Лобанова Е. Н., Максимов Ю.И. - М.: Экзамен, 2008.
2. Стрелова, О.Ю. История. Выполнение заданий части 3 (С): учебно-методическое пособие / О. Ю. Стрелова. - М.: Экзамен, 2007.
3. Шевелев В.Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по истории России. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
4. Гевуркова, Е.А. ЕГЭ 2009. История. Типовые тестовые задания / Е.А. Гевуркова, Я.В. Соловьев. - М.: Экзамен, 2009.
5. Пономарев М.В., Хартулари Г.С. ЕГЭ — 2007. История России. Тематические тренировочные задания / М.В. Пономарев, Г.С. Хартулари. - М.: Эксмо, 2007.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ
1. Введение (2 ч.)
Цели и задачи. Элементы содержания. Распределение заданий по содержанию и видам деятельности. Время выполнения работы. Распределение заданий по уровню сложности. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Практическая работа. Выполнение тестового задания для определения исходного уровня знаний.
Оборудование: Демонстрационный вариант ЕГЭ — 2009.
2. Техника выполнения тестов по историческим периодам и направлениям развития (14 ч.)
Актуальность. Цель и задачи: повторение материала по истории России
- с древности до XVI в.
- XVII – XVIII вв.
- XIXв.
- ХХ в.
отработать технологию выполнения тестовых заданий на примере повторения основных вопросов истории России по следующим направлениям:
- внутренняя политика
- внешняя политика
- общественно-экономическое устройство
- народные движения
- культура и быт.
Виды деятельности учащихся: работа индивидуально и по парам, решение тестовых заданий.
Оборудование: Типовые тестовые задания.
3. Технология выполнения части С (7).
Цель и задачи: отработка технологии работы с заданиями части С. Знакомство с оптимальным алгоритмом решения заданий С4, С5, С6, С7. Прорешивание заданий для тренировки.
- Представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений
- сравнение двух однородных фактов
- анализ исторических версий и оценок
- анализ исторической ситуации
- анализ исторического документа.
Вид деятельности: выполнение заданий части С (3) с помощью памятки.
Практическая работа: решение тематических заданий.
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом. Анализ содержания заданий С1 — С7. Использование специальных памяток, определяющих порядок работы.
4. Задания на развитие исторического и критического мышления, эмпатии, творческого воображения (2 ч.)
Цель и задачи: тренаж выполнения вопросов на анализ источника и на его интерпретацию, сравнение своих и чужих ответов, анализ работы над текстом и дискуссия. Рекомендации для работы с историческим источником.
Вид деятельности: решение заданий по алгоритму.
5. Итоговые занятия (2 ч.)
Подведение итогов работы курса. Рассмотрение возможного преодоления наиболее вероятных ошибок. Психологические рекомендации «Как настроиться на сдачу ЕГЭ».
Форма контроля: решение тестовых заданий и анализ допущенных ошибок.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Объективированные | Субъективированные. | ||
тесты | Правильный ответ – 1 балл Общее количество баллов за тестовую работу (в %%): 0-32% - «2» 33-49%% - «3» 56-65%% - «4» Более 66% - «5» | Логические задания (письменные и устные) | Оценка выставляется по степени проявления необходимых в задании знаний, умений и навыков. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
№ п/п | Дата | Тема раздел и занятия | Форма занятия | примечания |
1 , 2 | Знакомство с содержанием и структурой ЕГЭ по истории. Значение инструкции к заданиям | Лекция, знакомство с оформл. бланка | Разновидности заданий: по уровню сложности, задания на сравнения, на классификацию. | |
,3,4 | Выполнение заданий к содержательной линии «Восточные славяне» | Тесты, практ. работа | Как выполняются задания уровня сложности А,В | |
5,6 | Выполнение заданий к содержательной линии «История России в 17-18 веках» | тест | Условия успешного написания эссе | |
7,8,9 | Содержательная линия «История России в 19 веке»: Какие вопросы этой линии наиболее сложные | Беседа-обозрение, практикум | ||
2 четверть | ||||
10 | Содержательная линия «Внешняя политика» | Беседа | Сравнительная таблица | |
11 | Общественно-политическое устройство . Народные движения. | Практ. работа | ||
12 | Выполнение заданий части В . Культура и быт. | Практ. работа | Задания на установление соответствия, схемы | |
13 | Россия в 20-веке. | Практ. работа | С 1 - 4 | |
14,15, 16 | Россия в 20-веке. | тесты | Умение работать с текстом документа | |
3 четверть | ||||
17 | Выполнение заданий –С-4. | Задания на обобщение | ||
18 | Выполнение заданий С-7. | Работа с текстовым документом | Особенности выполнения эссе | |
19 | Выполнение заданий С-5 | Комментирование заданий | ||
20 | Выполнение заданий части С-6 | Практ. работа | Выполнение заданий на конкретизацию (высокий уровень сложности) | |
21 | Алгоритм выполнения заданий по документам частей А,В | Практическая работа | Разновидности заданий-задач и алгоритм их выполнения | |
22.23 | Выполнение заданий С1-С3 | Работа с документом | ||
24 | Пробная зачетная работа | |||
25-27 | Возможные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ |
Рассмотрено Согласовано Утверждаю «____»_____________ 2010 «_____»____________ 2010 «_____»___________2010 на заседании МО Методист Директор школы
___________Лаврова Т.И. __________Т.Г. Трегубова _________Н.М. Буртылева
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса
«Подготовка к успешной сдаче экзамена
по истории России в форме ЕГЭ»
11 класс
МОУ «Приобская СОШ»
2010 - 2011 учебный год
27 часов
Учитель А.В. Сибель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...