Факультативный курс "Правители в истории России"
рабочая программа по истории (10 класс) на тему

Программа предназначена для I курса НПО, рассчитана на 34 часа, составлена на основе расширенного изучения наиболее важных тем по истории России IX-XIX веков.

Программа предполагает изучение истории через деятельность известных правителей России 1X-XIX веков, через оценку их морального выбора, политической активности, нравственности их поступков, влияние на происходящие исторические процессы и судьбы многих людей.  Главное внимание уделяется системности в изучении исторических событий и деятельности правителей, их роли в социально-политическом, экономическом развитии страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativnyy_kurs_praviteli_v_istorii_rossii.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа предназначена для I курса, рассчитана на 34 часа, составлена на основе расширенного изучения наиболее важных тем по истории России IX-XIX веков в соответствии с Базисным учебным планом. Предлагаемая программа предполагает изучение истории через деятельность известных правителей России 1X-XIX веков, через оценку их морального выбора, политической активности, нравственности их поступков, влияние на происходящие исторические процессы и судьбы многих людей. Главное внимание уделяется системности в изучении исторических событий и деятельности правителей, их роли в социально-политическом, экономическом развитии страны, используется гуманистический, цивилизационный подходы к изучению материала.

Цели и задами программы:

  1. Расширить и углубить знания учащихся, развивать интерес к отечественной истории на  

примере изучения отдельных исторических персоналий.

  1. Создать у учащихся представления о роли личности в истории, о целостности исторического процесса.
  2. Развивать у учащихся способности к самостоятельному анализу
    деятельности правителей, исторических событий, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории.
  3. Привлечь учащихся к работе с дополнительной литературой, историческими источниками.
  4. Формировать умение давать развёрнутую характеристику исторической
    личности, активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность,
    развивать способность объективно оценивать события и поступки людей.

6.Развивать уважение к отечественной истории, способствовать формированию убеждений и целостных ориентации, воспитанию учащие я в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.

Часть I. Династия Рюриковичей. (1Зчасов)

Раздел 1. Киевская Русь (IX- начало XII вв.). (4часа)

Тема №1.Правление первых русских князей. (1 час)

Русь в конце IX- середине X в. Поход Олега на Константинополь в 907г. Договоры Руси с греками. Укрепление Киевского государства при Игоре. Начало борьбы с печенегами. Русско-византийская война 941-944 гг. Восстание древлян и смерть Игоря. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Путешествие Ольги в Константинополь, Крещение Ольги. Святослав-«Александр Македонский Восточной Европы». Подавление племенного сепаратизма. Поход на Восток. Борьба за выход в Каспийское море, удар по Хазарии. Русско-византийское соперничество. Борьба за восточных и европейских союзников. Поражение Святослава.

Тема №2.Правление Владимира Святославича. (1 час)

Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Историческое значение крещения Руси. Оборона Руси от печенегов. Внутренние реформы. Личность Владимира Святославича.

Тема №3. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. (1 час)

Развитие хозяйства страны. «Русская Правда» как Юридический памятник раннефеодальной эпохи. Начало русского монашества. Первый русский митрополит Илларион. Разгром печенегов в 1036 г. Развитие культуры, образования. Династические связи Ярославого дома.

Тема№4.Владимир Мономах. Последние годы великой державы.

(1 час)       

        Признаки распада Древнерусского государства. Соперничество феодальных кланов. Княжеские съезды и объединение русских сил для борьбы с половцами. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. «Поучение детям» и «Устав». Удар Владимира Мономаха по новгородскому сепаратизму. Мстислав Великий - сын Владимира Мономаха. Последние годы единой державы.

Раздел 2. Удельная Русь. (XII-XIII вв.). (2 часа)

Тема №5. Владимиро-Суздальское княжество. (2 часа)

Перемещение центра русской государственности на Северо-восток. Восточнославянская периферия и поздний по сравнению с Западной Европой цивилизованный старт Северо-восточной Руси. Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве. Возникновение городского поселения в районе Москвы. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенесение столицы княжества во Владимир. Всеволод Большое Гнездо. Зарождение дворянства. Расцвет Владимиро-Суздальского княжества. Борьба «низов» и «верхов» Владимиро-Суздальской земли.

                 Раздел 3. Московская Русь. ( XIII-XV вв.). (3 часа)

Тема №6. Борьба Руси против внешних вторжений в XIII в. (1 час)

 «Батыево разорение». Установление ордынского ига на Руси. Наступление крестоносцев. Невская битва. Александр Ярославич Невский. Борьба с Тевтонским орденом. «Ледовое побоище». Личность Александра Невского.

Тема №7. Объединение русских земель вокруг Москвы. Противостояние Орде. (2 часа)

Собирание Руси. Политическое соперничество. Возвышение Москвы.Переход митрополии из Владимира в Москву. Личность Ивана Калиты. Успехи Ивана Калиты, его преемников. Противостояние Орде. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Успехи в борьбе с Тверью, Рязанью, Литвой. Отражение ордынских набегов. Битва на Куликовом поле(1380), сё значение. Личность Дмитрия Донского. Национальный подъём после Куликовской битвы. Политическое первенство Москвы при Василии 1 и Василии Тёмном. Распад Золотой Орды. Усиление Руси при Иване III. Присоединение земель. Разрыв с Ордой - сражение на реке Угре, освобождение от иноземного ига (1480).

Раздел 4. Единая Россия (конец XV-начало XVII в.). (4 часа)

Тема №8. Возникновение государства Российского. (2 часа)

            Иван III - первый великий князь всея Руси. Создание единой системы управления, армии, финансов. Судебник 1497г. Соперничество Светской и церковной властей. Отношения с Западом, возрождение былых связей. Софья Палеолог - супруга московского великого князя. Василий III, присоединение Пскова, Смоленска, Рязани, вхождение нерусских народов в состав Российского государства. Московское государство в системе международных отношений. Теория «Москва - третий Рим». Значение создания единого Российского государства.

Тема №9. Россия в эпоху Ивана Грозного. (2 часа)

Иван IV Грозный - первый царь всея Руси с 1547 года. Политика Избранной рады. Реформы. Внешняя политика - взятие Казанского и Астраханского ханств, начало присоединения Сибири - поход Ермака. Нерусские народы в составе России. Опричнина. Ливонская война. Народные бедствия. Хозяйственное разорение. Крепостнические законы («заповедные голы», «урочные лета»), Иван Грозный и его время в российской историографии.

Часть II. Междинастие. (3 часа)

Тема №10. Конец династии Рюриковичей. Смутное время. (1584-1607).

(3 часа)

Гибель царевича Дмитрия в Угличе. Кончина Фёдора Ивановича, Воцарение Бориса Годунова. Борьба с Романовыми и Шуйскими. Интриги бояр. «Кризис верхов». Голодные бунты (1601-1603). Первый самозванец. Личность Лжедмитрия Г Подъем народного движения. Восстание Болотникова (1606-1607) - кульминация гражданской войны. Царь Шуйский и второй самозванец. Польско-шведская интервенция. Семибоярщина. Первое ополчение. Второе ополчение. Минин и Пожарский. Освобождение Москвы. Борьба за русский трон.

Часть III. Династия Романовых. (18 часов)

Раздел 5. Россия в XVII столетии. (3 часа)

Тема №11. Правление первых Романовых. (3 часа)

Избрание Михаила Романова на царство. Возрождение страны поело смуты. Смоленская война (1632-1634). Царь Алексей Михайлович. Соборное уложение 1649 г. Церковный раскол. «Бунташное время». Царь Фёдор Алексеевич Военно-окружная реформа. Отмена местничества. Русско-турецкая война (1677-1681). Царевна Софья. Стрелецкий бунт.

Раздел 6. Россия в XVIII столетии. (7 часов)

Тема №12. Российская империя при Петре Великом. (2 часа)

Предпосылки преобразований. Реформы в экономике, административно -

государственной сфере, армии. Принятие императорского титула. Утверждение абсолютизма. Экономическая и социальная политика. Внешняя политика. Северная война. Значение преобразований. Противоречивость личности Петра Великого. Русские историки, современники и потомки о Петре I.

Тема №13. Эпоха дворцовых переворотов. (2часа)

Особенности первых десятилетий  послепетровского развития. Отступление

от петровских планов и достижений, с одной стороны, продолжение традиций Петра - с другой. Развитие мануфактур. Отмена внутренних таможен. Подъём сельского хозяйства, торговли. Правление Екатерины 1, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Борьба придворных группировок, роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Войны с Крымом, Турцией, Швецией. Семилетняя война. Пётр III и дворцовый переворот в июне 1762г.

Тема №14. Век Екатерины II. (2 часа)

Возведение па престол. Укрепление личной власти. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Роль фаворитов. Реформы. Либеральные взгляды. Уложенная комиссия. Просвещённый абсолютизм. Изменение Политического курса. Роль Панина Н.И. и Потёмкина Т.А. в судьбе императрицы.

Тема №15. Россия в царствование Павла I. (1 час)

Павел 1 и его политические идеалы. Закон о престолонаследии. Внутренняя и Внешняя политика. Государственный переворот 11 марта 1801 г.

Раздел 7. Россия в XIX столетии. (8 часов)

Тема №16. Правление Александра I. (2 часа)        

Александр I и его программа. Негласный комитет. Проекты социально-экономических и политических реформ, попытка воплощения их в жизнь. Внешняя политика в 1801-1812 гг. Роль Александра I в Отечественной войне 1812 г. Внутренняя политикa  в 1815-1825 гг. Реформаторские начинания. Конституция Царства. Польского. Отмена крепостного права в Прибалтике Планы дальнейших преобразований - отказ от реформ и усиление охранительных начал в политике царя. Противоречивость личности Александра 1, духовный мистицизм.

Тема №17.Николай I. Апогей самодержавия. (1 час)

Политические взгляды и особенности внутренней политики. Усиление централизации управления. Борьба с революционным движением в России, антидемократические преобразования. Кризис Николаевской системы.

Тема №18. Россия в эпоху реформ императора Александра II. (2 часа)

Александр II. Образование и воспитание, формирование политических взглядов.

Попытка модернизации страны через реформы. Суть крестьянской реформы 1861 г. Либеральные реформы 60-70 гг. Особенности внешней политики. Либерализм Александра II и общественно-политическая борьба. Убийство Царя «Освободителя».

Тема №19. Правление Александра III. (1 час)

Особенности характера и политических взглядов. Борьба с революционным движением. Контрреформы. Укрепление политических позиций дворянства. Национальная и религиозная политика.
Тема №20. Николай II. Последний русский император. (1 час)    

Воспитание и образование. Вступление на престол. События на ходынском поле. Политические взгляды царя. «Эпоха доверия». Политика царя в период  и после первой русской революции. Думская монархия и отношение Николая II к Столыпину П.А. и его проектам реформ. Непоследовательность внутренней политики. Кризис власти. Внешняя политика. Отречение Николая II от престола. Расстрел царской семьи в 1918 г.        

Итоговая контрольная работа. (1 час) Итоговая контрольная работа.

1.Соотнесите имя князя с его деянием:

1 .Александр Невский        А) Принятие титула «государя всея Руси»

2.Василий I        Б) Крестил Русь

З.Владимир Красное Солнышко        В) При нём строился первый каменный Кремль в

4.Дмитрий Донской        Москве

5.Иван Калита        Г) Начал активную политику присоединения

6. Иван III        земель к Москве

Д) Причислен к лику святых как защитник православной веры

Ж) Впервые получил по завещанию отца право на великое княжение

2.Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1 .Воцарение династии Романовых

  1. Гибель царевича Дмитрия
  2. Казанский поход
  3. Начало единоличного правления Петра Алексеевича
  4. Опричнина
  5. Основание Славяне-греко-латинской академии
  6. Принятие Иваном Грозным титула царя.
    8.Присоединение Украины к России

9.        Смутное время

10.        Учреждение приказов

3.Соотнесите имя правителя с правовым актом (мероприятием):

1. Анна Иоанновна        А) Ликвидация Тайной канцелярии

2.Екатерина II        Б) Издание Духовного регламента и окончательная

  1. Елизавета Петровна        ликвидация патриаршества
  2. Павел I        В) Подписание указа об открытии первого университета
  3. Пётр I        Г) Введение строгого порядка престолонаследия по
  4. Пётр III        мужской линии

                                                            Д) Уничтожение автономии Украины

                                           Ж) Ограничение службы дворян в армии 25-летним сроком

4.        Соотнесите событие с датой:

  1. 1810 г.        А) Создание Государственного совета
  2. 1818 г.        Б) Правление Николая I
  3. 1825-1855 гг.        В) Убийство Александра II
    4.1864 г.        Г) Реформы образования

  1. 1874 г.        Д) Создание Союза благоденствия
  2. 1881 г.        Ж) Введение всеобщей воинской повинности
  3. 1828-1876 гг.        3) Кавказская война

5. Прочитайте отрывок из книги С.С. Ольденбурга «Царствование императора Николая II» и ответьте на поставленные вопросы.

Вера в бога и свой долг царского служения была основой всех взглядов императора Николая II. Он считал, что ответственность за судьбы России лежит на нём, что отвечает за них перед престолом Всевышнего. Другие могут советовать, другие могут ему мешать, но ответ за Россию перед богом лежит на нём. Из этого вытекало отношение и к ограничению власти, которое он считал переложением ответственности на других, непризванных, и к отдельным министрам, претендовавшим, по его мнению, на слишком большое влияние в государстве. «Они портят, а отвечать мне» - таково было, в упрощённой форме рассуждение государя.

Император Николай II обладал живым умом, быстро схватывающим существо докладываемых ему вопросов, - все, кто имел с ним деловое общение, в один голос об этом свидетельствуют. У него была исключительная память, в частности на лица. Государь имел также упорную и неутомимую волю в осуществлении своих планов. Иное мнение было широко распространено потому, что у государя поверх железной руки была бархатная перчатка. Он всегда ставил дело выше лиц, а при несогласии с действиями своих министров отстранял их независимо от их прошлых заслуг. При этом он старался «позолотить пилюлю»: отставка обычно сопровождалась внешними знаками милости и назначением высоких пенсий. Тут не было «коварства», как утверждали его враги. Милостивый приём только подчёркивал отсутствие личного нерасположения, а отставка свидетельствовала о деловом расхождении.

Император Николай II - это признают и его враги - обладал совершенно исключительным личным обаянием. Он не любил торжеств, громких речей; этикет ему был в тягость. Ему было не по душе всё показное, искусственное, всякая широковещательная реклама. В тесном кругу, в разговоре с глазу на глаз он зато умел обворожить своих собеседников, будь то высшие сановники или рабочие посещаемой им мастерской. Его большие серые лучистые глаза дополняли речь, глядели прямо в душу.

Вопросы и задания к документу.

1.Перед вами идеализированный портрет последнего российского императора. Какие

качества характера и черты личности Николая II восхваляет автор этой характеристики?

2.Каково было кредо (основное правило) правления Николая II, по мнению автора этого

документа?

З.Какими обстоятельствами С.С. Ольденбург объяснял нежелание Николая II что-либо

менять в своём государстве?

6.        Дайте определение понятий

Смутное время

Боярская дума

Избранная рада

Антанта

Модернизация

7.        Перечислите реформы Александра П.
Сравните их с контрреформами Александра Ш.


Критерии оценки.

Задания 1-4 по 1 баллу за каждое правильное соотношение

Задание 5 - за каждый правильный ответ 2 балла

Задание 6 — за каждый правильный ответ - 3 балла

Задание 7 - за первую часть задания — 4 балла, за вторую часть — 5 баллов.

Максимальная оценка за работу - 49 баллов.

Справочная литература.

  1. Большой энциклопедический словарь. 2т. А.М.Прохоров, Москва, 1991 г.
  2. Акрамов Б.Н. Большая Советская энциклопедия. Москва. «Просвещение»,
       1989г.

З. Сурнов А.К. Энциклопедия для школьников. Москва «Просвещение»,    

   1995г.

  1. Государственные деятели России 19 - нач.20 вв. Библиографический
       справочник. Москва, 1995 г.
  2. Абаренков В.П. Краткий политический словарь. Москва, 1988 г.
  3. Хронология российской истории. Энциклопедический справочник.
       Москва, 1997 г.

Учебно-методическая литература.

1.Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до     конца 17 века. Москва 2012 г.

2.Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец 17-19 иск. Москва.  

   2012 г.

  1. Изосимов A.M. Отечественная история. Москва. 1998 г.
  2. Новиков С.В. История. Справочник абитуриента. Москва, 1997 г.
  3. Зуева М.Н. История России с древности до наших дней. Пособие для
          поступающих. Москва, 1996 г.
  4. Лобанова Е.Н. Максимов Ю.И. История. ЕГЭ. Репетитор. Москва.
         «Экзамен», 2005 г.

7.Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. Москва    

   «Эксмо», 2004 г.

Специальная литература.

  1. Корелин А.П. Россия на рубеже веков. Исторические портреты. Москва
    1991 г.
  2. Манько А.В. Чтение об особах Российского императорского дома,
    Москва «Просвещение», 1994 г.
  3. Марк Ферро. Николай II. Москва, 1992 г.
  4. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. Москва, 1990 г.
  5. Кулюгин А.И. Правители России. Москва, 2004 г.
  6. Евгеньева М.И. История династии. «Господа Романовы». Москва,
    1991 г.

7.        Пашков Б.Г. Русь, Россия. Российская империя. Москва. 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...

Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009 г. и учебнику А.А. Леваандовского и Ю.А. Щетинова «Ис

Использование исторических источников при изучении истории России в 9, 11 - х классах (по учебнику А.А. Данилова, Л. Г Косулиной, М.Ю Бранта«История России, XX – начало XXI вв.».-М.: Просвещение, 2009...

Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)

Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...

Технологическая карта урока №1 по истории России 6 класс ( к учебнику Андреева И.Л. "История России с древнейших времен до XVI в." )по теме:" Введение. Человек и история"

Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...

Модифицированная программа факультативного курса «Дискуссионные вопросы истории России XX века»

Изучение данного курса позволит учащимся изучать и анализировать проблемные, дискуссионные вопросы истории нашей страны двадцатого века....