урок истории в 8 классе школа 8 вида
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории Отечества в 8 классе.
Тема урока: «Крепостные крестьяне».
Цель: дать учащимся представление о положении крепостных крестьян.
Задачи:
- Образовательные: разъяснить понятия «крепостные крестьяне», «помещики», «барщина», «оброк»;
- сформировать представление о крепостном угнетении.
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательные способности, внимание, память;
- продолжать учить анализировать, сравнивать;
- закреплять навыки работы с таблицей.
Воспитательные: воспитывать отрицательное отношение к закрепощению людей и сочувствие к крепостным.
Основные термины и понятия: крепостное право, крепостные крестьяне, помещики, барщина, оброк, Соборное уложение.
Оборудование и материалы: Иллюстрации «В крестьянской избе», «Торг»; стихотворение Н.Кончаловской «Наша древняя столица», сравнительная таблица «Крепостные крестьяне и помещики».
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Оргмомент
Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
Мы закончили изучение темы «Смутное время». Чем закончилось Смутное время»?
Ответ на вопрос:
-победа русского народа;
-освобождение от польских и шведских захватчиков;
-в России появился всенародно избранный царь Михаил Романов, началось правление династии Романовых.
3. Постановка цели урока.
Учитель:
«После этой великой победы в сердцах простых русских людей появилась надежда на лучшую жизнь. Все ждали, что царь отблагодарит русских людей, сражавшихся за родину. Сегодня мы узнаем, сбылись ли надежды простых россиян на счастливую свободную жизнь. Мы посмотрим, как изменилась жизнь людей после Смуты. По ходу урока мы будем учиться заполнять таблицу и пользоваться ею».
3. Актуализация знаний.
Для начала давайте вспомним: - Людей какого сословия в России было больше всех?
- Чем занимались крестьяне?
- Где жили крестьяне?
Ответы на вопросы:
-крестьян.
-земледелием и скотоводством.
- в деревне.
4. Изучение новой темы.
Запись на доске и в тетрадях темы урока «Крепостные крестьяне».
Расчерчивание на доске и в тетрадях таблицы.
Заполнение таблицы по ходу урока.
Объяснение учителя:
«В XVII(17) веке в Росси появилось новое слово «помещик». Оно произошло от слова «Помещать». Помещиками называли людей, которым царь за верную службу дарил землю, т.е. «помещал» их на землю. Но вместе с землей царь жаловал своим верным слугам и крестьян, которые жили на этой земле. Таким образом, крестьяне, которые жили на подаренной помещику земле, становились его собственностью вместе с землей. Они были прикреплены к земле, к своему хозяину – помещику, и стали называться крепостными. Так как крестьяне не имели своей земли, то помещик давал им участок для пользования. Крестьяне обрабатывали эту землю, выращивали урожай, чтобы прокормиться. Бросить землю они не могли, так как другой земли у них не было. Крестьяне могли уйти от помещика только в один день в году – 26 ноября (Юрьев день). Но просто так крестьяне уйти не могли. Они должны были заплатить «пожилое» - плату за пользование землей, ещё они должны были отдать помещику все долги. Зато помещик мог сделать со своими крепостными все, что угодно, ведь они были его собственностью, как вещи, одежда, продукты. Более того, если крестьяне убегали, не заплатив, то помещик обязан был в течение 5 лет разыскать этого крестьянина и наказать его, чаще всего плетьми, а мог даже и убить. Но помещики все равно были недовольны. Им не нравилось, что у крепостных крестьян есть право уходить от одного помещика к другому. Поэтому они потребовали от царя, чтобы он принял новый закон, запрещающий крестьянам менять хозяина. И в 1649 году такой закон был принят. Он вошел в историю как «Соборное уложение». В этом уложении было окончательно закреплено крепостное право.
Крестьяне в уплату за пользование землей помещика должны были платить ему оброк – это деньги, продукты, грибы и ягоды. Кроме того, крестьяне должны были работать на барщине – т.е. на поле или в доме помещика. (пахать, сеять, убирать урожай, делать уборку, готовить еду, шить одежду и.т.д.). Причем крестьянин должен был прийти на работу со своим инвентарем, т.е. со своей лошадью, плугом и т.п. Помещик за работу крестьянину не платил. Считалось, что барщиной крестьянин отрабатывает помещику за землю».
Сейчас мы с вами сравним жизнь помещиков и крепостных крестьян.
Первый вопрос: Кто они, помещики?
Ответ: Это царские слуги, которые получили поместье и землю за службу царю.
Второй вопрос: Кто такие крепостные крестьяне?
Ответ: Это люди, подаренные помещику вместе с землей.
Третий вопрос: кем приходятся помещики и крестьяне друг другу?
Ответ: Помещик владел крестьянами, которые жили на его земле. (Хозяин).
Крестьяне были прикреплены к земле и к хозяину – помещику. (Рабы)
Помещики могли наказывать крестьян, обменивать, продать, купить.
Четвертый вопрос: Как вы думаете, часто ли крестьяне могли пользоваться возможностью уйти от помещика?
Ответ: Могли уйти от помещика (осенью, заплатив пожилое и долги).
Пятый вопрос: Что такое оброк и барщина?
Ответ: Крестьяне в уплату за пользование землей помещика должны были платить ему оброк – это деньги, продукты, грибы и ягоды. Кроме того, крестьяне должны были работать на барщине – т.е. на поле или в доме помещика (пахать, сеять, убирать урожай, делать уборку, готовить еду, шить одежду и.т.д.).
Первичное закрепление.
Чтение учителем стих. Н.Кончаловской «Наша древняя столица».
Вопросы учителя:
- Как вы думаете, какой были жизнь крепостных крестьян?
- Нравилась ли им такая жизнь? А помещикам?
- Давайте посмотрим на эти картины. Что на них нарисовано?
Ответы на вопросы.
Рассматривание и описание картин «Изба крепостного крестьянина» и «Торг».
Вывод урока и запись в тетрадях:
- 1649 год – Соборное уложение. Окончательно узаконено крепостное право:
-был запрещен переход крепостных крестьян от одного помещика к другому;
-розыск беглых крестьян не ограничивался;
-крепостное состояние стало передаваться по наследству.
Подведение итогов урока.
Итак, сегодня мы с вами узнали о жизни крепостных крестьян. Скажите, сбылись ли мечты простых людей о счастливой свободной жизни? (Нет). Крестьяне стали окончательно несвободными людьми, у них не стало никаких прав, т.е. они стали бесправными рабами.
Домашнее задание.
Стр. 167-171. Прочитать дополнительный рассказ о казаках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение кроссвордов на уроках истории в коррекционной школе VIII вида
Применение кроссвордов на уроках истории в школе 8 вида как один из вариантов закрепления и повторения учебного материала...
Дидактический материал для работы с учебником на уроках истории в коррекционной школе VIII вида
В архиве находится дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с учебником истории в школе 8 вида по некоторым темам. Темы материала соответствуют темам в учебнике....
Урок истории 7 класс коррекционная школа 8 вида тема урока"Жизнь и быт людей в Древней Руси"
Урок истории в 7 классе на тему "Жизнь и быт людей в Древней Руси".Слайды помогают понять жизнь наших предков-славян....
Презентация к уроку истории 7 класс "Жизнь и быт людей в Древней Руси" коррекционная школа 8 вида
В презентации используется материал,необходимый для понимания темы урока по истории 7 класса о жизни наших предков -славян обучающимися коррекционной школы 8 вида.Презентация на тему "Жизнь и быт люде...
Урок истории в коррекционной школе VIII вида
Данный урок может быть использован учителями коррекционных школ VIII вида...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории в коррекционной школе VIII вида
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории в коррекционной школе VIII вида...
урок по истории 8 класс школа 8 вида
история семибоярщины...