Познавательные задания для урока «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале ХIX в.»:
материал по истории (11 класс)
Для урока истории в 11 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 2065 г. Москва
учитель истории и обществознания
Михайлова Елизавета Игоревна
Познавательные задания для урока «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в начале ХIX в.»:
Младотурки.
Иностранные компании захватывали не только внутренний рынок, но и внешнюю торговлю стран Востока. Само по себе превращение зависимой страны в страну монокультуры и в источник сырья не было столь эффективным для финансового капитала без господства в сфере экспортных и импортных операций. И каждая империалистическая держава, ввозящая капиталы, огромную их часть вкладывала в данную сферу. Анализ структуры ввоза и вывоза товаров, колониальных и зависимых стран показывает громадное преобладание в экспорте сырья и в импорте фабричных товаров.
Вся таможенная политика подчинялась метрополиям. Американцы на Филиппинах французы во Вьетнаме, англичане в Индии и Египте устанавливали таможенные и железнодорожные тарифы, дававшие им наибольшую выгоду.
- По каким причинам метрополиям было выгодно превращать колониальные страны в монокультуры?
- Каким образом метрополии могли получать наибольшую прибыль от колониальных стран?
- Назовите основные особенности экономической политики метрополий в отношении колоний?
- Мог ли экономический гнет метрополий, отрицательно сказаться на развитии колониальных стран? Аргументируйте свой ответ.
- В какие основные сферы колоний вкладывали свои капиталы империалистические страны.
Колониализм в начале ХХ века.
К началу XX в. завершилась волна создания огромных колониальных империй, самой крупной из которых стала Британская империя, раскинувшаяся на громадных пространствах от Гонконга на Востоке и до Канады на Западе. Весь мир оказался поделенным, на планете почти не осталось «ничейных» территорий. Великая эпоха европейской экспансии закончилась. В ходе множества войн за раздел и передел территорий, европейские державы распространили свое господство почти над всем земным шаром.
Колониальная система включала в себя как колонии в собственном смысле слова, т.е. страны и территории, лишенные какой бы то ни было формы самоуправления, так и полуколонии, в том, или ином виде сохранившие свои традиционные системы управления.
Вопросы:
- Опишите основные различия, которые существовали между колониями и полуколониями?
- Назовите самую большую колониальную империю на момент начала ХХ века?
- По какой причине закончилась великая эпоха европейской экспансии?
- Какие основные колониальные империи существовали на начало ХХ века?
- Объясните каким образом, европейские государства смогли распространить свое влияние над всем земным шаром?
Развитие Латинской Америки к началу ХХ века.
Со времени колонизации Нового Света, с начала XVI в. и до начала XX в., то есть всего за четыре столетия, Латинская Америка совершила исторический скачок от каменного века, первобытно-общинного строя типа к промышленному капитализму.
В конце XIX - начале XX в. переход Латинской Америки к эпохе промышленного капитализма совпал с периодом становления в Западной Европе и США господства корпораций, монополий. В это время в Латинской Америке как бы совпали две линии мирового развития, совмещение фазы раннего капитализма с сохранением докапиталистических элементов и капитализма зрелого, вступившего в новую монополистическую стадию. Приток иностранного капитала сыграл важную роль в капиталистическом развитии Латинской Америки, однако при этом его роль была двойственной: с одной стороны, несомненно, иностранный капитал ускорял развитие капитализма в регионе, но вместе с тем нередко и консервировал традиционные социальные отношения
- Объясните, каким образом всего за 4 столетия Латинская Америка совершила исторический скачок от каменного века к промышленному капитализму?
- Почему на момент начала ХХ века в Латинской Америки сосуществовали две линии мирового развития?
- Опишите, как в Латинской Америки в начале ХХ века могло совмещаться фазы докапиталистического развития с монополистическим капитализмом?
- Мог ли иностранный капитал играть значительную роль в развитии Латинской Америки? Аргументируйте свой ответ.
Национально-освободительное движение в Африке.
Накануне Первой мировой войны была организована первая попытка объединить подобные организации в британских колониях Западной Африки, однако она провалилась. Организованное оформление африканского движения на юге континента было более результативным. Этому способствовала деятельность одного из будущих лидеров освободительного движения индии М. Ганди, который в 1906 году возглавил компанию гражданского неповиновения индийцев проживающих в Натали.
В январе 1912 года состоялась конференция в городе Блумфонтейне, на которой несколько организаций объединились в Южно-Африканский национальный конгресс, позднее ставший Африканским национальным конгрессом. Он заявил, что стремиться объединить все племена Южной Африки и вести борьбу за справедливость и равные права для коренного населения.
- Каким образом в Африке начали формироваться первые национально-освободительные организации?
- Почему первые попытки объединить национально-освободительные организации в Африке провалилась?
- По какой причине африканское освободительное движение на юге Африки было более результативным нежели на севере?
- Как деятельность М. Ганди способствовала развитию освободительного движению Африки?
- Могла ли конференция в Блумфонтейне в 1912 году дать толчок для дальнейшего развития освободительного движения от колониального господства? Аргументируйте свой ответ.
Причины пробуждения Азии.
Причин пробуждения Азии было несколько. Первая причина — антиколониализм, широко распространившийся в начале XX века по всему Востоку в ответ на жестокость и притеснения колонизаторов и объединивший самые разнородные в социальном отношении группы населения.
Второй причиной был небывалый подъем национального самосознания, объединивший разные организации и потоки освободительной борьбы: стихийные выступления крестьян и ремесленников, забастовки рабочих, тайные общества и секты, профессиональные объединения городских и сельских предпринимателей.
В качестве третьей причины можно назвать влияние политических ценностей метрополий. Нормы и традиции парламентской демократии европейских стран активно воспринимались интеллигенцией, предпринимателями, служащими и студентами стран Востока.
- Назовите основные причины пробуждения Азии.
- Каким образом антиколониальные освободительные движения смогли повлиять на пробуждения Азии?
- Почему в начале ХХ века в Африке произошел подъем национального самосознания?
- Могли ли традиционные европейские ценности повлиять на развитие национально-освободительного движения в Азии? Аргументируйте свой ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути развития народов Азии, Африки и Латинской Америки
Презентация к учебнику Н.В.Загладина...
Презентация по истории. 11 класс.Освободительное движение в странах Азии и Латинской Америки на пороге новейшей истории.
Презентация может быть использована на уроках истории в 11 классе по учебнику базового уровня авторов А.Н.Алексашкина, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина Россия и мир в 20- начале 21 века....
Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»
Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:· Систематизировать и у...
Урок истории. 11 класс. Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами.
Конспект поможет углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами; подробно рассмотреть причины подъема национальных антиколониальных движен...
Конспект урока "Страны Южной Африки.ЮАР".7 класс
Подробный конспект урока географии в 7 классе по теме "Страны Южной Африки.ЮАР"...
Познавательные задания на уроках русского языка
Интерес учащихся к изучению русского языка зависит от многих факторов, но прежде всего отучителя, от его способностей обеспечивать максимальную возможность для развития уученика его творческих задатко...