Конспект. История Древнего мира. Александр Македонский.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Конспект для 5 класса, походы Александра Македонского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pohod_aleksandra_makedonskogo_na_vostok.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток
Тип урока: урок овладения новыми знаниями
Цели урока: достижение следующих результатов:
Личностные:
Способствовать сформированности мотивации к обучению, развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей. Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.
Метапредметные:
регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи;
познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи;
коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции;
Предметные: развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию. Рассматривая завоевательные походы македонской армии, научить выявлять причины побед Александра Македонского, а также их последствия для завоёванных народов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания по теме: «Возвышение Македонии при царе Филиппе».
Письменно: 2 карточки.
Карточка №1
Дать определение понятиям: граждане, верфи, народное собрание, переселенцы, Перикл.
Карточка №2
а) Внимательно прочитать вопрос и подготовить развернутый ответ на него: почему Греция потеряла свою независимость?
б) Для этого вспомнить:
- Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?
- Почему греки жили недружно и воевали между собой?
- Что давала тактика Филиппа ссорить противников?
в) Сделать вывод.
Устно:
- Где находится Македония? (на севере Балканского полуострова)
- Как звали македонского царя? (Филипп II)
- Каким был Филипп II?
- Краткий ответ по карточке: почему Греция потеряла свою независимость?
- Каким образом Александр пришел к власти в Македонии? (после смерти своего отца – царя Филиппа)
III. Переход к изучению новой темы.
Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа II во главе государства стал его сын Александр. Одним из распространенных современных имен – Александр. Ребята, кто знает ,что оно означает в переводе с греческого (защитник)? У нас есть в классе Александры? Каких великих людей с таким именем вы знаете?(А.Македонский, А.Невский, А.Пушкин, А.Суворов и другие). Александр продолжил дело своего отца, осуществив поход на Восток.
Вместе с учащимися определяем цель урока: познакомиться с походами Александра Македонского на Восток и выяснить, почему рухнула мощная держава персов под ударами армии македонцев.
Задача урока: почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?
IV. Изучение новой темы.
План. Слайд №3.
- Личность Александра Македонского.
- Первые победы.
- Битва при Иссе.
- Гибель Персидского царства.
- Окончание похода.
Записываем в тетрадях тему и план урока.
Цезарь с восхищением думал об удивительной судьбе Александра Великого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. В наше время о нём пишут книги, снимают фильмы.
Посмотрите, пожалуйста, на карту. Покажите территорию Македонии, которая досталась Александру в 336 году до н.э.
А вот какими станут владения Александра Македонского к 324 г до н.э. (показываю на карте)
– Какие известные государства он завоюет?
– Сколько лет ему на это понадобилось, если известно, что выступил в поход он в 334 г. до н.э.?
Показывают на карте и объясняют ее местоположение – маленькая горная страна на севере Балканского полуострова.
Ответы: все известные тогда государства: Египет, Вавилонское царство, Финикия, Лидия, Мидия,..
Ответы: всего 10 лет
Проблемный вопрос: Почему Александр Македонский завоевал полмира? Сегодня в течение урока мы попробуем ответить на этот вопрос.
Записи на доске:
334 г. до н. э. – битва на реке Граник,
333 г. до н. э. – битва близ города Исс,
331 г. до н. э. – битва у селения Гавгамелы,
330-327 гг. до н. э. – походы Александра в Среднюю Азию,
325 г. до н. э. – завершение похода в Вавилоне.
Александр Македонский вместе со своим войском в 334 г. до н.э. отправляется в поход. Запись 334 г. до н.э. – начало похода А.М. на Восток.
Как мы с вами уже знаем, на востоке находились самые различные страны. Поэтому, чтобы нам лучше запомнить материал мы нарисуем таблицу, которую будем заполнять по ходу нашего урока.
«Походы А.Македонского на Восток»
В 334 г. до н.э. состоялась переправа войск через пролив (Дарданеллы), отделяющий Европу от Азии. На берегу горной реки Граник стояли отряды персов. Надвигался вечер. И один из полководцев предложил дождаться утра, но Александр ответил словами… (слайд №5, №6). Битва завершилась победой македонян. Был открыт путь в Малую Азию.
Рассказ учителя: Дарий III – персидский царь (слабый, нерешительный человек и бездарный полководец), двинулся во главе войска навстречу Александру. Встретились близ г. Исс. Александр возглавил атаку. Бой шел два часа. Александр прорвался к колеснице Дария и тот, испугавшись, бежал с поля битвы, оставив свою семью. Слайд №7, №8.
Самостоятельная Работа с текстом учебника по вариантам: пункт №2 абзац 3, с. 191-192, I-В.
?- Как была завоевана Финикия?
Расскажите о захвате Тира, отметив:
Почему Александру обязательно нужно было захватить город Тир?
В чем была трудность захвата города?
Как македонцы преодолели эти трудности?
Как характеризует Александра его ответ на письмо Дария?
3 абзац, с. 192-193, II-В.
?- Как Александра встретили в Египте? 2-3 минуты. Здесь Александр основал первый свой город в честь своего имени – Александрию. Таких городов будет основано еще более 20. Слайд №9, №10.
Рассказ учителя: В 331г до н. э. Александр продолжил свой поход вглубь Персии. 4 месяца шло войско. У селения Гавгамелы состоялась битва. (Слайд №11, №12). Дарий III собрал огромную армию: колесницы, пехота, конница, боевые слоны.
Александру был дан такой совет – напасть на персов ночью. «Я не краду победу», - ответил Александр.
Характеристика битвы:
- Битва началась с атаки персидских колесниц (не причинили вреда македонянам).
- Построившись клином, македонская конница во главе с Александром атаковала персов, прорвала их строй и устремилась к тому месту, где находился Дарий.
- За конницей – фаланга.
- Дария охватил страх, он обратился в бегство, а за ним – его воины.
- Александр занял Вавилон, а затем Персеполь.
- Дария III убивают его же приближенные.
- Войско провозгласило Александра «царем Азии».
Комментированное чтение всего класса: Слайд №13, №14. Затем Александр отправился в Среднюю Азию. А с Азии он продолжил свой поход в Западную Индию – в долину Инда. Здесь войско Александра столкнулось с боевыми слонами. Но лучники ранили многих слонов и те пришли в ярость, повернув назад. При этом начали топтать свих воинов. Александр одержал блестящую победу. Окрыленный успехами он объявил о походе в долину Ганга. Однако войско отказалось.
325 год до н. э. 10 – летний поход завершился.
323 год до н. э. Александр заболел и умер (от лихорадки – это болезненное состояние, сопровождающееся жаром и ознобом). Слайд №15. Задание для учащихся:
? Когда Александр родился?
V. Закрепление. Слайд №16.
Первичная проверка понимания (4 мин.) Давайте вернемся к проблеме урока. Почему Александр Македонский завоевал полмира? Примерный вывод по проблеме: Александр Македонский завоевал полмира благодаря своим личным качествам, хорошо подготовленному войску, а также слабости и разобщённости персидского войска. Немаловажную роль сыграл тот факт, что народы Востока сами подчинялись иноземному царю-деспоту.
- Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу? (армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций; полководческий талант Александра сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы).
- Что привлекает вас в личности Александра Македонского? Что вам не нравится в нем?
- Наведи порядок: соотнести имена исторических деятелей ирод их занятий
Филипп Друг Александра, спасший ему жизнь
Парменион Царь Македонии
Клит Полководец, советник Александра
Аристотель Царь Персидской державы
Дарий III Философ, учитель Александра
VI. Итог урока. Домашнее задание: § 42, § 43 и придумать виртуальную экскурсию по городу Александрия Египетская (чтобы вам хотелось показать своим друзьям, о чем рассказать, что вам большего всего понравилось в городе, основанном Александром Македонским?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории Древнего мира "Завоевания Александра Македонского"
Урок разработан для 5 класса на тему "Завоевания Александра Македонского". Конспект урока составлен в соответствии с ФГОС. К конспекту прилагается презентация....
Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"
Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....
Урок по истории Древнего мира "Походы Александра Македонского на Восток"
Этот урок построен на использовании электронных образовательных ресурсов, что соответствует требованиям к современному уроку. В конспекте даются ссылки на источники таких ресурсов....
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».
Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...
Путешествие в Александрию Египетскую. Урок по истории Древнего мира в 5 классе.
Разработка урока-путешествия по истории Древнего мира для 5 класса....
Презентация к уроку истории Древнего мира по теме "Александрия Египетская"
Презентация к уроку истории Древнего мира по теме "Александрия Египетская"...
Тест по теме "Македонские завоевания в IVв. до н.э." (История Древнего мира 5 класс.)
В данном тесте использованы следующие виды заданий закрытого типа: с множественным выбором ответов, задания соответствия, с переструктурированием данных....