рабочая программа 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Трофимова Ирина Григорьевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_8_klass.docx59.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики

Утверждаю»

И.о.директора МБОУ «СОШ № 39»

   г. Чебоксары        

_________________(Тарасова Н. В.)

Приказ №136

«23» мая 2017 г.

                «Согласовано»

         Зам. директора по УВР

_________________ (Тихонова А. В.)

                «22» мая 2017  г.

       «Рассмотрено»

     Руководитель МО

_______________(Матвеева Н. В.)

Протокол №1

«19» мая2017 г.

                                                

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель: Трофимова И. Г., Федоров В. И.

Класс: 8

Количество часов за год: 70

класс

Количество часов

В неделю

В год

2

70

8 Ю

2

70

8 И

2

70

8 Б

2

70

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание учебного предмета
  3. Тематическое планирование
  4. Литература
  5. Система оценки знаний, умений, навыков

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2014 г., авторских программ «Новая история» под редакцией А.Я.Юдовской, Л.М.Ванюшкиной, авторской программы по истории России под редакцией Данилова А.А., Косулиной Л.Г./Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014; «История России 6-9 кл.» А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной /Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов и носит пропедевтическую направленность, является началом системного изучения обучающимися обществоведческих дисциплин, связана с проблемами социализации младших подростков. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Данная программа обеспечивает изучение истории Нового времени XIX в. и истории России XIX в. учащимися 7 класса. Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования в школе имеет следующие особенности:

 - знакомство со спецификой культур изучаемых стран используется для формирования толерантного отношения обучающихся к другим народам, адекватного восприятия поликультурной картины мира;

- при выборе форм контроля используются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности.

Программа изучения курса рассчитана на 70 часов, при учебной нагрузке 2 часа в неделю.Срок реализации – 2017 – 2018 учебный год.

Учебник: Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. – М. : Просвещение, 2016. – 304 с.

История России, XIX век. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М. :Просвещение, 2014. – 303 с.

        Цели курса:

1.    формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

2.    развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

3.    приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

4. показать своеобразие развития России в новое время как части мировой истории

        Задачи:

- выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий.

- должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа; приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;

- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;

- научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;

- уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения;

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся школы.

Отличительные особенности рабочей учебной программы по сравнению с примерной программой, в том, что она составлена в соответствии со структурой учебника, предполагает проведение повторительно-обобщающих уроков.

Особенности организации учебного процесса по предмету:

Историческое образование играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Изучая историю учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.

Изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии примерной программы в 8 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента предполагается изучение особой содержательной линии «История Чувашии». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и ориентирована на обязательное изучение. История Чувашии в 8 классе включает в себя изучение таких тем как: Христианизация чувашского населения: методы, результаты, социальные и культурные последствия; Народные протесты, волнения и восстания в Чувашии; Культура Чувашии в XIXв.

Формы и методы, технологии обучения:

В рабочей программе учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы (при выборе форм контроля используются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности гимназистов). Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи. Методы обучения, предусмотренные программой: наглядный, словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия), работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана), видеометод. Используемые технологии обучения: компьютерные (новые информационные) технологии обучения, проблемное обучение.

Используемые формы, способы и средства контроля.

Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:

  • домашние задания.
  • разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ)
  • подготовка сообщения по теме
  • выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;
  • участие в олимпиаде, в конференции.
  • защита мини - рефератов,
  • защита проектов;
  • написание сочинений

Итоговой формой контроля является промежуточная аттестация в форме итогового тестирования.

Планируемые результаты обучения предметаучащимисяза  8 класс:

знать:

- основные понятия, этапы и ключевые события и выдающихся деятелей   истории России и всемирной истории XIX в.

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития за данный период;

- уметь:

- соотносить даты всемирной истории и истории России с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий изучаемого периода;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- использовать для познания окружающего мира различных методов;

- уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

- обладать необходимыми коммуникативными умениями, уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

- осуществлять контроль и самооценку.

- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

           - высказывания собственных суждений об историческом.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (70 ч.)

НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XVIII—XIX вв. 7 класс (29 ч.)

Тема 1: Становление индустриального общества 8 час

Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному. Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистическогого развития. Проблемы, порожденные модернизацией.

Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот  в средствах транспорта.  Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Наука: создание научной картины мира XIX в. В зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Причины быстрого развития естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художественные направления в живописи и музыке.

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. Причины появления главных идейнополитических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.

Тема 2: Строительство новой Европы  8 час

Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи.

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.  Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.

Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба.  Парламентская реформа 1932., установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г.: причины и ход. Кризис Июльской монархии.

Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.

Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революцию Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии.

Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Объединение Германии. Объединение Италии. Два пути объединения.

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.

Тема 3: Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества 5 час

Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем.  Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От «нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне.

Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ.

Франция: Третья республика. Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX в.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии.  «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в.

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в.

Тема 4:Две Америки 3 час

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом. Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие США в конце XIX – начале ХХ в.

Латинская Америка в   XIX – начале XX в.: время перемен. Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.

Тема 5:Традиционные общества в XIX в.: новый этап колонизма 4 час

Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в.

Китай: сопротивление реформам.  «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.

Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г.

Африка: континент в эпоху перемен.  Традиционное общество. Раздел Африки. Создание ЮАС.

Тема 6: Международные отношения: обострение противоречий 1 час

Международные отношения: дипломатия или войны? Причины усиления международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы.

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX в. (41 час)

Тема 1: Россия в первой половине XIX в. 18 час

Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие.

Внутренняя политика в 18011806 гг. Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике.

Внешняя политика в 18011812 гг. Международное положение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение российского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.

Отечественная война 1812 г. Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Герои войны. Причины победы России в войне.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 1825 гг. Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка.

Внутренняя политика в 1815—1825гг. Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

Общественное движение при Александре I. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и тайные общества.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. Попытки решения крестьянского вопроса, реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы.  

Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.

Внешняя политика Николая I в 18261849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Польский вопрос. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия.

Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «общинного социализма» А. И. Герцена.

Крымская война 18531856 гг. Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин.  Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

Образование и наука. Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции. Русское географическое общество.

Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Театр. Становление национальной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.

Быт и обычаи. Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.

Тема 2: Россия во второй половине XIX в. 23 час

Начало царствования Александра II. Личность Александра IIи начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России.

Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 18601870-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: формирование буржуазии, рост пролетариата.

Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.

Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.

Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра П.

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев общества. Социальная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество.

Общественное движение в 8090-х гг. XIX в. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Просвещение и наука. Развитие образования: достижения и проблемы.  Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.

Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение.  

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Промежуточная аттестация.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока по порядку

Тема урока

Количество часов

Основное содержание

Примечание

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (29 часов)

   Тема 1. Становление индустриального общества (8 часов)

1.

Введение

1

Понимают черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией.

2.

Индустриальные революции: достижения и проблемы

1

Узнают черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией.

3.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

1

Изучают новые проблемы в индустриальном мире.

4.

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность

1

Обсуждают человека в изменившемся мире: материальную культуру и повседневность Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

5.

Наука: создание научной картины мира

1

Изучают новые явления в науке.

6.

XIX в. в зеркале художественных исканий. Литература.

1

В зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Причины быстрого развития естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины.

7.

Искусство в поисках новой картины мира

1

XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художественные направления в живописи и музыке.

8.

Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство

1

Причины появления главных идейно-политических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.

Тема 2. Строительство новой Европы (8 часов)

9.

Консульство и образование в наполеоновской империи

1

Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи.

10.

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

1

Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.

11.

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию

1

Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба.  Парламентская реформа 1932., установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.

12.

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису

1

Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г.: причины и ход. Кризис Июльской монархии.

13.

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя

1

Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.

14.

Германия: на пути к единству

1

Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии. Ход революции. Пруссия – центры объединения Германии.

15.

«Нужна ли вам единая и неделимая Италия?»

1

Экономическое и политическое развитие Италии. Революция 1848 г. Ход объединения Италии.

16.

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

1

Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.

Тема 3. Страны Западной Европы в конце XIXв.

              Успехи и проблемы индустриального общества. (5 часов)

17.

Германская империя: борьба за «место под солнцем»

1

Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От «нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне.

18.

Великобритания: конец Викторианской эпохи

1

Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ.

19.

Франция: Третья республика

1

Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX в.

20.

Италия: время реформ и колониальных захватов

1

Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии.  «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в.

21.

От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса

1

Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое развитие  Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в.

Тема 4. Две Америки. (3 часа)

22.

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

1

США: империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом.

23.

США: империализм и вступление в мировую политику

1

Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие США  в конце XIX – начале ХХ в.

24.

Латинская Америка в XIX в.: время перемен

1

Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.

Тема 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. (4 часа)

25.

Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника»

1

Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в.

26.

Китай: традиции против модернизации

1

«Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.

27.

Индия: насильственное разрушение традиционного общества

1

Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г.

28.

Африка: континент в эпоху перемен

1

Традиционное общество. Раздел Африки. Создание  ЮАС.

Тема 6. Международные отношения: обострение противоречий. (1 час)

29.

Международные отношения: дипломатия или войны?

1

Причины усиления международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы.

ИСТОРИЯ РОССИИ (39 часов)

Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (18 часов)

30.

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.

1

Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие.Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике.

31.

Внешняя политика в 1801-1812 гг.

1

Международное положение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение российского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза.

32.

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

1

Личность реформатора и начало его деятельности.  Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.

33.

Отечественная война 1812 г.

1

Причины и начало войны. Планы и силы сторон.     Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе.   Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Герои войны. Причины победы России в войне.

34.

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг.

1

Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I.

35.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

1

Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

36.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

1

Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

37.

Общественное движение при  Александре I

1

Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и тайные общества.

38.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

1

Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

39.

Внутренняя политика Николая I

1

Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. Попытки решения крестьянского вопроса, реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева.

40.

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в.

1

Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.

41.

Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.

1

Россия и революционное движение в Европе. Польский вопрос. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия.

42.

Общественное движение в годы правления Николая I

1

Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «общинного социализма» А. И. Герцена.

43.

Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя.

1

Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин.  Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

44.

Образование и наука

1

Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.

45.

Русские первооткрыватели и путешественники

1

Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции. Русское географическое общество.

46.

Художественная культура

1

Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Театр. Становление национальной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.

47.

Быт и обычаи

1

Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.

Тема 2. Россия во второй половине XIX в. (21 час)

48.

Накануне отмены крепостного права

1

Личность Александра II  и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России.

49.

Крестьянская реформа 1861 г.

1

Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

50-51.

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.

2

Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь.   «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.

52.

Национальная политика Александра II

1

Основные реформы в области национальной политики.

53.

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

1

Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: формирование буржуазии, рост пролетариата.

54.

Общественное движение: либералы и консерваторы

1

Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг.   Консерваторы и реформы.

55.

Зарождение революционного народничества и его идеология

1

Причины роста революционного движения.  Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.

56.

Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. XIX в.

1

Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра II.

57.

Внешняя политика Александра II

1

Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

58.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс.    

59-60.

Внутренняя политика Александра III

2

Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев.    Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

61.

Экономическое развитие в годы правления Александра III

1

Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте.   Состояние сельского хозяйства.

62.

Положение основных слоев общества

1

Социальная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство.   Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество.

63.

Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в.

1

Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии.

64.

Внешняя политика Александра III

1

Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

65.

Просвещение и наука

1

Научные достижения в России в XIX в.

66.

Литература и изобразительное искусство

1

Основные произведения литературы.  Живопись: стили, жанры, художники.

67.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество

1

Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Театр. Музыкальная школа, изменения.

68.

Быт: новые черты в жизни города и деревни

1

Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды. Праздники.

69.

Промежуточная аттестация (тестирование)

1

Проверка знаний, умений и навыков по пройденным темам. Тест.

70.

Анализ работ

1

Работа над ошибками, повторение тем с наибольшим количеством ошибок.

ЛИТЕРАТУРА

  Основная и дополнительная учебная литература:

1. Учебник  Юдовская А.Я  Новая история, 1800 – 1900: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учреждений.- М.: Просвещение, 2016.

2. Учебник  ИсторияРосси, XIX век. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М. : Просвещение, 2014. – 303 с.

3.  Хрестоматия по истории России. Т. 1: С древнейших времен до XVII в. — М., 1994

Учебные и справочные пособия:

1. Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1997

2. История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев (рук. авт. колл.), Д.И. Олейников, В.Н. Амбаров и др.- М.: Дрофа, 1999.- 64 с.

3. Кушнир А. Г. Хрестоматия по истории. История Русского государства в документах,    материалах и комментариях. Учебное пособие. Т. I, II. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1999. – 1280 с.

Учебно-методическая литература:

1.Рабочая программа по всеобщей истории 6-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.Ю.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений /  А.Ю.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина – М.: Просвещение, 2014.

3. А.А.Данилов, Г.Г.Косулина Методическое пособие по истории России.8 кл. - М.: Просвещение, 2016.

4.Данилов А.А. «Программа по курсу История государствава и народов России 6-9 кл» – М., 2015 г.

5. С.В. Колпаков, М.В.Понамарев, В.А.Рогожкин программа Всеобщая история 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2014 г.

Технические средства обучения

1. Мультимедийный проектор

2. Компьютер

3. Экспозиционный экран

4. Магнитофон

5. Принтер

Экранно-звуковые пособия

  1. CD Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (история России с древнейших времен до конца XIX века) – 3 CD
  2. СD “История государства Российского»
  3. СD  “История нового времени 1800-1900 гг.»

4.   СD “Витязь на распутье»

Оборудование класса

1. Стол учительский с тумбой

2. Ученические столы 2-х местные с комплектом стульев

3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

4. Шкафы для размещения наглядных пособий

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Критерии оценки

Владение знанием на теоретическом уровне предполагает:

  • знание определений основных понятий темы, их существенных признаков, умение привести правильные примеры для конкретизации отдельных признаков понятия, употребление понятий в правильном контексте;
  • понимание функциональных и причинно следственных связей между общественными явлениями, социальными процессами, умение раскрыть эти связи, обоснование связи между причиной и следствием;
  • умение раскрывать на примерах теоретические положения, используя при этом и собственные примеры;

Критерии, определяющие уровень овладения теоретическим материалом:

Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод.

Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал учебников. На заданные уточняющие вопросы ответил правильно.

Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или

аргументы, подтверждающие те или иные положения.

Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.

Выявление умений применять теоретические знания в познавательной деятельности:

  • понимать смысл поднятой в тексте или задаче проблемы;
  • извлекать знания из предложенных текстов;
  • различать факты и субъективные мнения;
  • формулировать ответы на поставленные вопросы;
  • использовать соответствующие теоретические знания в контексте ответа;
  • обосновывать и аргументировать их с опорой на теоретические знания и социальный опыт;
  • приводить примеры; выражать собственное мнение по обсуждаемой теме и свое отношение к социальным явлениям;
  • давать оценку действий субъектов социальной жизни с позиций обществоведческого знания.

Критерии оценивания:

Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), полно и правильно выполнил предложенные задания, проявил высокий уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний и умений.

Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), предложенные задания выполнил правильно, но недостаточно полно. На заданные вопросы ответил правильно. Проявил необходимый уровень всех требующихся для выполнения заданий знаний и умений.

Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся понял смысл текста (задачи), но смог выполнить задание лишь после дополнительных вопросов. При этом на поставленные вопросы не вполне ответил правильно и полно, но подтвердил ответами понимание вопросов и продемонстрировал отдельные требующиеся для выполнения заданий знания и умения.

Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не понял смысла текста (задачи), не смог выполнить задания. На заданные вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность требующихся для выполнения заданий знаний и умений. Или учащийся понял отдельные детали текста, но не его основной смысл, задания выполнил неправильно, на заданные вопросы ответил неудовлетворительно, не продемонстрировал сформированность требующихся для выполнения заданий умений.

Выявление сформированности  предметной компетентности, то есть способности решать средствами учебных предметов «Новая история» и «История России XX – XXI вв.» проблемы, которые могут встретиться ученику. Для того чтобы человек был способен выполнять определенный вид социальной деятельности, необходимо, чтобы он:

  • знал ту область, в которой будет происходить его деятельность, те процессы, которые протекают в ней, условия, в которых они происходят;
  • типичные проблемы данной области;
  • владел обобщенными способами, выработанными человеческим опытом деятельности в данной области;
  • имел собственный опыт творческого решения проблем, относящихся к данной области;
  • знал и был готов соблюдать традиции, регулирующие общественные отношения в целом и поведение людей в конкретной области;
  • имел ценностные ориентации, позволяющие придерживаться определенного направления этой деятельности;
  • владел общими компетенциями, относящимися к самоорганизации в любой деятельности, взаимодействию с другими людьми, решению проблем;
  • имел желание действовать, порождаемое потребностями, интересами, установками, относящимися к определенной области.

Критерии оценки:

 В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы умения:

  • анализировать предложенную условную ситуацию;
  • понимать смысл требований (предписания) задания;
  • определять, какие знания необходимы для выполнения задания, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных обстоятельств и обществоведческими понятиями;
  • применять социально экономические и гуманитарные знания для решения практических задач, планирования собственных действий;
  • доказывать обоснованность предлагаемого решения;
  • предвидеть последствия определенных социальных действий и собственного поведения в конкретной ситуации.

Отметка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Отметка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.

Отметка «3» ставится, если ученик справляется с заданием лишь при помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик не может выполнить задание даже при помощи экзаменатора.

Данные критерии приведены в журнале «Вестник образования» от 28.02.2007 года, кроме того данные рекомендации по оцениванию ответов на отдельные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а могут быть лишь общим ориентиром.

Критерии оценки письменных ответов:

Оценка «5»    -    100-90 %

Оценка «4»    -      89-70 %

Оценка «3»    -      69-45 %

Оценка «2»    -      44 - 0 %

Приложение

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента предполагается изучение особой содержательной линии «История Чувашии». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и ориентирована на обязательное изучение. История Чувашии в 8 классе включает в себя изучение таких тем как:

  1. Народные протесты, волнения и восстания в Чувашии;
  2. Культура Чувашии в XIX в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...