Проблемы и способы изучения личности Ф.Ф. Ушакова на уроках истории в средней школе
статья по истории (7 класс) на тему
Изучение личности Ф.Ф. Ушакова несомненно имеет огромную важность в курсе изучения истории. К сожалению, жизнь и деятельность святого праведного воина, непобедимого адмирала Федора Федоровича Ушакова в учебниках истории представлена крайне недостаточно. В учебнике «История России. 7 класс» об Ушакове упоминается лишь в одном предложении при изучении темы «Внешняя политика Екатерины II» в пункте, посвященном русско-турецкой войне, где авторы пишут: «Летом 1791 года русские войска окончательно разгромили турецкую армию на Балканах. Тогда же молодой русский Черноморский флот во главе с Федором Федоровичем Ушаковым разбил турецкую эскадру в Керченском проливе». Поэтому учитель истории должен восполнить этот пробел, прославить моряка, удивительного военного флотоводца. Его ратный путь и морские победы, преданность службе, вере и Отечеству - пример служения для многих поколений русских моряков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lichnost_ushakova.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Агапкина Т.А.
Проблемы и способы изучения личности Ф.Ф. Ушакова
на уроках истории в средней школе
B современном мире предмет истории рассматривается как область действительности, формирующая целостный взгляд на место человека в обществе. Именно через данный предмет pаскрывается сущность человека как субъекта истории, исторической личности, определяется его место в обществе. Ранее сведения o человеке, как об исторической личности не выделялись специально. Oднaко, изучение их как самостоятельной и существенной области позволит реализовать личностно - деятельностный подход в воспитании и обучении на уроках истории и является условием формирования основы познавательной, эстетической, трудовой, нравственной культуры школьника через представление исторического процесса в виде совокупности деятельностей каждого индивида. Поэтому осознание роли человека как субъекта истории связано не только c уважением к деятельности других индивидов в прошлом и настоящем, но и c самовосприятием на фоне социальной действительности. Следовательно, целью изучения исторической личности является умение ученика оценивать себя как личность, которой отведена определенная, пусть небольшая, роль в современной истории.
В преподавании истории долгие десятилетия на первый план выдвигались объективные закономерности общественного развития, которые отождествлялись с внеличностностью и бессознательностью исторического процесса.
Так в государственном стандарте исторического образования проблема изучения человека и его роли в истории поставлена первой среди сквозных содержательных линий всех школьных курсов. В практике преподавания истории явно недостаточно уделяется внимания характеристикам исторических личностей, не ведётся систематическая целенаправленная работа по формированию у учащихся знаний об исторических личностях; учителя истории затрудняются в выборе эффективных приёмов и средств для решения этой проблемы.
Школьный курс, дающий основы научной истории не может быть безликим. Нельзя «выбросить» из истории имена людей, сыгравших в ней крупную роль, как позитивную так и негативную, невозможно, не отклоняясь от исторической правды. Историческая информация должна так излагаться, чтобы человек в истории стал целью исторического познания.
В истории личностями называют людей, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, отличающихся от других в каком-либо отношении, причем не только положительном, но и в отрицательном смысле. Определений и примеров конкретных великих личностей в истории множество. Но оценки их часто носят субъективный характер.
Исторический образ возникает у ученика под влиянием яркого рассказа учителя, самостоятельной работы над документально-мемуарной и художественно исторической литературой, рассказов и очерков книг для чтения, в сочетании с использованием наглядных средств обучения.
Таким образом, специфической задачей истории является выяснение конкретных условий формирования определённой личности и влияние её деятельности на конкретный ход событий, окружающую действительность.
Изучение личности Ф.Ф. Ушакова несомненно имеет огромную важность в курсе изучения истории. К сожалению, жизнь и деятельность святого праведного воина, непобедимого адмирала Федора Федоровича Ушакова в учебниках истории представлена крайне недостаточно. В учебнике «История России. 7 класс» об Ушакове упоминается лишь в одном предложении при изучении темы «Внешняя политика Екатерины II» в пункте, посвященном русско-турецкой войне, где авторы пишут: «Летом 1791 года русские войска окончательно разгромили турецкую армию на Балканах. Тогда же молодой русский Черноморский флот во главе с Федором Федоровичем Ушаковым разбил турецкую эскадру в Керченском проливе». Поэтому учитель истории должен восполнить этот пробел, прославить моряка, удивительного военного флотоводца. Его ратный путь и морские победы, преданность службе, вере и Отечеству - пример служения для многих поколений русских моряков.
По итогам опроса школьников большинство учащихся о Ф.Ф. Ушакове знают только то, что он великий флотоводец и командующий морским флотом в русско-турецкой войне. Обучающиеся не владеют информацией о биографии прославленного воина и не могут дать ответ, почему главный храм нашей республики построен и освящен в честь святого праведного воина Феодора Ушакова. Что является огромной проблемой современной методики преподавания исторической науки.
В связи с этим, я предлагаю, задействовать один резервный час в рамках изучения курса Истории России в 7 классе и посвятить его изучению биографии Ф.Ф. Ушакова, архивных документов и монографий – тема урока «Ф.Ф. Ушаков – великий русский флотоводец». Составление биографических справок - дело не новое для школьников. Но чаще всего записи ведутся бессистемно, что затрудняет их запоминание и выделение конкретных сфер деятельности изучаемой личности. Ресурсами для изучения исторической личности служат учебное пособие, исторические архивные документы и фотодокументы, иллюстрации, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати, ресурсы Интернет. Для наибольшего интереса учеников необходимо рассказать о спорных фактах его биографии, опираясь на архивные документы. Мной разработан конспект урока по данной теме, целью которого является военно-патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности адмирала Ф.Ф.Ушакова.
Задачи урока:
- изучить факты биографии Ф.Ф. Ушакова;
- рассмотреть личность и деятельность Федора Федоровича Ушакова как военного флотоводца, его участие в важнейших сражениях;
- показать значимость его личности;
- рассмотреть приемы и формы, используемые для изучения личности на уроках истории в общеобразовательной школе.
План урока:
- Биография Ф.Ф. Ушакова: легенды и исторические факты действительности.
Говоря о биографии Ушакова, необходимо сказать, что до последнего времени родословная Ушакова была недостаточно изучена. Оставались неизвестными дата и место его рождения, а многие эпизоды из биографии носили откровенно легендарный характер. Так в исторической литературе утвердилось мнение, что адмирал родился в д. Алексеевка Темниковского уезда Тамбовской губернии. Дата рождения указывалась лишь приблизительно: 1743, 1744 - 1745 и даже 1752 гг. Историографический анализ показал, что энциклопедические и справочные издания по этому поводу тоже давали противоречивые сведения.
Рассказывая данные факты ученикам, необходимо обратиться к архивным документам. В результате исследований найденных архивных документов «Ведомость отставных от воинской службы, жительство имевшим в Ярославской провинции Романовском уезде», «Скаска недоросля Федора Ушакова», «Исповедальные ведомости церкви Богоявления-на-Острову Романовского уезда», метрическая книга церкви Богоявления-на-Острову с записью о рождении Ф.Ф. Ушакова – 13 февраля 1745 г. в сельце Бурнаково, был положен конец противоречиям в вопросе о дате и месте рождения адмирала. Также важно упомянуть об архивных источниках Республики Мордовия, которые также опровергли «тамбовскую версию» происхождения Ф.Ф. Ушакова. Ими была обнаружена «Купчая на сельцо Алексеевка в Темниковском уезде Тамбовской губернии, проданное А.А. Духовницкой адмиралу Ф.Ф. Ушакову» от 25 июля 1805 г.
К сожалению, на сегодняшний день не выявлено достоверных документов, отражающих объективную картину детских лет жизни и семейного воспитания Фёдора Ушакова, поэтому этот период его жизни был наиболее мифологизирован.
Говоря о легендах в биографии флотоводца, необходимо рассказать учащимся и о спорах, касающихся его родословной, т.е. дворянского происхождения, описать герб рода Ушаковых.
Не обошлось без легенд и в боевой биографии адмирала. В отечественной литературе утвердилось мнение, что перевод Ушакова на Балтику в 1802 г. для командования гребным флотом, явился, якобы, следствием его опалы, за самовольное создание республики на Ионических островах. На самом деле никакой опалы как таковой не было и объективно быть не могло. Из документов АВПРИ видно, что на создание там республики ему официально были даны полномочия.
Создание легенд есть прямое следствие недостаточной изученности жизни и деятельности той или иной личности, и главным аргументом в поисках истины могут служить только архивные документы. Споры о реальном и вымышленном в биографии адмирала Ф.Ф. Ушакова – яркое тому подтверждение.
- Флотоводческая деятельность Ф.Ф. Ушакова. Участие в войнах и сражениях.
1) Русско-турецкая война 1768 - 1774 годов
2) Русско-турецкая война 1787 - 1791 годов:
- Первый выход в море
- Бой у острова Фидониси
- Керченское морское сражение
- Сражение у мыса Тендра
- Сражение у мыса Калиакрия
3) Вклад в военную науку
4) Строительство Севастопольского порта
5) Война первой коалиции
6) Война второй коалиции
- Последние годы жизни и благотворительность. Награды, память и канонизация Ф.Ф. Ушакова.
Рассказывая о последних годах жизни Ф.Ф. Ушакова, необходимо донести до учеников тот факт, что для нас, жителей Мордовии, Федор Федорович особенно близок. Именно мордовскую землю он выбрал для последних лет своей жизни, где он скончался и был похоронен. Мы по праву и с гордостью называем легендарного адмирала Российского флота своим земляком!
Навсегда в нашей памяти останутся масштабные торжества, связанные с канонизацией адмирала Федора Ушакова. 5 августа 2001 года адмирал Ушаков был канонизирован Русской православной церковью как местночтимый святой Саранской и Мордовской епархии. Город Темников стал духовным центром всего православного мира. Церемонию канонизации возглавил нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 6 октября 2004 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил Фёдора Ушакова к общецерковным святым в лике праведных. Фёдор Ушаков почитается как святой покровитель российского военно-морского флота (с 2000 года) и стратегических военно-воздушных сил (с 2005 года).
В 2006 году в нашем городе был построен Кафедральный Собор, который стал символом духовного возрождения республики. Тогда же, в 2006 году, в Саранске был открыт памятник Федору Ушакову. Церемонию возглавил Президент России В.В. Путин, который отметил, что «Мордовия превратилась в один из духовных центров России, стала одним из самых динамично развивающихся регионов страны».
И в заключение урока учащихся нужно подвести к выводу о том, что Ф.Ф. Ушаков действительно является подлинным героем, примером для нас.
«Ведь адмирал Ушаков – это всегда победа, это разгром противника с минимальными потерями, это слава России как великой морской державы. Феодор Ушаков является символом мужества и стойкости русских моряков, непобедимости Российского флота, образцом праведности. Вся его жизнь учит нас - даже, когда невыносимо тяжело, главное - оставаться человеком, быть верным Родине и присяге».
Помимо предложенного урока, я также предлагаю провести внеклассное мероприятие в форме игры для закрепления данной темы. Сегодня практически любой учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы построения уроков.
Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Использование игр на уроке создает в обучении неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивает интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. В ходе игры учебная цель предстает перед ними в виде игровой задачи.
Викторина «Что? Где? Когда?»
Перед игрой определяются «знатоки», которые набирают команды. Участники рассаживаются за столы по командам. Одна команда остается у доски, ей задают вопросы по всей изученной теме представители других команд. Обсуждение вопроса командой занимает 20-25 секунд, отвечает один ученик. Команда играет до первого неправильного ответа, после чего уступает место у доски другой команде. Приобретая вкус к игре, учащиеся рациональнее используют игровое время, стремятся задать как можно больше вопросов. Игра продолжается, как правило, 20-25 минут. Использование на уроке элементов этой игры повышает познавательный интерес, развивает самостоятельность и коллективизм учащихся, активизирует пассивных учеников. В этом случае достигается результативность повторительно - обобщающих уроков.
Вопросы могут быть использованы следующие:
1. Где родился адмирал Ф. Ф. Ушаков? (сельцо Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии).
2. Где учился Федор Ушаков? (в Морском шляхетском кадетском корпусе).
3. Назовите любимые предметы юноши (математика, навигация, история, география).
4. Какая самая заветная мечта была у кадетов? (надеть парадную форму).
5. Какой чин получил Федор Ушаков после окончания Морского корпуса? (мичмана).
6. Куда направили Федора после окончания Морского корпуса? (Балтийский флот).
7. Почему Ф.Ф. Ушакова называют «морским Суворовым»? (он не проиграл ни одного морского сражения из сорока).
8. Укажите названия кораблей, которыми командовал Ф.Ф.Ушаков («Курьер»,«Морея», «Модон», «Георгий Победоносец», «Виктор», «Святой Павел» и др.).
9. За какие заслуги он был награжден орденом святого Владимира 4-й степени в 1784 г.? (за успешную деятельность по борьбе с чумой в г. Херсоне?).
10. Когда был впервые использован боевой десант Ушаковым? (при взятии крепости Корфу в 1799 г.).
11. Зачем Ф.Ф. Ушаков был командирован Адмиралтейств-коллегией в Рыбинск и Тверь в 1779 г.? (для доставки корабельного леса в Санкт-Петербург).
12. Какую тактику применил он в русско-турецкой войне 1787 - 1791гг., отказавшись от традиционной линейной? (тактику свободного маневрирования).
13. Каким флотом командовал Ф.Ф.Ушаков в 1790 – 1802 гг.? (Черноморским).
14. Где Ф.Ф. Ушаков проявил свои блестящие дипломатические качества? (на освобожденных Ионических островах он организовал республику, в управлении которой участвовали все слои населения).
15. В каком походе Ф.Ф. Ушаков принял участие вместе с А.В. Суворовым, обеспечив ему поддержку с моря?( в итальянском).
16. 3а какие заслуги был награжден Ф.Ф. Ушаков орденом святого Александра Невского в 1791 г.? (за знаменитую победу над турецким флотом у мыса Калиакрия).
17. Когда и почему Императрица Екатерина Вторая пожелала видеть героя Ф.Ф.Ушакова? (в 1793 г. за заслуги перед Отечеством и престолом она поднесла ему в дар золотой складень-крест с мощами святых угодников, Ушакову был пожалован чин вице-адмирала).
18. Что помогло устоять русским морякам против стольких испытаний? (православный дух, их верность царю и Отечеству, великий пример главнокомандующего и их всеобщая любовь к Ф.Ф.Ушакову).
19. Каких наград еще был удостоен святой флотоводец России Ф.Ф.Ушаков и за что?
- 1790 г. орден святого Владимира II степени за победу, одержанную в Керченском проливе;
- 1790 г. орден святого Георгия II степени за победу у о. Тендра;
- 1798 г. бриллиантовый знак к ордену святого Александра Невского за взятие о. Цериго;
- 1798 г. орден святого Иоанна Иерусалимского за взятие о. Занте;
- 1799 г. бриллиантовый челенг (перо) на шляпу и соболья шуба от турецкого султана;
- 1800 г. орден святого Януария I степени за освобождение Неаполитанских областей Королевства обеих Сицилий от короля Фердинанда IV;
20.Какие награды были учреждены в честь адмирала Ф.Ф.Ушакова? (медаль Ушакова, орден Ушакова I степени, орден Ушакова II степени);
21. Какой земляк флотоводца одним из первых стал кавалером ордена Ушакова II степени? (Колышкин Иван Александрович, командир Краснознаменной бригады подводных лодок Северного флота, уроженец деревни Крутец Рыбинского уезда Ярославской губернии).
22. Где жил Ф.Ф. Ушаков? отойдя от служебных дел? (некоторое время в Санкт-Петербурге, а затем в деревне Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии).
23. Где похоронен адмирал Ф.Ф.Ушаков? (возле Санаксарского монастыря, Темниковский уезд Тамбовская губерния).
24. Почему 30 ноября 2000 г. стало поистине историческим для Военно-морского флота России? (решением Комиссии по канонизации Русской Православной Церкви выдающийся флотоводец Ф.Ф.Ушаков причислен к лику местночтимых святых Саранской епархии).
Знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему воссоздать и связать в единое целое представление об изучаемой личности. Игра вдохновляет ученика, успех в ней приносит детям чувство радости и удовлетворения, а урок, превращается из «серого» в яркий и незабываемый.
В этом году в Мордовии проходит серия мероприятий, посвященных 200-летию памяти адмирала Ушакова, поэтому также считаю целесообразным классным руководителям организовать экскурсии в Кафедральный собор и возложить цветы к памятнику Ф.Ф. Ушакова в рамках военно-патриотического воспитания молодежи.
И в заключение, хотелось бы повторить слова Главы Республики Мордовия В.Д. Волкова «В таких патриотах и защитниках родной земли, как адмирал Ушаков, наш народ всегда видел источник жизни, праведной и честной».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы проблемного обучения на уроках истории в средней школе
Эта работа была написана в 2009 году для аттестации на 12 разряд...
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...
Актуальные проблемы внедрения и реализации ФГОС в области изменения оценки личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроке информатики в средней школе
В статье поднимается вопрос оценивания личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроках математики в основной школе. Автор предлагает технологию самостоятельного оценивания...
Основные проблемы, возникающие у пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в средней школе
Классный руководитель знакомит родителей с основными проблемама, возникающими у пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в средней школе....
Изучение сказок А.С. Пушкина на уроках литературы в средней школе (статья)
В статье подробно рассматриваются источники «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и предлагается вариант урока изучения этого текста методом сравнительного анализа....
Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звене Описание опыта работы
В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от выпускников школы жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноце...
Формирование читательской грамотности на уроках истории в средней школе
Данная презентация поможет системно учителям истории формировать такой вид функциональной грамотности, как читательская грамотность на уроках истории. Представленные методы и приёмы позволят организов...