МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему : « Викторина в преподавании истории»
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Боровцова Галина Викторовна

Данная работа раскрывает основные события Великой Отечественной войны в год 75-летия освобождения Смоленщины, используется краеведческий материал. Указана роль викторины в процессе обучения и воспитания, имеется сценарий проведения викторины. Осуществляется межпредметная связь с литературой, используются стихи Твардовского и Рождественского. Может быть использована в проведении классных часов, а также как итоговое занятие по теме "Вторая Мировая война".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Техникум отраслевых технологий»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему : « Викторина в преподавании истории»

Разработал: Боровцова Г.В.,

                                                                                                                     преподаватель

г. Демидов

2015г

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Роль викторины в процессе обучения и внеклассной работе.
  2. Викторины    в    честь    70-летия    Великой    Победы (сценарий).
  3. Викторина «Великая Отечественная война в истории страны».
  4. Викторина    «Смоленский    край    в    годы    Великой Отечественной войны».
  5. Интеллектуально-творческий   конкурс   «Знание-сила», посвященный 70-летию Великой Победы.

Викторина в честь 70-летия Великой  Победы в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.

                   В честь 75–летия освобождения Смоленщины в годы Великой Отечественной    войны

Цель: воспитание любви и патриотизма к своему Отечеству и своему родному краю; гордость за свой народ, который защитил родную страну от немецко-фашистских захватчиков; воспитание уважения и чувств памяти к тем трагическим дням войны, героям военных событий, того, что вечен их подвиг в сердцах современного молодого поколения россиян.

  1. Роль викторины в процессе обучения и внеклассной работе.

        Игровые технологии способствуют     воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, развивают    интеллект детей. Одной из активных форм игровых    технологий является тематическая викторина,   которая погружает обучающихся в интеллектуальные соревнования.

    Викторина – это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Следовательно, основой служат знания обучающихся и вопросно-ответная схема проведения. Викторины могут быть тематическими или обзорными . Викторины и игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных). В свою очередь, элементарные игры можно классифицировать в зависимости от количества вариантов ответов, из которых участники выбирают правильный. Любая интеллектуальная игра может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

          Викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у обучающихся  наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.

            Викторины можно использовать в учебной деятельности, на уроках по различным темам. Особенно важно использовать викторину в урочной деятельности, когда изучается сложный учебный материал, который требует глубокого и детального усвоения. Во внеклассной деятельности викторину необходимо использовать как средство стимулирования познавательного интереса учащихся, их интеллектуальных умений.

           Викторины как особый вид занятий обладают исключительной занимательностью и являются богатой почвой для формирования стойкого познавательного интереса и развития логического мышления обучающихся Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала. Непосредственное вовлечение обучаемых в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих приемов и методов, получивших название активных методов обучения.

К активизирующим задачам относят следующие требования: сочетание посильности и определенной трудности - постепенное усложнение заданий; включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности обучающихся ; введение операции “переноса знаний” в новую ситуацию, метопредметность, связанность заданий с интересами и жизненным опытом обучающихся

Можно выделить следующие правила подготовки викторин :

 1. Тема викторины должна быть актуальной.

 2. Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.

 3. Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.

 4. Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден.

 5. Обучающиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам.

 6. В викторинах всегда должны быть победители.

Предлагаю следующий  план проведения исторической викторины

                                                "Война - жесточе нету слова,

                                Война — грознее нету слова,

                                Война - святее нету слова,

                                           В огне и славе этих лет"

А. Твардовский

Сценарий проведения викторины

  1. Звучит песня «Бухенвальский набат» (автор слов и музыки В.Мурадели, А.Соболев).
  2. Студент: Война - жесточе нету слова

                               Война - грознее нету слова,

                     Война - святее нету слова,

                     В огне и славе этих лет

                                                                        А.Твардовский

(Назовите автора этих строк?)

3.        Студент: «Люди! Покуда сердца стучатся – помните, какой ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните.

                                                                      Р.Рождественский (автор этих слов?)

4.        О тяжелых последствиях войны.

(Воспоминания жительницы Демидовского района о тяжелых днях     войны).

  1. Студент: Мы потомки тех, кто отдал свои жизни за честь и независимость Родины, кто не жалел сил для того, чтобы приблизить желанный День Победы, свято чтим память героических борцов против фашизма. Никто не забыт и ничто не забыто. Советские люди знают, как разрушительна и ужасна война. Как горько нам стоять у обелисков и видеть там скорбящих матерей. Мы головы свои склоняем низко, земно поклон за ваших сыновей.
  2. Подведение итога выступлений (ведущий).

Методический материал к викторине

Путь к Победе над врагом был нелегок и длинен. Этот путь в 1418 дней и ночей небывалых по размаху и ожесточенности сражений. Победа советского народа была добыта ценой невиданных жертв, массового героизма советских людей и на фронте, и в тылу.

Наша страна потеряла более 27 млн. человек. Материальный ущерб составил 2600 миллиардов рублей, разрушено 1710 городов, 70 тысяч сел и деревень, около 32 тысяч промышленных предприятий.

О    героизме    нашего    народа    в    годы    войны свидетельствует то, что более 11 600 воинов армии и флота  были  удостоены   звания   Героя   Советского Союза. Среди них 250 уроженцев нашей области. В их числе дважды Герои Советского Союза. Назовите их? (Колдунов и Лавриненков).

Назовите героев нашего района? (Хренов, Киселев, Фрадков, Кулешов и др.).

А также наш земляк водрузивший знамя Победы над рейхстагом. Назовите его имя? (Михаил Егоров).

Бывают  события,  даже  весьма значительные  для своего времени, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивных   хранилищ,   но   есть   события,   значение которых не тускнеет от неизмолимого бега времени.

Напротив,     каждое     прошедшее    десятилетие     с возрастающей силой подчеркивает их величие. К таким событиям относится победа советского народа в Великой Отечественной войне.  Память об этом событии    бережно    хранится    и    передается    из поколения в поколение, она переживает века. 70   лет   Великой   Победы   -   праздник   силы   и достоинства нашей родины. А теперь в нашей викторине мы вспомним главные сражения войны и имена тех, кто приближал нам и принес эту Великую Победу!

Люди! Покуда сердца стучатся -помните, какой ценой завоёвано счастье - пожалуйста, помните.                                                                                               Р. Рождественский.

Немецко-фашистские захватчики разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тыс. сел и деревень свыше 6 тыс.. зданий и лишили крова около 15 миллионов человек. Среди, разрушенных и наиболее пострадавших городов такие промышленные е культурные центры, как Сталинград , Севастополь , Ленинград , Киев , Минск, Одесса , Смоленск, Новгород , Псков , Орёл, Харьков , Воронеж , Ростов - на -дону и др. Разрушено 31850 промышленных предприятий. Разрушили 65 тыс, км, железнодорожной колеи ,4100 железнодорожных станций 36 тыс. почтово-телеграфных учреждений, телефонных станций и др. предприятий связи.

Уничтожили или разграбили 40 тыс. больниц и др. лечебных учреждений.

84 тыс. школ, техникумов, высших учебных заведений. 43 тыс. библиотек разорили и разграбили 98 тыс. колхозов 1876 совхозов и 2890 МТС.

Бывают события, даже весьма значительные для своего времени, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивных хранилищ. Но есть события, значение которых не тускнеют от неизмолимого бега времени. Напротив. Каждое прошедшее десятилетие с возрастающей силой подчёркивает их величий их определяют роль в мировой истории. К таким событиям относится победа советского народа в ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. Память об этих событиях неподвластна времени — бережно хранимая, и передаваемая из поколения в поколения она переживает века. 22 июня 1941 года на нашу землю пришла беда, перед которой все личные беды были мелкими и незначительными. Пришла беда, угрожающая не только жизни нашего народа, но и самому существованию советского народа. На всех фронтах войны шёл "святой и правый бой", бой не ради славы, ради жизни на земле/

Неизбывной болью и гордостью полнятся наши сердца при воспоминании о доблестях и героических деяниях городов и земель, о титанических усилиях, которые были предприняты для того, чтобы развеять миф о непобедимости гитлеровской армии.

Весенний день 9 мая, 1945 года миллионы людей запомнили, как самый счастливый день в своей жизни. Эта дата золотыми буквами вписана в историю нашей Родины. Много бед и лишений принесла народу эта война. Унесла 27 миллионов человеческих жизней, были разрушены города, сожжены села и деревни разграблены исторические ценности нашей страны. Теперь мы все представляем, что такое война, и что она несёт за собой. Война — это смерть, которая уносит миллионы человеческих жизней. Мы знаем   о виселицах, пытках и муках, где находили могилу десятки тысяч людей- женщины, сольные, старики, младенцы на руках у матерей, Перед страданием жертв блокадной эпопеи Ленинграда, бледнеют самые трагические страницы прошлого- Тревожным набатом звучит колокол Хатынского Мемориала, увековечившего память о жителях белорусских сёл, деревень уничтоженных фашистами, Навеки застыла в скорбном молчании женская фигура возле обугленного остова сарая, где были заживо сожжены жители деревни Красное.

Двадцать семь миллионов советских людей, отдали свои жизни за то, чтобы над миром рассеялись темные тучи фашизма.

Мы потомки тех, кто отдал сбои жизни за честь и независимость РОДИНЫ, кто не жалел сил для того, чтобы приблизить желанный День победы, свято чтим память героических бойцов против фашизма. Никто не забыт, и ничто не забыто. Советские войска знали как разрушительна и опасна война.

Как горько нам стоять у обелисков И видеть там скорбящих матерей , Мы головы свои склоняем низко, Земной поклон за ваших сыновей.

Прошла война, прошла страда. Но боль взывает к людям Давайте, люди, никогда. Об этом не забудем.

Пусть никогда не завянут цветы на могилах погибших в войну.

70 лет Великой Победы - праздник, силы и достоинства нашей страны.

                                                   

                                                    Викторина

Великая Отечественная Война в истории.

1.        Расположите в хронологической последовательности следующие
события В.О.войны:

1)битва на Курской дуге.

2)Контрнаступление советских войск под Москвой.

3)Битва под Сталинградом.

4)Берлинская: операция.

5)Смоленское сражение.

ОТВЕТ: 5,23,1,4.

2.        Кто являлся Верховным Главнокомандующим в годы Великой
Отечественной войны?

ОТВЕТ: И.В . Сталин

3.        Назовите кодовое название плана германского командования взятия
Москвы.

ОТВЕТ: Тайфун.

4.        В битве, под______гитлеровцы потеряли в общей сложности

более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15т. Машин и много другой техники, Немецкие войска были отброшены от: _________

на запад на 150-300 км.

«Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей

войны, я всегда отвечаю: битва за        .Выражая глубокую

благодарность всем участникам битвы за        оставшимся в

живых, а склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть,

но не пропустил врага к        . городу —герою»

Г.Жуков, ОТВЕТ: Москва.

5.        Массовый героизм, беззаветную преданность Родине, силу морального
духа проявили воины всех родов войск уже в самом начале войны
советские лётчики стали применять тараны. Кто совершит первые
воздушные тараны?

ОТВЕТ: Д Б. Кокорев, И И .Иванов.

Всего за годы войны совершено более 200 таранов,

  • Один из них совершён женщиной. Кто это?   (Е .И. Зеленко)
  • Кто провёл четыре воздушных тирана? (лётчик Б.О.Ковзан.)

6.        Кому принадлежат слова : « Великая Россия, а отсгупзть некуда- позади
Москва.»

ОТВЕТ: У разъезда Дубосеково насмерть стояла группа

бойцов-истребителей танков из 316-ой дивизии генерала

И .В. Панфилова во главе с политруком В.Г.Клочковым.

Сказанные им слова: « Великая Россия, а отступать

некуда- позади Москва.» облетели всю страну.

7 Ярким примером героизма советских ВОИНОВ являлась оборона Брестской крепости. Назовите руководителей гарнизона Брестской крепости.

ОТВЕТ: Майор Гаврилов, капитан Зубачёв,

полковой комиссар Е.М. Фомин.

 8. Блокада Ленинграда! Назовите даты этого страшного события.

ОТВЕТ: с 8 сентября 1941 г-27 января 1944г.                    

       длилась 900 дневная блокада города.

8. О мужестве ленинградцев в годы Великой Отечественной войны, в дни и ночи блокады шепчет листва парков Победы, вечно скорбит отлитая в бронзе Родина - Мать. Где находится этот памятник в Ленинграде?

ОТВ ЕТ: на Пискаревском кладбище. -Что вы

сможете о нем рассказать?

9.        Когда установлен памятник Неизвестному солдату в Москве.

ОТВЕТ: В декабре 1966 года в 25-ю годовщину

Московской битвы у кремлёвской стены были

захоронены останки неизвестного солдата павшего в

боях за Москву в 1941г. 8 мая 1967 г. состоялось

торжественное открытке Мемориала. Факел,

зажжённый от Вечного огня на Марсовом поле в

Ленинграде, был доставлен в Москву, н от него

вспыхнул Вечный огонь на могиле Неизвестного

солдат

10.        Какая битва открывает период коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?

ОТВЕТ: Сталинградское сражение 1942 июль-февраль

1943г.

11.        Кому принадлежат слова « За Волгой для нас земли нет!»

ОТВЕТ: Советские солдаты в Сталинградской битве

стояли насмерть. Их девизом быян слова снайпера

Василия Зайцева: « За Волгой для нас земли нет?»

12.        Название плана разгрома немцев под Сталинградом.

ОТВЕТ: он был разработан заместителем

Верховного главнокомандующего Г .К. Жуковым и

начальником генерального штаба А.М. -Василевским

получил условное наименование «Уран».

13.        Название- немецкого плана операции под Курском.

                                                         ОТВЕТ: Цитадель.

14.        Дата Курского сражения.

ОТВЕТ: 1943г. июль- август.

15. В честь победы , в какой битве по приказу И.В. Сталина в Москве был проведен первый в истории Великой Отечественной войны победный салют?

ОТВЕТ: Курского сражения. Освобождение

Белгорода и Орла.

16.        Когда и кто водрузил Красное знамя Победы над Рейхстагом?

ОТВЕТ. 30 апреля 1945 г. бойцы 150-й

стрелковой дивизии М. А. Егоров и

М.В. Кантария.

17.        Когда и где подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?

                                    ОТВЕТ: 8 мая в Карлсхорсте под Берлином.

18.        Кто поставил подпись под документом от СССР.?

                                                            ОТВЕТ: маршал Г.К. Жуков.,

                                                                            от Германии  фельдмаршал Кейтель.

19.        Когда состоялся Парад Победы?

                                                                                     ОТВЕТ: 24 июня 1945г.

20.        Кто командовал Парадом Победы ?

ОТВЕТ: Командовал Маршал Советского Союза

 К.К.Рокосовский, принимал парад    заместитель                            Верховного  Главнокомандующего Маршал

 Советского Союза Г.К. Жуко


Викторина

«Смоленский край в годы Великой Отечественной войны»

1 Назвать даты Смоленского сражения.

ОТВЕТ: 10 июля1941-10 сентября 1941г.

2.        Назовите партизанские отряды, действующие в годы войны на
территории Смоленщины, их руководителей.

ОТВЕТ: партизанское соединение «Батя»,

З,Н..Коляда, партизанское соединение  «Дедушка», В.И.Воронченков,  партизанский  отряд   «Тринадцать» С.В. Гришин.

3.        Кто повторил ПОДВИГ Александра Матросова на территории Смоленской
области?

ОТВЕТ: В .Сурков- в Демидовском районе,

Т. Рустамов- Дорогобужский район,      В.Соловьёв- Духовшинский район.

4.        В каком сражении родилась советская гвардия — гордость наших
вооружённых сил?

ОТВЕТ: в боях под Ельней, 18 сентября

1941г.

5.Кому принадлежат слова: « В Смоленском сражении гитлеровский план «молниеносной войны» дал первую серьёзную трещину. Попытка овладеть Москвой сходу провалилась; Советские войска на два с половиной месяца задержали

самоуверенных гитлеровцев, нанесла им значительные потерн, заслоняли Москву, выиграли время для организации обороны пути к нашей столице»

ОТВЕТ: маршал Советского Союза

С К. Тимошенко.

6.        На территории области участвовали в боях с врагом видные советские
полководцы. Назовите их!

ОТВЕТ: Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К.

Рокоссовский, С .К. Тимошенко, В. Д.

Соколовский, А.И. Ерёменко.

7.        Командир батареи реактивных миномётов.

ОТВЕТ: И.А.Флёров.

8.        Когда прогремели первые залпы батареи реактивной артиллерии под
командованием И.А.. Флёрова?

ОТВЕТ: в боях за Оршу получила боевое

крещение первая в Советской Армии

отдельная батарея реактивной артиллерии под

командованием капитана И. А. Флёрова. В 15ч.

15мин. 14 июля реактивные миномёты дали

первый в Великой отечественной войне залп

по Оршанскому вокзалу. В результате залпа

112 реактивными снарядами калибра 132 мм,

длившемуся  всего 15 секунд, на станции

вспыхнули большие пожары. Противник

понёс значительные потери в живой силе,

боевой технике. Это ошеломило

захватчиков, вызвало в их рядах панику.

- А как наши солдаты ласково называли реактивные миномёты?

ОТВЕТ: это грозное оружие по достоинству

оценили советские воины, они ласково

называли реактивные миномёты

«катюшами».

- Где прогремели первые залпы «Катюши» на территории нашей области?

ОТВЕТ: под Рудней. В знак признания

этого оружия в г. Рудне сооружён                

памятник.

9. Командование Западного фронта 14 июля 1941 г. подчинило все войска, находившееся в это время в районе города командующему 16— армией генералу.... Назовите его фамилию.

ОТВЕТ: М.Ф. Лукину ,на которого

возлагалось руководство обороной.

10.Дальнейшая судьба реактивных миномётов под командованием Флёрова.  Их последний бой.

ОТВЕТ: Своими сокрушительными

залпами первые ракетчики громили

гитлеровцев у села Верховье Смоленского

района, на Днепровских переправах, под

Ельней, Рославлем.   В ночь на б октября

1941 г. у деревни  Богатырь Знаменского

(ныне Угранского) района батарея капитана

И.А. Флёрова приняла свой последний бой.

При выходе из окружения она наткнулась

на засаду. В тяжёлом ночном бою многие

батарейцы сложили свои головы, в том

числе,  и комбат Иван Андреевич Флёров.

Но все боевые установки они успели

взорвать. На месте последнего подвига

первых ракетчиков установлен мраморный

обелиск.

11 .Назовите имя Герой Советского Союза, похороненного в восточной части города, имя его носит одна из улиц г. Демидова,

                                                                            ОТВЕТ: майор Алексей

Дмитриевич Матюшов.

12.Назовите имена дважды Героев Советского Союза, уроженцев

Смоленской области.

ОТВЕТ: А.И.. Колдунов,

В Д. Лавриненков.

13 .Назовите имя героя Советского Союза, нашего земляка, водрузившего знамя Победы над фашистским рейхстагом в мае 1945г.

ОТВЕТ: М.Егоров.

14.Дата освобождения г, Демидова от немецко-фашистских захватчиков.

ОТВЕТ: 21 сентября 1943 г. войсками

Калининского фронта.

15.Генерал-лейтенант, командующий 20ой армией, отличившийся в дни

Смоленского сражения.

ОТВЕТ: П.А. Курочкин.

16 Назвать памятники Великой Отечественной войны на Смоленщине;

    в городе Демидове?

17. Когда закончилась Смоленская наступательная операция войск Западного и Калининского фронтов.

ОТВЕТ: началась 15.09.43г.- 20.10.43г.

Советские войска освободили территорию

Смоленской области, вышли на подступ к

Витебску, Орше и Могилёву

18. Назвать Героев Советского Союза, уроженцев Демидовского района.

ОТВЕТ: Хренов, Фрадков, Киселёв,

19. Когда городу  Смоленску присвоено почётное звание « город-герой».

ОТВЕТ. 6 мая 1985г.


Интеллектуально-творческий конкурс «Знание-сила»,

посвященный   70-летию Великой Победы.

1 ."Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва" .Чьи это слова и кому они были сказаны?

Это произошло 16 ноября 1941 года под Москвой у железнодорожного разъезда Дубосеково, на участке 316-й стрелковой дивизии генерал-майора И.В Панфилова во главе с политруком В.Г. Клочковым.  Оборону заняли 28 бойцов 4-й роты этой дивизии. Со словами "Велика Россия, отступать некуда- позади Москва!"- обратился политрук Клочков к панфиловцам.

2. Каких поэтов и писателей, воевавших в годы Великой Отечественной войны ,  вы знаете? Укажите названия произведений, написанных ими.

                     На фронт ушли  : М Шолохов , Д.А Фадеев , Д. Симонов, А.Т Твардовский   Д.Гайдар, Е.Петров,  Д Ставский, И. Уткин, М. Джалиль, И. Стаднюк,

В. Быков, Ю.Бондарев и др.

К.Симонов:"Дни и ночи ","Живые и мёртвые";

Твардовский: "Василий Тёркин";

А.Толстой: "Русский характер";

Ю.Бондарев: Горячий снег";

В.Васильев:"В списках не значился","А зори здесь тихие","3автра была война";

В.Быков:"Альпийская баллада";

А.Фадеев:"Молодая гвардия";

Стихи   : М. Джалиля, А.Твардовского Д.Симонова, Н. Тихонова, стихи о блокадном Ленинграде  О .Бергольц,

стихотворение А. Суркова: "Разведчик Пашков".

3. Перечислите города Смоленской области в порядке освобождения их от немецко-  фашистских захватчиков?

  1. Гагарин 6.03.1943 г.
  2. Сычёвка 8.03.1943 г.
  3. Тёмкино 9.03.1943 г.
  4. Вязьма 12.03.1943 г.
  5. Угра 12.03.1943 г.
  6. Холм-Жирки 15.03.1943 г.
  7. Новодугино 20.03.1943 г.
  8. Сафоново 20.03.1943 г.
  9. Ельня 30.08.1943 г.

10. Дорогобуж 1.09.1943 г.

11.  Ярцево 16.09.1943 г.

12.Духовщина 19.09.1943 г.

13. Велиж 20.09.1943 г.

14.Демидов 21.09.1943 г.

15.Починок 23.09.1943 г.

16.Смоленск 25.09.1943 г.

17.Рославль 25.09.1943 г.

18.Ершичи 26.09.1943 г.

19.Монастырщина 26.09.1943 г.

20.Хиславичи 26.09.1943 г.

21.Красный 27.09.1943 г.

22. Шумячи 27.09.1943 г.

23. Рудня 29.09.1943 г.

4. Партизаны Смоленщины внесли большой вклад в общую победу над немецко-фашистскими захватчиками в годы войны своими боевыми действиями они отвлекали на себя значительные силы врага, чем ослабляли его наступательные возможности. Перечислите известных вам партизан Смоленского края.

На территории области за весь период вражеской оккупации действовало более 12 партизанских отрядов и соединений. Около 10 тыс. партизан и подпольщиков Смоленщины было награждено боевыми орденами и медалями СССР. Во главе партизанского движения был Попов Д.М.Имена участников партизанского движения и командиров отрядов, действовавших на Смоленщине: Коляда З.Н. - командир партизанского соединения "Батя", В.И. Воронченко - командир партизанского соединения "Дедушка", С.В. Гришин-командир партизанского полка" Тринадцать" Д.С. Заслонов - командир диверсионного отряда №18, 3алуев-командир партизанского отряда в Ельнинском районе, Барановский-командир партизанского отряда в Рославле, отряд Шульца, действовавший в Слободе Демидовского района ;Дубровский А.А. - командир партизанского отряда в Демидовском районе, Слободкин и Алхиминков Н. А. - организаторы отряда "За Родину" в Демидовском районе в деревне Старые Пересуды, Володя Куриленко-боец-партизан отряда Шлапакова; Д.Котов, Ф.Крылов З.Иванов;  в Демидовском районе: Кулаковский П.В., Серёгина А.Н.

5. Одним из авторов-изобретателей миномета "Катюша" был смолянин, уроженец города Велижа  Назовите имя  этого изобретателя.  Какова дальнейшая судьба "Катюши"?

Группа    конструкторов:     Ю.А. Победоносцев, И. И. Гвай,    А.Э. Шварц,

В.А Артемьев, Ф.Н . Пойда, А.П. Павленко, А.С.Попов, А.С Пономаренко произвели опытные образцы  "БМ -13 (Катюши)" в декабре 1939 г.

Среди них уроженец города  Велижа Смоленской области       И. И. Гвай.

Батарея капитана Флёрова приняла свой последний бой в ночь на 6 октября 1941 г. у деревни Богатырь Знаменского (ныне Угранского) района. При  выходе из окружения наткнулась на засаду .В тяжелом ночном бою многие батарейцы сложили свои головы, в том числе и комбат И.А. Флёров. Но все боевые установки они успели взорвать. Во время уничтожения "катюш" осколок попал в дерево.

 Это дерево растёт и сейчас с этим осколком, храня память об этом историческом собьггии . На месте последнего подвига первых ракетчиков установлен мраморный обелиск.

                                                                            Литература :

1. Стихи Твардовского, Рождественского, Гамзатова.

2. Век XX и мир - журнал 1984.

3. Энциклопедия великой Отечественной войны.

4. Чуйков В.И. От Сталинграда до Берлина.

5. Михайлов И.М. Люди молчаливого подвига.

6. Баженов А.Н. В боях под Смоленском.

7. Вишневский В. Дневники военных лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Преподавание русского языка"

Урок повторения по теме "Имя прилагательное" (6-й класс)...

Методическая разработка по теме: Формы контролирующих диагностик в практике преподавания химии

Применяя данную разработку, учителя химии повышают качество обучения по химии...

Методическая разработка по теме" Современые методы преподавания,игры на уроках английского языка"

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы по...

Методическая разработка по теме: "Техника конферанса в преподавании"

Методическая разработка предназначена для молодых учителей. Главная задача разработки состоит в том, что она помогает неопытным специалистам справится со сложными ситуациями в преподавании.Методическа...

Методическая разработка по теме "Викторина по вспомогательным историческим дисциплинам".

Данная презентация может быть использована для повышения мотивации изучения истории у учащихся 4-6 классов....

Методическая разработка по теме: "Джаз. Кратко от истории возникновения до сегодняшнего дня"

Очерк предлагает разобраться в различных взглядах на джаз и его историю. Многие люди достаточно знают о том  направлений музыки, которым они увлечены,  данная работа направлена на стремление...

Методическая разработка по теме : "Актуальные проблемы преподавания физики и пути повышения качества преподавания физики в условиях реализации ГИА"

В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет м...