Октябрьская революция
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Урок комбинированный, расчитан на активную работу учеников с историческими документами, статистикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oktyabrskaya_revolyuciya.rar | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Октябрьский переворот и первые шаги советской власти. (11кл.)
Цель: 1. Сформировать представление о предпосылках и обстоятельствах перехода власти к большевикам и установлении советской власти
2.Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений работать с историческим источником.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
- Вариант 1( при отсутствии компьютера): портреты, ксерокопии газет, дидактический материал;
- Вариант 2:раздаточный материал, презентация, мультимедиа
План урока.(слайд 2)
- Кризис власти осенью 1917 г.
- Вооруженное восстание
- Первые декреты новой власти
Ход занятия
Оформление доски: (при варианте 1) одна часть доски оформляется как портретная галерея – по ходу урока она пополняется новыми персонажами (Керенский, Ленин, Троцкий, Дзержинский);
Другая часть доски – как газетный киоск – вывешиваются ксерокопии газет («Рабочий и солдат», «Известия» и др.), где были опубликованы первые декреты советской власти.
При варианте 2: презентация
- Учитель: Как можно охарактеризовать внутреннее положение России к осени 1917 г? Приведу два высказывания(слайд 3,4):
1. эсер Н. Д. Авксентьев:«Мы можем охарактеризовать внутреннее положение России как положение развала, распыленности власти, распыленности воли».
2. Английский писатель С. Моэм отмечал: «Дела в России ухудшились, Керенский, глава Временного правительства, был съедаем тщеславием, и увольнял любого министра, который, как ему казалось, представлял угрозу для его положения. Он произ носил речи. Был момент, когда возникла опасность того, что немцы движутся на Петроград. Керенский произносил речи. Не хватка продовольствия становилась все более угрожающей, приближалась зима и не было топлива. Керенский произносил речи...»
Вар.1: Первое пополнение портретной галереи- портрет Керенского и краткая биографическая справка, дается учеником.(опережающее задание)
Вар.2: Слайд5
Задание: 1. докажите, что в России летом-осенью 1917 г.сложилась кризисная ситуация.
2.причины прихода к власти большевиков
Причины:
1. Ошибки Временного правительства
2.Стремление большей части рабочих, солдат, матросов быстро разрешить жизненно важные вопросы( земля, мир)
3.Экономический, социальный, политический кризис в стране.
4.Деятельность партии большевиков и выдвижение привлекательных и понятных лозунгов.
- По второму пункту возможна работа по двум вариантам:1. Рассказ учителя
2.Рассказ ученика (опережающее задание). По ходу освещения восстания идет пополнение портретной галереи – портреты В.И.Ленина и Л.Д.Троцкого , и дается краткая биографическая справка.(Слайд 6,7)
- Учитель: Одновременно с вооруженным восстанием начинает работу II Всероссийский съезд Советов. Среди делегатов преобладали большевики и левые эсеры. Меньшевики и правые эсеры отказались принимать участие в работе съезда.
- Верным ли было их решение?
На съезде были приняты первые декреты новой власти
(Раздаточный материал: «Декрет о власти», «Декрет о мире», Декрет о Земле»)
Работа с документами. «Декрет о власти» (Слайд 9)
Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, постановляет
Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного Собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных комиссаров. Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашённой Съездом, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.е. Совету Народных комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому Съезду Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.
Задание (слайд 10): составить схему «Структура новой власти», охарактеризовать функции СНК и ВЦИК.
Слайд11
«Декрет о мире». Рабочее и Крестьянское Правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом демократическом мире.
Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии,-таким миром Правительство считает немедленный мир без аннексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций.
Такой мир предлагает Правительство России заключить всем воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать без малейшей оттяжки тотчас же все решительные шаги впредь до окончательного утверждения всех условий такого мира полномочными собраниями народных представителей всех стран и всех наций.
Под аннексией, или захватом, чужих земель Правительство понимает сообразно правовому сознанию демократии вообще и трудящихся классов в особенности всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности независимо от того, когда это насильственное присоединение совершено, независимо также от того, насколько развитой или отсталой является насильственно присоединяемая или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация. Независимо, наконец, от того, в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет.
Если какая бы то ни было нация удерживается в границах данного государства насилием, если ей, вопреки выраженному с ее стороны желанию,- все равно, выражено ли это желание в печати, в народных собраниях, в решениях партий или возмущениях и восстаниях против национального гнета,- не предоставляется права свободным голосованием, при полном выводе войска присоединяющей или вообще более сильной нации, решить без малейшего принуждения вопрос о формах государственного существования этой
нации, то присоединение ее является аннексией, т. е. захватом и насилием.
Продолжать эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, Правительство считает величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных, равно справедливых для всех без изъятия народностей условиях.
…Обращаясь с предложением к правительствам и народам всех стран начать немедленно открытые переговоры о заключении мира. .. Для облегчения таких переговоров Правительство назначает своего полномочного представителя в нейтральные страны.
Правительство предлагает всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие, причем со своей стороны считает желательным, чтобы это перемирие было заключено не меньше как на три месяца…
Обращаясь с этим предложением мира к правительствам и народам всех воюющих стран, Временное рабочее и крестьянское правительство России обращается также в особенности к сознательным рабочим трех самых передовых наций человечества и самых крупных участвующих в настоящей войне государств-Англии, Франции и Германии. …
Германии и образцовой для рабочих всего мира длительной, упорной дисциплинированной работе создания массовых пролетарских организаций Германии - все эти образцы пролетарского героизма и исторического творчества служат нам порукой за то, что рабочие названных стран поймут лежащие на них теперь задачи освобождения человечества от ужасов войны и ее последствий, что эти рабочие всесторонней решительной и беззаветно энергичной деятельностью своей помогут нам успешно довести до конца дело мира и вместе с тем дело освобождения трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации.
Вопросы для обсуждения (слайд 12): 1. Какое значение имело принятие «Декрета о мире»?
2. Почему «Декрет о мире» принимается одним из первых на II съезде Советов?
(Слайд 13)«Декрет о земле».
1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.
2) Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания.
…
О земле
Вопрос о земле, во всем его объеме, может быть разрешен только всенародным Учредительным собранием.
Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:
1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т. д.- отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.
За пострадавшими от имущественного переворота признается лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям существования.
2) Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т. д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведования ими местными органами самоуправления.
3) Земельные участки с высококультурными хозяйствами:
сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т. п.-не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин в зависимости от размера и значения их.
Усадебная, городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяются законодательным порядком.
4) Конские заводы, казенные и частные племенные скотоводства и птицеводства и проч. конфискуются, обращаются во всенародное достояние и переходят либо в исключительное пользование государства, либо общины в зависимости от величины и значения их.
Вопрос о выкупе подлежит рассмотрению Учредительного собрания.
…
6) Право пользования землей получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи, или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается.…
7) Землепользование должно быть уравнительным, т. е. земля распределяется между трудящимися, с учетом местных условий по трудовой или потребительной норме.
Формы пользования землей должны быть совершенно свободны (подворная, хуторская, общинная, артельная), как решено будет в отдельных селениях и поселках.
Вопросы для обсуждения (слайд14): 1. Как большевики планировали решить аграрный вопрос?
2. Почему они признавали в этот момент эсеровскую аграрную программу, а не осуществляли свою?
Учитель: В ноябре 1917 г.национализированы крупные банки и предприятия. Управление предприятиями перешло под рабочий контроль. Для управления экономикой создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). 7 декабря 1917 г. учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК) во главе с Ф.Э.Дзержинским.
В портретную галерею – портрет Дзержинского и краткая биографическая справка.(Слайд 15)
Закрепление (слайд 16)
- Каковы причины взятия власти большевиками в октябре 1917 г.?
- Можно ли говорить о том , что это событие было неизбежно?
- Перечислите основные преобразования, которые провели большевики. Определите их характер.
- Оцените влияние событий октября 1917 г. на будущее России.
Д/З. Работа с документом. Декларация о праве наций на самоопределение.
Вопросы к документу: 1. Какие принципы положены в основу Декларации?
2. К каким политическим последствиям вела такая модель решения национального вопроса?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по теме "Октябрьская революция"
Данный тест соответствует структуре ЕГЭ, может использоваться для контроля знаний по теме "Октябрьская революция"...
Октябрьская революция в России
Презентация к уроку истории России в 9 классе....
конспект урока истории в 11 классе по теме "Октябрьская революция 1917 года"
урок представлен по модульной технологии....
Октябрьская революция шаг вперёд или шаг назад .Урок-суд
Это урок суд .На котором детям предлагается самим решить .Октябрьский переворот благодля России или величайшая трагедия....
Внеклассное мероприятие: «К 72 - летию парада 7 ноября 1941 г. по случаю 24-й годовщины Октябрьской революции в городе Куйбышеве»
Цели и задачи мероприятия: - Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников. - Воспитывать в детях гордо...
Тематический зачет. Литература в годы Великой Октябрьской революции и литературный процесс 20-х годов ХХ века.
Тематический зачет состоит из двух частей: тестовых заданий (с выбором ответа) и творческой работы....
"Октябрьская революция"
Тест по истории для 9 класса...