Тема урока: "Олимпийские игры - традиции древние и современные".
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок предназначен для учащихся пятых классов. Учебник: "Всеобщая история Древнего мира" А.А. Вигасин; Г.И. Годер; И.С Свенцицкая. М., Просвещение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_olimpiyskie_igry_v_drevnosti.docx | 26.45 КБ |
olimp_igry.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Олимпийские игры – традиции древние и современные»
Цель урока: Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное. Расширить кругозор учащихся , подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.
Дома: § 33.
Понятия: Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения; Пятиборье - пять видов спортивных состязаний; Ипподром – место для проведения конных состязаний; Олимпия – город в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализации знаний. Повторяем то, что знаем
1. Работа с картой по вопросам:
- Почему греки покидали свою родину?
- Используя карту, назови греческие колонии;
- Что привозили купцы из Греции в колонию? Что вывозили из неё?
III. Определяем тему урока и цели урока
Древнегреческий философ Пиндар много лет назад написал эти строки. Скажите мне о каких соревнованиях он говорил? "Нет другой звезды благороднее Солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне мира. Так и мы прославляем те состязания, что всех игр благороднее,— Олимпийские игры". Ребята, какая тема нашего урока? Как вы её бы для себя назвали? Какие цели мы поставим к уроку?
IV. Определяем проблему: древние греки любили соревнования всех видов. Зачем греки проводили олимпийские игры?
V.Открытие нового знания.
Работа с картой:
1. Где располагалась Олимпия? (Этот город располагался на территории Эллады, в северно-западной части полуострова Пелопоннес)
2. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?
(Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).
3. Какому богу были посвящены эти игры?
У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления. Давайте узнаем причины появления Олимпийских игр, прочитав Миф об основании Олимпийских игр на стр. 159.
1 версия: Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.
2 версия: Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Гераклу приписывают и стадию – дистанцию в беге.
3 версия: По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
Учитель: Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. Олимпиадами называли четырехлетний промежуток времени - от одной олимпиады до другой олимпиады. Олимпийские игры проводились в первый год новой Олимпиады. В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.
Вопрос учащимся: ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?
Учитель: На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Древнегреческий автор Павсаний в книге "Описание Эллады" сообщал, что вблизи Олимпии, на берегу Алфея, высилась огромная скала, с которой должны были сбрасывать женщин, проникших на священные Игры. Правда, это удалось только одной женщине. Речь идёт о легендарной Каллипатере или, как её многие называют, Ференике. Она, уроженка острова Родос, давшего много олимпийских чемпионов, сама обучала своего сына Посейдора кулачному бою. Прибыв в Олимпию и не сомневаясь в том, что юноша победит, Каллипатера хотела любой ценой увидеть его триумф. Облачившись в мужское платье, она смешалась с группой педотрибов (тренеры) и попала на стадион. Когда Посейдор одного за другим победил пятерых соперников и стал олимпиоником, счастливая мать не выдержала: забыв обо всём, перепрыгнула через барьер, бросилась к сыну, обняла его... но в стремительном беге потеряла мужской наряд. По закону, Каллипатеру следовало сбросить со скалы. Судьи помиловали женщину, поскольку она была дочерью олимпионика, сестрой олимпиоников и, наконец, матерью олимпионика. Дабы впредь подобное не повторилось, постановили: тренерам, находящимся в непосредственной близости от участников состязаний, присутствовать на Играх обнажёнными.
Олимпийские игры длились 5 дней. Ребята, чему был посвящен первый день?
Первый день – Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.
А о том, что было дальше, мы узнаем после физкультминутки. Как утверждали древние греки, воспитанный человек должен быть не только умным, но и здоровым.
Во 2-й, 3-й и 4-й день игр проходили основные состязания: пятиборье, кулачный бой, бег с оружием и другие. Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний проходил на ипподроме – это гонки колесниц.
Работа с презентацией и текстом учебника.
1. Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялось одному стадию - 191 м (отсюда наше слово -стадион) .Бегуны развивали невероятную скорость . Если верить древним писателям . один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой и сообщить о своей победе и вернуться в Олимпию чтобы принять участие в соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал 100 км.
2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед. Прыжки сопровождались музыкой. Музыка была обязательной для соревнований. Она помогала атлетам соблюдать ритм.
3. Борьба - панкратион. Кто побеждал в борьбе?
В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды противника бросал на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Панкратион велась до полной победы, пока противник уже не мог двигаться. Нельзя было кусать, выбивать глаз.
-Почему , как вы думаете, греки боролись обнаженными?
Еще одна хитрость борцов, они старались вывалять в пыли соперника, чтобы лучше обхватить его ведь перед схваткой они обмазывались оливковым маслом. Самым прославленным среди борцов был Милон. Еще подростком он ежедневно поднимал теленка и носил его на плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон в первого силача.
4. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.
5. Захватывающее зрелище представляло соревнование колесниц, запряженное четверкой лошадей. Это состязание происходило на специально устроенном ипподроме - лошадиный бег. По сигналу трубы колесницы устремлялись вперед, чтобы сделать двенадцать кругов около 13 км. В двух местах ипподрома, имевшую овальную формы, стояли поворотные столбы. Чтобы сократить расстояние каждый стремился на повороте проехать как можно ближе к столбу. Нередко колесница, задев столб переворачивалась , колесницы сталкивались возницы получали увечья и раны. Участвовать в гонках колесниц могли только очень богатые люди: иметь конюшню скаковых лошадей стоило очень дорого. При этом владелец упряжки мог сам не управлять лошадьми в любом случае победа присуждалась ему, а не возничему. Но не меньшей славой пользовались и возницы. Возничий Полиамид мог удержать колесницу и упряжку из четырех лошадей одной рукой т.к. у него другая рука была изувечена. И о нем слагали легенды как о победителе.
Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывал кулачный бой, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение , а не грубую силу . Кулачный бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы тоже получали серьезные увечья.
5-й день Олимпиады . В этот день игр перед храмом Зевса, в котором находилась знаменитая статуя, признанная современниками одним из семи чудес света. Созданная великим греческим скульптором Фидием из слоновой кости и золота, она поражала величием и красотой. Перед храмом ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!» Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.
Участниками Олимпийских игр были известные вам по учебникам историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ, математик Пифагор…Не нужно думать, что представители изящных искусств состязались только лишь в песнопениях и литературных сочинениях. Знаменитый математик Пифагор, например, стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою!
Учитель: Итак, Олимпийские игры заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. В Древней Греции Олимпийские игры состоялись 293 раза. В 394 г. н.э., когда Греция находилась под властью Рима, они были запрещены римским императором Феодосием I.
Возрождение Олимпийского движения связано с именем Пьера де Кубертена -французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В программу Первых Олимпийских игр 1896 года вошли 12 видов по легкой атлетике
В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.
- Кто знает, что изображают эти кольца? А как переводится девиз? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия . “Быстрее, выше, сильнее”
VII. Применение новых знаний.
Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?
1. Первые Олимпийские игры были в 750-й году до нашей эры.
2. Олимпийские игры греки посвящают богине Гере .
3. С наступлением ранней весны, где-то в марте, у подножия горы Олимп начинаются Олимпийские игры.
4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.
5. Купив билет в первом ряду на ипподроме, можно было наблюдать соревнования атлетов в пятиборье.
6. Так как в этот день было холодно, атлеты были в белых шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений.
7. Впервые на соревнования в Олимпии победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.
8. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.
9. На всю жизнь я запомнил те незабываемые десять дней, в течение которых продолжались Олимпийские игры.
VIII. Рефлексия. Ребята рассказывают о своих впечатлениях:
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание на урок: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?
Понятия Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения. Пятиборье - пять видов спортивных состязаний. Ипподром – место для проведения конных состязаний. Олимпия – город в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.
В 776 году до н.э. состоялись первые Олимпийские игры. От этой даты греки вели свое летоисчисление. :
: Бог Зевс
:
Олимпия. Место проведения Олимпийских игр. :
Олимпия. Место проведения Олимпийских игр.
Подготовка к играм
1 – й день игр
2 – й день игр
3 – й день игр
4 – й день игр
5 – й день игр
Награждение победителей Пальмовая ветвь Лавровый венок Статуя в родном городе Бесплатные обеды Почетные места в театре
Олимпионик Милон
Олимпионик Полидам Повсюду в Греции рассказывали о подвигах Полидама. Этот атлет одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Однажды, гуляя по склонам горы Олимп, он встретил свирепого льва и, подобно Гераклу, задушил его.
Олимпионик Феаген
Известные ученые и мыслители – победители Олимпийских игр Платон Гиппократ Сократ Аристотель
Слава победителям! Оливковый венок. Прижизненная статуя. Почести в родном городе Пожизненная пенсия. Пожизненное питание. Освобождение от налогов. Почетное место в театре.
Христиане запретили Олимпийские игры Римляне, ставшие к 390 г. н.э. христианами, посчитали эти спортивные состязания языческим фестивалем. В 394 г. н.э. император Римской империи Феодосий I запретил проведение Олимпийских игр. В течение 1168 лет было проведено 293 олимпиады.
Пьер де Кубертен Современные Олимпийские игры являются выдумкой француза Пьера де Кубертена , который был вдохновлен древними олимпийскими фестивалями и он решил оживить их. Международный олимпийский комитет был основан в 1894 году и первые современные Олимпийские игры были проведены два года спустя, в 1896 году в Афинах.
Задача № 1 В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник. Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина… Как вы думаете, что произошло с этой женщиной?
Задача № 2 Однажды какой – то старик опоздал и никак не мог найти себе место . Казалось, его никто не замечал. Но вот он приблизился к той части стадиона , где сидели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. И тут весь стадион стал аплодировать спартанцам. Старик же произнёс: «Все греки знают правила приличия, но следуют им только спартанцы». Как вы можете прокомментировать этот факт?
Задача № 3 Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы? Во скольких Олимпийских играх им не разрешили участвовать?
Задача № 4 Счет лет: Сосчитай, сколько лет прошло от начала первых олимпийских игр до Олимпиады в Сочи в 2014 году?
Задание на урок: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для Олимпийских уроков "Олимпийские игры- символика, ритуал, традиции"
В данной презентации кратко представлены основные символы и ритуал Олимпийских игр. в качестве плана для развития темы обучающимися....
Тема урока "Олимпийские игры"
разработка урока по здоровьесбережению для 1 класса....
Методическая разработка урока "Олимпийские игры в Древней Греции и современность".
Разработка урока для 5 класса посвященная олипийским играм. Представлен исторический материал, рассказывается об олимпийских играх 2014....
Предмет: история Класс: 5. Тема урока: «Олимпийские игры в древности»
Предмет: историяКласс: 5Учебник: «История Древнего мира». Т.П.Андреевская, М.Б Белкин, Э.В.Ванина.Тема урока: «Олимпийские игры в древности»...
Презентация к уроку: Олимпийские игры Древней Греции и современные
Презентация составлена для начальной школыПо окончанию презентации дети выполняют несложные задания по содержанию данной темы...
Тема урока: «Олимпийские игры в древности»
Тема урока: «Олимпийские игры в древности» Урок по истории Древнего мира в 5 классе...
Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: «Олимпийские игры в древности».
Методическая разработка урока истории в 5 классе.Тема урока: «Олимпийские игры в древности»....
- Мне нравится (1)