Урок мужества «Запомни – этот город Ленинград, запомни – эти люди – ленинградцы!»
методическая разработка по истории на тему

Шаферова Валентина Федоровна

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

                                   Неугасима память поколений

                                   И память тех, кого так свято чтим,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества  «Запомни – этот город Ленинград, запомни – эти люди – ленинградцы!»

2  февраля 2018г. в ГБОУ СОШ №237 проведено районное мероприятие, посвященное Дню снятия блокады Ленинграда в рамках  «Программы воспитания и самореализации обучающихся «Поколение.РУ».

Направление «Образовательный туризм».

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.  (Ю.Воронов)

Часть первая:  Урок мужества «Запомни – этот город Ленинград, запомни – эти люди ленинградцы.»,  посвященный 74-годовщине полного освобождения от вражеской  блокады  Ленинграда.

                   Страшней того, что было в Ленинграде,

                   Сегодня в мире больше не найти!

                   Ведь речь пойдет сегодня о блокаде,
                  О страшном времени, о горестном пути!

                                                   (Л.Деулина)

 

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

                                   Неугасима память поколений

                                   И память тех, кого так свято чтим,

Задачи:

  • Наглядно образно воссоздать картину жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады, показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;
  • Продолжить формирование у школьников представления, что война – это не набор каких-то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны;
  • Воспитывать у учащихся чувство уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановивших страну в послевоенный период.

Мероприятие  рассчитано на 45 минут.

Актуальность:

Актуальность  данного урока состоит в том, что он проводится в  период особо памятные для страны и народа  дни – 18 января – 75 лет прорыва блокады Ленинграда, 27 января – День полного освобождения от вражеской   блокады Ленинграда. 27 января – День воинской Славы России, 2 февраля – разгром гитлеровских войск под Сталинградом.

Учащиеся 9»Б» класса  – активные участники данного урока. Они и исполнители, и ведущие, и авторы презентации. При подготовке к уроку  был изучен большой материал о событиях периода обороны Ленинграда, жизни ленинградцев в период блокады, просмотрены видео и киноматериалы, прочитаны стихи.

 Урок Мужества раскрывает перед учащимися  значение подвига советского народа в период блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Родине, учит уважать тех, кто защищал её от фашизма.

Материал, на котором построен урок, формирует у учащихся понимание огромного значения героической обороны Ленинграда: несмотря на неслыханные испытания и лишения, город остался непокоренным и служил образцом непоколебимого мужества, даже в условиях вражеского окружения Ленинград продолжал служить делу борьбы с врагом на всех фронтах.

Структура урока Мужества отличается повышенной эмоциональностью, с погружением в историческую эпоху, что абсолютно оправдано. После такого  мероприятия все  участники мероприятия  уже по – другому будут смотреть на историю своей страны, по иному относиться к людям, причастным к героическому прошлому города-героя Ленинграда.

В школе была подготовлена выставка творческих работ, оформлена экспозиция «Запомни – этот город Ленинград, запомни – эти люди – ленинградцы!»

 Новизна:

Продолжением урока была экскурсия с элементами образовательного туризма по местам проведения боевой операции «Подкоп», которую провели учащиеся школы по местам боевых действий освободительной операции 1944 года. Закончилась экскурсия возложением цветов к мемориальному памятнику.

Вступительное слово учителя.   Торжественное открытие урока. Учащиеся  и гости исполняют Гимн Российской Федерации.

Всем, всем, кем город был спасен,

И выстоял и не согнулся,

От всей души земной поклон-

Живым и тем, кто не вернулся!

Ведущий 1: У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
                                        А. Твардовский

                                                                               

Ведущий 2: Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память.

Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

Умирают солдаты дважды:
От штыка или пули вражьей
И спустя много лет, в грядущем
От забывчивости живущих.

Ведущий 3.

Страшней того, что было в Ленинграде,

Сегодня в мире больше не найти!

Ведь речь пойдет сегодня о блокаде,
О страшном времени, о горестном пути!

Сегодня с вами нам представить сложно,

Что испытали ленинградцы в той войне.

Понять и осознать нам невозможно,

Что миллионы погибали на Неве!  

                                               (Л.Деулина)

(«Вставай страна, огромная» 1 куплет)

Ведущий 4. 

22 июня 1941 года...   9 мая 1945 года...

         Две странички календаря.   Два дня жизни планеты Земля.  Два дня истории Человечества. Они отмечены в календаре разными цветами. Один – чёрный лист. Другой – красный лист.  Они так и называются:  День Памяти и Скорби.  И  Праздник Победы.

Ведущий 5.

22 июня – особая дата в нашем календаре.

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду,

Одну на всех, на все четыре года…

Такою всё дышало тишиной.
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Ведущий 6.

Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…

(Голос Левитана)

 “Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года:
…Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолётов наши города – Житомир, Севастополь, Киев, Каунас и некоторые другие.
         Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В своё время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную войну за Родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит”.

(Документальный фильм   «Вторжение».)

Ведущий 7.

Прорвались все-таки.

Бомбят.

Горят Бадаевские склады.

В огне пожаров Ленинград.

Пришел он –

Первый день блокады.

Все ближе полчища врага,

Гудят воздушные тревоги,

Сегодня утром пала Мга –

И все отрезаны дороги.

В кольце,

В осаде Ленинград.

Не умолкает канонада.

Опять летят, опять бомбят.

Пылает.

Первый день блокады.

Их будет много – девятьсот,

Но  город наш, со смертью споря, все одолеет, все снесет:

Обстрелы, холод, голод, горе.

С тех пор прошли уже года

Исчезли с улиц баррикады,

Но день тот с нами навсегда –

Жестокий, первый день блокады.

 (В.Суслов. «Первый день»)

Ведущий 8.

 – Восемьсот семьдесят два дня блокады! Её называют трагедией века.

В директиве Гитлера №1601 от 22 сентября 1941г. Говорилось о том, что фюрер принял решение стереть город  Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса… 8 ноября 1941года Гитлер заявил: «Ленинграду рассчитывать не на что. Он падет рано или поздно. Кольцо блокады не разорвать никому. Ленинграду суждено погибнуть от голода».

Блокада. Далеко как это слово
От наших с вами мирных дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах.
Своих детей на кладбище везти.

Ведущий 9.

Самой страшной была   блокадная зима 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия.

Все это увеличивало смертность среди населения блокадного Ленинграда. Главной причиной смерти была дистрофия т.е. голодное истощение. Смертность приобрела настолько массовый характер, что мертвых не успевали хоронить.

Ведущий 10.

Вы памятник «детям блокады» видали?

- Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк…

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит.

 (Савченко Лидия Михайловна, дитя блокадного Ленинграда).

Ведущий 11.

Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.

Этот дневник на процесс Нюрбергском

Был документом страшным и веским

Плакали люди, строчки читая

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник – это боль Ленинграда

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница

«Вновь не должно это все повториться»

 Ведущий 12

Правительством страны предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.

По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”.

(На фоне музыки показ слайдов о “Дороге жизни”).

Герои опаленные войной

Построили под грохот канонад

«Дорогу жизни», что со всей страной

Соединила город Ленинград.

Ведущий 13.

Ленинград не только сражался…город и его жители выстояли в этой смертельной схватке, потому что не только сражались, но и жили с верой в победу. И не зря говорят, что «город выжил, потому что ЖИЛ».

Театр Музыкальной комедии давал спектакли в осажденном городе всю блокаду. Ослабевшие от голода артисты  в легких нарядных театральных костюмах играли в промерзшем зале, где температура доходила до 8 градусов ниже нуля.

Еще одним ответственным делом для артистов стали шефские концерты, это были выступления на Ладожской дороге жизни, на кораблях, в боевых частях фронта, в заводских цехах и госпиталях. В течение всех 900 дней блокады артисты дали более 1000 концертов. Не было ни одного участка фронта, где бы ни побывала концертная бригада ленинградского театра Музыкальной комедии.

Наперекор врагу, не смотря на бесчеловечные условия жизни, в городе работало несколько библиотек,  продолжали работать 39 школ, люди писали книги и стихи, занимались научными исследованиями

Ведущий 14.

Во время войны  Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская” , которая  прозвучала  впервые -9 августа 1942 года- шел 355-й день блокады. История этого концерта  уникальна еще и тем, что именно в этот день фашистские войска планировали прорвать оборону.  Был отдан приказ: «Пока будет идти концерт - враг должен молчать». Советская артиллерия обеспечила спокойствие и фактически прикрывала всех артистов. Транслировали музыку по радио.  Это был настоящий праздник для измученных жителей. Люди плакали и аплодировали стоя.

 Тема симфонии  - грандиозная борьба добра и зла, мира и рабства. Если закрыть глаза и включить мелодию, можно услышать, как небо гудит от вражеских самолетов, как родная земля стонет от грязных сапог оккупантов, как плачет мать, которая провожает сына на гибель. Симфония стала символом свободы Ленинградцев.,  (Звучит «Седьмая симфония Шостаковича»).

Ведущий 15.

Живой легендой Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц - «блокадная муза Ленинграда». Она постоянно выступала со своими стихами по радио, вселяла в души людей мужество и веру.

В 1943 г. Ольга Берггольц говорила по радио: «Подвергая город страшнейшим лишениям, враг рассчитывал, что пробудит в нас самые низменные, животные инстинкты. Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать. Перестанут работать - в конце концов сдадут город. Но мы не только выдержали все эти пытки... Мы окрепли морально. Мы победили их, победили морально - мы, осажденные ими!».

Я говорю, нас, граждан Ленинграда

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад.

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

Август, 1941

Ведущий 16.

12 января 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов, Балтийского флота приступили к выполнению операции «Искра» - так называлась операция по прорыву блокады Ленинграда.

 18 января 1943 г. блокада Ленинграда была прорвана. Был образован коридор шириной 8-11 км, и Ленинград получил сухопутную связь со страной. Свершилось то, о чем мечтал каждый ленинградец, вынесший на своих плечах всю тяжесть блокады, чего ждала вся страна. Но окончательное освобождение пришло только через год.

В январе 1944 г. началась решающая битва за Ленинград. На пути советских войск были густые проволочные заграждения, сплошные минные поля, высокие валы, несколько линий дотов и дзотов. Но ничто не смогло остановить наших бойцов, стремившихся освободить Ленинград от блокады.

27 января 1944 г. в честь полного освобождения Ленинграда от блокады на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют из 324 орудий.

1 мая 1945 г.Ленинград получил звание города-героя.  Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”. За свое освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Ведущий 17.

В 1960 г. на Пискаревском мемориальном кладбище был открыт памятник. На высоком гранитном постаменте - бронзовая шестиметровая фигура женщины с ветвью Славы, олицетворяющая Родину. На камне мемориальной стены-стелы высечены печально- торжественные слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах нет имен,

На пискаревских плитах только даты,

Год сорок первый…

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой. (Вольт Суслов.)

Всмотритесь внимательно в эти слайды, что сделали фашисты с нашим любимым городом и какой он сегодня наш любимый Ленинград, Санкт-Петербург. (Звук - верхний значок)

Ведущий 18

И снова мир с восторгом слышит

Салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

Освобожденный Ленинград!

Какой же правдой ныне стало,

Какой грозой свершилось то,

Что иступленною мечтой.

Что бредом гордости казалось!

Так пусть же мир сегодня слышит

Салюта русского раскат.

Да, это мстит, ликует, дышит

Победоносный Ленинград! (О.Берггольц)

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(Объявляется минута молчания.   Звучит Ленинградский метроном.)

На протяжении всего урока демонстрируются  кадры презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запомни, этот город - ленинград, запомни, эти люди - ленинградцы!"

сценарий внеклассного мероприятия, посвященный подвигу жителей блокадного Ленинграда....

Запомни этот город Ленинград... (Музыкально-литературная композиция)

Предлагаемый материал для литературно-музыкальной композиции «Запомни, этот город – Ленинград, запомни, эти люди – ленинградцы» напомнит о жизни города, роли горожан, их судьбах в годы блокады. ...

Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)

Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....

Урок памяти "Запомни, этот город - Ленинград...."

Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.Задачи.1.  Привлечь внимание к истории нашей Родины.2.  Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастнос...

«И шар земной гордится Ленинградом!» (Сценарий мероприятия, посвященного Дню Снятия Блокады города Ленинграда)

«И шар земной гордится Ленинградом!»(Сценарий мероприятия, посвященного Дню Снятия Блокады города Ленинграда)Разработчик – методист, педагог дополнительного образования Матянина Татьяна ИвановнаУчастн...

Урок Мужества «Подвиг и скорбь Ленинграда в памяти людей разных поколений».

Блокада Ленинграда самый тяжелый период в истории Великой отечественной войны. 872 дня и ночи. В окружении2,5 млн. чел. Из них -500 тыс. детей Люди выживали без еды без тепла. Под постоянными авиац...

Интеллектуальная игра «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» (героический подвиг защитников города Ленинграда)

Методическая разработка классного часа «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» (героический подвиг защитников города Ленинграда)  в 10 классе,  выстроенная  в формате моз...