Крестьянская реформа 1861 года
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Качановская Лариса Ивановна

Работа  с использованием интерактивной доски, видеофрагмета, исторических документов позволяет разнообразить материал по теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krestyanskaya_reforma_1861_goda.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Тема урока по истории в 8 классе

             «Крестьянская реформа 1861года»            

Цели урока:

-показать предпосылки и причины отмены крепостного права и сформировать представления о сущности крестьянской реформы;

путем анализа основных положений реформы выявить её двойственность -прогрессивные и патриархально-крепостнические черты, а также историческое значение реформы;

-способствовать  формированию навыков анализа исторического материала и развитию информационной культуры учащихся;

- воспитывать уважение к истории России.

План урока:

1.Введение

2.Основная часть:

   - предыстория отмены крепостного права

           -  причины отмены крепостного права

           -  основные положения крестьянской реформы

             - историческое значение реформы

3. Заключение

Основные понятия:

Временнообязанные крестьяне;уставные грамоты;отрезки;мировые посредники.

Оборудование урока:

 Интерактивная доска, видеомагнитофон, учебник «История России»    иллюстрации: Б.Кустодиев «Освобождение крестьян»; Г.Мясоедов «Сеятель»; Н.Неврев «Торг»

Ход урока:

Учитель знакомит учеников с темой и целями урока. Обращает внимание учеников на эпиграф к уроку:

Истинное могущество государя –  в благоденствии народа.

                                                                                                        В.Жуковский

 

                                                               

Ученики рассматривают слайд с изображением Александра II

Учитель: В чём суть крестьянского вопроса в России? Какими правами  обладал  помещик по отношению к своим  крепостным?

 Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, кто и когда из правителей пытался решить этот вопрос?

В совместной работе учитель и ученики составляют последовательность событий, предшествовавших отмене крепостного права.

Предыстория отмены крепостного права:

1803г. Указ Александра I о вольных хлебопашцах.

1816-1819гг – указ Александра I об отмене крепостного права в прибалтийских губерниях;

1842 г – указ Николая I о «обязанных крестьянах».

1847 г – указ Николая I о праве выкупа крестьян в случае продажи поместья.

Рассматривается слайд « Предыстория отмены крепостного права» и сравнивается с работой, выполненной учителем и учениками..

Учитель: В середине XIX в. в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять это решение АлександрII был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

«Севастополь ударил по застоявшимся умам»  В.О.Ключевский

 ( просмотр  видеофильма об обороне Севастополя).

   Ещё одно обстоятельство не могло не быть учтено АлександромII: помещики России жили «словно на вулкане»- крестьяне открыто протестовали против крепостничества. Недовольство выражалось в разных формах: отказ от барщины и оброка, поджог помещичьих имений, массовое бегство, даже целыми деревнями.

  Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе:

(самостоятельная работа учеников с цитатами из периодической печати тех лет):

К.Д.Кавелин  называл крепостное право «неиссякаемым источником насилий, безнравственности, невежества, праздности, тунеядства и всех проистекающих отсюда пороков и даже преступлений»

В.Г.Белинский писал: «ужасно зрелище страны, где люди торгуют людьми; страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже полицейского порядка»  

А.И.Герцен в «Колоколе» призывал крестьян: «Ну, братцы, к топорам теперь. Не век же быть в крепости, не век ходить на барщину да служить во дворе; постоимьте за святую волю, довольно натешились над вами господа…Нутка, детушки, соломы к господскому дому, пусть баричи погреются в последний раз»

Причины отмены крепостного права:

- Поражение в Крымской войне. Военно- техническое отставание России от      европейских стран.

-  Социально-экономическая отсталость России.

-  Массовое крестьянское движение.

-  Общественное мнение.

Ученики записывают причины отмены крепостного права, сопоставляя свои записи с текстом слайда.

Учитель: Выступая перед московским дворянством 30 марта 1856г. Александр II впервые заговорил об отмене крепостного права : «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам…Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти».

Подготовка к отмене крепостного права

«…лучше, если это произойдёт сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу»          

                                                                           Александр II

Январь 1857 г. - Секретный комитет «для обсуждения мер

по устройству быта помещичьих крестьян»

((

(

(

(

Сообщение ученика (от имени Ростовцева): «Я всегда защищал интересы государя: будучи знаком с некоторыми членами Северного общества, предупредил Николай I о планах декабристов. Я всегда был против освободителя крестьян. Но сын … сын, умирая взял с меня клятву, что я искуплю свою вину тем, что буду помогать делу освобождения крестьян. Я не смогу выполнить просьбу умершего сына и возглавив редакционную комиссию, считаю, что необходимо соблюдать три условия:

  1. чтобы улучшился быт крестьян;
  2. чтобы интересы помещика были защищены;
  3. чтобы власть не ослабла.

Учитель: Какие варианты проектов отмены крепостного права предлагались?

 Александр II  вскоре убедился, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян:

1.Освобождение крестьян без земли.

2.Освобождение крестьян с землей за выкуп

3.Освобождение крестьян с землей без выкупа.

Проблемный вопрос:

Какой вариант избрал Александр II и почему?

Учитель: 19 февраля 1861г. Александр II подписал манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».

Ученики работают с материалами слайда « Основные положения манифеста»

Основные положения манифеста

Личная свобода

-Крестьяне лично свободны: «Крепостное право на крестьян …отменяется навсегда»;

-Крестьяне наделяются общегражданскими и имущественными правами;

Но! сохраняется: сословное деление; подать от крестьян; рекрутские наборы; зависимость от общины.

Наделение землёй

-Крестьяне наделяются землей за выкуп при сохранении помещичьего землевладения;

-Крестьяне получали землю от 3 до 12 десятин ( в зависимости от плодородия почвы), если к моменту освобождения в крестьянском пользовании находилось более установленной законом нормы, то помещик отрезал излишки - отрезки.

-Крестьяне за землю должны были отбывать барщину и оброк до полного её выкупа;

-Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли – временнообязанные;

-Крестьяне подписывали «Уставную грамоту»-размер надела, оброка;

срок подписания – 2 года.

Выкупная операция:

-20% стоимости земли крестьянин платит помещику, остальную сумму – государство;

-крестьянин получает на 49 лет с 6% годовых кредит от государства.

Государство проводит расчет за землю с крестьянской общиной.

Контроль осуществлялся мировыми посредниками.

 Ученики, работая с материалом учебника определяют «Историческое значение отмены крепостного права»:

Ученики сравнивают   свои записи с текстом слайда «Историческое значение отмены крепостного права»:

1.Реформа 1861г. способствовала развитию капитализма в России;

2.Стала импульсом к новым преобразованиям;

3.Нравственное значение: освобождение 20 млн. крестьян от рабства

III. Заключительная часть урока:

Задание учащимся  для  самостоятельной работы:

                                                                                     

 

Учитель. В обществе нарастало разочарование непоследовательностью реформы.  Как вы понимаете строки великого русского поэта Н.А.Некрасова:

«Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом – по барину

Другим – по мужику»

Домашнее задание :

§20

Определить прогрессивные и консервативные черты реформы.

 Написать «письмо» АлександруII от имени освобожденного крестьянина.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс

Преподаватель:  ТвердоваСветлана НиколаевнаОбразовательное учреждение:МОУ СОШ №8 п.Комсомольский, Гулькевичскийрайон, Краснодарский край.Название: урок –презентация “Крестьянская реформа 1861 год...

Крестьянская реформа 1861 года

Презентцая урока по истории Отечества  XIX в. в 8 классе....

Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"

Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного  института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

Урок истории. 8кл. Крестьянская реформа 1861 года.

Проведение занятия построено на применении методических приемов- использование информационно-коммуникационных технологий, технологии развития критического мышления через чтение, разм...

конспект урока по теме: "Крестьянская реформа 1861 года"

Данный урок  был  проведён как открытый  урок по теме " Деятельностный подход на уроках истории  и обществознания"...