Конспект открытого урока "Либеральные реформы 60-
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Цель урока:
Формирование чувства гордости историческим прошлым своей страны через изучение основных положений либеральных реформ 60-70х гг.XX века при помощи работы с документами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_reformy_aleksandra_ii.docx | 385.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века.
Цель урока:
Формирование чувства гордости историческим прошлым своей страны через изучение основных положений либеральных реформ 60-70х гг.XX века при помощи работы с документами.
Вид урока: комбинированный.
Новые термины: земства, “гласные”, курия, имущественный ценз, городская дума, городская управа, городской голова, всеобщая воинская повинность.
Оборудование: раздаточный материал – документы, характеризующие либеральные реформы 60–70 гг. ХIХ века, презентация “Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в.” , карточки с заданиями
План урока.
- Актуализация знаний
- Изучение нового материала:
а) Реформа местного самоуправления:
- земская;
- городская.
б) Судебная реформа.
в) Военная реформа.
г) Реформа в области образования и науки.
3. Закрепление изученного материала
Ход урока.
1. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.
Учитель зачитывает эпиграф:
“Государственное устройство России
требует коренной реформы снизу
доверху… все отжило свой век, все должно
получить новые формы”
Учащиеся формулируют тему урока.
- Вспомните, что такое реформа?
Франц. reforme, от лат. - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
- Какое событие обнаружило необходимость серьезных перемен в государственной и общественной жизни России? (Крымская война)
- Какая реформа открыла собой эпоху великих преобразований 60-70-х гг. XIX в.? (Отмена крепостного права, 19 февраля 1861 г.)
- Почему эта реформа была необходима в России второй половины XIX века? (отставание России, низкая эффективность крепостного труда, массовые выступления крестьян, Крымская война показала отставание армии)
СЛАЙД 1
За отменой крепостного права в 60-70-х годах последовали и другие реформы в области местного самоуправления, суда, образования, цензуры, в военном деле. Задача нашего урока рассмотреть эти реформы, оценить их итоги и значение.
II. Изучение нового материала
Постановка проблемного задания:
- Можно ли считать либеральные реформы 1861-1874 гг. в России шагом на пути к становлению гражданского общества и правового государства?
- Давайте вспомним что такое либерализм, правовое государство и гражданское общество.
Либерализм (от латинского слова liberalis - свободный) – идейное и общественно-политическое течение. Возникло в Европе в 17-18 вв. Провозглашало принцип гражданских, политических, экономических свобод.
Правовое государство – вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости.
Гражданское общество– общество, где власть государства поставлена под контроль общества и осуществляется строго на основе законов.
- Поможет нам в этом заполнение таблицы. Ваша задача - изучить в группе материал по одной из реформ дать ей характеристику, выявив прогрессивный, либеральный характер и феодальные, крепостнические пережитки.
Работа в группах.
Класс делится на 5 групп, каждой из которых дается задание. В течение 15 минут ребята работают над заданием в группах, затем идёт обсуждение материала. По мере выступления каждой группы, учащиеся заполняют итоговую таблицу.
Реформа | в чем заключался ее прогрессивный (либеральный) характер? | Какие крепостнические пережитки она сохранила? |
Земская реформа | ||
Городская реформа | ||
Судебная реформа | ||
Военная реформа | ||
Реформа в области образования и науки |
Работа в творческой группе по земской реформе
- Учащиеся читают в учебнике о содержании земской реформы с. 144-146 (п.21-22)
- Учащиеся работают с документом 1, отвечая на вопросы
- Учащиеся работают со схемой 1, объясняя ее содержание
- В чем была прогрессивность реформы и в чем её непоследовательность?
Учащиеся формулируют свои суждения, заполняют частично таблицу
Реформа | в чем заключался ее прогрессивный (либеральный) характер? | Какие крепостнические пережитки она сохранила? |
земская (1864) | Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. | Сословность выборов; значительные преимущества дворянам; ограничен круг вопросов, решаемых земствами |
Работа в творческой группе по городской реформе
- Учащиеся читают в учебнике о содержании городской реформы с. 146-147 (п.21-22)
- Учащиеся работают с документом 2, отвечая на вопросы
- Учащиеся работают со схемой 2, объясняя ее содержание
- В чем была прогрессивность реформы и в чем её непоследовательность?
Учащиеся формулируют свои суждения, заполняют частично таблицу
Реформа | в чем заключался ее прогрессивный (либеральный) характер? | Какие крепостнические пережитки она сохранила? |
городская (1864) | Как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоёв населения к решению вопросов управления | Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. |
Работа в творческой группе по судебной реформе
- Учащиеся читают в учебнике о содержании судебной реформы с. 147-148 (п.21-22)
- Учащиеся работают с документом 3, отвечая на вопросы
- Учащиеся работают со схемой 3, заполняя ее содержание
- В чем была прогрессивность реформы и в чем её непоследовательность?
Учащиеся формулируют свои суждения, заполняют частично таблицу
Реформа | в чем заключался ее прогрессивный (либеральный) характер? | Какие крепостнические пережитки она сохранила? |
судебная (1864) | Самая передовая на тот момент судебная система в мире. | Сохраняла ряд пережитков прошлого (особые суды для крестьян, священнослужителей, военных). |
Работа в творческой группе по военной реформе
- Учащиеся читают в учебнике о содержании военной реформы с. 148-150 (п.21-22)
- Учащиеся работают с документом 4, отвечая на вопросы
- Учащиеся работают со схемой 4, комментируя ее содержание
- В чем была прогрессивность реформы и в чем её непоследовательность?
Учащиеся формулируют свои суждения, заполняют частично таблицу
Реформа | в чем заключался ее прогрессивный (либеральный) характер? | Какие крепостнические пережитки она сохранила? |
военная (1874) | Создание массовой армии современного типа; поднят авторитет воинской службы, т.к. учили не только военному делу, но и грамоте; удар по сословному строю. | Офицерский состав, как и раньше, пополнялся в основном дворянской молодёжью. |
Работа в творческой группе по реформе в области просвещения.
- Учащиеся читают в учебнике о содержании реформы образования с. 150-151 (п.21-22)
- Учащиеся работают с документом 5, 6 отвечая на вопросы
- Учащиеся работают со схемой 5, комментируя ее содержание
- В чем была прогрессивность реформы и в чем её непоследовательность?
Учащиеся формулируют свои суждения, заполняют частично таблицу
Реформа | в чем заключался ее прогрессивный (либеральный) характер? | Какие крепостнические пережитки она сохранила? |
образования (1863-1864) | Расширение и совершенствование образования всех уровней, положено начало среднему (женские гимназии) и высшему (высшие женские курсы) женскому образованию. | Платность делала недоступным среднее и высшее образование для всех слоёв населения. |
Ш. Заключительный этап урока
Вывод (учащиеся делают сами, отвечая на вопросы):
- Почему реформы 60-70-х гг. получили название Великих?
- Можно ли утверждать, что эти реформы способствовали становлению в России правового государства? гражданского общества?
Учитель: Несмотря на свой ограничительный характер, эти реформы были шагом на пути к правовому государству, потому что они законодательно закрепляли расширение гражданских прав населения в сфере местного самоуправления, судопроизводства, в военном деле и в области образования.
Оценивание учащихся.
Домашнее задание: Параграф 21-22.
Приложение
Документ 1. Извлечения из положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.)
- Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения…
- Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:
- Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
- Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.
- Меры обеспечения народного продовольствия.
- Заведование земскими благотворительными заведениями.
- Управление делами взаимного земского страхования имущества.
- Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
- Участие… в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
- Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений…
- Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел…
- Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам…
Вопросы к документу:
1.Какие дела находились в ведении земств?
2.С какой целью в Положение введены статьи 7, 8?
3. Какие вопросы не решали земства? ( политические )
4. Где не было земств? Почему?
Схема1.
Документ 2. Извлечения из Городового положения от 16 июня 1870 г.:
2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежит:
а) дела по устройству сего управления и по городскому хозяйству на основании правил, в настоящем положении изложенных;
б) дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устройстве города, согласно утверждённому плану ; заведование на основании правил...устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров ,городских общественных садов, бульваров, водопроводов, в, сточных труб , каналов ,прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а равно и освещением городов;
в) дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение в пределах ,законом указанных...об сохранении народного здравия ,о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности ,об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений...
г) устройство за счёт города благотворительных учреждений и больниц и заведование ими на основаниях,указанных для земских учреждений...участие на том же основании в попечении о народном образовании...а также устройство театров, библиотек ,музеев и других подобного рода учреждений;
д) предоставление правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных нужд и польз города...
Вопросы к документу:
- Каковы основные положения реформы городского самоуправления?
- Каковы были полномочия городских дум и управ?
- Сравните земскую и городскую реформы. Что в них общего, что различного?
Схема 2.
Документ 3. Извлечения из Учреждения судебных установлений, утверждённое 20 ноября 1864 г.:
1. Власть судебная принадлежит:
мировым судьям, окружным судам, судебным палатам и Правительствующему Сенату – в качестве верховного кассационного суда.
2. Судебная власть означенных в предшедшей 1-й статье установлений распространяется на лиц всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.
Примечание. Судебная власть духовных, военных , коммерческих, крестьянских судов определяется особыми о них постановлениями.
3. Мировые судьи есть власть единоличная; съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные...
4. Мировые судьи, их съезды и судебные палаты рассматривают дела по существу; Правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда, не решая дел по существу в общем порядке судопроизводства, наблюдает за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.
6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.
7. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в Уставе Уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели.
8. Для прокурорского надзора при судебных местах состоят обер-прокуроры, прокуроры и их товарищи.
Вопросы к документу:
1. Кому принадлежала судебная власть в Российской империи по судебной реформе?
2. Какая статья уравнивает всех подданных Российской империи перед законом?
3. С какой целью вводились должности судебных следователей, присяжных заседателей, прокуроров?
Схема 3.
Основные принципы буржуазного права | Их реализация в судебной реформе |
1. Независимость суда. | |
2. Выборность суда | |
3. Гласность суда | |
4. Состязательность обвинения и защиты | |
5. Равенство всех сословий перед законом |
Документ 4. Из устава о воинской повинности (1874г.)
…Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.
4.Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается.
5.Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.
10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по номеру вынутого им жребия, не подлежащие в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
11. К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, минул 21 год от роду.
12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предоставляется отбыть воинскую повинность без жребия, в качестве вольноопределяющихся…
(Сроки службы для лиц со средним образованием сокращались до полутора лет, а для лиц с высшим образованием - до полугода.)
17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.
18. Общий срок службы во флоте определяется в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.
19. Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки устанавливаются собственно для мирного времени: во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная необходимость.
Вопросы к документу:
- Чем были обусловлены военные реформы в России?
- Почему рекрутская повинность перестала отвечать потребностям государства?
- В чем заключалось основное содержание военной реформы? (
Схема 4.
Документ 5. Историческая записка к 50-летию Григоровской гимназии
“Число учащихся Григоровской женской гимназии постоянно увеличивалось:
В 1870 г. – 179 учениц;
В 1882 г. – более 300 учениц;
В 1899 г. – превышало 400;
В 1902 г. – более 500;
В 1907 г. – свыше 700 учениц”.
“По сословиям:
2/3 дочери дворян и чиновников;
10 % - духовного звания;
20 % - городских сословий;
2 % - крестьян”.
“Первоначально, в 1870 году, когда училищу был присвоен статус гимназии, плата за обучение составляла 35 руб. с ученицы, в 1882 году – за учение в 8 классе – 40 руб.; с 1886 года во всех классах плата была увеличена на 5 руб.; в 1891 году – на 10 руб., а с 1907 года выросла для всех классов ещё на 10 руб.”.
Вопросы к документу:
- Что можно сказать о популярности гимназического образования в Костромской губернии?
- Представительницы каких сословий учились в гимназии? Кто преобладал? Почему?
Документ 6. Сведения о состоянии Костромской Григоровской женской гимназии и находящемся при ней романовском пансионе за 1899-1900, 1901 учебные года.
“По представленному Высочайшим Положением о женских гимназиях Министерства народного просвещения попечительному совету гимназии праву; советом сим каждогодно освобождать от взноса платы за учение недостаточным по средствам ученицам, отличающимся поведением, прилежанием и успехами в учебе (10 % из 100 учениц). Таким образом, например, в 1899 году было освобождено от оплаты за учение 43 ученицы, в 1900 году – 53, в 1901 году – 58 и т.д.”
Вопросы:
- На каких условиях ученицы могли получить эти льготы?
Схема 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"
Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...
План-конспект открытого урока "Великие реформы 1860 – 1870-х гг.: причины, этапы проведения, итоги и последствия».
Данный урок был проведен в 10 классе. Приложением к нему служат авторская презентация, тексты исторических документов....
Конспект урока "Государственные реформы Петра I"
Разработка урока по ФГОС....
Методическая разработка открытого урока. "Реформы Петра Великого" 7 класс
Технологическая карта к открытому уроку в 7 классе. Тема: Реформы Петра ВеликогоРабочий лист ученика к уроку....
Конспект открытого урока по истории " Крестьянская реформа 1861г"
Конспект урока об отмене крепостного права в России....
План-конспект открытого урока по теме: «История России конца XVII в. первой четверти XVIII века» Петр I: реформы, войны
Российская история XVIII века, реформы, начатые Петром I-одна из интереснейших тем для изучения. Имя Петра связано с Рыльском: он был в городе, возвращаясь с Полтавской битвы, в городе есть улица, наз...