Конспект открытого урока "Либеральные реформы 60-
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Батуева Екатерина Игоревна

Цель урока:

Формирование чувства гордости историческим прошлым своей страны через изучение основных положений либеральных реформ 60-70х гг.XX века при помощи работы с документами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_reformy_aleksandra_ii.docx385.05 КБ

Предварительный просмотр:

Либеральные реформы 60–70-х годов XIX века.

Цель урока:

Формирование чувства гордости историческим прошлым своей страны через изучение основных положений либеральных реформ 60-70х гг.XX века при помощи работы с документами.

Вид урока: комбинированный.  

Новые термины: земства, “гласные”, курия, имущественный ценз, городская дума, городская управа, городской голова, всеобщая воинская повинность.    

Оборудование: раздаточный материал – документы, характеризующие либеральные реформы 60–70 гг. ХIХ века, презентация “Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в.” , карточки с заданиями

                                           

  План урока.

  1. Актуализация знаний
  2. Изучение нового материала:

а) Реформа местного самоуправления:

       - земская;

       - городская.

б) Судебная реформа.

в) Военная реформа.

г) Реформа в области образования и науки.

3.  Закрепление изученного материала

Ход урока.

1. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.

Учитель зачитывает эпиграф:

                                                                    “Государственное устройство России

                                 требует коренной реформы снизу

                                                доверху… все отжило свой век, все должно  

                                                            получить новые формы”

Учащиеся формулируют тему урока.

- Вспомните, что такое реформа?

 Франц. reforme, от лат. -  преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.  

- Какое событие обнаружило необходимость серьезных перемен в государственной и общественной жизни России?  (Крымская война)

- Какая реформа открыла собой эпоху великих преобразований 60-70-х гг. XIX в.?  (Отмена крепостного права, 19 февраля 1861 г.)        

- Почему эта реформа была необходима в России второй половины XIX века? (отставание России, низкая эффективность крепостного труда, массовые выступления крестьян, Крымская война показала отставание армии) 

СЛАЙД 1

За отменой крепостного права в 60-70-х годах последовали и другие реформы в области местного самоуправления, суда, образования, цензуры, в военном деле. Задача нашего урока рассмотреть эти реформы, оценить их итоги и значение.

II. Изучение нового материала

Постановка проблемного задания:

-  Можно ли считать либеральные реформы 1861-1874 гг. в России шагом на пути к становлению гражданского общества и правового государства?

- Давайте вспомним что такое либерализм, правовое государство и гражданское общество.

Либерализм (от латинского слова liberalis - свободный) – идейное и общественно-политическое течение. Возникло в Европе в 17-18 вв. Провозглашало принцип гражданских, политических, экономических свобод.

Правовое государство – вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости.

 Гражданское общество– общество, где власть государства поставлена под контроль общества и осуществляется строго на основе законов.

- Поможет нам в этом заполнение таблицы. Ваша задача - изучить в группе материал по одной из реформ дать ей характеристику, выявив прогрессивный, либеральный характер и феодальные, крепостнические пережитки.

                                           Работа в группах.

Класс делится на 5 групп, каждой из которых дается задание. В течение 15 минут  ребята работают над заданием в группах, затем идёт обсуждение материала. По мере выступления каждой группы, учащиеся заполняют итоговую таблицу.

Реформа

в чем заключался ее прогрессивный (либеральный) характер?

Какие крепостнические пережитки она сохранила?

Земская реформа

Городская реформа

Судебная реформа

Военная реформа

Реформа в области образования и науки

Работа в творческой группе по земской реформе

  1. Учащиеся читают в учебнике о содержании земской реформы с. 144-146 (п.21-22)
  2. Учащиеся работают с документом 1, отвечая на вопросы
  3. Учащиеся работают со схемой 1, объясняя ее содержание

-  В чем была прогрессивность реформы и в чем её непоследовательность?

Учащиеся формулируют свои суждения, заполняют частично таблицу

                                    Реформа

в чем заключался ее прогрессивный (либеральный) характер?

Какие крепостнические пережитки она сохранила?

земская (1864)

Деятельность была

направлена на улучшение положения народных масс.

Сословность выборов;

значительные преимущества

дворянам; ограничен круг вопросов, решаемых земствами

Работа в творческой группе по городской реформе

  1. Учащиеся читают в учебнике о содержании городской реформы с. 146-147 (п.21-22)
  2. Учащиеся работают с документом 2, отвечая на вопросы
  3. Учащиеся работают со схемой 2, объясняя ее содержание

 -  В чем была прогрессивность реформы и в чем её непоследовательность?

Учащиеся формулируют свои суждения, заполняют частично таблицу

Реформа

в чем заключался ее прогрессивный (либеральный) характер?

Какие крепостнические пережитки она сохранила?

городская (1864)

Как и земская реформа, способствовала

приобщению широких

слоёв населения к

решению вопросов

управления

Деятельность городского

самоуправления контролировалась

государством.

Работа в творческой группе по судебной реформе

  1. Учащиеся читают в учебнике о содержании судебной реформы с. 147-148 (п.21-22)
  2. Учащиеся работают с документом 3, отвечая на вопросы
  3. Учащиеся работают со схемой 3, заполняя ее содержание

-  В чем была прогрессивность реформы и в чем её непоследовательность?

Учащиеся формулируют свои суждения, заполняют частично таблицу

Реформа

в чем заключался ее прогрессивный (либеральный) характер?

Какие крепостнические пережитки она сохранила?

судебная (1864)

Самая передовая на тот момент

судебная система в мире.

Сохраняла ряд

пережитков прошлого

(особые суды для крестьян, священнослужителей, военных).

Работа в творческой группе по военной реформе

  1. Учащиеся читают в учебнике о содержании военной реформы с. 148-150 (п.21-22)
  2. Учащиеся работают с документом 4, отвечая на вопросы
  3. Учащиеся работают со схемой 4, комментируя ее содержание

-  В чем была прогрессивность реформы и в чем её непоследовательность?

Учащиеся формулируют свои суждения, заполняют частично таблицу

Реформа

в чем заключался ее прогрессивный (либеральный) характер?

Какие крепостнические пережитки она сохранила?

военная (1874)

Создание массовой армии современного типа; поднят авторитет воинской службы, т.к.

учили не только военному делу, но и грамоте; удар по сословному строю.

Офицерский состав, как и раньше, пополнялся в основном дворянской

молодёжью.

Работа в творческой группе по реформе в области просвещения.

  1. Учащиеся читают в учебнике о содержании реформы образования с. 150-151 (п.21-22)
  2. Учащиеся работают с документом 5, 6 отвечая на вопросы
  3. Учащиеся работают со схемой 5, комментируя ее содержание

-  В чем была прогрессивность реформы и в чем её непоследовательность?

Учащиеся формулируют свои суждения, заполняют частично таблицу

Реформа

в чем заключался ее прогрессивный (либеральный) характер?

Какие крепостнические пережитки она сохранила?

образования (1863-1864)

Расширение и совершенствование образования всех уровней, положено начало среднему (женские гимназии) и

высшему (высшие женские курсы) женскому образованию.

Платность делала

недоступным среднее и

высшее образование для

всех слоёв населения.

Ш. Заключительный этап урока

Вывод (учащиеся делают сами, отвечая на вопросы):

  • Почему реформы 60-70-х гг. получили название Великих?
  • Можно ли утверждать, что эти реформы способствовали становлению в России правового государства? гражданского общества?

Учитель: Несмотря на свой ограничительный характер, эти реформы были шагом на пути к правовому государству, потому что они законодательно закрепляли расширение гражданских прав населения в сфере местного самоуправления, судопроизводства, в военном деле и в области образования.

Оценивание учащихся.

Домашнее задание: Параграф 21-22.

Приложение

Документ 1. Извлечения из положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.)

  1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения…
  2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:
  1. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
  2. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.
  3. Меры обеспечения народного продовольствия.
  4. Заведование земскими благотворительными заведениями.
  5. Управление делами взаимного земского страхования имущества.
  6. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
  7. Участие… в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
  8. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений…
  1. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел…
  2. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам…

Вопросы к документу:

1.Какие дела находились в ведении земств?

2.С какой целью в Положение введены статьи 7, 8?

3. Какие вопросы не решали земства? ( политические )

4. Где не было земств? Почему?

Схема1.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/i/iTOJ3u7GWPEgbk5paVnyovYZFK2NqQ0ld8UMhe/slide-4.jpg

Документ 2. Извлечения  из Городового положения от 16 июня 1870 г.:

2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежит:

а) дела по устройству сего управления и по городскому хозяйству на основании правил, в настоящем положении изложенных;

б) дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устройстве города, согласно утверждённому плану ; заведование на основании правил...устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров ,городских общественных садов, бульваров, водопроводов, в, сточных труб , каналов ,прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а равно и освещением городов;

в) дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение в пределах ,законом указанных...об сохранении народного здравия ,о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности ,об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений...

г) устройство за счёт города благотворительных учреждений и больниц и заведование ими на основаниях,указанных для земских учреждений...участие на том же основании в попечении о народном образовании...а также устройство театров, библиотек ,музеев и других подобного рода учреждений;

д) предоставление правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных нужд и польз города...

Вопросы к документу:

  1. Каковы основные положения реформы городского самоуправления?
  2. Каковы были полномочия городских дум и управ?
  3. Сравните земскую и городскую реформы. Что в них общего, что различного?

Схема 2.

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=928d77dcc047823ce9e81cefe9ab24ce-l&n=13

Документ 3. Извлечения из Учреждения судебных установлений, утверждённое 20 ноября 1864 г.:

1. Власть судебная принадлежит:

мировым судьям, окружным судам, судебным палатам и Правительствующему Сенату – в качестве верховного кассационного суда.

2. Судебная власть означенных в предшедшей 1-й статье установлений распространяется на лиц всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

Примечание. Судебная власть духовных, военных , коммерческих, крестьянских судов определяется особыми о них постановлениями.

3. Мировые судьи есть власть единоличная; съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные...

4. Мировые судьи, их съезды и судебные палаты рассматривают дела по существу; Правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда, не решая дел по существу в общем порядке судопроизводства, наблюдает за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи.

6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.

7. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в Уставе Уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели.

8. Для прокурорского надзора при судебных местах состоят обер-прокуроры, прокуроры и их товарищи.

Вопросы к документу:

1. Кому принадлежала судебная власть в Российской империи по судебной реформе?

2. Какая статья уравнивает всех подданных Российской империи перед законом?

3. С какой целью вводились должности судебных следователей, присяжных заседателей, прокуроров?

Схема 3.

Основные принципы буржуазного права

Их реализация в судебной реформе

1. Независимость суда.

2. Выборность суда

3. Гласность суда

4. Состязательность обвинения и защиты

5. Равенство всех сословий перед законом

Документ 4.  Из устава о воинской повинности (1874г.)

…Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.

4.Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается.

5.Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по номеру вынутого им жребия, не подлежащие в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

11. К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, минул 21 год от роду.

12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предоставляется отбыть воинскую повинность без жребия, в качестве вольноопределяющихся…

   (Сроки службы для лиц со средним образованием сокращались до полутора лет, а для лиц с высшим образованием  - до полугода.)

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.

18. Общий срок службы во флоте определяется в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

19. Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки устанавливаются собственно для мирного времени: во время же войны состоящие   в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того  будет требовать государственная необходимость.

Вопросы к документу:

  1. Чем были обусловлены военные реформы в России?
  2. Почему рекрутская повинность перестала отвечать потребностям государства?
  3. В чем заключалось основное содержание военной реформы? (

Схема 4.

C:\Users\Майор\Desktop\image001.jpg

Документ 5. Историческая записка к 50-летию Григоровской гимназии

“Число учащихся Григоровской женской гимназии постоянно увеличивалось:

В 1870 г. – 179 учениц;

В 1882 г. – более 300 учениц;

В 1899 г. – превышало 400;

В 1902 г. – более 500;

В 1907 г. – свыше 700 учениц”.

“По сословиям:

2/3 дочери дворян и чиновников;

10 % - духовного звания;

20 % - городских сословий;

2 % - крестьян”.

“Первоначально, в 1870 году, когда училищу был присвоен статус гимназии, плата за обучение составляла 35 руб. с ученицы, в 1882 году – за учение в 8 классе – 40 руб.; с 1886 года во всех классах плата была увеличена на 5 руб.; в 1891 году – на 10 руб., а с 1907 года выросла для всех классов ещё на 10 руб.”.

 Вопросы к документу:

  1. Что можно сказать о популярности гимназического образования в Костромской губернии?
  2. Представительницы каких сословий учились в гимназии? Кто преобладал? Почему?

                       

                                           

 Документ 6. Сведения о состоянии Костромской Григоровской женской гимназии и находящемся при ней романовском пансионе за 1899-1900, 1901 учебные года.

“По представленному Высочайшим Положением о женских гимназиях Министерства народного просвещения попечительному совету гимназии праву; советом сим каждогодно освобождать от взноса платы за учение недостаточным по средствам ученицам, отличающимся поведением, прилежанием и успехами в учебе (10 % из 100 учениц). Таким образом, например, в 1899 году было освобождено от оплаты за учение 43 ученицы, в 1900 году – 53, в 1901 году – 58 и т.д.”

Вопросы:

  1. На каких условиях ученицы могли получить эти льготы?

Схема 5.

C:\Users\Майор\Desktop\image001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Крестьянская реформа 1861 года"

Открытый урок по теме "Крестьянская реформа 1861 года" был дан для слушателей курсов Областного  института повышения квалификации учителей. В ходе урока реализованы принципы развивающего обучения...

План-конспект открытого урока "Великие реформы 1860 – 1870-х гг.: причины, этапы проведения, итоги и последствия».

Данный урок был проведен в 10 классе. Приложением к нему служат авторская презентация, тексты исторических документов....

Методическая разработка открытого урока. "Реформы Петра Великого" 7 класс

Технологическая карта к открытому уроку в 7 классе. Тема: Реформы Петра ВеликогоРабочий лист ученика к уроку....

Конспект открытого урока по истории " Крестьянская реформа 1861г"

Конспект урока об отмене крепостного права в России....

План-конспект открытого урока по теме: «История России конца XVII в. первой четверти XVIII века» Петр I: реформы, войны

Российская история XVIII века, реформы, начатые Петром I-одна из интереснейших тем для изучения. Имя Петра связано с Рыльском: он был в городе, возвращаясь с Полтавской битвы, в городе есть улица, наз...