Проект. СССР: от Сталина к началу десталинизации.
проект по истории (11 класс) на тему

Скабёлкин Клим Юрьевич

Данный проект для учащихся 11 класса. Включает в себя сценарий урока, информационные листы - практикумы, презентацию. Стимулирует познавательную деятельность, интерес к изучению истории как науки, развивает творческие способности, интеллект, ораторское искусство обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok._destalinizatsiya.docx23.62 КБ
Файл inf.listy_11_kl.docx72.95 КБ
Файл destalinizatsiya.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Тема. СССР: от Сталина к началу десталинизации.

Цель урока:

Определить специфику исторического периода 1953 – 1964 гг. через изучение мероприятий, проведенных во всех сферах общества; установить, в чем проявилась незавершенность и непоследовательность мероприятий и в чем причины непоследовательной хрущевской политики.

Задачи урока:

  1. Отметить историческую роль Н.С.Хрущева, в развенчании культа личности Сталина, его успехи и просчеты в руководстве СССР.
  2. Продолжить формировать умение работать с документами, материалами учебника, дополнительной литературы;  на основе их раскрыть сущность реформ  и их влияние на дальнейший ход развития государства; работать над развитием умения анализировать, систематизировать и обобщать учебный материал.
  3.  Организовать работу в группе, учить умению выбирать решение и высказывать свои мысли на заданную тему; воспитывать уважение к чужому мнению.
  4. Закрепить знания и умения, необходимые учащимся при решении заданий ЕГЭ на хронологию событий, систематизацию фактов, анализ исторической ситуации, анализ исторических версий и оценок.

Оборудование: проектор, информационные листы, видео.

Тип урока: получение новых знаний.

Форма урока: работа в группах.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

https://youtu.be/5dJ3LH9CDmA « ОТТЕПЕЛЬ»

  • Посмотреть видеоклип  «ОТТЕПЕЛЬ».
  • Определить, почему именно его я предлагаю вам.
  • О каком времени в истории нашей страны идет речь? Обращайте внимание на антураж, вслушивайтесь в слова – это поможет вам.

СЛАЙД 1 (можно пропустить, если неудобно переключать видео)

Смысловая характеристика. Мы поговорим не только о той весне, которая за окнами; но в большей степени о той весне 50-60-х годов XX века. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Люди тогда словно проснулись от зимней спячки, открыли глаза, расправили плечи. И зазвучали стихи, песни, в которых мучительные размышления о прошлом и светлые мечты о будущем. “ ЭТО ГОВОРИТ УЧИТЕЛЬ (как обобщение ответов учащихся)

Учитель: ВОВ стоила советскому народу не только человеческих жертв, но и колоссальных материальных потерь. Поднимая из руин разоренную страну, люди понимали, что только от них зависит, как они будут жить завтра. Благодаря самоотверженному труду советского народа, спустя всего 3 года после окончания войны, в 1948 г. был превзойден довоенный уровень производства. Но сталинская диктатура усилилась, возобновились репрессии: преследовалось инакомыслие, по ночам проводились аресты, люди гибли в многочисленных лагерях. Наступил март 1953 года….

Смотреть видео, определить тему, задачи урока.

https://youtu.be/xbcLHnUzI7Q (1 мин 26 с) или (с 1мин 58с до 4 мин) ??

СЛАЙД 2. (Тема.)

СЛАЙД 2 (Задачи)

Учитель. В стране сложилась командно-административная система управления и тоталитарный характер общества. Что характеризует такую систему?

СЛАЙД 3

  1. Определить специфику развития СССР 1953 – 1964 гг (после смерти Сталина.
  2. Рассмотреть историческую роль Н.С.Хрущева.
  3. Выделить плюсы и минусы политики Н.С.Хрущева.

  • Страна управлялась  Сталиным и небольшой группой членов Политбюро ЦК КПСС.
  • Сложился  мощный бюрократический аппарат.
  • Обязательным элементом  системы были репрессии.

Работа по теме урока.

  1. Информационный лист. Задание №1. Изучить информацию. Ответить на вопросы.
  • О каком событии идет речь в данном отрывке?
  • Какими воспоминаниями делятся Эренбург, Евтушенко, Сахаров?
  • Чего боялись люди?
  • Почему многие ощущали страх и неуверенность в завтрашнем дне?
  • Отвечают на вопросы. Беседа со всеми группами (кто-то начинает, остальные добавляют).

Вывод. Не надежды на перемены к лучшему, а опасения «как бы не было хуже» формировали главную психологическую установку тех дней.

Учитель. Со смертью Сталина закончилась целая эпоха и ожесточилась борьба за власть. Среди этих лиц определились три явных претендента: Берия, Маленков, Хрущев. Давайте попробуем спрогнозировать, кто одержит победу. Ваша задача выступить в роли политтехнологов и представить своего кандидата на роль главы государства.

Самостоятельная работа в группах.  Информационный лист. Задание №2.  СЛАЙД 4

1 группа – Л.П.Берия

2 группа – Г.М.Маленков

3 группа – Н.С.Хрущев

Работают с использованием учебника и информационных листов.

Проверка. Группы представляют своих кандидатов.

СЛАЙД 5 (Берия)

СЛАЙД 6 (Маленков)

СЛАЙД 7 (Хрущев)

  • Что общего было в проектах реформ, предложенных Г.Маленковым, Л. Берией и Н. Хрущевым после смерти Сталина?

  • Послабление режима. Коллегиальное управление страной.
  • Реабилитация жертв репрессий (восстановление в правах, восстановление доброго имени). Однако, Маленков был категорически против публичного осуждения политики Сталина.

Учитель. Итак. В сентябре 1953 г. Хрущёв был избран Первым Секретарем ЦК КПСС, Маленков смещён с поста. Хрущёв прочно утвердился в роли лидера партии и государства. За десятилетие своего правления, он провел преобразования, охватившие все стороны жизни общества.

Самостоятельная работа. Информационный лист. Задание №3.

Прочитайте пункт 2 &30 (с.209 – 211) «Хрущёв: реформаторство и утопизм». Заполните таблицу.

СЛАЙД  8

1 группа – «Реформаторская деятельность Хрущева»

2 группа – «Результат реформ»

3 группа – «XX съезд КПСС»

Проверка. Учащиеся озвучивают составленные таблицы.

Цель: выявить проблему!

  СЛАЙД 9

Учитель. Именно XX съезд Коммунистической партии Советского Союза положил начало процессу десталинизации.

  • Какую проблему нам необходимо разрешить?

Проблема. Плюсы и минусы политики Хрущёва.

Разрешить проблему. Информационные листы. Задание №4.

СЛАЙД 10,     СЛАЙД 11

Учитель. Хрущев – неоднозначная, противоречивая личность в истории нашего государства. Известный скульптор, автор памятника Н.С. Хрущеву, установленному на Новодевичьем кладбище в Москве, Эрнст Неизвестный изобразил Хрущева в единстве темных и белых тонов, как бы символизируя тем самым противоречивость личности и политики Н.С.Хрущева.

СЛАЙД 12

  • Непоследовательность, неразумность реформ (обобществление домашнего скота, командная система руководства колхозами привели к трудностям с продовольствием к 1963 г.
  • Эксперименты (как с кукурузой)
  • Вмешательство в творчество (разгром выставки в Манеже),
  • Внешняя политика (Карибский кризис)
  1. Обобщение.

https://youtu.be/7-ia8lWSdmo  Хрущёвская оттепель  можно для обобщения в конце 3 мин30 с весь фильм

  1. Домашнее задание: &30. Написать эссе на тему: «Хрущевская оттепель», презентация «Моя семья в 60 – е» ( с использованием фото членов семьи, воспоминаний старшего поколения), посмотреть х/ф «Стиляги» СЛАЙД  13

  1. Рефлексия.  СЛАЙД 14

  1. Оценки. Старосты групп сдают оценочные листы.

СПАСИБО СЛАЙД 15

Десталинизация – развенчание культа личности Сталина и отказа от репрессивных и мобилизационных методов управления обществом.

  • Что, на ваш взгляд, было главным достижением в деятельности Н.С. Хрущева, его «звездным часом»?  



Предварительный просмотр:

Информационный лист I группа.

Задание №1.

Изучите информацию, ответьте на вопросы:

  • О каком событии идет речь в данном отрывке?
  • Какими воспоминаниями делятся Эренбург, Евтушенко, Сахаров?
  • Чего боялись люди?
  • Почему многие ощущали страх и неуверенность в завтрашнем дне?

«Я хотел задуматься: что теперь будет со всеми нами? — вспоминал свои ощущения того дня И. Эренбург(писатель, автор повести «Оттепель»).  Я испытывал то, что тогда, наверное, переживали многие мои соотечественники: оцепенение».  «Это было жуткое, фантастическое зрелище, — напишет потом поэт Е. Евтушенко, оказавшийся в  многотысячной толпе. Толпа превратилась в страшный водоворот... Вдруг я почувствовал, что иду по мягкому. Это было человеческое тело. Я поджал ноги, и так меня несла толпа. Люди шли к Колонному залу, где был установлен гроб с телом Сталина.  Люди проходили мимо, многие плакали, женщины поднимали детей, траурная музыка смешивалась с рыданиями. Рассказывали о задавленных на Трубной площади. Не думаю, чтобы история знала такие похороны». А дальше — главное я испытывал страх: что теперь будет?.. Я боялся худшего». Похожие ощущения испытывали в момент смерти Сталина многие. «Это было потрясающее событие, вспоминал академик А.Д. Сахаров. — Все понимали, что что-то вскоре изменится, но никто не знал, в какую сторону. Опасались худшего (хотя, что могло быть хуже?..). Но люди, среди них многие, не имеющие никаких иллюзий относительно Сталина и строя, боялись общего развала, междоусобицы, новой волны массовых репрессий, даже — гражданской войны». Вывод: Не надежды на перемены к лучшему, а опасения «как бы не было хуже» формировали главную психологическую установку тех дней.

Задание №2.

Изучи информацию. Используй материал учебника. Ваша задача выступить в роли политтехнологов и представить своего кандидата на роль главы государства.

Лаврентий Павлович Берия (Первый заместитель Председателя Совета Министров, глава МВД)

Уже в середине марта 1953г. начинаются попытки добиться реабилитации жертв сталинского террора. Став министром внутренних дел, Берия первым же приказом постановил пересмотреть особо важные дела. Достижением политики Берии стала массовая амнистия. По предложению главы МВД, в конце марта 1953г. из лагерей было освобождено более 1 млн человек, однако не подлежали амнистии убийцы, бандиты и те, кто оказался за решеткой по печально известной 58-й статье (политические преступления). Заметим также, что значительная часть «силовиков», которые были осуждены, а позже реабилитированы, вернулись на работу в органы. Это создало взрывоопасную ситуацию, когда рядом работали те, кто сажал и пытал, и те, кого сажали и пытали. Это не способствовало прочности позиций Берии. Берия стремился контролировать внешнюю политику. В месяцы его краткого правления была сделана попытка примириться с Югославией, с которой Сталин испортил отношения. Берия выступил против коллективизации и индустриализации в ГДР и Венгрии, он заявил о необходимости отказаться от «ускоренного курса на строительство социализма» в ГДР в условиях, когда отток населения в ФРГ приобрел устрашающий характер, а уровень жизни упал до рекордно низкой отметки. Однако все эти меры, которые принимались с учетом политической обстановки, не нашли поддержки среди других политических деятелей СССР. 26 июня 1953г. Берия был арестован и расстрелян. Так был ликвидирован один из членов «несостоявшегося триумвирата». Уже совсем скоро Хрущев добьется победы над Маленковым и станет единоличным правителем СССР.

Задание №3.

Прочитайте пункт 2 &30 (с.209 – 211) «Хрущёв: реформаторство и утопизм». Заполните таблицу.

Реформаторская деятельность Хрущева

Народное хозяйство

Аграрный сектор

Социальная сфера

Задание №4.

Никита Хрущев — это неоднозначная личность, и его политика имеет множество плюсов и минусов. Период правления этого человека характеризовался красивыми речами, но слова не всегда превращались в реальность. Хрущев — это личность спорная, и противоречивая, несмотря на реабилитацию репрессованных при Сталине, он сам был далеко не белым у пушистым. Однако, у него было и много положительных качеств и он остается значимой фигурой в истории как нашей страны, так и всего мира! Он разоблачил культ личности Сталина и реабилитировал сотни тысяч репрессированных.

Общество при нем начало относительно демократизироваться. С другой стороны, он ввел непродуманную военную реформу, в ходе которой множество офицеров стали безработными и бездомными. Впрочем, реформа с кукурузой также не дала ожидаемых результатов, и после ее провала Хрущёва начали называть «Кукурузой». Что же, давайте рассмотрим детальнее плюсы и минусы правления этого неоднозначного человека. Разоблачение культа личности Сталина. Реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных. Относительная демократизация общества. Принятие «Программы мира», основной тезис которой – предотвращение войны между государствами с различными социальными системами. Заключение Договора о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: атмосфере, космосе и под водой. Сокращение Вооружённых сил СССР на одну треть (1,2 млн человек) и уменьшение непомерных военных расходов. Пенсионная реформа, коснувшаяся десятков миллионов граждан. При Хрущёве впервые на пенсию можно стало жить. Реформа сельского хозяйства: колхозники, находившиеся практически на положении крепостных, стали получать гарантированную денежную оплату за труд. Им выдали паспорта, разрешили переходить в другие колхозы и уезжать в город. Массовое жилищное строительство. Например, в 1956 г. Темпы строительства в Москве обогнали темпы прироста населения. СССР добился крупнейших достижений в области науки и техники. Первая в мире атомная электростанция (1954), первый спутник (1957), первый космонавт (1961).  Освоено 30 млн га целинных земель. Приоткрылся «железный занавес», оживился культурный обмен с зарубежными странами. Советские люди потихоньку начали ездить за границу.

Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962). Считается, что погибли 26 человек, 58 ранены, 7 приговорены к высшей мере. Хрущёв не противился возвеличиванию собственной личности. Если в 1963 г. Его портрет в центральных газетах был напечатан 120 раз, то за неполный 1964-й – более 140! Обещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». И не выполнил. В результате непродуманной военной реформы огромное количество офицеров остались без работы, жилья и гражданской специальности. Обещал за несколько лет «догнать и перегнать Америку» по производству мяса, молока и масла на душу населения. И не выполнил. С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за рубежом. Хрущёв проводил политику воспрепятствования содержанию скота в личной собственности граждан, из-за чего погибли миллионы голов скота. При нём была построена Берлинская стена (1961), ставшая символом противостояния социализма и капитализма. Повсеместное, невзирая на природу, культивирование кукурузы. «Во всех областях и краях Союза, - утверждал популярный при Хрущёве стишок, - может давать урожай кукуруза». Борьба с «нездоровыми явлениями в искусстве» при помощи административно-государственных методов (от парткомов до бульдозеров).

Оценочный лист I группы.

Ф И ученика

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Общая оценка

Староста группы ________________________________________

Информационный лист II группа.

Задание №1.

Изучите информацию, ответьте на вопросы:

  • О каком событии идет речь в данном отрывке?
  • Какими воспоминаниями делятся Эренбург, Евтушенко, Сахаров?
  • Чего боялись люди?
  • Почему многие ощущали страх и неуверенность в завтрашнем дне?

«Я хотел задуматься: что теперь будет со всеми нами? — вспоминал свои ощущения того дня И. Эренбург(писатель, автор повести «Оттепель»).  Я испытывал то, что тогда, наверное, переживали многие мои соотечественники: оцепенение».  «Это было жуткое, фантастическое зрелище, — напишет потом поэт Е. Евтушенко, оказавшийся в  многотысячной толпе. Толпа превратилась в страшный водоворот... Вдруг я почувствовал, что иду по мягкому. Это было человеческое тело. Я поджал ноги, и так меня несла толпа. Люди шли к Колонному залу, где был установлен гроб с телом Сталина.  Люди проходили мимо, многие плакали, женщины поднимали детей, траурная музыка смешивалась с рыданиями. Рассказывали о задавленных на Трубной площади. Не думаю, чтобы история знала такие похороны». А дальше — главное я испытывал страх: что теперь будет?.. Я боялся худшего». Похожие ощущения испытывали в момент смерти Сталина многие. «Это было потрясающее событие, вспоминал академик А.Д. Сахаров. — Все понимали, что что-то вскоре изменится, но никто не знал, в какую сторону. Опасались худшего (хотя, что могло быть хуже?..). Но люди, среди них многие, не имеющие никаких иллюзий относительно Сталина и строя, боялись общего развала, междоусобицы, новой волны массовых репрессий, даже — гражданской войны». Вывод: Не надежды на перемены к лучшему, а опасения «как бы не было хуже» формировали главную психологическую установку тех дней.

Задание №2.

Изучи информацию. Используй материал учебника. Ваша задача выступить в роли политтехнологов и представить своего кандидата на роль главы государства.

Георгий Максимилианович Маленков (Председатель Совета Министров)

Родился в дворянской семье. С отличием окончил классическую гимназию.  Был одним из немногих в окружении Сталина, кто имел высшее образование. С началом Великой Отечественной войны был  членом Государственного Комитета Обороны (ГКО), занимался организацией работы оборонной промышленности, персонально отвечал за состояние дел на авиационных предприятиях. В 1944 году Маленков был назначен председателем комитета по восстановлению хозяйства на освобожденных территориях, принимал участие в восстановлении угледобычи в Донбассе, железных дорог и мостов. Опытный хозяйственный руководитель! В 1953 г. Маленков занял пост председателя Совета министров. Этот период стал пиком биографии Маленкова - в течение полугода он был фактическим руководителем СССР. Он стремился к модернизации страны. Благодаря предложениям о снижении налогов и увеличении производства товаров народного потребления Маленков приобрел популярность у граждан СССР, колхозники получили паспорта и право свободного передвижения по стране, был отменен запрет на иностранную прессу. В мае 1953 года по инициативе Маленкова было принято постановление правительства, вдвое уменьшавшее вознаграждения партийным чиновникам. Рост производства товаров для населения увеличился в разы! В магазинах стали появляться товары народного потребления. Маленковым была задумана реформа социального обеспечения: повышение пенсий и стипендий. Маленков выступал сторонником воссоединения Германии, ввел в политический обиход термины «культ личности» и «мирное сосуществование систем с различным политическим строем». Но его инициативы не нашли поддержки у высшего партийного руководств, в борьбе за власть он проиграл Хрущеву, который заручился поддержкой партийного аппарата, армии и силовых структур.

Задание №3.

Прочитайте пункт 2 &30 (с.209 – 211) «Хрущёв: реформаторство и утопизм». Заполните таблицу.

Результат реформ.

Дата

Достижения

Задание №4.

Никита Хрущев — это неоднозначная личность, и его политика имеет множество плюсов и минусов. Период правления этого человека характеризовался красивыми речами, но слова не всегда превращались в реальность. Хрущев — это личность спорная, и противоречивая, несмотря на реабилитацию репрессованных при Сталине, он сам был далеко не белым у пушистым. Однако, у него было и много положительных качеств и он остается значимой фигурой в истории как нашей страны, так и всего мира! Он разоблачил культ личности Сталина и реабилитировал сотни тысяч репрессированных.

Общество при нем начало относительно демократизироваться. С другой стороны, он ввел непродуманную военную реформу, в ходе которой множество офицеров стали безработными и бездомными. Впрочем, реформа с кукурузой также не дала ожидаемых результатов, и после ее провала Хрущёва начали называть «Кукурузой». Что же, давайте рассмотрим детальнее плюсы и минусы правления этого неоднозначного человека. Разоблачение культа личности Сталина. Реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных. Относительная демократизация общества. Принятие «Программы мира», основной тезис которой – предотвращение войны между государствами с различными социальными системами. Заключение Договора о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: атмосфере, космосе и под водой. Сокращение Вооружённых сил СССР на одну треть (1,2 млн человек) и уменьшение непомерных военных расходов. Пенсионная реформа, коснувшаяся десятков миллионов граждан. При Хрущёве впервые на пенсию можно стало жить. Реформа сельского хозяйства: колхозники, находившиеся практически на положении крепостных, стали получать гарантированную денежную оплату за труд. Им выдали паспорта, разрешили переходить в другие колхозы и уезжать в город. Массовое жилищное строительство. Например, в 1956 г. Темпы строительства в Москве обогнали темпы прироста населения. СССР добился крупнейших достижений в области науки и техники. Первая в мире атомная электростанция (1954), первый спутник (1957), первый космонавт (1961).  Освоено 30 млн га целинных земель. Приоткрылся «железный занавес», оживился культурный обмен с зарубежными странами. Советские люди потихоньку начали ездить за границу.

Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962). Считается, что погибли 26 человек, 58 ранены, 7 приговорены к высшей мере. Хрущёв не противился возвеличиванию собственной личности. Если в 1963 г. Его портрет в центральных газетах был напечатан 120 раз, то за неполный 1964-й – более 140! Обещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». И не выполнил. В результате непродуманной военной реформы огромное количество офицеров остались без работы, жилья и гражданской специальности. Обещал за несколько лет «догнать и перегнать Америку» по производству мяса, молока и масла на душу населения. И не выполнил. С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за рубежом. Хрущёв проводил политику воспрепятствования содержанию скота в личной собственности граждан, из-за чего погибли миллионы голов скота. При нём была построена Берлинская стена (1961), ставшая символом противостояния социализма и капитализма. Повсеместное, невзирая на природу, культивирование кукурузы. «Во всех областях и краях Союза, - утверждал популярный при Хрущёве стишок, - может давать урожай кукуруза». Борьба с «нездоровыми явлениями в искусстве» при помощи административно-государственных методов (от парткомов до бульдозеров).

Оценочный лист I I группы.

Ф И ученика

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Общая оценка

Староста группы ________________________________________

Информационный лист III группа.

Задание №1.

Изучите информацию, ответьте на вопросы:

  • О каком событии идет речь в данном отрывке?
  • Какими воспоминаниями делятся Эренбург, Евтушенко, Сахаров?
  • Чего боялись люди?
  • Почему многие ощущали страх и неуверенность в завтрашнем дне?

«Я хотел задуматься: что теперь будет со всеми нами? — вспоминал свои ощущения того дня И. Эренбург(писатель, автор повести «Оттепель»).  Я испытывал то, что тогда, наверное, переживали многие мои соотечественники: оцепенение».  «Это было жуткое, фантастическое зрелище, — напишет потом поэт Е. Евтушенко, оказавшийся в  многотысячной толпе. Толпа превратилась в страшный водоворот... Вдруг я почувствовал, что иду по мягкому. Это было человеческое тело. Я поджал ноги, и так меня несла толпа. Люди шли к Колонному залу, где был установлен гроб с телом Сталина.  Люди проходили мимо, многие плакали, женщины поднимали детей, траурная музыка смешивалась с рыданиями. Рассказывали о задавленных на Трубной площади. Не думаю, чтобы история знала такие похороны». А дальше — главное я испытывал страх: что теперь будет?.. Я боялся худшего». 

Похожие ощущения испытывали в момент смерти Сталина многие. «Это было потрясающее событие, вспоминал академик А.Д. Сахаров. — Все понимали, что что-то вскоре изменится, но никто не знал, в какую сторону. Опасались худшего (хотя, что могло быть хуже?..). Но люди, среди них многие, не имеющие никаких иллюзий относительно Сталина и строя, боялись общего развала, междоусобицы, новой волны массовых репрессий, даже — гражданской войны».

Вывод: Не надежды на перемены к лучшему, а опасения «как бы не было хуже» формировали главную психологическую установку тех дней.

Задание №2.

Изучи информацию. Используй материал учебника. Ваша задача выступить в роли политтехнологов и представить своего кандидата на роль главы государства.

Никита Сергеевич Хрущёв (Секретарь ЦК КПСС, руководитель партийными делами)

В 1935г. оказался на партийной работе в Москве, где занимал высокие ответственные посты. Был Секретарем Центрального Комитета Коммунистической (ЦК КП) партии Украины. Опытный руководитель. Хотя, именно там, стараясь угодить Сталину, проводил массовые репрессии. Во время Великой Отечественной войны Хрущев входил в военные советы фронтов и к 1943 г. получил звание генерал-лейтенанта. Кроме того, Хрущев руководил партизанским движением за линией фронта. Одной из наиболее известных послевоенных инициатив стало укрепление колхозов, что способствовало уменьшению бюрократии.  Причем после смерти Сталина Хрущев не имел особо шансов стать главой СССР. Особого авторитета он не имел, но путем хитростей он смог занять кресло Первого секретаря ЦК. Пиковым в биографии Никиты Сергеевича Хрущева стал 1953 г. - год смерти Сталина. Его цель – укрепить партийное руководство, защита партийного аппарата. Попытка захвата власти Берией была предотвращена объединившимися на время Маленковым и Хрущевым. Получивший власть Маленков вскоре отказался от должности секретаря ЦК. Таким образом, уже осенью 1953 г. высшую партийную должность занял Хрущев.

Задание №3.

Прочитайте пункт 2 &30 (с.209 – 211) «Хрущёв: реформаторство и утопизм». Заполните таблицу.

XX съезд Коммунистической Партии Советского Союза

Дата съезда

Цель Хрущева

Содержание доклада

Задание №4.

Никита Хрущев — это неоднозначная личность, и его политика имеет множество плюсов и минусов. Период правления этого человека характеризовался красивыми речами, но слова не всегда превращались в реальность. Хрущев — это личность спорная, и противоречивая, несмотря на реабилитацию репрессованных при Сталине, он сам был далеко не белым у пушистым. Однако, у него было и много положительных качеств и он остается значимой фигурой в истории как нашей страны, так и всего мира! Он разоблачил культ личности Сталина и реабилитировал сотни тысяч репрессированных.

Общество при нем начало относительно демократизироваться. С другой стороны, он ввел непродуманную военную реформу, в ходе которой множество офицеров стали безработными и бездомными. Впрочем, реформа с кукурузой также не дала ожидаемых результатов, и после ее провала Хрущёва начали называть «Кукурузой». Что же, давайте рассмотрим детальнее плюсы и минусы правления этого неоднозначного человека. Разоблачение культа личности Сталина. Реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных. Относительная демократизация общества. Принятие «Программы мира», основной тезис которой – предотвращение войны между государствами с различными социальными системами. Заключение Договора о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: атмосфере, космосе и под водой. Сокращение Вооружённых сил СССР на одну треть (1,2 млн человек) и уменьшение непомерных военных расходов. Пенсионная реформа, коснувшаяся десятков миллионов граждан. При Хрущёве впервые на пенсию можно стало жить. Реформа сельского хозяйства: колхозники, находившиеся практически на положении крепостных, стали получать гарантированную денежную оплату за труд. Им выдали паспорта, разрешили переходить в другие колхозы и уезжать в город. Массовое жилищное строительство. Например, в 1956 г. Темпы строительства в Москве обогнали темпы прироста населения. СССР добился крупнейших достижений в области науки и техники. Первая в мире атомная электростанция (1954), первый спутник (1957), первый космонавт (1961).  Освоено 30 млн га целинных земель. Приоткрылся «железный занавес», оживился культурный обмен с зарубежными странами. Советские люди потихоньку начали ездить за границу. Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962). Считается, что погибли 26 человек, 58 ранены, 7 приговорены к высшей мере. Хрущёв не противился возвеличиванию собственной личности. Если в 1963 г. Его портрет в центральных газетах был напечатан 120 раз, то за неполный 1964-й – более 140! Обещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». И не выполнил. В результате непродуманной военной реформы огромное количество офицеров остались без работы, жилья и гражданской специальности. Обещал за несколько лет «догнать и перегнать Америку» по производству мяса, молока и масла на душу населения. И не выполнил. С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за рубежом. Хрущёв проводил политику воспрепятствования содержанию скота в личной собственности граждан, из-за чего погибли миллионы голов скота. При нём была построена Берлинская стена (1961), ставшая символом противостояния социализма и капитализма. Повсеместное, невзирая на природу, культивирование кукурузы. «Во всех областях и краях Союза, - утверждал популярный при Хрущёве стишок, - может давать урожай кукуруза». Борьба с «нездоровыми явлениями в искусстве» при помощи административно-государственных методов (от парткомов до бульдозеров).

Оценочный лист III группы.

Ф И ученика

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Общая оценка

Староста группы ________________________________________

        

Коллективное руководство страной  (для I группы)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625898/img1.gif

Коллективное руководство страной (для II группы)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625898/img1.gif

Коллективное руководство страной (для III группы)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625898/img1.gif

Материал для учителя.

Берия.

  1. Руководитель силовых структур.
  2. Инициатор амнистии.
  3. Попытка примирения с Югославией.

Маленков.

  1. Отлично образован.
  2. Опытный хозяйственник.
  3. Популярность у граждан: благодаря снижению налогов, увеличению производства товаров.

Хрущев.

  1. Опытный руководитель, хозяйственник.
  2. Послевоенная инициатива по укреплению колхозов.

Плюсы

1. Разоблачение культа личности Сталина. Реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных. Относительная демократизация общества.

2. Принятие «Программы мира», основной тезис которой – предотвращение войны между государствами с различными социальными системами.

3. Заключение Договора о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: атмосфере, космосе и под водой.

4. Сокращение Вооружённых сил СССР на одну треть (1,2 млн человек) и уменьшение непомерных военных расходов.

5. Пенсионная реформа, коснувшаяся десятков миллионов граждан. При Хрущёве впервые на пенсию можно стало жить.

6. Реформа сельского хозяйства: колхозники, находившиеся практически на положении крепостных, стали получать гарантированную денежную оплату за труд. Им выдали паспорта, разрешили переходить в другие колхозы и уезжать в город.

7. Массовое жилищное строительство. Например, в 1956 г. Темпы строительства в Москве обогнали темпы прироста населения.

8. СССР добился крупнейших достижений в области науки и техники. Первая в мире атомная электростанция (1954), первый спутник (1957), первый космонавт (1961).

9. Освоено 30 млн га целинных земель.

10. Приоткрылся «железный занавес», оживился культурный обмен с зарубежными странами. Советские люди потихоньку начали ездить за границу.


Минусы

1. Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962). Считается, что погибли 26 человек, 58 ранены, 7 приговорены к высшей мере.

2. Хрущёв не противился возвеличиванию собственной личности. Если в 1963 г. Его портрет в центральных газетах был напечатан 120 раз, то за неполный 1964-й – более 140!

3. Обещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». И не выполнил…

4. В результате непродуманной военной реформы огромное количество офицеров остались без работы, жилья и гражданской специальности.

5. Обещал за несколько лет «догнать и перегнать Америку» по производству мяса, молока и масла на душу населения. И не выполнил…

6. С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за рубежом.

7. Хрущёв проводил политику воспрепятствования содержанию скота в личной собственности граждан, из-за чего погибли миллионы голов скота.

8. При нём была построена Берлинская стена (1961), ставшая символом противостояния социализма и капитализма.

9. Повсеместное, невзирая на природу, культивирование кукурузы. «Во всех областях и краях Союза, - утверждал популярный при Хрущёве стишок, - может давать урожай кукуруза».

10. Борьба с «нездоровыми явлениями в искусстве» при помощи административно-государственных методов (от парткомов до бульдозеров).

Причины недовольства и отставка Хрущева.

Социальный слой

Причины недовольства

горожане

Повышение цен на продовольствие и фактическое его нормирование

жители села

Урезание личных подсобных хозяйств

верующие

Диктат атеизма и новая волна  закрытия храмов

интеллигенция

Непоследовательность культурной «оттепели», оскорбительный стиль общения лидера

военные

Обвальное сокращение Вооруженных сил

чиновники парт.гос.аппарата

Постоянная перетряска кадров и непродуманные реорганизации

дипломаты

Неловкие маневры в период Карибского кризиса, поставившие страну на грань ядерной войны

Разрыв отношений с Китаем

МВД

Отмена льгот по зарплате и пенсиям

научные круги

Нажим при избрании в члены АН СССР приверженцев Лысенко, угрозы разогнать Академию.

Прочитайте пункт 2 &30 (с.209 – 211) «Хрущёв: реформаторство и утопизм». Заполните таблицу. Iгр.

Реформаторская деятельность Хрущева

Народное хозяйство

Аграрный сектор

Социальная сфера

1.Частичный переход  от административных методов руководства к экономическим методам управления.

2.Замена отраслевого принципа управления предприятиям территориальным.

3.Создание Совнархозов (региональные органы управления 1957 г)

1.Освоение целинных и залежных земель.

2.Меры по подъему животноводства.

3.Внедрение новой культуры – кукурузы.

1.Жидищное строительство (хрущевки – отдельные квартиры, в которых и сейчас живут люди).

2.Уменьшение продолжительности рабочей недели.

3. Увеличение пенсий.

4.Повышение закупочных цен на с/х продукцию.

5. Установление пенсий по старости.

Результат реформ.

Дата

Достижения

1.Конец 1953г.

2. 1961 г.

3. 1961 г.

1.Быстрый рост промышленного и с/х производства.

2. Открытие космической эры (полет Ю.Гагарина).

3.Продолжение процесса десталинизации: вынос тела Сталина из мавзолея, опубликование повести Солженицына, о жизни заключенных ГУЛАГа «Один день Ивана Денисовича»

XX съезд Коммунистической Партии Советского Союза

Дата съезда

Цель Хрущева

Содержание доклада

25 февраля 1956 г.

Реабилитация репрессированных.

1.Роль Сталина в репрессиях против партийных, государственных и армейских кадров.

2.Создание культа вождя и гения.

3.Символ освобождения общества от тирании.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Определить специфику развития СССР 1953 – 1964 гг (после смерти Сталина). Рассмотреть историческую роль Н.С.Хрущева. Выделить плюсы и минусы политики Н.С.Хрущева. СССР: от Сталина к началу десталинизации. ЗАДАЧИ УРОКА

Слайд 3

Страна управлялась Сталиным и небольшой группой членов Политбюро ЦК КПСС. Сложился мощный бюрократический аппарат. Обязательным элементом системы были репрессии Наследие И.В.Сталина

Слайд 4

1 группа – Л.П.Берия 2 группа – Г.М.Маленков 3 группа – Н.С.Хрущев

Слайд 5

Лаврентий Павлович Берия Первый заместитель Председателя Совета Министров. Глава МВД. Деятельность направлена на смягчение режима: реабилитация по «делу врачей» Инициатор массовой амнистии Стремление ограничить вмешательство партии в хозяйственные дела.

Слайд 6

Председатель Совета Министров Стремление к модернизации Страны Предложения о снижении налогов и увеличении производства товаров народного потребления Григорий Максимилианович Маленков

Слайд 7

Секретарь ЦК КПСС, руководитель партийными делами Деятельность направлена на смягчение режима Объединение с Маленковым с целью устранения Берии Никита Сергеевич Хрущёв

Слайд 8

1 группа – «Реформаторская деятельность Хрущева» 2 группа – «Результаты реформ» 3 группа – « XX съезд КПСС» Прочитайте пункт 2 &30 (с.209 – 211) «Хрущёв: реформаторство и утопизм». Заполните таблицу.

Слайд 9

XX съезд КПСС: доклад «О преодолении культа личности» И.В . Сталин обвинён в репрессиях, ошибках начального периода войны, в бедственном положении крестьянства . Д есталинизация носила ограниченный характер и не затрагивала основ политического устройства СССР – командно-административной системы (во всём был обвинён лично И.В. Сталин)

Слайд 10

Разоблачение культа личности Сталина. Реабилитация репрессированных. Заключение Договора о запрете ядерных испытаний в трёх сферах. Сокращение Вооружённых сил СССР на одну треть (1,2 млн человек) и уменьшение непомерных военных расходов. Пенсионная реформа. Выдача паспортов колхозникам. Массовое жилищное строительство. СССР добился крупнейших достижений в области науки и техники. Освоено 30 млн гектар целинных земель. Приоткрылся «железный занавес», оживился культурный обмен с зарубежными странами. Плюсы политики Н.С. Хрущёва (1953 – 1964 гг )

Слайд 11

Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962). Хрущёв не противился возвеличиванию собственной личности. Обещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». И не выполнил… В результате непродуманной военной реформы огромное количество офицеров остались без работы, жилья и гражданской специальности. Обещал за несколько лет «догнать и перегнать Америку» по производству мяса, молока и масла на душу населения. И не выполнил… С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за рубежом. Воспрепятствовал содержанию скота в личной собственности. Построение Берлинской стены (1961). Повсеместное, невзирая на природу, культивирование кукурузы. Борьба с «нездоровыми явлениями в искусстве». Минусы политики Н.С. Хрущёва

Слайд 12

Эрнст Неизвестный изобразил Хрущева в единстве темных и белых тонов, как бы символизируя тем самым противоречивость личности и политики Н.С.Хрущева.

Слайд 13

&30. Написать эссе на тему: «Хрущевская оттепель»; Презентация «Моя семья в 60 – е» ( с использованием фото членов семьи, воспоминаний старшего поколения); Посмотреть х / ф «Стиляги». Домашнее задание

Слайд 14

Рефлексия. Барометр настроения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для 9-го класса по теме:"Внутренняя политика СССР в 1964 - начале 80-х годов".

Презентацию по теме:" Внутренняя политика СССР в 1964- начале 80-х годов", удобно использовать для сопровождения урока по этой теме. Определяются изменения в политической системе, результаты экономиче...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕЖПРЕДМЕТНОГО СЕМИНАРА Тоталитарный режим в СССР и культ личности Сталина

Межпредметный семинар: по дисциплинам: «История» и «Литература» (по роману А.И. Солженицына «В КРУГЕ ПЕРВОМ)При выборе темы я основывалась на том, что интересно подросткам именно в этот период их...

Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР

Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР...

Тест по теме "СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны"

Тестирование по истории в формате ЕГЭ по теме "СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны"...

Презентация по Истории России тема " НЭП, СССР, и Сталин".

Авторская презентация по теме "НЭП, СССР, и Сталин". Презентация сделана к учебнику История России: начало XX - начало XXI века. 10 класс. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Романов П.Н. М.: 2016...

Открытый урок истории «Послевоенное восстановление народного хозяйства. СССР в последние годы жизни И.В. Сталина».

laquo;Послевоенное восстановление народного хозяйства.СССР в последние годы жизни И.В. Сталина»....

Индивидуальный итоговый проект Тема проекта: «Сталин «Вождь народов» или «Тиран»».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк проекту«Сталин «Вождь народов» или «Тиран»» Задачи исследования: Необходимость сформировать собственную точку зрения, на основании изуче...