План-конспект 7 класс
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
План-конспект 7 класса.История России 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_konspekt.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 7
Конспект урока на тему: «Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.»
Цель урока: 1.Охарактеризовать состояние России в конце XV- нач. XVI век( территория, население, развитие торговли;
2.Доказать необходимость углубления централизации государства, развития торговли, проведения реформ( городского самоуправления и денежной).
3.Проследить эволюцию землепользования и её последствия.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I Оргмомент
II Опрос и повторение
Фронтальный опрос:1)Назовите важнейшие события, которые обозначались термином Великие географические открытия? (12 окт 1492 открыл Америку,1498 Васко да Гама Индия,Америго Веспучи,1553 Р.Ченслер северный путь в Индию, кругосветка Магеллана)
2)последствия ВГО (+ распространение европейских знаний ,взаимообмен достижений, расширение торговли, перемещение торговых путей из Средиземного моря в океаны; - создание колониальных империй, работорговля, войны с местным населением)
III Изучение новой темы
Объявление темы, постановка задач.
План урока:
1)Земледелие. Крестьянство.
2) Казачество.
3) Города и горожане.
4) Ремесло.
5) Городское самоуправление и купеческие организации.
6) Торговля.
7) Денежная система.
1.Земледелие, крестьянство
В XVI веке Российское государство значительно расширило свои рубежи. Были освоены новые земли. В начале XVI века население России составляло около 6 миллионов человек.
Как и в прежние времена, главным занятием россиян оставалось пашенное земледелие. Ранее на просторах северо-восточной и северной Руси господствовала подсечно-огневая система.
?-вспомним? что собой представляла подсечно-огневая система?
На смену ей пришло пашенное земледелие, которое на Руси называли трехполье.
?-давайте вспомним, что собой представляло трехполье ?
?-что такое яровые культуры(c 21)
?-озимые культуры(c 21)
? Известному российскому историку XIX в. С. М. Соловьёву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Как вы понимаете данное сравнение? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами
?-Подумайте, что означает понятие «зона рискованного земледелия».
?-почему крестьяне в Росси занимались земледелием больше, чем скотоводством
?- как жили крестьяне, что такое крестьянская община
(с 15 последний абзац п.1)
Дополнительно с 20
2.)Казачество
?-кто такие казаки
(определение с 15)
В XVI веке, в связи с наступлением на личные права крестьян, продолжала увеличиваться численность казачества. Возникали общины волжских, донских, терских и яицких вольных казаков, состоявшие главным образом из беглых крестьян. Основу хозяйственной жизни казачества составляли промыслы — охота, рыболовство, бортничество, а также скотоводство. Важнейшим источником существования была также военная добыча. В то же время казаки охотно принимали и «жалованье» деньгами, хлебом и боеприпасами от государства, заинтересованного в охране своих рубежей от набегов крымских и казанских татар.
Все казаки считались свободными и равноправными. В общинах существовало самоуправление. Наиболее важные дела обсуждались на «кругу» (казачьем сходе). Во главе общин стояли выборные атаманы и старшины.
В первой половине XVI века казацкие поселения, расположенные на лесистых островах в низовьях Днепра, за его порогами, объединились в своеобразную казацкую республику — Запорожскую Сечь.
- показать на карте
Задание 1
3)Города и горожане
В начале XVI века на огромных просторах Российского государства было разбросано около 130 городов и городков. С конца XV века наблюдался быстрый рост числа горожан, а города переживали свой расцвет. Но доля городского населения была невелика. Россия значительно уступала по этому показателю развитым странам Западной и Центральной Европы.
С формированием единого государства изменилось значение русских городов. Многие города уже не были столицами независимых княжеств, но при этом усиливалось их значение как центров ремесла и торговли.
? Крупными торговые города?( Псков, Архангельск, Холмогоры, Ярославль, Кострома, Тверь, Серпухов, Тула, Смоленск, Нижний Новгород и др)
Значительную роль в жизни страны продолжал играть Новгород, но все больше и больше возрастало политическое и хозяйственное значение Москвы. Иностранцы сравнивали русскую столицу с крупнейшими городами Западной Европы. Современники считали, что в Москве проживало примерно 100 тысяч человек, тогда как в Новгороде — всего 25-30 тысяч.
Основную часть городского населения составляли ремесленники, которые платили налоги и несли различные повинности в пользу государства — так называемые «черные» горожане, а также купцы. В городах размещались и княжеские наместники. Они возглавляли городское управление, судили «черных»
горожан, следили за крепостными сооружениями, правильным сбором торговых пошлин. В городских усадьбах проживали бояре, а также различные категории служилых людей.
4)Ремесло.
? какие ремесла были наиболее распространены в русских городах (с 17)
5-6)Городское самоуправление и купеческие организации. Торговля.
(самостоятельная работа с учебником с 17-18)
?-Кого на Руси называли гостями (купцов)
Задание 2.
7) Денежная реформа
Рост торговых связей между различными территориями страны, а также расширение внешней торговли настоятельно требовали изменений в области денежного обращения.
До конца XV — начала XVI века на Руси существовала система с двумя основными денежными единицами: новгородским и московским рублем. Рост товарооборота требовал все больше денег, но в стране был очень мал запас драгоценных металлов. В городах появилось большое количество фальшивомонетчиков. И хотя виновных жестоко преследовали, отрубали им руки, лили олово в горло, ничего не помогало. В 1535—1538 годах все старые монеты были запрещены. Вводилась единая для всей России денежная единица — московский рубль. Появилась также монета, равная одной сотой рубля, с изображением всадника с копьем, получившая название копейки. В 1534 году в Москве был основан первый в России казенный Монетный двор, где изготавливались монеты для всей страны.
Д\з пар 2 , термины, даты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ф. Яруллинның “Яралы язмышлар” әсәре буенча дәрес-конференция план-конспекты,11 класс,татар әдәбияты.Тема. "Һәрбер ятим - җәмгыятьнең күз яше".
укуДәрестә укучыларны күренекле язучы, шагыйрь һәм др аматург Ф. Яруллин иҗаты, балалар йортында тәрбияләнүчеләр язмышы һәм тормышы белән таныштыру; укучыларның әсәргә анализ ясау күнекмәлә...
"М. Хасанов. "Язгы аҗаган" әсәренә анализ" темасына план-конспект. 11 класс, татар төркеме
" М. Хасанов "Язгы аҗаган" әсәренә анализ" темасына план-конспект 11 сыйныф татар подгруппасы өчен....
Разработка плана конспекта (5 класса) "Прыжок в длину с места, техника челночного бега".
Конспект урока для учащихся 5 классаТема урока: Обучение прыжка в длину с места, технике челночного бега.Задачи урока:Образовательные:Обучение технике прыжка в длину с места, т...
план-конспект мастер-класса по теме "Репортаж как жанр публицистики"
Данный мастер-класс позволит учителям познакомить учащихся с основными видами репортажа как одного из публицистических жанров. Предназначен для учителей, работающих в спрофилированных на гуманитарные ...
План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья»
План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья» ...
план-конспект мастер-класса сценическая речь
Театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение в театре имеет визуальный образ. Однако, стоит отметить, что театр ориентирован прежде всего на вербальное творчество. Поэтому важнейши...
План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"
Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах " на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...