Древняя Греция.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Древняя Греция.
Цель урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся по истории Древней Греции, выявить проблемы в знаниях и восполнить их.
Задачи:
- Закрепить знания о достижениях в области культуры.
- Развивать познавательные способности, навыки работы в группе, желание упрочить имеющиеся знания и приобрести новые.
- Пробуждать интерес к истории как к учебному предмету, воспитывать чувство сотрудничества и сопричастности в процессе коллективной деятельности.
Предметные результаты: понимать сущность основных достижений и особенности культурного наследия Древней Греции.
Метапредметные результаты: Уметь определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Уметь давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Уметь работать с текстом, преобразовывая словесную информацию в знаково-символическую и наоборот.
Личностные результаты: Осознавать необходимость изучать культуру, историю других народов и стран для понимания процессов прошлого и современности.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, меловая доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал, атласы, рабочая тетрадь, учебник по истории Древнего мира.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Вид урока: Урок смешанный (с элементами игры).
Ход урока.
I.Организационный момент
Приветствие учителя, проверка посещаемости и готовности детей к уроку.
Подготовка к уроку.
II. Повторение и обобщение материала.
1. Мотивация.
Ребята, прежде чем начать занятие, давайте вспомним название эпохи, которую мы изучаем с начала учебного года?
Какие страны мы изучили?
Какое государство мы изучали на последних уроках?
На протяжении многих уроков мы с вами изучали древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Эта страна повлияла на культуру народов мира, ее люди оставили свой след в истории.
Поэтому, подводя итоги, нам необходимо вспомнить все, что мы знаем об истории этого государства.
Итак, тема нашего урока:
«Древняя Греция»
Я приглашаю всех вас вновь
Перелистать истории страницы.
И сквозь века, промчавшись унестись,
Под грохот быстрой колесницы.
Слушают, отвечают на наводящие вопросы учителя.
- Древний мир.
- Египет, Палестина, Междуречье, Финикия, Индия, Китай и др.
- Греция.
Учащиеся формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадь. «Древняя Греция»
2. Задание на урок.
Ребята, что бы вам и нашим гостям захотелось отправиться в эту удивительную страну, к нам приехали представители турагенст, которые расскажут вам о Греции.
Ребята, сегодня на у нас на уроке присутствуют художники, которые в конце нашего занятия предоставят нам свой рисунок на тему: «Греция моими глазами».
История Древней Греции очень интересна, и нам необходимо еще раз вспомнить о ее наиболее важных моментах, но для этого нам необходим план (т.е. предложения, которые кратко раскрывают смысл того, о чем говориться в тексте). Но этот план мы не просто запишем, а путем выполнения заданий, составим его вместе и вместе вспомним самое главное, что раскрывает его суть.
- Выступление учащихся с проектом.
- Слушают задание на урок.
3. Природа Греции.
А теперь давайте, определим наш первый пункт плана, для этого я буду называть вам слова, а вы постараетесь объединить их в одну фразу: море, солнце, горы, виноград, оливки, рыба. Что их объединяет?
Записываем первый пункт плана: природа Греции.
Для того, чтобы вспомнить, что из себя представляла Греция, давайте обратимся к карте.
Прежде чем мы обратимся к карте, у меня есть для вас задания.
- На каком континенте находится?
- На каком п-ове находится?
- Какими морями омывается?
- На какие части делится Греция?
- Какой климат в Греции?
- Какая местность на территории этой страны?
- Чем занимались древние греки?
- Была ли природа Греции благоприятна для занятия земледелием?
Таким образом, мы видим, что природные условия Балканского полуострова, с одной стороны, позволяли грекам развивать свое хозяйство, а с другой стороны, занятие земледелием было осложнено, из-за маленького количества почв, пригодных для возделывания.
Дети отвечают и записывают первый пункт плана в тетрадь.
- Это связано с природой.
1. Природа Греции.
Работа по карте(на доске и атласы на парте).
Работа с контурной картой 3 человека.
- Отвечают на вопросы по карте:
-На юго-востоке Европы.
- На Балканском п-ове.
-Ионическое, Эгейское, Средиземное.
- Северная, Средняя и Южная.
- Благоприятный.
- Большую часть занимают горы.
- земледелием,
скотоводством,
рыболовством,
охотой,
торговлей.
- Нет.
Ребята сдают свои работы с контурной картой.
4. Население
Греции.
Скажите, возможно ли, изучить историю без людей?
Каким словом мы можем назвать всех жителей Греции?
Второй пункт нашего плана: Население Греции.
Ну а теперь давайте разберемся со всем населением Греции, для этого нам поможет эта схема.
Как видите, где-то тут есть пропуски, ваша задача – их заполнить.
Дети выполняют задание. Записывают второй пункт плана.
- Нет.
- Население.
II. Население Греции.
класс заполняют пропуски в схеме. Потом вместе проверяем.
6.Управление государством.
Население любой страны, будь оно свободным или несвободным, бедным или богатым, всегда нуждалось в управлении, решении хозяйственных вопросов, заключении мира или ведении войны, защите от врагов. И когда большинство населения осознает необходимость решения этих вопросов, тогда и возникает государство.
Ребята, а что такое государство?
Греция была единым государством?
Из чего она состояла?
Как называются города- государства в Греции?
Был ли там свой правитель?
Что делает правитель?
Как мы назовем четвертый пункт плана?
Записывают 3 пункт плана.
А разобраться в том, как осуществлялось управление, Греции нам помогут задания.
1. работа с понятиями.
Приложение 3.
2. Вставить пропущенные слова в тексте. Приложение 4.
Задание понятно?
Начали!
Отлично! С заданием справились!
- Государство – это страна, имеющая единую систему власти, единые законы, армию, казну, налоги, обладающая определенной территорией и границами.
- Нет.
- она состояла из городов- государств.
-полис.
-( совет старейшин – в Спарте, Афинами управляло народное собрание).
-правит, управляет государством.
IV. Управление государством.
Выполняют задания.
По одному выходят к доске и выбирают карточку.
Работа с текстом (весь класс)
Физкультминутка
А какие зимние виды спорта включены в программу Олимпийских игр?
Давайте, ребята, поиграем. Приложение 5
Молодцы, вы вспомнили всех богов по их опознавательным признакам. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится. А мы продолжаем своё путешествие по Греции.
Дети танцуют танец. Все учащиеся за ними повторяют.
Дети имитируют движения спортсменов, отгадывая загадки.
7. Афины и Спарта.
Вы уже сказали, что Греция состояла из множества полисов, напомните мне еще раз, что такое полис?
А теперь давайте прочитаем следующее стихотворение(на слайде)
О Город! Императорский дворец! Где улицы светлы, что днем, что ночью! Где каждый путник оставляет след, И где нас навсегда теперь запомнят!
О, ладно закаленные мечи! О, Спарта! Пусть враги трепещут! Ты – город, где сбываются мечты, Где брат за брата встать готов на сечу
О каком полисе здесь идет речь?
А назовите мне полис, который так же как Спарта был сильным и они постоянно соперничали?
По своему внутреннему устройству они похожи или наоборот разные? А вот в чем эти различия мы узнаем выполнив следующие задания, но а пока что назовите мне 5 пункт плана?
Задание на распределение карточек. (Приложение 6) Распределить карточки на две колонки, к одной вы отнесете все что связано с Афинами, к другой – все что связано со Спартой, задание выполняют 2 человека у доски, по завершению работы можно спросить у других учеников кто допустил ошибки, и дать им возможность их исправить.
Отметьте правильный вариант продолжения фразы.
Работа с документом.
Приложение 7.
Отвечают на вопросы и выполняют задание.
-Город-государство в Греции.
-Спарта
- Афины
- Они разные.
Отвечают на вопрос и записывают 5 пункт плана:
V. Афины и Спарта.
5. Религия Древних греков.
Греки считали, что все, что они чувствуют, желают, все это они делают не сами по себе, а что все это посылают им боги. Греки представляли себе своих богов такими, каковы они сами,- тоже людьми, но только самыми прекрасными, самыми сильными, могущественными и мудрыми.
Как вы думаете, о чем пойдет речь в следующем пункте нашего плана?
Записываем третий пункт плана: Религия древних греков.
Сейчас по опознавательным признакам вы должны не только вспомнить бога, но и назвать покровителем чего он являлся.
-III. Религия древних греков.
Ребята выходят по одному, достают из чемодана атрибуты богов и определяют кому из богов они принадлежат.
- Зевс (орел, молния)
-Гера (семейный очаг, корона)
- Афродита (зеркало, яблоко)
- Дионис (виноград)
- Афина (сова, весы)
- Гермес (сандали)
- Деметра(колосок пшеницы)
Дети представляют рисунок, объясняют что они изобразили и почему.
III. Рефлексия и подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране древнего мира – Греции. Хочется сказать, что эта страна с её интересными достижениями, культурой и людьми оказала влияние на развитие многих стран.
На уроке, мы затронули тему Олимпийских игр, и это не случайно, ведь Олимпийские игры – важнейшее событие в международной спортивной жизни. Сегодня, как и всегда, они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты. Под олимпийскими знаменами собираются спортсмены всех континентов.
Мы помним, что 7 февраля 2014 года взгляды людей всего мира были прикованы к Олимпийскому огню, который был зажжен на Олимпийском стадионе в г. Сочи. Каждый из нас ощутил свою причастность к этому великому событию и ответственность за то, что наши Игры стали лучшими в истории Олимпийского движения.
2016 г. Стал годом Греции в России.
Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно.
Выставление оценок за урок.
IV. Домашнее задание.
1.Дополнить план, словами- ассоциациями, которые раскрывают его суть). 2. * Написать мини - сочинение о Древней Греции по 1 из пунктов плана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции.
Одна из важнейших тем на уроках Изо 3 четверти 5 класса «Декор – человек, общество, время» ( по программе под руководством Б.М.Неменского ) о понимании ...
Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и
Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....
Урок по истрии древнего мира в 5 классе "Ученые, политики и атлеты древней Греции"
Урок изучения нового материала с использованием призентации в 5 классе. Учебник Михайловского издательство "Русское слово"...
Мероприятие. Греция. Мифы древней Греции.
Познакомит с культурой Древней Греции. Помочь оценить красоту художественных образов древнегреческих мифов. Пробудить желание познакомиться с другими мифами....
Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"
Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....
СЦЕНАРИЙ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УРОКА ПО ТЕМЕ « Какого цвета Греция?» (Знакомство с географией и природными условиями Древней Греции). 5 класс
Общая характеристика урокаТип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;Цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала;Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осм...
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм, работа с толковым словарем, знаком...