ТКУ Микены и Троя
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Старышева Юлия Викторовна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tku_mikeny_i_troya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

История 5 класс.  

Учитель:

Тема урока: «Древняя Греция»

Тема урока: «Микены и Троя»

Цели урока:

Образовательные:

  • ознакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции
  • обеспечить усвоение учащимися понятий: повод к  Троянской войне, причины  начала Троянской войны;

Развивающие: 

  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);
  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

Воспитательные: 

  • создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры;
  • способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их суждениям и выводам).

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемые результаты:

Предметные:

Называть назвать основную причину Троянской войны.

Анализировать исторические документы.

Характеризовать жизнь жителей Микен по археологическим источникам.

Давать характеристику событиям и героям Троянской войны

Личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
  • понимает причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения,
  • учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

владение основами самоконтроля, самооценки

познавательные

  • ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально, в паре и в группах.
  •  слушает и понимает речь других;

 Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

 Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, карточки-задания, учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира». 5 класс, Москва, Просвещение, 2015;

Основные понятия изучаемые на уроке: г. Олимп, богини: Гера, Афина, Афродита, Эрида, бог Зевс, Парис – царевич, Агамемнон – владыка Микен, Троянская война.

Литература:

1. Арасланова О. В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой и Ф. А. Михайловского. 2-е изд., исп. и доп. – М.: ВАКО, 2005

2. Годер Г. И. История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс: для учителей общеобразовательных учреждений /Г. И. Годер. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Ташкент, 1986 г.

4. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира. – М., 1994.

Технологическая карта

№ п/п

Этап урока

УУД

Деятельность

учитель

Деятельность

учащиеся

ЭОР

Время (в минутах)

1

Орг. момент

Уметь организовываться к работе

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя

1

2

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с заданиями по карточке

1.Вводное слово учителя, инструкция к заданию

2.Решаем тесты по слайдам

Заполняют пропущенные слова в пропускных листах

2. Дают ответы на вопросы теста.

Пропускные листы с заданиями

Тест

5

2

3

Изучение новой темы

Работать с новой информацией, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины

1.Формулирует задачи для учащихся: Познакомиться с микенской культурой и выяснить причины Троянской войны.

2.Рассказывает о древнем городе Микены

3.Дает задание учащимся решить историческую задачу

4.Дает задание по учебнику

5.Ставит вопросы к документу «Надписи из архива Пилосского дворца…»

Решают задачу

Отвечают на вопрос учителя по задаче

Читают учебник, стр.119

Читают документ, отвечают на вопросы учителя

Презентация, слайды 3-7

Карточки с задачей

Учебник, §25, стр119

Текст документа

Слайды 8-10

5

3

2

3

4

Рефлексия

1.Листки настроения

2 Понятно, не понятно, интересно.

Раздача листков для дерева настроения, определение понятности темы.

1

5

Изучение новой темы

Умение воспринимать новую информацию на слух, делать выводы, отвечать на поставленные вопросы

6.Ставит проблему: почему война началась по мифу?

Читает миф о начале Троянской войны.

- Выясним истинную причину Троянской войны

Слушают учителя, отвечают на поставленный вопрос

Презентация, слайды 9-11

10

6

Закрепление

Умение работать с рабочими тетрадями на печатной основе, применять полученные знания, заполнять контурные карты

Организует самостоятельную работу

Выполняют задание № 5 в тетради №2 на стр.5; заполняют контурные карты

Рабочая тетрадь № 2

Контурные карты

10

7

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока, проводит фронтальную беседу:

- Что мы узнали из мифа о начале Троянской войны?

- Назовите истинную причину Троянской войны

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах

Презентация, слайд 12

2

8

Инструктаж домашнего задания

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж. §25, подготовьте пересказ мифа о причине Троянской войны.

Задают вопросы по заданию.

1

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку.

II. Актуализация опорных знаний

- Сегодня я приглашаю вас отправиться в Древнюю Грецию. Но прежде чем отправиться в путешествие, вы заполните пропускные листы, выполнив задания. Все работы сданы, значит отправляемся в путь.

Пропускной лист с заданиями.

Вставить пропущенные слова:

Греция расположена в Европе, в южной части _________________ полуострова.

На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них ______________________.

Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали независимые города: ____________________________________________________________.

Цари Крита стали властвовать на ______________________________ море.

В царском дворце на Крите солнечный свет и воздух поступали через отверстия на крыше. Такое отверстие называют ___________________________________.

Стены критских дворцов были украшены картинами, написанными на сырой штукатурке. Такая картина называется __________________________________________.

Критское царство погибло в 15 веке до н. э. в результате _____________________ .

- Отправляясь в путешествие, мы должны вспомнить все, что знаем о Древней Греции.

1. Тестирование  

Вопросы демонстрируются через проектор.

  1. Какими морями омывается Греция?

А. Средиземным и Красным;

Б. Ионическим и Эгейским;

В. Чёрным и Средиземным.

  1. Назовите самый большой остров, бывший частью Греции.

А. Кипр;

Б. Крит;

В. Фера.

  1. Как имя героя, который победил Минотавра?

А. Персей;

Б.Тесей;

В. Минос.

  1. Как звали девушку, которая помогла выйти из лабиринта?

А. Артемида;

Б. Ариадна;

В. Андромеда.

  1. Кто создал лабиринт для Минотавра?

А. Дедал;

Б. Персей;

В. Икар.

6. На каком острове в 15 веке до н.э. произошло землетрясение, которое привело к гибели Критское царство?

        А. Фера;

        Б. Кипр;

        В. Родос.

- Молодцы, знаете вы уже немало. Но отправляясь в путешествие, мы должны выяснить с вами, правы ли боги, считая причиной Троянской войны спор между богинями по поводу яблока, похищение Елены Прекрасной.

- Сегодня мы подробнее узнаем об интересном городе Микены, подслушаем богов, живущих на Олимпе, чтобы узнать, почему греки стали воевать с троянцами, живущими на полуострове Малая Азия.

Итак, отправляемся в Микены.

III. Изучение новой темы

План

1. Микены.

2. Причины Троянской войны.

1. Микены.

Показ слайда 3

Первые города в Греции появились в III тыс. до н. э. Одним из самых богатых и могущественных был город-государство Микены, который расположен в Южной Греции. (На карте обозначаем красным кружком) на скалистом холме.

Показ слайда 4

В город входим через Львиные ворота. От ворот сохранился дверной проем, который охраняют грозные львы.

Показ слайдов 5-7

Внутри крепости находился царский дворец, рядом с ним дома родственников и приближенных микенского царя. Археологи нашли золотые маски в погребениях, лежащих на лицах умерших. Мы можем представить микенских владык. У них скуластые, суровые лица с бородой и усами.

А теперь обратимся к задаче и сделаем выводы о жизни жителей города. (Учащиеся берут задачу на столе и решают ее).

Задача: При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями- списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.

- Какие выводы можно сделать о жизни жителей древних Микен из этих данных?

Показ слайда 8

У Микенцев существовало неравенство, классы, т. к. в захоронениях есть золотые вещи, а на глиняных табличках – списки рабынь.

Перечислены ремесленные специальности, значит можно судить о развитии ремесла.

Наличие панцирей и шлемов говорит об участии жителей в военных походах.

Работа по учебнику: § 25, стр.119

- Обратимся к учебнику: Как же микенские цари ходили в походы?

- А теперь выясним, какую добычу привозили воины из походов?

Работа с документом «Надписи из архива Пилосского дворца: списки рабов и их детей, списки сыновей работниц» (документы лежат на столах учащихся)

- Почему в списках указаны только женщины рабыни и их дети?

- О чем свидетельствует названия занятий женщин – рабынь?

- О чем свидетельствует список сыновей рабынь? (В плен в это время брались женщины и их дети. Это был особый характер рабства в микенский период. Мужчин-рабов боялись, предпочитая домашних рабов).

- Второй список рассказывает о том, где было больше сыновей рабынь.

Итак, все, что обнаружили археологи при раскопках Микен, имело особые черты, даже рабство, поэтому по названию города этот период назвали микенским. Он продолжался 15-12 в. в. до н. э.

2. Причины Троянской войны

Показ слайдов 9-11

Вслед за Критом греки стали заселять и другие острова Эгейского моря. Они стремились укрепиться и на его восточных берегах. В борьбе за побережье Малая Азия сильным соперником греков было Троянское царство.

А сейчас отправляемся на встречу с богами и узнаем много интересного.

Итак, почему же началась война между Грецией и Троей по мифу? Что говорят об этом боги?

Чтение учителем мифа о начале Троянской войны и обсуждение с учащимися

- Что явилось причиной войны по мифу? (Похищение Елены Прекрасной, яблоко с надписью “Прекраснейшей”).

А чтобы выяснить настоящую причину слушаем и работаем дальше.

- В 1200 году до н. э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои. Осада города закончилась его падением. Так в чем же по-вашему, была истинная причина войны греков с троянцами?

- (В Древней Греции земли было мало, а греческие цари были жадными до чужого богатства, земель).

Греки разрушили город и сожгли его. Но воспользоваться победой им не удалось. С севера в Грецию вторглись воинствующие племена. Длинноволосые в звериных шкурах они опустошили юг страны, разрушили Микены и др. города. Произошел упадок культуры. Греки на некоторое время забыли грамотность.

Показ слайда 12

IV. Закрепление

- Итак, понравился ли вам урок?

- А сейчас, посмотрим, насколько вы запомнили, что мы изучили?

Рабочая тетрадь, часть 2: стр.5 задание 5

Вставьте недостающие слова:

Вход в Микенскую крепость вел через _______________ ворота.

Около 1200 года до н. э. объединенное войско греков разрушило и сожгло город _______________ на побережье полуострова _________________________________.

В Греции было забыто письмо, произошел упадок культуры после того, как с севера ________________________________________________________________________.

- А сейчас откройте контурные карты и отметим города, о которых сегодня говорили: Микены, Троя, полуостров Малая Азия.

V. Подведение итогов урока.

Показ слайда 12

- Какую оценку вы бы поставили себе? Аргументируйте.

- Молодцы! Вы хорошо поработали.

VI. Домашнее задание:

1. § 25, вопросы и задания к параграфу,

2. подготовьте к пересказу мифы «Причины Троянской войны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Микены и Троя" - урок истории в 5 классе по методике Ривина - Дьяченко.

план урока по истории Древней Греции в 5 классе "Микены и Троя" в интерактивной технлогии по методике Ривина Дьяченко для класса не очень большой наполняемости . При  необходимости можно добавить...

Микены и Троя

Микены и Троя...

конспект урока для 5 класса по теме "Микены и Троя"

Данный урок является уроком - лабораторией....

Урок истории, 5 класс. Тема: Микены и Троя

Конспект урока истории  в 5 классе , по теме: Микены и Троя....

Микены и Троя

Цели урока:познакомить учащихся с микенской культурой Древнейшей Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны.продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста докумен...

План урока Истории в 5 классе по теме "Микены и Троя"

Материал содержит план урока Истории в 5 классе по теме "Микены и Троя"Тип урока: комбинированный. Ход урока включает в себя организационный момент, актуализацию знаний учащихся, изучение новой темы, ...