урок в 5 классе "Древняя Спарта"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Тип урока: комбинированный урок
Технологии: использование дидактических игр на уроке, информационные технологии , групповых работ, , системно-деятельностный подход
План урока:
1. Возникновение спартанского государства.
2. Государственный строй Спарты.
3. . Спартанское воспитание.
4. Спартанская армия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка открытого урока в 5 классе "Древняя Спарта" | 54.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка
урока истории
в 5А классе
на тему:
«Древняя Спарта».
Подготовила
Учитель истории
Иконникова С.В
Разработка открытого урока истории в 5А классе на тему:
«Древняя Спарта»
Цель: способствовать формированию действий контроля, самооценки, рефлексии.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию знаний о природе, занятиях и населении Спарты
- способствовать формированию конструктивных знаний о военизированном олигархическом государственном устройстве Спарты, ее армии и особенностях воспитания,
- способствовать формированию умений и навыков работы с историческим источником,
Развивающие:
- способствовать развитию умения различать и оценивать альтернативные суждения, определять свою позицию по рассматриваемым вопросам темы,
- способствовать развитию памяти во время дидактических игр по истории;
- способствовать развитию действий контроля, самооценки, рефлексии
Воспитательные:
- способствовать пониманию того, что история жизни каждого человека неразрывно связана с историей его страны;
- способствовать воспитанию уважения к другому образу жизни;
Тип урока: комбинированный урок
Технологии: использование дидактических игр на уроке, информационные технологии , групповых работ, , системно-деятельностный подход
План урока:
- Возникновение спартанского государства.
- Государственный строй Спарты.
- . Спартанское воспитание.
- Спартанская армия
Оборудование урока:
Мультимедиапроектор, рабочие карты урока, презентация, иллюстрации: спартанские воины, спартанское воспитание. музыкальная заставка, видеоролик
Ход урока.
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Актуализация знаний. Слайд 1 | Здравствуйте ребята! и гости! Как видите, мы сегодня не одни, но я думаю, это не помешает нам продолжить путешествие по Древней Греции. На чем мы отправимся в путь? На повозке, пешком или по морю? Почему? По морю быстрее и удобнее . у нас три корабля и три команды. Отважные экипажи готовы ли вы отплыть? Но, для этого , необходимо узнать какой багаж знаний о древней Греции вы берете в путь. За ваши ответы вы получите драхм. | Учащиеся отвечают на наводящие к теме вопросы 1.Греция покрыта горами 2.Развито мореплавание. |
Проверка Д/З Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4-5
Слайд 6 Слайд 7-8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12.-13-14 | Что самое главное в путешествии? Не заблудится и знать хорошо карту. 1.Показать на карте Древнюю Грецию 2. Описать ее географическое положение. 3. Показать и назвать части на которые делится Греция. Молодцы! А на сколько вы сообразительны ? Отгадайте мои загадки. 1. Он написал про Илион и Одиссея, 2. Как в Греции звать 3. Для всех свободных афинян – 4. Как называли власть такую, 5. Знать совет свой создала, 6. Что за камень появился 7. Он уваженье всех снискал У вас еще одно испытание на сообразительность. Умеете ли вы разгадывать анаграммы? Что здесь зашифровано? Следующее задание «Что такое? Кто такой?» каждая команда отвечает на свой вопрос. Игра «Да или Нет» Команды отвечают на вопросы словом да или нет. Последнее испытание нам устроил Хронос. Капитаны хорошо знают состав экипажа и его пассажиров. Кем мы могли бы быть в 7 в до н.э. вспомните категории населения Аттики и нарисуйте на листе. Сейчас проложим маршрут по карте и в путь! Куда мы отправляемся ? Вы получаете маршрутные листы путешествия. |
4.Даем определение понятиям: Акрополь, ареопаг, архонты Работа с датами Год избрания Солона архонтом -593 г. до н.э Год принятия законов Солона – 594г.до н.э Что и на сколько лет было раньше: завоевание Египта персами или законы Солона? Работа с таблице «Население Аттики» В древнюю Спарту. Раздаются рабочие листы. |
Создание проблемной ситуации. | Ребята, скажите, кто-нибудь слышал что-либо о Спарте? Какие у вас возникают ассоциации со словом Спарта. Запишите. Какая цель у нашего путешествия? Задача учителя помочь в формулировке проблемы, постановке целей и задач урока. | Заслушиваются ответы учащихся, выстраиваются версии. Составляется синквейн Ученики сами выходят на проблему и формулируют ее. Проблема: Спарта - ? Цель: узнать, что такое Спарта Почему для историков интересно изучение этого полиса? Задачи: Найти необходимую информацию в источниках |
Мотивация. Слайд15 | Нас встречает мальчик Антон. Он местный житель и будет нашим гидом . Чтобы нам определить ваши знания по данной теме я предлагаю Вам обратиться в ваши рабочие карты. Начнем мы разговор о Спарте с игры: «Верите ли Вы…». Поставьте галочки там, где вы верите. | Учащиеся анализируют представленные варианты утверждений, соглашаются или нет с ними. Идет обсуждение в группах, определяется граница «знание-незнание». |
Мы вернемся к этому заданию в конце урока.
2.А сейчас мы поговорим о том, как возникло Спартанское государство.
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Изучение нового материала. Слайд 16 Слайд 17-22 Слайд 23 Слайд 24 | Возникновение Спартанского государства. Вводный рассказ учителя: Давайте обратимся к проблеме сегодняшнего урока, попробуйте ответить на вопрос: «Что же такое Спарта?». Действительно спартанцы (спартиаты) окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту — спартанцы ничего не покупали и не продавали. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен. Как вы думаете почему? ибо стенами его были мужество юношей – воинов. Слайд с контурной картой. «Спарта была вторым значительным полисом Греции. Она находилась на юге полуострова Пелопоннес. Кто сможет показать? Рассказ «Антона» После нашествия в Грецию дорийцев часть их вторглась в Лаконику и постепенно завоевала ее. Лаконика представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Эврот. Гаваней, удобных для мореплавания, не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. Имелись запасы железной руды. О возникновении Спарты в литературе есть две версии: 1 – город существовал при ахейцах, был разрушен и заново отстроен дорийцами, 2 – дорийцы основали новый город, объединив ряд небольших поселений». Укрепить Спартанское государство смог мудрец Ликург. Фигура Ликурга вызывает много вопросов. Прежде всего, о том, было ли это имя божества ли это или реального исторического персонажа? Согласно сохранившимся данным он дал Спарте законы и позаботился, чтобы они стали вечными. По легенде Ликург отправился в Дельфы, взяв со спартанцев клятву, не менять законов до своего возвращения. В Дельфах он покончил с собой. Так спартанские законы остались неизменными. Давайте обратимся к документу, который характеризует общественный строй Спарты. Ученики получают задание прочитать документ в рабочих листах, ответить на вопросы к документу. Представить схему на доске «Категории населения Спарты». Сравнивается результат со схемой на слайде. | Работа с текстом в рабочих листах. «В Спарте было три группы населения: спартанцы (спартиаты), периэки и илоты. Большую часть местного населения спартанцы поработили, население побежденных племен превращали в рабов. Их стали называть илотами. Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты. С каждого надела каждой спартанской семье поступало одинаковое количество выращенного илотами зерна, оливок, овощей и других продуктов. Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья. Они были неудобными, тяжелыми и непрочными: их нарочно держали в уксусе, чтобы железо стало хрупким. Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. В политической жизни они обладали всей полнотой прав. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Жителей небольших городков, разбросанных на некотором удалении от Спарты, вдоль границ, называли периэками ("живущими вокруг"). Они были свободными, но не имели гражданских прав. Периэки имели наделы земли. Они занимались также ремеслом и торговлей. Ремесленники изготавливали только самые простые и необходимые вещи: посуду, одежду, и оружие для воинов.
Вопросы к документу:
На основе имеющихся данных, учащиеся заполняют схему – категории населения Спарты. Группы представляют свои схемы на формате А4. Учитель на доске выводит конечный результат. | |
Правовое положение населения Спарты | |||
Слайд 25-26 Слайд 28-30 Слайд 31-33 Слайд 34-35 | Государственный строй Спарты. Мы выяснили из кого состояло общество Спарты Жизнь шла согласно законам составленным Ликургом Жизнь спартанцев проходила всегда сообща: работали. воевали , обедали А как относились спартанцы к покоренному народу? Для такого воинственного народа нужна была и хорошая система управления государством. Государственный строй. Кто управлял государством? схема Текст для игры: Только в возрасте 30 лет спартанец считался достигшим зрелости и становился гражданином. Он получал право участвовать в заседаниях народного собрания. Народное собрание принимало решения по всем вопросам, важным для жизни государства. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом. А предлагала решение герусия - совет старейшин. Герусия состояла из 30 членов: 28 геронтов (старцев) и двух царей. Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими. Управление в этом полисе находилось в руках немногих. Государственный строй был олигархическим. | . Ученики обращаются в рабочие листы, где еще раз проговариваются особенности спартанского общества. Учащиеся должны сделать вывод, что государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих. Такой строй называется олигархией (понятие записывается в рабочий лист). В рабочий лист фиксируются понятия: герусия – совет старейшин геронты - старцы олигархический строй – форма правления, при которой власть принадлежит немногим | |
Слайд 36-39 Слайд 40-41 Слайд 42 Слайд 43-48 Слайд 49-50 Слайд 51 | Спартанская армия. Рассказ учителя: Спартанская армия была самой сильной в Греции. На первом месте для спартанца стоял родной полис, его свобода и благополучие. Один поэт писал: Доля прекрасная - пасть в первых рядах ополчения, Родину-мать от врагов обороняя в бою. Спартанцы были прекрасными воинами - сильными, умелыми, храбрыми. Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, прикрепленный к шее, шлем, защищавший голову, панцирь на груди и поножи на ногах. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Такой тяжело вооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу — илота, который в походе нес его защитное вооружение Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины, а дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством: они хоронили своих сыновей с почетом, в гробницах предков; в других случаях спартанки, рыдая от стыда спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле. Воспитание детей и молодежи. Опережающее задание: интересные факты о воспитании спартанцев и оформить их в виде тезисов в рабочей тетради. На уроке проводится «Аукцион фактов» по принципу игры в слова.
Как воспитывался Антон? Как вы считаете кем он будет? А каково будущее девочки илотки? Запишите вывод о воспитании спартанцев в рабочий лист. | После рассказа учителя Ученики выполняют задание на рабочих листах. Прочитайте древнегреческую эпиграмму, посвященную гибели спартанского воина[1]. Мертвым внесли на щите Фрасибула в родную Питану. Семь от аргивских мечей ран получил он в бою. Все на груди были раны. И труп окровавленный сына Тинних-старик на костер сам положил и сказал: «Пусть малодушные плачут, тебя же без слез хороню я, Сын мой. Не только ведь мой – Лакедемона ты сын». Объясните, почему в древней надписи особо отмечено, что погибшего спартанского воина внесли на щите и что все на груди были раны? Провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем». – Что хотела сказать этими словами женщина? Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? В каких случаях матери были преисполнены гордости, а каких рыдали от стыда? Чтобы не было мысли о свободе. сделать письменный вывод об основных особенностях спартанского воспитания. Вывод: Спартанское воспитание было одним из самых жестоких в Греции и было полностью подчиненно интересам государства. | |
. |
Мы с вами говорили о жизни в одном из известнейших полисов Греции – Спарте. Вспомните проблему урока: «Что такое Спарта?» КАК вы теперь ответите на этот вопрос?
Спарта- полис воинов!
А теперь вернитесь в свои листы в начало урока и посмотрите, правы ли были вы, когда верили в факты из жизни спартанцев?
Теперь мы знаем что собой представляли два главных полиса Древней Греции Спарта и Афины.
Просмотр видеофрагмента.
Закончим урок сказав по одному предложению начиная его со слова «Оказывается»
Д.З. П. 31 сравнить Афины и Спарту.
Лист самоконтроля.
Как я усвоил материал?
- В материале разобралась (ся), на уроке было интересно - 3 балла.
- Мне все понятно, но материал не всегда интересен - 2 балла.
- Мне хотелось разобраться, но я не все понял (а) - 1 балл.
- Материал трудный и малоинтересный. Мало что поняла - 0 баллов.
Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?
- Везде справился (ась) сам (а), удовлетворен (а) своей работой – 3 балла.
- Допустил (а) ошибки (на каком этапе?) – 2 балла.
- Не справился (ась) (с какими заданиями?) – 1 балл.
Оценка работы группы №
Вопросы | Ваши впечатления | Отличившиеся |
1. Хорошо ли вам работалось в группе? С кем особенно хорошо и почему? | ||
2. Удавалось ли вам договориться друг с другом? Все ли слушали друг друга? Кто в большей степени проявлял культуру диалога? | ||
3. Все ли члены группы принимали равноценное участие в работе группы? Кто в большей степени проявил себя, и кто не проявил себя никак? | ||
4. Всю ли работу, предложенную группе, удалось выполнить? | ||
5. Что считаете основным достижением группы? Кого бы хотели особенно отметить и за что? | ||
6. Какие были трудности в работе группы? Кто, на ваш взгляд, мог сделать больше? | ||
7. Ваша оценка работе группы? |
Выводы урока учащиеся формулируют самостоятельно, исходя из проблемы «Спарта - ?»
Верите ли вы, что спартанцам запрещалось пользоваться факелами? | Да, они не могли зажигать факелы в темноте, для воспитания мужественности | |
Верите ли вы, что у спартанцев деньгами служили железные прутья? | Да, чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. | |
Верите ли вы, что слабого ребенка по решению старейшин сбрасывали в пропасть? | Да, по их мнению только сильный и здоровый мог стать настоящим воином. | |
Верите ли вы, что питались спартанцы очень скудно. | Да, делалось это для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его легко переносить. | |
Верите ли вы, что торговля была любимым делом спартанцев. | Нет, торговля у спартанцев была запрещена, и если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если, только они не были нужны хозяевам. | |
Верите ли вы, что во время войн спартанцы носили одежды красного цвета. | Да, во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь. | |
Верите ли Вы, что Спартой правили одни тираны? | Нет, ей правили цари, но их права в повседневной жизни были очень небольшими. Государственный строй в Спарте был олигархическим. |
Приложение для игры «аукцион».
совпадения | Тезисы о спартанском воспитании |
когда рождался мальчик, отец приносил его к старейшинам, которые осматривали ребенка, факт того, что слабых детей сбрасывали в пропасть является недоказанным | |
основное внимание уделяли укреплению физического здоровья | |
главными предметами были атлетика, танцы и упражнения с оружием | |
в семь лет мальчика отправляли жить в казарму, где за ним присматривал учитель | |
мальчики сами устраивали себе постель из тростника, и им не разрешалось укрываться во время сна. | |
их часто заставляли голодать, переносить лишения | |
на год мальчику выдавалась одна туника | |
с 12 лет мальчики ходили босыми и с непокрытой головой | |
раз в год проводили состязания, во время которых мальчиков избивали и наблюдали, кто из них сможет перенести боль без жалоб | |
спортом занимались и девушки, они бегали, бросали диск и копье | |
воспитание было рассчитано на то, чтобы выработать презрение к роскоши, послушание, выносливость, физическую силу и смелость | |
читать и писать мальчиков учили только ради практической пользы | |
мальчикам разрешалось присутствовать в казармах, когда мужчины ели; они слушали, участвовали в спорах, оказывали абсолютное уважение старшим и абсолютную готовность к подчинению. | |
в 20 лет молодой спартиат причислялся к фидитии, т. е. к группе из пятнадцати человек, с которыми он продолжал свое военное обучение и обязательно делил трапезу, которая называлась сиссития | |
излагать свои мысли полагалось кратко и точно (отсюда возникло выражение "говорить лаконично"). Греки говорили, что чаще услышишь слова от каменной статуи, чем от мальчика в Спарте | |
на надгробии спартанца высекали лишь его имя; если он погибал в сражении, добавлялись еще слова «на войне». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.
Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...
Урок с использованием ЭОР "Древняя Спарта"
1. Описание работы.2. План-конспект урока.3. Приложения....
урок истории в 5 классе по теме "Греческие полисы. Спарта."
Пятиклассники на этом уроке сравнивают государственный строй Афин и Спарты. Урок проходит в виде игры....
История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"
История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта"...
Методическая разработка урока "Афины и Спарта греческие города-полисы" в рамках ФГОС
Афины и Спарта - греческие города-полисы. 5б класс Учитель: Князева Галина Григорьевна. Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока Ожидаемый результат Создать условия для формиро...
Методическая разработка урока "Афины и Спарта" 5 класс
Урок по истории Древнего мира "Афины и Спарта" 5 класс разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе изучения данной темы у учащихся формируется умение сравнительного анализа греческих полисов...
Конспект урока истории "Древняя Спарта"
Конспект урока истории "Древняя Спарта"...