Тема урока: "Московское княжество первой половины XV века"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Парахина Светлана Владимировна

Урок разработан   к УМК:  «История России» /под ред.  А.В. Торкунова, 2 часть. Москва «Просвещение» 2016.;  с использованием презентации  и  дидактического материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:   «Московское княжество в первой половине  XV века».

Цель урока: Рассмотреть процесс развития Русского государства в период феодальной войны второй четверти XV в. Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного.

Планируемые  результаты:

Предметные:  Раскрывать смысл понятий: поместье, помещик, служилые люди.  Показывать на исторической карте расширение территории Московского княжества.  Продолжить составление схемы «Династия Московских князей».  Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие.  Выделять главное в тексте учебника (на основе работы с информацией о политике Василия I).  

Метапредметные:  Привлекать ранее  изученный  материал  при  решении  познавательных  задач. Определять главные причинно-следственные  связи событий  и процессов.  Собирать и фиксировать информацию,  выделяя  главную и второстепенную, критически  оценивать  её  достоверность.

Личностные:  Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.  Планировать свою работу на уроке. Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.

Оборудование:  Учебник:  «История России» /под ред.  А.В. Торкунова, 2 часть. Москва «Просвещение» 2016.; презентация; Дидактический материал Документ 1.  

Основные  вопросы:

1)  Изменение в порядке владения землей.

2)  Развитие ремесла и  торговли.

3)  Завещание Дмитрия Донского. Василий I.

4)  Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель.

Тип урока:.

Основные  понятия и термины: Феодальная  война – это междоусобная война за власть московского князя Василия II /Тёмного/ против Юрия Дмитриевича и его сыновей /Василия Косого и Дмитрия Шемяки/

Основные  даты: Княжение Василия I – 1389 – 1425 гг.;  Княжение Василия II – 1425 – 1462 гг.;  феодальная  война  на  Руси – 1433 – 1453 гг.  

Персоналии: Василия I; Василий  II; Юрий Дмитриевич (Звенигородский); Василий Косой  и Дмитрий  Шемяка.

Домашнее задание: § 24 (2 часть)

Ход урока:

Этап урока.

Учебная  деятельность

Формирование УУД

Мотивационный  момент: 

Постановка темы урока,  учебной  проблемы и целей  урока.  Сформулировать тему  и  поставить  цели  урока.

(5 минут)

Вопросы: 

1) Каковы  причины образования централизованных государств  в западной Европе?

2) Различаются ли  причины  централизации  государств в  Европе и на Руси?

3) Кто на русских  князей  впервые  отказался  платить  дань  Орде?

4)  Докажите, что влияние  Московского княжества  в русских  землях  значительно  усилилось.

Записать тему  урока; сформировать цели.

Первая  половина  15 века  характеризуется  не  только  дальнейшим  усилением  московского государства.  но и с  одним  из самых драматичных периодов в истории  средневековой  Руси – феодальной  войной.

Предметные УУД – актуализировать знания  из курса  всеобщей  истории;  сравнивать исторические  факты  истории  всеобщей и истории  Руси, выявляя  различия   и  сходства  по предложенным вопросам.

Метапредметные УУД – формулировать собственную  точку  зрения; формирование  умения  слушать и слышать друг друга.

Актуализация опорных знаний. Включение учащихся в совместную  деятельность, подготовку  к  изучению  нового материала.

(10 мин)

 Фронтальный  опрос – игра:  «Вопрос-ответ»

1. Какое великое сражение  произошло 8 сентября 1380 г.? (Куликовская битва)

2. Назовите имя московского князя, победителя монголо-татар в сражении 1380 г. (Дмитрий Иванович Донской)

3. Город – главный соперник Москвы во второй половине XIV века (Тверь)

4. Московский князь, получивший прозвище «кошель» (Иван Калита)

5. Святой  старец, основатель Троице-Сергиевой Лавры, благословивший московского князя на битву с монголами в 1380 г. (Сергий Радонежский)

6. Битва этих двух богатырей русского и монгольского положила начало величайшему сражению 1380 г. (битва Пересвета и Челубея)

7. Хан западной части Золотой Орды, противник московского князя в битве 1380 г. (Мамай)

8. Хан восточной части Золотой Орды, разоривший Московское княжество в 1382 г. (Тохтамыш)

9. Великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей (Феофан Грек)

10.  Первая встреча русских войск и войск посланных Мамаем, произошедшая 11 августа 1378 года (у реки Вожа)

11. Грамота монгольского хана на княжение (Ярлык)

12.  Князь, с которым связано первое упоминание о Москве (Юрий Долгорукий)

13. Год основания Москвы (1147)

14. Ежегодные платежи дани Орде (выход)

15. Битва, произошедшая 5 апреля 1242 года (Ледовое побоище)

16. Битва, произошедшая 15 июля 1240 года  (Невская  битва)

Предметные УУД – Объяснять смысл понятия, давать  его определение; актуализировать раннее  полученные  знания.

Метапредметные  УУД – Привлекать ранее  изученный  материал  для  решении  познавательных  задач

Личностные УУД – осмысление  социально-нравственного опыта  предшествующего поколения.

Работа над новым  материалом.  

1. Изменение в порядке владения землей Работа с пунктом параграфа, составление сравнительной таблицы  (5 мин.)

2. Развитие ремесла  и торговли

3.  Василий I  

(5 минут)

4. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель

(15 мин)

Политика московских князей привела не только к увеличению территории Московского княжества (слайд карта), но и к изменениям в порядке владения землей, к появлению более широкого слоя собственников земли.

Практическое задание:  в ходе работы с  п. 1  (изменения в порядке  владения  землёй (стр. 71). Дать  определение  понятиям «поместье»  и  «помещик»  и   заполнить  сравнительную таблицу «Поместье/Вотчина»

Вопрос:  Почему помещики были более надежными слугами правителя, чем вотчинники?

Задание разобрать дома  самостоятельно:  представить  результаты  своей  деятельности устно (самостоятельная  работа  с  материалом учебника п.2,3 стр. 72 – 72  и картой)

Вопрос:  Давайте вспомним, сколько этапов  объединения русских земель мы  знаем  и какие княжества выступали  соперниками  при объединении?  Пока  мы знаем о двух этапах:

1 этап: (конец 13- 1-ая половина 14 веков)  образование и начало возвышения московского княжества, борьба Москвы и Твери, успехи московских князей в борьбе за ярлык на великое княжение, превращение Москвы в церковный центр русских земель

2 этап: (2-ая половина 14 века)   Куликовская битва, первое поражение в сражении с объединенными силами русских княжеств и земель, утверждение Москвы в качестве центра объединения русских земель.

Дмитрий Донской умер  в  1389 г.  В своём  завещании  он передал  не  только  Московское  княжество,  но и  владимирский  престол  своему старшему  сыну  Василию I, не  спрашивая  разрешения ордынского  Хана  Тохтамыша, он  лишь подтвердил права Василия Дмитриевича.

 [5 слайд].

Задание:  Василий I  продолжил  политику  своего отца – проанализировать внутреннюю  и  внешнюю  политику Василия I (практическая  работа  с материалом таблицы [6 слайд]).

Проанализировать действия  Василия I в деле укрепления Московского княжества  и централизации  власти.

После  смерти  Василия I  начался  3 этап объединения земель: (1-ая половина 15 в.) который получил название – феодальная война.

После  смерти  Василия I  возникла  сложная  династическая   ситуация,  его сыну  – наследнику  было всего 9 лет.  Брат Василия I, Юрий Звенигородский  надеялся,  что Великокняжеский  престол  перейдёт  ему. Но, юного  наследника  престола  поддерживало  московское  боярство  и  митрополит  Фотий.  

Давайте   представим  участников  событий, и подумаем, как  бы они могли описать данную  ситуацию. (На экране портреты, зачитать материал Приложения).  

(Приложение)

Василий I Дмитриевич (1371-1425).

Учащийся 1.

«Я, старший сын Дмитрий Донского, получил право на московское княжение по завещанию отца своего, а хан Тохтамыш лишь подтвердил мои права.

Я продолжил дело своего отца по собиранию земель русских, и присоединил к Москве Нижегородское, Муромское и Тарусское княжества.

Я перестал платить монголам дань. Но во время моих споров с тестем - литовским князем Витовтом ордынский темник Едигей пошел на Русь. Он сжег много городов, разрушил крепости моего княжества, но Москву не взял. Пришлось возобновить выплату дани».

Юрий Дмитриевич (1374-1434)

Учащийся 2.

«Я, сын Дмитрия Донского, по праву старшинства должен был стать московским князем после брата моего Василия, но он сделал князем сына своего Василия Васильевича. Я не смирился, дважды брал Москву и боролся с племянником до самой смерти своей».

Василий II Васильевич (1415-1462)

Учащийся 3.

«Я, будучи сыном московского князя Василия I Дмитриевича после его смерти получил московский престол девяти лет от роду. Дядя мой, великий князь литовский Витовт, был моим опекуном. Но когда он умер (в 1430 г.) мой дядя Юрий Дмитриевич дважды выгонял меня из Москвы.  

После смерти дяди его сыновья Василий и Дмитрий тоже стали со мной воевать. В это время княжество мое разоряют ордынцы и меня берут в плен, отпустили лишь за огромный выкуп.

Двоюродных братьев моих это не остановило, и они продолжили войну. По приказу Дмитрия Шемяки мне выкололи глаза, за что в народе меня стали называть Темным.

Лишь благодаря поддержке бояр и духовенства в 1447 г. я смог вернуться на московский престол».

Василий Юрьевич Косой (д.р. неизвестна – 1448 г.)

Учащийся 4.

«Я, внук Дмитрия Донского, сын князя Юрия Дмитриевича, воевал вместе с братом своим Дмитрием против двоюродного брата нашего московского князя Василия Васильевича. Когда я попал в нему в плен, он велел ослепить меня. Мне выкололи глаз, за что в народе прозвали Косым. Я умер в заточении».

Дмитрий Юрьевич Шемяка (1420-1453)

Учащийся 5.

«Я, сын князя Юрия Дмитриевича, внук Дмитрия Донского, боролся против двоюродного брата московского князя Василия II Васильевича за московский престол. В борьбе своей мы были беспощадны: жгли города, уничтожали пашни, уводили в плен людей. За то, что брата моего, Василия Дмитриевича, двоюродный брат мой Василий Васильевич ослепил, я велел ему тоже выколоть глаза. Несколько раз занимал я Москву и боролся за московский престол до самой смерти».

Задание:  На основе  пункта 3, стр. 75 разобрать события феодальной  войны – выделить:

1) истоки конфликта;

2) оценить действия участников

3) какие слои населения  были  заинтересованы в создании  единого  государства?

3) подвести итоги феодальной войны для Московского государства.

Василий II /Тёмный/

Его враги

Отстаивая свои права на престол, способствовал усилению Москвы и объединению Руси. Был ослеплён, но сохранил власть.

Объективно способствовали раздробленности, они начали войну, обращались за помощью к хану.

Задание: Оценка феодальной войны

Способствует объединению Руси

Мешает …

Подобные столкновения закономерны в процессе объединения

Физическое устранение соперников способствует централизации власти

Война подтвердила ведущую роль Москвы в объединении Руси

Разорение земель

Возрастание роли Орды

Предметные УУД -  Применять понятийный аппарат  исторического знания и приёмы  исторического  анализа  текста параграфа  для  выполнения  практического задания. Метапредметные  УУД – Определять причинно-следственные  связи;  описывать мотивы  поступков  людей; высказывать оценку  результатов действий  людей;  формулировать собственную точку зрения и точно выражать свои мысли в соответствие  с заданием.

Личностные УУД – осмысление  социально-нравственного опыта  предшествующего поколения.

Подведение итогов урока. Первичное  закрепление материала.  Этап  применения  знаний и умений. 

(5 минут)

 1) Почему в ходе феодальной войны победу одержал московский князь Василий II Васильевич?

2)  Кто его поддерживал?

3)  Каков самый  главный   итог  правления  Василия II Тёмного?

Метапредметные УУД – анализировать и обобщать факты и явления, выявляемые  в  ходе  исследования  учебного материала. Личностные УУД – обрести мотивацию  для дальнейшего изучения исторического материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Московское княжество 1/2 (первой половины) XV века. Дома: § 24 (2 часть)

Слайд 2

Изменение порядка владения землёй Земельное владение общее различия Вотчина Земельное владение Личная собственность, п ередавалась по наследству Поместье Земельное владение 1. Давалось только за службу князю 2. Не передавалось по наследству (могло передаваться сыну, лишь при условии несения им военной службы)

Слайд 3

Москва – центр ремесла и торговли

Слайд 4

Василий I Дмитриевич Годы жизни – 1371 – 1425 Годы правления 1389 – 1425 гг.

Слайд 5

Задание: изучите и прокомментируйте таблицу : « Политика Василия I » Внутренняя Внешняя Присоединение новых земель (Муромское, Нижегородское и Тарусское княжества, земли Коми по реке Вычегда ). Усиление власти московского князя - удельные князья становились наместниками и воеводами в своих землях, а их княжества превращались в уезды. Противоречия между Москвой и Литвой из-за влияния на Новгород. Династический брак (был женат на литовской княжне Софье Витовтовне ). Заключение «вечного мира» с Литвой в 1408 г. Урегулирование отношений в Ордой и получение ярлыка на великое княжение.

Слайд 6

Василий I Софья Витовтовна Литовский князь Витовт Василий II Тёмный Юрий Дмитриевич Младший брат Василия I Василий Косой Дмитрий Шемяка дед сыновья

Слайд 7

Великая княгиня Софья Витовтовна , срывающая пояс с Василия Косого на свадьбе Василия Темного. Фрагмент картины П.П. Чистякова

Слайд 8

Василий Косой Дмитрий Шемяка Военные действия велись по всей стране Соперники сжигали города Уничтожали пашни и посевы Уводили в плен население Василий II В борьбе применяли страшные расправы: Василий II ослепил Василия Косого 1446г. – Дмитрий Шемяка приказал выколоть глаза Василию II (Тёмный) 1447г.- стараниями московского боярства и духовенства стал Васили Темный водворен на московский престол 1445г.- татары совершили большой поход на Русь. Война между московскими князьями замедлила ход объединения русских земель, усилила их зависимость от Орды, принесла огромные страдания людям. !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"

Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...

Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.

Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....

Урок истории в 6 классе по теме "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"

Педагогические цели:·         образовательная: раскрыть предпосылки и причины объеди­нения русских земель в единое государство, сформировать представление о пол...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Урок по теме: Усиление Московского княжества. Правление Ивана Калиты.

В ходе урока учащиеся раскрывают причины усиления Московского кяжества, характеризуют роль московских князей в объединении русских земель вокруг Москвы, работают с историческим документом, аргументиру...