Гуситское движение
материал по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
Урок истории в 6 классе
ТЕМА: Гуситское движение в Чехии
Выполнил: ФИО, должность, ОУ,
слушатель курсов № 16
Харисова Р.Х.
Проверил: Перова Т. Ю., канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики общего образования
Новокузнецк, 2017
Тема: : Гуситское движение в Чехии
Класс:6 класс
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: схема
Цели
Цель учителя: формировать представления о причинах, ходе и результатах гуситского движения, показывать роль Яна Гуса в истории Чехии
Цель учащихся:
- узнать причины, ход, результат гуситского движения
- показывать роль Яна Гуса в истории Чехии
Планируемые результаты:
Личностные: мотивация к познанию, учебе; осознавать себя гражданином России, знать свои обязанности, ориентируются на основные моральные нормы, проявляют уважение к чувствам других людей, Проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные: определять и формулировать цели и проблему урока, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, соотносят свои действия с планируемыми результатами, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, осознавать необходимость нового знания; делать анализ, выводы, извлекать информацию, владеют приёмами запоминания различного по характеру учебного материала, осуществляют поиск необходимой информации в тексте, выбирает основания для сравнения объектов, выстраивает логическую цепь рассуждений, проводят анализ текстовой информации
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, доносить свою позицию до других; аргументировать свою точку зрения ,выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют высказывание, представляют информацию,
- Метапредметные:
- регулятивные УУД: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
- познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию в тексте
- коммуникативные УУД: организовывать учебное взаимодействие, отстаивать свою точку зрения, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью
2.Предметные:
- Проводят описание Чехии в XIV веке, характеризуют место действия, обстоятельства, участников гуситского движения; оценивают деятельность Яна Гуса, различают исторический факт и его описание; читают историческую карту с опорой на легенду, называют последствия гуситского движения в Чехии, умеют работать с исторической информацией.
Технологическая карта урока (3)
Дидактическая структура урока* | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
1. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе; | Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | |
2.Актуализация знаний. | Предлагает учебно-познавательная задачи: Организует работу по карте Организует беседу | Отвечают на вопросы: Отвечают на вопросы рассматривают карту. Заслушиваются варианты ответов уч-ся. | - К какой ветви славянских народов относятся чехи? - Вспомнить, когда появилось Чешское государство - Каким цветом на карте обозначена территория Чешского королевства в начале XIV в.? -В состав какой империи входило Чешское королевство в XIV в.? Столица Чехии – город …? . Опережающее задание - ученица рассказывает о Чехии XIV века | Учащиеся пользуются следующими УУД: П:: Поиск и выделение необходимой информации, , анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждения К.:: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, Р.: Самостоятельно определяют причины своего успеха/неуспеха Л.: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие учебно-познавательного интереса к предмету |
3. Постановка учебной проблемы. Учебная задача | Организует беседу. Подводит к формулировке целей На основе высказываний учащихся составляет план изучения темы: А) Причины гуситских войн. Б) Жизнь Яна Гуса. В) Основные события. Г) Итоги и значение гуситских войн | Затрудняются ответить на вопрос. Записывают тему урока. Формулируют учебную задачу, высказывают предположения. | Прочитайте тему урока. Что понимается под Гуситским движением? - Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке и чему научиться? (Узнать причины движения, ход, итоги. Высказываются о том, что им знакомо и что надо узнать.) Составляют вместе с учителем примерный план изучения материала: - почему войны названы «гуситскими»; - кто с кем воевал (какие группы населения); -какие события, сражения происходили; - какие личности; - каковы итоги войн и т.д. | Учащиеся формулируют свое незнание в теме урока. Учащиеся для достижения данного результата пользуются следующими УУД: П.: строят рассуждения на основе сравнения понятий, делают выводы на основе действий анализа Регулятивные: определяют и формулируют цели и проблему урока, определяют затруднения для решения учебно-познавательной задачи |
4. Введение нового знания. | Организует работу с таблицей №1 Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы: Беседует по вопросам. | Работа учащихся с таблицей: «Гуситское движение в Чехии» (Таблица лежит перед каждым учеником на парте). Приложение №1 | - Против кого было направлено недовольство всего народа? - Против кого – недовольство крестьян и горожан (бедноты)? | П: ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания; делают анализ, выводы К: доносят свою позицию до других; аргументируют свою точку зрения |
Рассказывает о жизни Яна Гуса (иллюстр. материал, презентация) Организует работу учащихся с историческими источниками Организует беседу по прочитанным документам Организует работу по учебнику о Констанцском соборе, беседа: – Почему церковники вынесли такой приговор? – Почему Ян Гус, несмотря на предложение своих друзей – поберечь свою жизнь и не ехать на собор, принял решение на соборе быть? Какие черты характера он проявил? Почему не отрёкся от своих убеждений? Конечно, нет, люди стали собираться, уходить в горы и слушать последователей Гуса, которые называли себя гуситами. (Записать: гуситы – последователи Яна Гуса) | Знакомятся с фактами из жизни Яна Гуса по рассказу учителя Работают с историческими источниками, читают высказывания Гуса и отвечают на вопросы задания Находят в тексте информацию о процессе Констанцского собора и его итогах, определяют свое отношение к поступку Гуса Записывают: 1415 год – казнь Яна Гуса | Знакомиться с историческими источниками , отбирают нужную информацию, отвечают на вопросы к документам (см. приложение №2) - Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами? - Что в деятельности церкви не нравился Яну Гусу? - Что обещал император Сигизмунд Яну Гусу? осуществляют поиск необходимой информации в тексте - Что произошло на соборе с Яном Гусом? | П: осуществляют поиск необходимой информации в тексте для решения учебно-познавательной задачи. Л.: ориентируются на основные моральные нормы, проявляют уважение к чувствам других людей Р. Соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | |
Гуситские войны. Организует работу с таблицей №2 «Гуситы» Организует работа с исторической картой «Гуситские войны» с. 205 Организует работу с учебником (п.7, с.207) - Прочитайте п. 7 и запишите в тетрадь последствия гуситского движения в Чехии Обобщающее слово учителя. | Сравнивают и отвечают на вопросы Изучают карту, выполняют задания по карте Работают с учебником, выписывают в тетрадь последствия гуситского движения в Чехии | -сравните состав таборитов и умеренных -сравните против каких видов гнета выступали умеренные и табориты - сравните цели таборитов и умеренных - найдите на карте территории, куда совершали походы табориты - предположите, с какими целями предпринимались эти походы? - в чем секрет успеха побед гуситов? - каковы итоги и значение гуситских воин? | Познавательные: Выбирает основания для сравнения объектов, выстраивает логическую цепь рассуждений, Проводят анализ текстовой информации Регулятивные: соотносят свои действия с планируемыми результатами, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Коммуникативные: формулируют высказывание, представляют информацию | |
5. Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи | Организует работу по выполнению заданий | Придумывают вопросы и записывают их в тетрадь | Предлагает придумать пять вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как». | Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
6.Контроль | Организует работу учащихся по выполнению задания для контроля- текст с ошибками «Лови ошибку2 | Выполняют самостоятельную работу, находят ошибки | Текст с ошибками читаю вслух: В 14 веке Чехия была слабой и неразвитой страной. В то время процветала только католическая церковь. Она была самым крупным собственником земли. Это была одна из причин недовольства народных масс. Проповедник Ян Гус яростно обличал церковь в ее грехах. За это он был сожжен в 1420 году. А народ поддержал обвинения церкви. Последователи Гуса начали вооруженную борьбу. Папа Римский объявил крестовый поход во главе с Яном Жижкой на гуситов. Поэтому гуситы потерпели поражение. Последняя битва состоялась в 1430 году | Познавательные: осознавать необходимость нового знания; Регулятивные: Оценивать свою или деятельность других |
7. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности
Итоги урока | Организует рефлексию | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке | - Закончите предложения: -Самым интересным на уроке для меня было… - Мне понравилось… - Я хотел бы узнать подробнее… - я считаю, что моя работа на уроке была… - Сегодня я не понял… | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние. Личностные: Проявляют способность к самооценке на основе критерия успешноси учебной деятельности. |
Задает вопросы. Оценивает работу класса в целом. | Отвечают на вопросы. | - Как назывались последователи Яна Гуса? - В каком году Гус был сожжен? - В каком году вспыхнуло восстание в Праге? - Как называлось течение более решительных восставших? - В каком году восставшие потерпели поражение? | . |
Ресурсный материал к уроку. Приложение1
ТАБЛИЦА №1: «Гуситское движение в Чехии»
Какие слои населения участвовали в этом движении? | Чем они были недовольны? | К чему стремились? |
Крестьяне | - Росли феодальные повинности, денежный и натуральный оброк. - Крестьяне: - должны были давать ночлег и пропитание воинам короля, строить мосты, возводить укрепления; - платить королевский налог и другие повинности в пользу государства; - зависели от произвола пана. В каждом феодальном замке был свой суд, тюрьма и палачи. Крестьянам запрещено жаловаться в королевский суд на своих господ. | - Уничтожить феодальную собственность, феодальные повинности и налоги. - Утвердить равенство и правление народа. |
Рыцари (мелкие и средние феодалы) | - Немецкие феодалы, монастыри и папы отбирали у них земли. - Рыцари вынуждены были либо заложить или продать свой замок и искать службы в наемной армии, либо заниматься грабежом на дорогах | - Отнять у церкви и панов земли. - Захватить военную добычу. - Ослабить могущество католической церкви, отобрать у нее земельные владения. |
Горожане (купцы и ремесленники) | Против засилья немецких купцов и мастеров. Чешские мастера и купцы не участвовали в управлении городов. | - Изгнать немцев. - Добиться управления городами Чехии. |
Приложение № 2. Работа с историческими документами
(лежат на партах перед учащимися):
ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Прочитайте отрывки из высказываний и проповедей Яна Гуса и ответьте на вопросы к данному тексту.
ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЯНА ГУСА О ЧЕШСКОМ НАРОДЕ
Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции и немцы в своих землях, - чтобы чех умел управлять своими поданными…
ИЗ ПРОПОВЕДИ ЯНА ГУСА
Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые… устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…
ОХРАННАЯ ГРАМОТА ИМПЕРАТОРА СИГИЗМУНДА
Мы, Сигизмунд… король римлян (и т.д.), принимаем достопочтенного магистра Гуса, бакалавра богословия и магистра искусств, под наше и Священной империи покровительство и защиту; поэтому предписываем всем, чтоб ему было дозволено проехать в Констанц, оставаться там и свободно возвратиться, причем для охраны его и сопровождающих его лиц должно давать проводников…
ПРОТЕСТ ЧЕХОВ ПРОТИВ ЗАТОЧЕНИЯ ЯНА ГУСА (февраль 1415 г.)
Князья и вельможи, богатые и бедные удивляются дерзости папы, заточившего без причины человека невинного и праведного, который поехал на Констанцский собор, чтоб оправдаться в клевете, возведенной на него и на весь чешский народ.
ЯН ГУС НА КОНСТАНЦСКОМ СОБОРЕ
…Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить следующее:
«Я не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или же проповеданного. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали и представили против меня все эти свидетели. Присяга – их – основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды – знает бог!»
…Все были столь разгорячены, что ломали столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота, чтобы он не мог убежать из города. Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса.
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТАМИ:
- Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами?
(Управлять чехами должны чехи).
- Что в деятельности церкви не нравился Яну Гусу?
(Богатства церкви, продажа индульгенций, ограбление народа).
- Что обещал император Сигизмунд Яну Гусу?
(Он обещал ему покровительство и защиту в период работы церковного собора).
- Что произошло на соборе с Яном Гусом?
(Он был заточен без всякой причины).
- Какие черты характера проявил Ян Гус на Констанцском соборе?
(Он был верен своим взглядам и идеям христианства до конца, он был благородным человеком).
Приложение №3. ТАБЛИЦА №2: «Гуситы»
Табориты (место собраний – гора Табор) | Умеренные (чашники) (символ восставших – чаша для причастия) | |
Состав | -крестьяне; - ремесленники; - городские бедняки; - часть разорившихся рыцарей. | - зажиточные мастера и торговцы; - большинство чешских феодалов. |
Против каких видов гнета выступали? | Феодального, религиозного и национального. | Против немецкого засилья и католической церкви. |
Какие цели перед собой ставили? |
|
|
- СРАВНИТЕ СОСТАВ ТАБОРИТОВ И УМЕРЕННЫХ.
- СРАВНИТЕ ПРОТИВ КАКИХ ВИДОВ ГНЕТА ВЫСТУПАЛИ ТАБОРИТЫ И УМЕРЕННЫЕ?
- СРАВНИТЕ ЦЕЛИ ТАБОРИТОВ И УМЕРЕННЫХ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Причины и начало гуситского движения в Чехии"
урок по истории средних веков в 6 классе по теме "Причины и начало гуситского движения в Чехии" содержит сравнительные таблицы, материал для самостоятельной работы учащихся...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС
ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И ИСТОРИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ. ...
Презентация ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС
"ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ»6 КЛАСС...
Методическая разработка урока по истории по теме:Гуситское движение в Чехии в 6 классе
Разработка содержит:1. Презентация2. План - урока...
Тема:«Начало гуситского движения».
6 класс. История средних веков. Урок по теме: "Начало гуситского движения"....
открытый урок по истории: "Гуситское движение в Чехии"
Данный материал предназначен для открытого урока по истории в 6 классе...
Тема урока: Гуситское движение в Чехии
Гуситское движение в Чехии, последователи Яна Гуса...