Урок "Причины и начало гуситского движения в Чехии"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
урок по истории средних веков в 6 классе по теме "Причины и начало гуситского движения в Чехии" содержит сравнительные таблицы, материал для самостоятельной работы учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_i_nachalo_gusitskogo_dvizheniya_v_chehii..doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Гуситское движение в Чехии. (6 класс)
Тема урока: Причины и начало гуситского движения.
Цели: изучить предпосылки общенародного движения в Чехии против гнета католической церкви; выяснить роль выдающегося деятеля Яна Гуса в этом движении, использовать биографические сведения о нем для патриотического, нравственного воспитания; формировать умения раскрывать причины широкого общественного движения и анализировать его цели.
Тип урока: изучение нового.
Основные понятия и термины: паны, патриоты, церковный собор, гуситы.
Оборудование: карты «Чехия в XIII – XV вв.», «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы (XI-XIVвв.)», «Европа в XIV-XV», иллюстрация «Ян Гус на Церковном Соборе», учебник «История средних веков. 7 класс» Е.В.Агибалова, Г.М.Донского.
План урока:
- Чехия в составе Священной римской империи.
- Подъем хозяйства в Чехии ХIV века.
- Положение крестьян.
- Недовольство могуществом католической церкви.
- Ян Гус.
- Церковный Собор. Смерть Гуса.
- Начало вооруженной борьбы.
Ход урока.
- Объявление темы и целей урока.
- Основная часть.
- – В первой половине пятнадцатого века феодальную Европу всколыхнула острая классовая борьба, развернувшаяся в небольшой славянской стране – Чехии. Эта борьба, получившая название гуситского движения по имени его основателя Яна Гуса, была направлена прежде всего против католической церкви – главной опоры феодального строя.
- Найдите на карте Чехию. ( работа с атласами и настенной картой)
- Вспомните, когда образовалось Чешское государство?
- Каковы были его взаимоотношения со Священной Римской империей?
( В начале 10 века возникло Чешское государство. При поддержке знати князья чешского племени, жившего вокруг Праги, объединили под своей властью остальные племена. Короли Германии пытались подчинить себе Чехию, и ей пришлось войти в Священную Римскую империю. Но чешский князь самостоятельно управлял страной. Позднее он принял титул короля)
Вывод: Чехия в составе Священной римской империи.
- – В середине 14 века чешский король Карл I был избран императором Священной римской империи. Чехия - самое сильное государство. Карл I избегал войн, сумел расширить территорию Чешского королевства, скупая земли и устраивая выгодные браки своих детей. Король покровительствовал развитию ремесла, горного дела, торговли и культуры. При нем возросло значение города Праги, там велось большое строительство. В чехи была организована добыча серебра, золота, железной руды. (иллюстрация уч-ка «Добыча руды в шахтах»). По развитию горного дела и производству сукна Чехия занимала одно из первых мест в Европе. Торговые пути связывали Чехию с другими странами ( по карте показать с какими странами и городами). Через польский город Краков шла торговля с Русью, откуда ввозили мед, воск, сало и много ремесленных изделий. Прага – один из самых красивых и больших городов Европы. (показать иллюстрации Праги 15 века).
- – Вспомните, как рост городов, развитие ремесла и торговли повлияли на положение крестьян во Франции и Англии?
( с ростом городов крестьяне втягивались в торговлю, они продавали на городских рынках излишки продуктов своего труда, феодалы стали заменять барщину и оброк – денежным оброком, личная зависимость крестьян слабела.)
- Предположите, каково было положение крестьян в Чехии? 9мнения учащихся)
- В Чехии существовала пословица: « Крепостной, что верба: чем чаще ее обрубать, тем гуще она будет ветвиться». Как пословица характеризует положение крепостных крестьян в Чехии? Среди какой части населения она могла сложиться? (ответы учащихся)
- Давайте уточним, правы вы были в своих предположениях. Работаем с учебником. Прочитать, сравнить свои ответы с прочитанным. Что нового узнали?
- Новое понятие – паны. Кто такие паны? (запись на доске и в тетрадях)
- –Только ли паны жили в роскоши?
- Нельзя забывать, что крупнейшим землевладельцем была католическая церковь, в Чехии она владела 1/3 частью самых плодородных земель в стране.Главе Чешской церкви принадлежало 14 городов и 900 деревень.Особенно богатыми были монастыри.
- Вспомните, каковы были источники богатств римского папы и католической церкви? ( плата за обряды, продажа церковных должностей, продажа индульгенций, церковная десятина, прикосновение к святым мощам)
- Как вы думаете, какие слои населения могли проявлять недовольство могуществом католической церкви? Почему?
- Заполните в таблице колонку « мои предположения», посоветуйтесь в парах.(работа в парах)
Слои населения | Мои предположения | Что я узнал |
Крестьяне и бедные горожане | ||
Паны и рыцари | ||
Богатые горожане | ||
- Почему проявляли недовольство? Проверить записи ребят.
- А теперь прочитаем учебник. Заполнить столбик « что я узнал». Сравнить свои предположения и информацию учебника. (работа с учебником)
- Совпадают или нет записи в столбиках? Что нового вы узнали? (ответы учащихся).
- Какой вывод можно сделать об отношении к могуществу католической церкви разных слоев населения?
- Церковь вызывала всеобщее недовольство, которое приведет к борьбе за переустройство. И первым, кто поднял свой голос против духовенства был профессор пражского университета Ян Гус, который сначала в своих проповедях обличал жадное духовенство, а потом перешел к требованиям переустройства церкви.
- Прослушайте сообщение о Яне Гусе, подумайте, какие черты личности вас привлекают в этом человеке? (доклад о Яне Гусе – подготовленный ученик)
- Какие черты личности вам понравились? (целеустремленность, трудолюбие, справедливость, честность)
6. - Правильно ли поступил Ян Гус, отказавшись от совета друзей? (иллюстрация на доске «Ян Гус на Церковном Соборе»), (работа над новым понятием – церковный Собор).
- Как вы думаете, все ли члены Церковного Собора выступали за смерть Гуса? Почему? (зачитать мнения епископов с «заключительного заседания»)
Врагам Гуса хотелось сегодня же достигнуть своей цели, потому что дрова уже были приготовлены для костра и облиты смолой. Император Сигизмунд настоятельно и строго предложил Гусу отречься от своего учения. Тогда Гус начал говорить следующее: « Я не могу отречься ни от одного положения, написанного или высказанного мною». После того поднялся страшный шум; посыпались на Гуса проклятия и послышались требования голосования.
Паниз Хлума ( чешский феодал): Все римское духовенство представляет собой презренную толпу кутил и глупцов, в своей жизни наблюдающих над собою менее, чем свинья в зеркале. Именем своего короля и всех чехов я клянусь, что чехи страшно отомстят в случае дальнейших терзаний или смерти Гуса. В крови папистов чешский гусь вымоет свои крылья. Жизнь и свободу Гусу.
Архиепископ лондонский: Если бы у этого чеха было десять жизней, тогда бы я взял их все у него: во-первых, за то, что он унижал наместника Христова (папу); во-вторых, за то, что обнажил духовенство, не оставив ему и клочка, чтобы прикрыть свою наготу; в-третьих, за то, что он сбил с пути много народа. Межде тем народу лучше ничего не знать и слепо верить. Пусть сгинет этот чех!
Епископ бриксенский: Гусю не причинится зла, если его ощипать и испечь. Мы уже ощипали его. Пусть печется, и сегодня же.
Епископ журский: Подаю голос за свободу, честь и жизнь Гуса. Какую пользу получите вы, если гусь будет испечен, а перья его крыльев распространят сильные бури во всех землях? Камень, который мы хотимбросить вверх, может упасть на наши головы.
Епископ костанцский: Если завтра не сожжем Гуса, то послезавтра народ сожжет всех нас, здесь пребывающих. Пусть он умрет!
- Чего они боялись? Чего могли опасаться?
7. Не зря боялись представители церкви, потому что смерть Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи народных проповедников, в их речах звучал призыв вооружаться – все последователи Яна Гуса стали называть себя гуситами ( работа над новым понятием – запись в тетради). Среди гуситов выделилось два лагеря – табориты и умеренные.
- В чем различия этих двух течений мы узнаем, работая над сравнительной таблицей. Заполнить таблицу, читая учебник:
Вопросы для сравнения | табориты | умеренные |
| ||
| ||
|
- Проверка таблицы, можно заполнять по вариантам.
III. Итог урока. – Что нового вы узнали на уроке?
- Почему чешский народ чтит память Яна Гуса?
- Кто такие гуситы?
IV. Дом.зад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС
ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И ИСТОРИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ. ...
Презентация ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС
"ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ»6 КЛАСС...
Методическая разработка урока по истории по теме:Гуситское движение в Чехии в 6 классе
Разработка содержит:1. Презентация2. План - урока...
открытый урок по истории: "Гуситское движение в Чехии"
Данный материал предназначен для открытого урока по истории в 6 классе...
Тема урока: Гуситское движение в Чехии
Гуситское движение в Чехии, последователи Яна Гуса...
Гуситское движение в Чехии
презентация к уроку для 6 кл...