Урок по теме "Религия, ее место в жизни древних греков"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Маврычева Тамара Григорьевна

Исследовательская работа на уроке истории путем частично- поискового и проблемного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_religiya_dr_gretsii.rar2.93 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Курск –Смоленская основная общеобразовательная школа»

                                                                                                                                                       Составитель:

                                                                                                                                                    Маврычева Т.Г

                                                                                                                                              Должность:

                                                               учитель истории

Курск – Смоленка

2008

Цель урока: обучение исследовательской работе путем частично- поискового и проблемного метода

Образовательные задачи: 

Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить  мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”, “многобожие”, “боги”,  Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.                                          

 Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями Развивающие задачи: 

Развивать интеллектуальную сферу психики (активного целостного восприятия, творческого воображения, непроизвольного внимания, образной комбинированной памяти, словесно-логического и образного мышления), чувственно-эмоциональную сферу психики, познавательный интерес учащихся к историческим явлениям и событиям на основе ситуации занимательности, приема персонификации, развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные, исследовательские, др.).

Воспитательные задачи:  

Формировать интерес и уважение к культуре и традициям разных народов.

Воспитание  высокого чувства гражданского долга

Методы и приемы: 

  • словесный (рассказ учителя, сообщения обучающихся, беседа);
  • наглядный (иллюстрации, работа с картой);
  • частично-поисковый и проблемный (работа над заданиями).

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование урока:

1. Карта «Древняя Греция»

2. Рисунки по теме.

3. Компьютер, презентация по уроку

4. Мифы Древней Греции

Организационный  момент:

Здравствуйте ребята! За окном зима. Вы обращали внимание на то, как легко и тихо спускаются снежинки с неба на землю? Давайте так же тихо займем свои места в классе.

Актуализация знаний:

Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение, но вы слушайте внимательно, для того, чтобы узнать о ком оно.

Слайд №1                                С древнейших пор взгляд неподкупно строгий

Бросали на людей с Олимпа Боги.

Их забавлял, сей человечий  быт-

   Понять решили – из чего он состоит

       Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном

    И в колеснице едут к нам со склонов

Вопросы классу:

1.  Итак, о ком же это стихотворение?

- Имена, каких богов упоминаются?

- В какое количество богов верили греки?

- В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов?

- А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога,          

     создавшего весь мир?

2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Дайте определение понятию «религия». (Это вера человека в сверхъестественные силы)

- Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления

      природы)

- Таким образом, тема исследования нашего урока:

Слайд № 2

Тема урока: «Религия, ее место в жизни древних греков»

Мы рассмотрим на уроке следующие вопросы:

План урока:

  1. Где жили боги.
  2. Как греки представляли себе богов.
  3. Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.
  4. Отражение в религии общественных отношений.

Для достижения цели мы будем: читать, анализировать отрывки из мифов.

Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника..

Ребята, посмотрите на экран. Нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно?

1.  Слайд №3                                             Послание

Здравствуй, Наша благословенная Земля

Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня я предлагаю наслаждаться величием Олимпа.

Вопросы классу:     1. От кого пришло это послание?

                                   - сколько лет назад боги Олимпа жили на Земле. (300 век. Сколько в 1 веке лет – 100, следовательно 100×300 =30000 лет назад)

                                    - где жили в древности боги?

 Слайд № 4                                             Карта.

1. Найдите г.Олимп. В какой части Греции она расположена?

2. Посмотрите на южную часть Греции (Пелопоннес), найдите подобное название

Учитель:

Т.о.  в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.

Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.

   Ребята, а сейчас в наше время проводятся Олимпийские игры. А может кто-то скажет, где будут проходить Олимпийские игры в 2014 г?

Т.о. боги жили на г. Олимп, а как же появились в Греции боги?

По греческим мифам в начале существовал лишь вечный, безграничный,  Хаос. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги.

2.   Слайд. № 5                                   Три поколения богов.

Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог  неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший  из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.

Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Вопрос классу. – 1. На кого были боги похожи своей внешностью?

                            -Чем боги отличались от людей? (бессмертны)

                           - Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. ( Верили в силу человека. Греки верили, что боги как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)

                             

3.        Слайд №6            Ребята у вас есть таблица давайте мы ее заполним в ходе нашего исследования

  1. Прочитайте на с.129  абзац №2. Ответьте на вопрос:
  2. Каким стихиям и занятиям они покровительствовали?
  3.  Посмотрите на схему на с.130  и ответьте на вопрос:  покровителем какой стихии  является Зевс?

4. Почему именно этот бог играл самую важную роль в религии греков? (дождь смывал почву в горах, молнии взывали пожар).

5.  А почему в Египте не было бога грома и молнии? (почти не бывает дождей.) (разные природно-климатические условия, в которых жили греки и египтяне)

См. схему дальше на с. 130. Кто изображен слева от Зевса?

Посейдон бог моря.

6.   Почему в Египте не было бога моря как в Греции (Средиземное море не играла в Египте большого роли в хозяйственной жизни страны)

7. А справа от Зевса находится бог Аид,  который охранял царство мертвых.

8. С 129 прочитайте миф о Деметре и ее дочери Персефоне.

Какие явления природы она олицетворяла (смену времен года).

Слайд  №7                                       Деметра

- Что держит в руках богиня Деметра? (колосья).

Следовательно она является покровительницей (земледелия)

Слайд № 7                                      Гефест 

9. Как вы думаете бог Гефест какому занятию покровительствовал?

- Почему у греков был такой бог?

Т.О.,  давайте сделаем вывод: как была связана деятельность людей с миром богов?

10. можно  ли по изображению богов сделать вывод  о  занятиях людей?

- Какие занятия у греков были основными.

Слайд №9                                                 Музы

Учитель:

Помимо хозяйственной жизни, в Греции высокого уровня достигла духовная жизнь. Поэтому, именно в Греции, появились 9 муз, покровительницы искусств и наук.

Они водили хороводы, а с наступлением ночи спускались на землю, ближе к людям, и распевали чудесные песни, проявляя богов-олимпийцев. Им было известно прошлое, настоящее и будущее людей. Они покровительствовали певцам и музыкантам.

Слайд № 10                           Схема

Учитель:

Мы не знаем с вами социальную структуру Древнегреческого общества, но можем сравнить с Египтом.

Если мы посмотрим на схему, то увидим, что греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захвативших власть над остальными богами и людьми.

Выше всех по своему положению находится Кто? Зевс, ему подчинены другие олимпийские боги и низшие божества – сатиры и нимфы.

11. Какой вывод мы можем сделать, сравнивая эти схемы? (и  в мире людей и вмире богов, существовало деление на классы. Было неравенство)

4. Учитель:

Давайте обратимся к мифу о Прометее  

С. 131 – 132 учебник. Прочитать  миф о Прометей

Что  можно узнать из этого  документа? (какие порядки царили в мире богов)?

Как и на земле у богов были законы, за нарушение которых нарушители несли наказание.

Т.о. сделаем вывод по уроку:

- Что у нас было темой урока и нашего исследования

(религия, ее роль, общественные отношения)

Мы с вами ответили интересующие нас вопросы? Следовательно, план урока выполнили?

Закрепление:

По мнению греков,

1 Боги обитали:

На холмах

На горе Олимп

На небесах

2 Богом моря был:

Дионис

Аполлон

Посейдон

3. Выращивать пшеницу людей научила богиня:

Деметра

Гера

Афродита

4 Покровителем торговли считался бог:

Дионис

Гермес

Гефест

Д/З  Прочитать  §28 и заполнить схему «Родословие богов» используя отрывок из стихотворения и схему на с.130 в учебники.

Теогония

 Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых — Деву-

 Гестию, Деметру и златообутую Геру,

 Славного мощью Аида, который живет под землею,

Жалости в сердце не зная, и шумного Энносигея,

И промыслителя Зевса, отца и бессмертных и смертных. Громы которого в трепет приводят широкую землю.

Каждого Крон пожирал, лишь к нему попадал на колени Новорожденный младенец из матери чрева святого:

Сильно боялся он, как бы из славных потомков Урана

Царская власть над богами другому кому не досталась.

Знал он от Геи-Земли и от звездного Неба-Урана,

Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном, Как он сам ни могуч — умышленьем великого Зевса,

Вечно на страже ребенка, едва только на свет являлся,

Тотчас глотал он. А Рею брало неизбывное горе.

Но, наконец, как родить собралась она Зевса-владыку, Смертных отца и бессмертных, взмолилась к родителям Рея,

К Гее великой. Земле и к звездному Небу-Урану, —

Пусть подадут ей совет рассудительный, как бы, родивши, Спрятать ей милого сына, чтоб мог он отметить за злодейство Крону-владыке, детей поглотившему, ею рожденных.

Самоанализ  урока

Цель урока: обучение исследовательской работе путем частично- поискового и проблемного метода

Образовательные задачи: 

Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить  мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”, “многобожие”, “боги”,  Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.                                          

 Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями Развивающие задачи: 

Развивать интеллектуальную сферу психики (активного целостного восприятия, творческого воображения, непроизвольного внимания, образной комбинированной памяти, словесно-логического и образного мышления), чувственно-эмоциональную сферу психики, познавательный интерес учащихся к историческим явлениям и событиям на основе ситуации занимательности, приема персонификации, развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные, исследовательские, др.).

Воспитательные задачи:  

Формировать интерес и уважение к культуре и традициям разных народов.

Воспитание  высокого чувства гражданского долга

Методы и приемы: 

  • словесный (рассказ учителя, сообщения обучающихся, беседа);
  • наглядный (иллюстрации, работа с картой);
  • частично-поисковый и проблемный (работа над заданиями).

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование урока:

1. Карта «Древняя Греция»

2. Рисунки по теме.

3. Компьютер, презентация по уроку

4. Мифы Древней Греции

Обучающиеся  должны были усвоить новые понятия: поколения богов, Олимп, новые имена богов.

На реализацию этой задачи урока было запланировано 20 мин.

На этапе актуализации знаний использовала метод с элементами анализа, так как беседа подводит обучающихся к самостоятельному выводу и озвучиванию темы урока.

Время урока распределено рационально с точки зрения эффективности решения основной задачи.

Чем можно объяснить затруднения учащихся при ответах на вопросы, которые требует их оценочных суждений? ( недостаточное знание мифов), плохо развитая речь, умение мыслить логически.

Основные знания и понятия в учебнике дополнены другими из дополнительных источников, для расширения представлений о религии Древней Греции у обучающихся.

При выполнении творческого домашнего задания обучающихся потребуется самостоятельный поиск греческих богов из дополнительных мифов.

Я считаю, что урок прошел на оптимальном уровне, так как задачи, поставленные на урок достигнуты, у обучающихся  вызвала интерес к изучению данной темы и истории в целом. У меня не получилось…, но я в дальнейшем изучу нужный материал и буду работать над исправлением своих неточностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ", 5 класс

Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ" несет в себе краткое содержание об искусстве Древнего Египта....

Конспект урока "Страхование и его место в жизни людей"

Конспект урока по обществознанию "Страхование и его место  в жизни людей". Учебник: И.П. Насонова. Обществознание: Экономика вокруг нас. 9 класс. М.: Вентана-Граф, 2011....

Мультпроект "Одинакова ли жизнь древних греков?"

Предлагаемые темы:«Жилище древних греков», «Семья в древней Греции»,«Одежда древних греков», «Еда в древней Греции», «Образование в древней Греции...

Интегрированный урок биологии-литературы «Природные символы в жизни древних славян».

изучение связи древнерусского языка с природными символами...

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»...

Повседневная жизнь древних греков

Повседневная жизнь древних греков...