Урок по теме "Религия, ее место в жизни древних греков"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Исследовательская работа на уроке истории путем частично- поискового и проблемного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_religiya_dr_gretsii.rar | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Курск –Смоленская основная общеобразовательная школа»
Составитель:
Маврычева Т.Г
Должность:
учитель истории
Курск – Смоленка
2008
Цель урока: обучение исследовательской работе путем частично- поискового и проблемного метода
Образовательные задачи:
Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”, “многобожие”, “боги”, Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.
Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями Развивающие задачи:
Развивать интеллектуальную сферу психики (активного целостного восприятия, творческого воображения, непроизвольного внимания, образной комбинированной памяти, словесно-логического и образного мышления), чувственно-эмоциональную сферу психики, познавательный интерес учащихся к историческим явлениям и событиям на основе ситуации занимательности, приема персонификации, развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные, исследовательские, др.).
Воспитательные задачи:
Формировать интерес и уважение к культуре и традициям разных народов.
Воспитание высокого чувства гражданского долга
Методы и приемы:
- словесный (рассказ учителя, сообщения обучающихся, беседа);
- наглядный (иллюстрации, работа с картой);
- частично-поисковый и проблемный (работа над заданиями).
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование урока:
1. Карта «Древняя Греция»
2. Рисунки по теме.
3. Компьютер, презентация по уроку
4. Мифы Древней Греции
Организационный момент:
Здравствуйте ребята! За окном зима. Вы обращали внимание на то, как легко и тихо спускаются снежинки с неба на землю? Давайте так же тихо займем свои места в классе.
Актуализация знаний:
Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение, но вы слушайте внимательно, для того, чтобы узнать о ком оно.
Слайд №1 С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт-
Понять решили – из чего он состоит
Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов
Вопросы классу:
1. Итак, о ком же это стихотворение?
- Имена, каких богов упоминаются?
- В какое количество богов верили греки?
- В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов?
- А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога,
создавшего весь мир?
2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Дайте определение понятию «религия». (Это вера человека в сверхъестественные силы)
- Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления
природы)
- Таким образом, тема исследования нашего урока:
Слайд № 2
Тема урока: «Религия, ее место в жизни древних греков»
Мы рассмотрим на уроке следующие вопросы:
План урока:
- Где жили боги.
- Как греки представляли себе богов.
- Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.
- Отражение в религии общественных отношений.
Для достижения цели мы будем: читать, анализировать отрывки из мифов.
Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника..
Ребята, посмотрите на экран. Нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно?
1. Слайд №3 Послание
Здравствуй, Наша благословенная Земля
Благодарю тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам – это миг. Олимп – место Священное и сегодня я предлагаю наслаждаться величием Олимпа.
Вопросы классу: 1. От кого пришло это послание?
- сколько лет назад боги Олимпа жили на Земле. (300 век. Сколько в 1 веке лет – 100, следовательно 100×300 =30000 лет назад)
- где жили в древности боги?
Слайд № 4 Карта.
1. Найдите г.Олимп. В какой части Греции она расположена?
2. Посмотрите на южную часть Греции (Пелопоннес), найдите подобное название
Учитель:
Т.о. в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.
Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.
Ребята, а сейчас в наше время проводятся Олимпийские игры. А может кто-то скажет, где будут проходить Олимпийские игры в 2014 г?
Т.о. боги жили на г. Олимп, а как же появились в Греции боги?
По греческим мифам в начале существовал лишь вечный, безграничный, Хаос. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги.
2. Слайд. № 5 Три поколения богов.
Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.
Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.
Вопрос классу. – 1. На кого были боги похожи своей внешностью?
-Чем боги отличались от людей? (бессмертны)
- Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. ( Верили в силу человека. Греки верили, что боги как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)
3. Слайд №6 Ребята у вас есть таблица давайте мы ее заполним в ходе нашего исследования
- Прочитайте на с.129 абзац №2. Ответьте на вопрос:
- Каким стихиям и занятиям они покровительствовали?
- Посмотрите на схему на с.130 и ответьте на вопрос: покровителем какой стихии является Зевс?
4. Почему именно этот бог играл самую важную роль в религии греков? (дождь смывал почву в горах, молнии взывали пожар).
5. А почему в Египте не было бога грома и молнии? (почти не бывает дождей.) (разные природно-климатические условия, в которых жили греки и египтяне)
См. схему дальше на с. 130. Кто изображен слева от Зевса?
Посейдон бог моря.
6. Почему в Египте не было бога моря как в Греции (Средиземное море не играла в Египте большого роли в хозяйственной жизни страны)
7. А справа от Зевса находится бог Аид, который охранял царство мертвых.
8. С 129 прочитайте миф о Деметре и ее дочери Персефоне.
Какие явления природы она олицетворяла (смену времен года).
Слайд №7 Деметра
- Что держит в руках богиня Деметра? (колосья).
Следовательно она является покровительницей (земледелия)
Слайд № 7 Гефест
9. Как вы думаете бог Гефест какому занятию покровительствовал?
- Почему у греков был такой бог?
Т.О., давайте сделаем вывод: как была связана деятельность людей с миром богов?
10. можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей?
- Какие занятия у греков были основными.
Слайд №9 Музы
Учитель:
Помимо хозяйственной жизни, в Греции высокого уровня достигла духовная жизнь. Поэтому, именно в Греции, появились 9 муз, покровительницы искусств и наук.
Они водили хороводы, а с наступлением ночи спускались на землю, ближе к людям, и распевали чудесные песни, проявляя богов-олимпийцев. Им было известно прошлое, настоящее и будущее людей. Они покровительствовали певцам и музыкантам.
Слайд № 10 Схема
Учитель:
Мы не знаем с вами социальную структуру Древнегреческого общества, но можем сравнить с Египтом.
Если мы посмотрим на схему, то увидим, что греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захвативших власть над остальными богами и людьми.
Выше всех по своему положению находится Кто? Зевс, ему подчинены другие олимпийские боги и низшие божества – сатиры и нимфы.
11. Какой вывод мы можем сделать, сравнивая эти схемы? (и в мире людей и вмире богов, существовало деление на классы. Было неравенство)
4. Учитель:
Давайте обратимся к мифу о Прометее
С. 131 – 132 учебник. Прочитать миф о Прометей
Что можно узнать из этого документа? (какие порядки царили в мире богов)?
Как и на земле у богов были законы, за нарушение которых нарушители несли наказание.
Т.о. сделаем вывод по уроку:
- Что у нас было темой урока и нашего исследования
(религия, ее роль, общественные отношения)
Мы с вами ответили интересующие нас вопросы? Следовательно, план урока выполнили?
Закрепление:
По мнению греков,
1 Боги обитали:
На холмах
На горе Олимп
На небесах
2 Богом моря был:
Дионис
Аполлон
Посейдон
3. Выращивать пшеницу людей научила богиня:
Деметра
Гера
Афродита
4 Покровителем торговли считался бог:
Дионис
Гермес
Гефест
Д/З Прочитать §28 и заполнить схему «Родословие богов» используя отрывок из стихотворения и схему на с.130 в учебники.
Теогония
Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых — Деву-
Гестию, Деметру и златообутую Геру,
Славного мощью Аида, который живет под землею,
Жалости в сердце не зная, и шумного Энносигея,
И промыслителя Зевса, отца и бессмертных и смертных. Громы которого в трепет приводят широкую землю.
Каждого Крон пожирал, лишь к нему попадал на колени Новорожденный младенец из матери чрева святого:
Сильно боялся он, как бы из славных потомков Урана
Царская власть над богами другому кому не досталась.
Знал он от Геи-Земли и от звездного Неба-Урана,
Что суждено ему свергнутым быть его собственным сыном, Как он сам ни могуч — умышленьем великого Зевса,
Вечно на страже ребенка, едва только на свет являлся,
Тотчас глотал он. А Рею брало неизбывное горе.
Но, наконец, как родить собралась она Зевса-владыку, Смертных отца и бессмертных, взмолилась к родителям Рея,
К Гее великой. Земле и к звездному Небу-Урану, —
Пусть подадут ей совет рассудительный, как бы, родивши, Спрятать ей милого сына, чтоб мог он отметить за злодейство Крону-владыке, детей поглотившему, ею рожденных.
Самоанализ урока
Цель урока: обучение исследовательской работе путем частично- поискового и проблемного метода
Образовательные задачи:
Способствовать усвоению знаний о богах Древней Греции на эмпирическом уровне, особенностях религиозных представлений (на основе внутрипредметных связей по истории Древнего Египта, Древнего Междуречья, других государств). Изучить мифы о древнегреческих богах, актуализировать и дополнить признаки понятия “религия”, “многобожие”, “боги”, Сформировать образное представление о божественном пантеоне Древней Греции.
Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, выделять главные факты (анализировать миф как исторический источник). На основе актуализации знаний по истории и религии Древнего Египта способствовать развитию у учащихся умений анализа, сравнения, сопоставления. Способствовать утверждению понимания закономерности о взаимосвязи религиозных верований с занятиями Развивающие задачи:
Развивать интеллектуальную сферу психики (активного целостного восприятия, творческого воображения, непроизвольного внимания, образной комбинированной памяти, словесно-логического и образного мышления), чувственно-эмоциональную сферу психики, познавательный интерес учащихся к историческим явлениям и событиям на основе ситуации занимательности, приема персонификации, развивать надпредметные умения и навыки (коммуникативные, информационные, исследовательские, др.).
Воспитательные задачи:
Формировать интерес и уважение к культуре и традициям разных народов.
Воспитание высокого чувства гражданского долга
Методы и приемы:
- словесный (рассказ учителя, сообщения обучающихся, беседа);
- наглядный (иллюстрации, работа с картой);
- частично-поисковый и проблемный (работа над заданиями).
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование урока:
1. Карта «Древняя Греция»
2. Рисунки по теме.
3. Компьютер, презентация по уроку
4. Мифы Древней Греции
Обучающиеся должны были усвоить новые понятия: поколения богов, Олимп, новые имена богов.
На реализацию этой задачи урока было запланировано 20 мин.
На этапе актуализации знаний использовала метод с элементами анализа, так как беседа подводит обучающихся к самостоятельному выводу и озвучиванию темы урока.
Время урока распределено рационально с точки зрения эффективности решения основной задачи.
Чем можно объяснить затруднения учащихся при ответах на вопросы, которые требует их оценочных суждений? ( недостаточное знание мифов), плохо развитая речь, умение мыслить логически.
Основные знания и понятия в учебнике дополнены другими из дополнительных источников, для расширения представлений о религии Древней Греции у обучающихся.
При выполнении творческого домашнего задания обучающихся потребуется самостоятельный поиск греческих богов из дополнительных мифов.
Я считаю, что урок прошел на оптимальном уровне, так как задачи, поставленные на урок достигнуты, у обучающихся вызвала интерес к изучению данной темы и истории в целом. У меня не получилось…, но я в дальнейшем изучу нужный материал и буду работать над исправлением своих неточностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ", 5 класс
Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ" несет в себе краткое содержание об искусстве Древнего Египта....
Конспект урока "Страхование и его место в жизни людей"
Конспект урока по обществознанию "Страхование и его место в жизни людей". Учебник: И.П. Насонова. Обществознание: Экономика вокруг нас. 9 класс. М.: Вентана-Граф, 2011....
Мультпроект "Одинакова ли жизнь древних греков?"
Предлагаемые темы:«Жилище древних греков», «Семья в древней Греции»,«Одежда древних греков», «Еда в древней Греции», «Образование в древней Греции...
ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ! Древние греки говорили: "Если хочешь быть красивым — бегай, если хочешь быть здоровым — бегай, если хочешь быть сильным — бегай"
Интересная статья...
Интегрированный урок биологии-литературы «Природные символы в жизни древних славян».
изучение связи древнерусского языка с природными символами...
Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»
Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»...
Повседневная жизнь древних греков
Повседневная жизнь древних греков...