Конспект урока "Страхование и его место в жизни людей"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Конспект урока по обществознанию "Страхование и его место в жизни людей". Учебник: И.П. Насонова. Обществознание: Экономика вокруг нас. 9 класс. М.: Вентана-Граф, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strahovanie_i_ego_mesto_v_zhizni_lyudey.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №90
г. Сочи имени Героя Советского Союза А.А. Ачмизова
Конспект урока
по обществознанию
в 9 классе по теме:
«Страхование и его место в жизни людей»
учитель истории и обществознания МОБУ СОШ №90
Русета Юрьевна Абрегова
Тема урока: «Страхование и его место в жизни людей».
Класс: 9
Тип урока: объяснение нового материала.
Учебник: И.П. Насонова. Обществознание: Экономика вокруг нас. 9 класс. М.: Вентана-Граф, 2011.
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление учащихся о понятии «страхование», рассмотреть основные функции страхования, познакомить учащихся с механизмом страхования и основными видами и отраслями страхования.
Развивающая: уметь применять полученные знания о страховании в конкретных жизненных ситуациях, формировать творческое мышление.
Воспитательная: формировать познавательный интерес и создавать мотивацию к изучению экономики.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Объявление новой темы, постановка целей урока, ознакомление с планом.
Сегодня мы с вами поподробнее познакомимся с таким понятием как «страхование» и попытаемся выяснить, какую роль играет страхование в нашей жизни.
Запишите тему урока.
Мы будем работать по следующему плану:
- Понятие страхования. Функции страхования.
- Механизм страхования. Основные участники этого механизма.
- Виды и отрасли страхования.
- Страховые расходы.
II. Объяснение нового материала.
У.: Определите корень в слове «страхование» (ответ учеников: страх).
У.: Страх перед чем? Страх чего? (Предполагаемый ответ: человеку и в прошлом, и в наши дни есть чего бояться: землетрясений, наводнений, пожаров, ограблений, войн, т.е. всего того, что может угрожать его жизни, здоровью, нанести вред принадлежащим ему материальным ценностям).
У.: Разумеется, жизнь в ситуации неопределенности вызывает потребность в гарантированной надежности, защите. Эту надежность и защиту нам и предоставляет страхование, одна из важнейших сфер экономики, по объему привлеченных средств соперничающая с банковской сферой.
Запись в тетради:
Страхование – это способ уменьшения риска путем гарантирования возмещения потенциальных убытков. Слайд №1
Страхование выполняет различные функции.
Работа с учебником (с.105 -106) и со схемой «Функции страхования» (с записью в тетрадь). Слайд №3
Функции страхования
Рисковая Инвестиционная
Предупредительная Контрольная
Сберегательная
После работы с учебником, просмотра и комментирования слайдов № 4-6 беседа по вопросам.
- Какие два основных игрока действуют на страховом поле? (Страхователь и страховщик (страховая компания)).
- Как называется договор страхования, регулирующий отношения между страхователем и страховщиком? (Страховой полис)
- Какая информация должна содержаться в страховом полисе? (Информация о страховщике, страхователе, возможном ущербе, объекте страхования, сроке действия договора, размере страховой суммы и страхового взноса, дополнительных условиях, подписи сторон).
- Что нужно знать о страховой компании, прежде чем заключать договор страхования? (Как долго страховая компания работает на рынке страховых услуг, какова ее платежеспособность и финансовая устойчивость).
- Что значит «страховое возмещение» и «страховой случай»? От чего зависит сумма страхового возмещения? (Страховое возмещение – денежная компенсация страхователю, страховой случай – реальное событие, при котором вступают в силу обязательства страховой компании перед клиентом; сумма страхового возмещения напрямую зависит от размеров ущерба, который понес страхователь; оценка ущерба производится сотрудниками страховой компании).
У.: Объектов страхования множество, а отсюда и разнообразие видов страхования:
Слайды №7-8
Виды страхования
Сострахование и перестрахование Обязательное и добровольное страхование
Сострахование – участие двух или более страховщиков в заключении одного и того же договора страхования.
Перестрахование – система экономических отношений вторичного страхования, при которой страховщик передает часть своей ответственности по объекту страхования другому страховщику.
- Ребята, а как вы думаете, что значит обязательное и добровольное страхование? (Предполагаемые ответы: обязательное страхование имеет принудительный характер и не учитывает финансовые возможности страхователя; добровольное страхование осуществляется по инициативе граждан или организаций, которые самостоятельно решают вопрос о потребности в страховой защите).
- Принято выделять три отрасли страхования.
Работа с таблицей «Отрасли страхования» (стр. 107-108 учебника). Беседа по вопросам.
- Какие отрасли страхования вы можете назвать?
- Какие виды страхования включает в себя каждая из отраслей?
- Какие отрасли относятся к обязательному, а какие – к добровольному страхованию?
- Есть ли у вашей семьи или ваших знакомых опыт страхования?
У.: Граждане современной России пользуются различными видами страхования, что позволяет им обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств. Давайте рассмотрим структуру страховых расходов российских семей. Слайды №9-14
Структура страховых расходов российских семей:
- Страхование жизни
- Страхование от несчастных случаев
- Страхование домашнего имущества
- Страхование строений
- Страхование автотранспорта
- Медицинское страхование
III. Закрепление изученного материала
Беседа по вопросам:
- Каков механизм страхования? Кто является основным участником этого механизма?
- О каких видах страхования вы узнали на этом уроке? Объясните сущность каждого вида. Что такое перестрахование и в каких случаях оно необходимо?
- В чем различие между обязательным и добровольным страхованием?
Задача 1.
Рассчитать сумму страхового возмещения по системе пропорциональной ответственности. Стоимостная оценка объекта страхования – 4,75 млн. руб., страховая сумма – 2,8 млн. руб., ущерб страхователя в результате повреждения объекта – 3 млн. руб.
Методические рекомендации к решению задачи 1
Страхование по системе пропорциональной ответственности означает неполное страхование стоимости объекта. Величина страхового возмещения по этой системе определяется по формуле:
(1)
где:
Q– величина страхового возмещения, руб.;
Sn – страховая сумма по договору, руб.;
У – фактическая сумма ущерба, руб.;
SS – стоимостная оценка объекта страхования, руб.
Пример. Стоимость объекта страхования – 10 млн. руб., страховая сумма – 5 млн. руб. Убыток страхователя в результате повреждения объекта – 4 млн. руб. Величина страхового возмещения составит: 5*4/10=2 млн. руб.
Задача 2.
В результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) уничтожен автомобиль. Цена автомобиля – 120 тыс. руб. Износ на момент заключения договора страхования – 20%. Стоимость уцелевших деталей составила – 15 тыс. руб. На приведение их в порядок израсходовано 1,2 тыс. руб.
Исчислите ущерб страхователя и размер страхового возмещения, если автомобиль застрахован на полную стоимость.
Методические рекомендации к решению задачи 2
В настоящей задаче возмещение определяется по системе действительной стоимости. Сумма выплачиваемого возмещения определяется по формуле:
Где:
SS – Первоначальная стоимость имущества
И – Износ
Р - Расходы на восстановление оставшегося имущества
Ос - Стоимость оставшегося имущества
Домашнее задание: Параграф 18, с. 110, задания № 10-11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока • «Введение в искусство архитектуры. Архитектура и её функции в жизни людей»
...
Правила поведения в местах массового скопления людей
В памятке перечислены необходимые действия в чрезвычайных ситуациях в местах массового скопления людей...
консультация для родителей по безопасности в местах массового скопления людей
Консультация для родителей.Места массового скопления людей Бывают случая когда мы принимаем решение пойти на массовое гуляние или перед праздничным днем сходить с ребенком в магазин или на рынок и вм...
Конспект урока по обществознанию в 7 классе «Образование. Его значение в жизни людей»
Конспект урока по обществознанию в 7 классе «Образование. Его значение в жизни людей»...
Влияние адаптивной физической культуры и спорта на эффективность социализации личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение ими адекватного социального ста-туса. Повышение качества жизни людей с ограничениями жизнедеят
Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниче...
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....
конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"
Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....