Межпредметные связи на уроках математики в условиях реализации ФГОС
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnye_svyazi_na_urokah_matematiki_v_usloviyah.docx | 33.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметные связи на уроках математики в условиях
реализации ФГОС
Будюк Светлана Николаевна,
учитель математики МБОУ СОШ № 15 ст. Переясловской
(2 слайд) По результатам Международных исследований 2010 г. среди
выпускников начальной школы и обучающихся 9 классов, проведенных в 65
странах мира, Россия заняла 37 место по оценке качества математического
образования. (3 слайд).Каковы причины таких низких результатов? У 70-80%
обучающихся отсутствовали умения самостоятельной работы; 60% - не
умели выделять существенные признаки, понятия, приводить примеры; 70% -
заучивали материал в полном объеме на репродуктивном уровне усвоения
знаний, вследствие чего выпускники проявили низкий уровень учебной
мотивации (4 слайд).
Основной проблемой образовательных достижений по математике
российских школьников явилось противоречие между высокими
предметными знаниями и умениями, с одной стороны, и затруднениями в
применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также
в работе с информацией, представленной в различной форме. (5 слайд).
Стандарты второго поколения предъявляют новые, современные
требования к учебному процессу. Учитель математики, начинающий
реализовывать Стандарт на ступени основного образования, должен внести
изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. При
проектировании эффективного урока необходимо учитывать особенности
реализации межпредметных связей в соответствии с требованиями ФГОС
(6 слайд).
Для решения этой задачи применяем различные технологии: это
внедрение технологий мониторинга, проектная деятельность, научно-
исследовательская деятельность, но наиболее эффективными являются информационно-коммуникационные технологии. (7 слайд).
Знакомлю детей с комплексными работами (на предметной и межпредметной основе), построенными либо на базе литературного текста, либо через постановку учебно-практической (или учебно-познавательной) задачи. Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках предмета математики, а затем переносу на новые классы объектов. Например, прочитав с детьми старинную адыгейскую притчу о красавице, живущей на вершине горы, к которой никто не мог добраться по крутому склону, я предлагаю задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие).
Например,
- определить, в зависимости от выбранного животного, по какому пути вы будете доставлять груз массой 200 кг на вершину горы: по пологому склону, длиной 23 км или по крутому – 20 км.
- Представьте, что вам необходимо арендовать одно или несколько животных на сумму не более 50 динаров и в течение 4-х часов постараться добраться к вершине.
Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит научатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.
В данном примере смоделирована реальная ситуация применения
приобретённых знаний и умений. А реальная ситуация - безусловно -
представлена умениями из разных предметных областей.
Новые цели и задачи современного образования диктуют необходимость использования новых учебно-методических комплексов. (8 слайд)
Наша школа работает в 5 классе по УМК Виленкина Н. Я., Жохова В. И. и др.
Учебно- методический комплект «Математика, 5-6», автор Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. используют педагоги уже не первое десятилетие. Он обеспечивает преемственность курса математики в начальной школе и курса алгебры в 7-9 классах, позволяет осуществлять разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению алгебры и геометрии в старших классах. Учебно- методический комплект имеет программу, учебники, рабочие тетради, контрольные работы, математические диктанты. Учителя используют методические рекомендации, учащимся предлагают математический тренажёр.
В состав УМК для 5 класса входило:
1) Математика. 5 класс. Учебник. Виленкин Н. Я. и др.
2) Поурочные разработки по математике 5. К учебному комплекту Виленкина Н. Я. — Выговская В. В. (2013)
3) Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь 2экз к учебнику Виленкина Н. Я. и др. –Рудницкая В. Н. (2013)
4) Дидактические материалы по математике. 5 класс. К учебнику Виленкина Н. Я. и др. — Попов М. А. (2013)
5) Контрольные и самостоятельные работы по математике. 5 класс. К учебнику Виленкина Н. Я. и др. Попов М. А. (2012)
6) Математика. 5 класс. Рабочие тетради для контрольных работ к учебнику Виленкина Н. Я. и др. — Рудницкая В. Н. (2013,)
7) Тесты по математике. 5 класс. К учебнику Виленкина Н. Я. и др. — Рудницкая В. Н. (2013, 128с.)
Добавилось:
1) Комплект цифровых образовательных ресурсов для обеспечения фронтальной работы учителя на уроке к учебнику «Математика, 5 класс» Виленкин Н. Я. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».
2) Виленкин Н. Я. и др. Математика, 5 класс. Мультимедийное приложение, диск для учителя.
3) Виленкин Н. Я. и др.Математика, 5 класс. Мультимедийное приложение, диск для ученика
4) электронные учебные пособия
- —тестирование он-лайн-www.kokch.kts.ru/cdo
- —энциклопедия Кирилла и Мефодия-mega.km.ru
- —сайт энциклопедий-www.encyclopedia.ru
5) Интернет ресурсы
- Министерство образования и науки РФ.- /www.mon.gov.ru/.
- Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций.-www.informika.ru
Система заданий в учебнике построена так, чтобы способствовать интеллектуальному развитию школьника, учить его доказательному рассуждению, обоснованию собственных действий. (9-13 слайд) Разнообразие заданий позволяет отрабатывать предметные и надпредметные умения и навыки: решение качественных задач, задач проблемного и творческого характера. текстовых задач ( задачи на части межпредметная интеграция с химией), типовых задач с подробными алгоритмами решения, отработка начальных геометрических навыков, работа с текстом, развитие творческого мышления
Учебник применим в различных технологиях. Он обеспечивает как базовый уровень, так и повышенный уровень изучения материала, т. к. содержит обязательный и необязательный теоретический материал и большой объём разноуровневых заданий: от стандартных до заданий повышенной и высокой сложности.
Методический аппарат учебника и содержание направлены на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, обеспечивает реализацию межпредметных связей; изложенных в ФГОС. (14-15 слайд)
Работая на достижение планируемых результатов, на уроке используются формы и типы заданий, которые могут быть предложены учащимся внешней экспертизой, подготовка к ЕГЭ и ГИА. Это задания типа В1, В4, задачи на объёмы, комбинаторные задачи. (16 слайд)
Математика – это системообразующий предмет, который формирует
общеучебные умения в других предметах школьной программы химии,
физике, биологии. (17 слайд) Межпредметная интеграция даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них
представления о математики как части общечеловеческой культуры. Этому
способствуют задания, связанные с историей своей страны. ( 18 слайд)
Но не только с предметами естественнонаучного цикла взаимосвязана математика, а ещё и с, литературой и русским языком. (19 слайд)
Одна из важнейших целей, присутствующих на любом уроке – научить детей правильно говорить и грамотно писать. На уроках математики необходимо обратить особое внимание на реализацию этой цели. Следует требовать от учеников правильного написания математических терминов, четкого обоснования выполняемых действий, постоянного повторения правил и формулировок теорем, грамотной речи при устной работе. Некоторые учителя очень серьезно подходят к решению этой проблемы. Они предлагают детям завести специальные словарики, в которых пишут математические термины, обращают внимание на грамотность, и даже пишут потом словарные диктанты. Особенно эта форма работы необходима в 5-6 классах, когда внимание еще недостаточно развито и ученики допускают много ошибок. Во многих кабинетах математики есть специальные стенды «Пиши и говори правильно», содержание которых представлено математическими терминами с указанием правильного ударения и выделением тех частей слова, в которых можно допустить ошибку.
Использование на уроках математики материала из художественных произведений, имеющего отношение к предмету, цитат известных людей о необходимости изучения математики позволяет внести в урок элементы занимательности и продемонстрировать связь математики с таким важным школьным предметом, как литература. (20 слайд)
Пример. Живой человеческий характер Толстой представлял в виде дроби, в числителе которой были нравственные качества личности, а в знаменателе – ее самооценка. Чем выше знаменатель, тем меньше дробь, и наоборот. Чтобы становиться совершеннее, нравственно чище, человек должен постоянно увеличивать, наращивать числитель и всячески укорачивать знаменатель.
Нередко на уроках математики учителя используют дидактические стихи и сказки, которые несут с собой различные функции: контроля, обучающие, мировоззренческую. Например, сказка, в которой главный герой убеждается в необходимости изучения той или иной темы или математики вообще, может способствовать формированию мировоззрения. Стихи-загадки, или сказки-вопросы позволяют проконтролировать знания учеников по изучаемой теме. А стихи и сказки, в которых герои открывают для себя новые факты, способствуют изучению нового материала.
Пример. Загадка.
Нас трое в треугольнике любом.
Предпочитая золотые середины,
Мы центр тяжести встречаем на пути,
Ведущем прямо из вершины.
Как нас зовут?
(Медианы).
Чтобы разгадать эту загадку ученики должны не только вспомнить определение медианы из курса геометрии, но и использовать сведения о том, что центром тяжести треугольника является точка пересечения его медиан, а это применяется чаще в физике, чем в математике. Таким образом, налицо реализация межпредметных связей математики не только с литературой, но и с физикой. (21-22 слайд)
Другая форма работы, которая дает возможность заинтересовать учеников изучаемым материалом и позволяет им проявить свои творческие способности, – написание самими учениками математических сочинений, сказок и стихов по определенной теме или выполнение ими рисунков, например, «Математика в жизни людей», «Математика в жизни моих родителей», «Роль математики в жизни человека», «Математика в работе людей» и т.п. Эта работа вызывает интерес у большинства учеников и при подготовке задания, и при выступлении перед одноклассниками. Такие задания могут быть предложены в качестве домашних, что позволит разнообразить самостоятельную деятельность учеников.
23 слайд
Одним из эффективных подходов к реализации межпредметных связей
является интеграция основного и дополнительного образования. Преподавание ведётся по составленной мною программе внеурочной деятельности научно-познавательной направленности с включением проектной деятельности « Математическое конструирование». Занятия предполагают большое количество практических работ с различными материалами: бумагой, картоном, тканью, пластилином, проволокой. На занятиях мы учимся использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий; учимся проводить несложные практические расчеты, рационально размечать материал с помощью линейки, угольника, шаблона; учимся выполнять технический рисунок простого изделия; читать рисунок и чертеж, изготавливать по нему изделие. Дети с интересом готовятся к защите проектов, проявляя самостоятельность исследования и реализовывая свои самые разные творческие способности: организаторские, математические, литературные, публицистические, дизайнерские.
24 слайд
Результат моей деятельности по применению межпредметных связей в учебном процессе заключается в отношении к урокам математики моих учеников, их заинтересованность в изучаемых темах, решении задач различного характера: географического, физического, химического и т.д.
Сравнительная диаграмма мотивации учебной деятельности
показывает, что с использованием межпредметных связей с момента
внедрения ФГОС возросло желание учащихся учиться математике.
В преподавании математики на своих уроках постоянно апробирую
новые формы работы по формированию ключевых компетенций с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся.
25 слайд
Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят,
что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Связь духовно - нравственного воспитания и преподавания математики....
Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"
Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"...
Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестанд...
Статья "Межпредметные связи на уроках математики в условиях ФГОС ООО"
Статья о различных связях между другими учебными предметами при изучении математики в условиях реализации ФГОС ООО....
Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС
Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС...
Межпредметные связи на уроках математики в условиях ФГОС ООО
Новый ФГОС ООО призван найти решение задачи, связанной с новым качеством содержания образования. Задача – научить учащегося ориентироваться в этом потоке информации. Важнейшей задачей современно...
Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ....