Урок" НЭП" (11 класс)
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Урок посвящен новой экономической политике советского государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Новая экономическая политика ».
Предмет: История
Класс: 11
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, практический
Основные понятия: НЭП, продналог, хозрасчет, аренда, концессия.
Цели:
Подвести учащихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и итогов НЭПа;
-продолжить формирование умений давать сравнительную характеристику исторических событий, работать с историческими документами, делать выводы, участвовать в обсуждении и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- развивать умение выделять главное и устанавливать причинно – следственные связи;
развивать навыки грамотной устной речи.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Двадцатый век для России это время больших потрясений. Вспомним основные события и даты.
Разминка. Блиц - опрос «Знаешь ли ты даты и термины?».
1.1904-1905гг 27 февраля 1917 25 октября 1917 1914-1918гг 1918-1920гг 1905-1907гг
2. Интервенция, гражданская война, мировая война, сепаратный мир, «военный коммунизм».
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Малая гражданская война».
Вопрос к классу: Что такое политика «военного коммунизма»? Почему была эта политика введена в государстве? Основное содержание этой политики.
Учащийся отвечает у доски. Одноклассники уточняют ответ товарища и делают вывод о результатах применения этой политики.
Работа с учебником. (вопрос классу) Экономическое и политическое положение России к началу 20-х годов.
За 20 лет Россия была участником 3-х воин войн и 3-х революций.
- к 1921 г. население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось почти на 13 млн. человек;
- промышленное производство уменьшилось на 70%. В полном упадке был транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца 19 века;
- резко сократились посевные площади, продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня;
- растет детская беспризорность. Это явление приобретало угрожающие масштабы.
Народ был измучен.
Учитель делает вывод.
4года 1 мировой войны по общему уровню страна отброшена на десятилетия
назад:
Революция по добыче угля – к концу 19 века,
Гражданская война чугуна – в 2 раза меньше, чем в 1857г
Интервенция сахара- в 45 раз меньше довоенного периода,
транспорт- прекратилось движение на 30 дорож.линиях
с\х продукция – уменьшилась в 2 раза
Осенью 1920 года разразился глубокий экономический и политический кризис, который представлял угрозу существованию Советской власти. Как из него выйти?
Тема урока « Новая экономическая политика».
План:
1. Причины введения НЭПа.
2.Суть и основные мероприятия НЭПа.
3.Итоги и значение НЭПа.
4.Противоречия НЭПа.
К концу урока мы должны выяснить, чем отличалась новая экономическая политика от политики « военного коммунизма».
1.Учитель: Из моего рассказа самостоятельно выделить и сформулировать причины введения НЭП.
1)массовые восстания крестьян в Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии, Тамбовской губернии (во главе восстания бывший начальник милиции эсер А.С.Антонов) против продразверстки, период с 1920 по 1921 год.
Лозунги: «Замена Советской власти Учредительным собранием», «Советы без большевиков».
2) 28 февраля 1921 по 18 марта - восстание моряков в Кронштадте .
Требования:
1) немедленные перевыборы Советов;
2) ликвидация продразверстки и продотрядов;
3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;
4) свобода торговли;
5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий
3)забастовки рабочих в Петрограде – «колыбели революции» ( из-за отсутствия сырья и топлива было объявлено о закрытии 93 промышленных предприятий).
События весны 1921 года были расценены большевиками как серьезный политический кризис. Кронштадтский мятеж, по определению Ленина, был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак вместе взятые: в нем стихийное недовольство крестьян соединилось с военной силой армии. Его лозунги совпадали с программой меньшевиков и эсеров.
Кронштадт показал реальную возможность объединения этих трех сил.
В стране кризис.
Предположите пути выхода из него. (Составляется схема)
1.Продолжение политики «военного коммунизма» , т.е.террор, репрессии, продразверстка и т.д.
Последствия - еще большая вооруженная борьба со стороны населения.
2.Полное удовлетворение требований мятежников
Последствия - оставление большевиками командных высот в политике, экономике, идеологии
3. Тактический маневр, при котором, с одной стороны, командные высоты сохраняются за большевиками, а с другой стороны – делается временная уступка небольшевистским силам.
Вывод:
Ленин не без колебаний выбирает третий путь
. Осуществление этой политики началось с марта 1921 года. На Х съезде РКП (б) Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭПу)
I. Причины перехода и цели НЭПа. (объяснение учителем материала с элементами беседы). Учитель: Каковы же были причины и цели перехода к НЭПу? ( На основание ранее изученного учащиеся определяют причины и цели перехода к НЭПу , делают записи в тетрадь)
Причины перехода к НЭПу:
- Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти;
- Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны;
- Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.
Цели НЭПА:
-снять социальную напряженность,
-укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян
3.Содержание НЭПА.
Работая с текстом учебника и документами ( « Из доклада В. И. Ленина « Новая экономическая политика и задачи политпросветов» от 17 октября 1921 года « Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики» и « Постановление X съезда Советов по вопросам НЭПа и промышленности» от 28 декабря 1921 года.). Учащиеся самостоятельно заполняют сравнительную таблицу «НЭП» и «Военный коммунизм».
- меры в области сельского хозяйства;
- меры в области промышленного производства;
- меры в области товарно - денежных отношений;
- меры в области трудовых отношений;
- Основная экономическая задача; (заполняем в конце урока)
- Основная политическая задача; (заполняем в конце урока)
Характерные черты НЭПа
4.Итоги Нэпа ( по тексту учебника)
К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;
К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;
К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.
На селе: 60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков; 4% - кулаков.
К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.
В то же время:
1) не хватало промышленных товаров;
2) рост цен;
3) безработица;
4) перенаселение городов;
5) изменение соцструктуры;
6) бюрократизация;
7) отсутствие иностранных инвестиций.
Учитель:
После военно-коммунистических экспериментов Россия вернулась на путь рыночной экономики. Народное хозяйство страны стало быстро восстанавливаться.
Такая экономика была так же не застрахована от кризисов.
В 1927 г. из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, низких государственных цен, сократилась продажа зерна и других продуктов питания государству. Резко подскочили цены на продукты, с прилавков исчезли масло, сыр, молоко, начались перебои с хлебом. Для ликвидации кризиса были предприняты чрезвычайные меры. В деревню для выколачивания хлеба направили 30 тыс. членов партии. Эти меры не принесли желаемых результатов. В 1929 г были введены карточки на хлеб. К концу года карточная система распространилась на все промышленные товары. Стало ясно, что требуется немедленная корректировка экономической политики.
1926 – 1929 гг. – этап свертывания НЭПа. Государство стало душить частный сектор налогами, юридическими ограничениями и вкладывать большие средства в развитие государственного сектора. Одной из причин свертывания НЭПа называют также политическую борьбу в партийном руководстве.
В условиях капиталистического окружения разница в индустриальном облике СССР и капиталистических стран стала дополнительным аргументом в пользу сторонников ускоренной индустриализации страны, способной в случае военного противостояния достойно ответить на вызов противников.
IV. Закрепление изученного материала.
Тест.
1.Когда было принято решение о переходе к НЭПу?
1)1919г 2)1920г 3)1921г 4) 1923г
2 Какие цели преследовали большевики, осуществляя НЭП?
А) упрочить свою власть;
Б) предоставить свободу политической оппозиции;
В) гарантировать свободное развитие личности;
Г) преодолеть экономический кризис;
Д) добиться лояльного отношения крестьянства к политической диктатуре;
Е) вернуться к рыночной экономике;
Ж) воссоздать демократические реформы управления обществом;
З) продолжать «мировую революцию»;
И) ликвидировать дипломатическую изоляцию.
Ответ: А), Г), Д), И).
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание:
параграф;
задание: « Представьте, что вы оказались на собрании заводской ячейки РКП(б) в начальный период НЭПа. Подготовьте тезисы выступлений сторонников и противников НЭПа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....