конспект урока "Путешествие в Ренессанс"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Штанько Ольга Витальевна

конспект урока истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_renessans.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Таловская средняя общеобразовательная школа

Тема открытого урока

   

«Путешествие в Ренессанс»

                                                        Подготовила: учитель истории

 Штанько  Ольга Витальевна.


Тема урока. «Путешествие в Ренессанс»  

ЦУУ способствовать развитию у школьников умений воссоздавать портрет исторической личности, через её деятельность, изображать и описывать элементы культуры и быта, основные исторические факты, религиозные нормы, памятники искусства, способствовать развитию устной монологической и диалогической речи.

Образовательные задачи. Создать условия для изучения учащимися произведений великих мастеров эпохи Возрождения, воспевание духовной и физической красоты в произведениях искусства, отражающих интерес к Человеку, его делам.

Развивающие задачи. Развивать у школьников способности зрителя готового к восприятию произведений великих мастеров. Развитие творческих способностей в поисково-исследовательских и индивидуальных видах учебной деятельности. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные задачи. Воспитание художественного вкуса, выработка устойчивой потребности общения с произведениями мировой художественной культуры и умение находить в них духовно-ценностные ориентиры.

Тип урока - урок путешествие.

Основные понятия - Ренессанс(Возрождение), античная культура, гуманизм.

Оборудование- презентация, раздаточный материал для работы в группах.

   

                                                      Ход урока.

   В начале урока учитель зачитывает эпиграф, звучит музыка (слайд)

       «Культура- дело рук человека, в ней он ищет своё отражение, в ней  он узнаёт себя»        

  Сегодня мы с вами поговорим о культуре, духовном наследии эпохи Ренессанса или Возрождения. Но прежде чем мы отправимся в необычное путешествие я хотела бы услышать ваше мнение о роли культуры, ответы на вопросы, которые вам были даны заранее.(слайд)

                                               ВОПРОСЫ.

1) Что можно сказать об обществе, которое заботиться о приумножении культурных богатсв, завещанных предшественниками, и об обществе, которое наоборот разбазаривает, а то и вовсе уничтожает их?                                          

2)Какие обстоятельства могут способствовать (мешать) процветанию искусства?

3)Что побуждает людей иногда жертвовать очень многим ради создания или сохранения произведений культуры?

(учащиеся  должны понять и осознать, что культура это память человечества. Уважение к культурному наследию, забота о его сохранении - признак полноценного и гармоничного общества, свидетельство нравственного здоровья нации).  (слайд)

                                                              1

Звучит музыка. На её фоне учитель читает сонет У.Шекспира.

                            Уж если ты разлюбишь,-так теперь.  

                             Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.

                             Будь самой горькой из потерь,

                             Но только не последней каплей горя!

                              И если скорбь дано мне превозмочь,

                              Не наноси удара из засады

                              Пусть бурная не разрешиться ночь

                                   Дождливым утром -утром без отрады.  

 

                              Оставь меня, но не в последний миг

                              Когда от мелких бед я ослабею,

                                Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг

                              Что это горе всех невзгод больнее

                              Что нет невзгод, а есть одна беда

                              Твоей любви лишиться навсегда.

      Эти строки написал У.Шекспир. Один из тех чьё творчество до сих пор волнует людей всего мира. На уроке мы будем вести разговор о достижениях европейской культуры эпохи Возрождения. Один урок, как это мало! Мало для того, чтобы по-настоящему прикоснуться к неповторимому миру культуры Возрождения. К сожалению у нас нет возможности отправиться в Италию или посетить с экскурсией в Лувр. Но у нас есть возможность прямо сейчас отправиться в виртуальное путешествие и коснуться мгновений эпохи, которая до сих пор по прошествии многих веков является неиссякаемым источником вдохновения для творческих людей. Поэтому урок так и называется «Путешествие в Ренессанс» (слайд)

       Наша задача сегодня изучить, исследовать вклад в культуру ярких представителей этого периода европейской истории и ответить на главный вопрос урока

Какой вклад в сокровищницу мировой культуры внесла эпоха Возрождения? (слайд)

        Помогать путешествовать нам будут экскурсоводы, консультанты-исследователи. Будьте внимательны, чтобы вернуться обратно вам нужно будет, работая в группах показать свои знания, оцениваться которые будут по результатам выполненных заданий.

Итак поколение 3-го тысячилетия, т.е. вы отправляетесь в прошлое. Счастливого пути!

Экскурсовод 1  Возрождение или Ренессанс (слайд) –эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи xiv-xvi в.в. Отличительная черта эпохи Возрождения- интерес в первую очередь к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре ( культуре Древнего мира и Древней Греции) происходит как бы её возрождение- так и появился термин Возрождение.

 

Экскурсовод 2. Колыбелью искусства эпохи Ренессанса принято считать  Италию. Именно итальянские мастера вновь открыли искусство Древней Греции и Древнего Рима. Культура Возрождения возникла на основе гуманизма. Гуманистами называли тех, кто занимался изучением человеческого. Они обращались к человеку, его земным ценностям, стояли у истоков нового времени. Новое время рождало новых людей, новые люди рождали новое время.

                                                              2

Экскурсовод 1. Уважаемые гости, как вы уже поняли сначала наш путь лежит в Италию

(слайд) О, как прекрасна эта тёплая страна. Какое здесь синее море ,высокие горы, тёплый климат. Неудивительно, что в этой стране процветает искусство живописи (слайд) В истории  человечества нелегко найти столь ж гениальную личность, как основатель искусства высокого Возрождения – Леонардо да Винчи.(слайд)

     (сообщение учащегося «Леонардо да Винчи», показ слайдов)

-Леонардо да Винчи считал искусство , и прежде всего живопись, средством познания окружающей действительности. Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и учёного стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. В истории мирового искусства есть произведения, наделённые странной, таинственной и магической силой .В их ряду одно из первых занимает изображение молодой флорентийки   Моны Лизы, Джоконды. Портрет стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи. Леонардо вложил в её удивительный устремлённый взгляд, знаменитую словно скользящую загадочную улыбку, заряд такой интеллектуальной и духовной силы, который поднял её образ на недосягаемую высоту. В Милане мастер создал полотно Мадонна с младенцем. Он стремился к обобщённости и идеальности образа, изобразил состояние спокойствия, радости. Образы Леонардо идеально прекрасны, естественно связанны с окружающей их средой. Судьба росписи «Тайная вечеря» трагична. Ещё при жизни краски начали осыпаться. В 17 в. В стене трапезной пробили дверь, уничтожившую часть композиции, а в 18 в .помещение превратили в склад сена. Во время второй мировой войны потолок и стену трапезной разрушила бомба. В 1945 г.реставрация спасла роспись. По его мнению «наука живописи»- основополагающая для всех наук .Другими словами, при помощи живописи можно изучить мир от небесного до земного. Его заинтересовала наука. Он сделал открытия в механике. Изобрёл новые механизмы: прокатный стан, шлюзы. Как многим мечтателям, ему хотелось научиться летать, и поэтому он начал разрабатывать летательный аппарат, который тяжелее воздуха, но выяснил, что изобретение не может летать без двигателя. Для меня это великий человек, который в истории человечества оставил глубокий след.

Экскурсовод 2. Другой гениальной личностью был Микеланджело  Буонарроти (показ слайдов)    

         (сообщение учащегося «Микеланджело»)

Великий итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт эпохи Возрождения. Благодаря прекрасному знанию анатомии, он достиг большой точности в изображении красоты человеческого тела. Горячий патриот, он тяжело переживал бедствия, постигшие Италию в н. 16 в.В 1496г. Он приехал в Рим, где к нему пришла слава. В1501 г.он взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовиться нанести противнику удар, но уже ощущается, что это будущий победитель. Он считал себя только скульптором, что однако не помешало ему быть и великим живописцем. « Не родился ещё такой человек, который подобно мне, был бы столь склонен любить людей»-писал великий художник. И, действительно, своим искусством, утверждающим свободу и красоту человека, он доказал эту любовь.

 Экскурсовод 2. Великие мастера эпохи Возрождения создали шедевры, которыми до сих пор восхищается человек. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял ителлект, а Микеланджело-мощь. А кем был Рафаэль?

                                                              3

       (сообщение учащегося « Рафаэль»)

Рафаэль был главным носителем гармонии. Его называли мастером Мадонн. «Сикстинская Мадонна»-образ совершенной красоты. Это большая алтарная картина изображает не просто Божью Мать с Божественным Младенцем, а чудо является небесной царицы, несущей людям своего сына как искушительную жертву. Впервые в творчестве Рафаэля религиозный образ устанавливает полный контакт со зрителем. Он был замечательным мастером рисунка.Он стал олицетворением идеального, наделённого  божественным даром художника.

 Экскурсовод 1. В литературе эпохи Ренессанса наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Здесь и народная поэзия, поэтическая фантастика, комические жанры. Итак мы в Испании. Знакомьтесь Мигель Сервантес.

           (сообщение «Мигель Сервантес», показ слайдов)

Испанский писатель из семьи обедневшего дворянина. Первые литературные опыты не дали ему необходимого заработка, и он вынужден был занять должность сборщика налогов. Попав в тюрьму, он начал работ над своим великим романом «Дон Кихот Ломанческий».Роман рассказывает о необыкновенных зачастую печальных, приключениях обнищавшего дворянина, который вообразил себя странствующим рыцарем. Устами Дон Кихота Сервантес высказал гуманистические мысли о естественном равенстве и правах всех людей, о высокой нравственной ответственности каждого человека за свои действия, о личной свободе. Роман «Дон Кихот»-книга большого человеческого содержания, вдохновлённая любовью к простым людям вошел в сокровищницу мировой литературы.

Экскурсовод 2. Далее мы отправляемся в Англию.Говорят, там есть диковинка театром называется .А вот его главный герой-Уильям Шекспир.

            (сообщение «Уильям Шекспир», показ слайдов)

С детства он любил читать. Через книги ему открылся удивительный мир внутренней жизни  человека. Может быть потому, став взрослым, он создал собственный театр «Глобус».Он стал известным по всей Европе. Многие известные люди приезжали в Лондон, чтобы посмотреть постановки таких пьес, как «Гамлет», « Король Лир», « Отелло». Простой народ очень любил комедии, поэтому театр просто ломился от зрителей во время представления комедии « Укрощение строптивой», «Много шума из ничего». Все женские роли играли мужчины, и это было особенно смешно. Очень полюбилась зрителям пьеса «Ромео и Джульетта».Это трагедия любви юноши и девушки из враждебных семей. Сила любви сталкивается с нормами поведения семейного клана. Свои личные переживания он вкладывал не только в уста героев пьес, но и в собственные стихи получившие название «Сонеты». Многие из них посвящены любви, ревности, ненависти, попыткам узнать больше о природе и человеке.

                                  Её глаза на звёзды не похожи,

                                  Нельзя уста кораллами назвать,  

                                  Не белоснежна плеч открытых кожа,

                                  И чёрной проволокой вьётся прядь.

(возможен  английский вариант исполнения сонета)

Экскурсовод 1.Эпоху Возрождения или Ренессанса ещё называли «звучащей эпохой».Умение играть на различных музыкальных инструментах гуманисты считали важнейшими качествами образованного человека.

                                                                      4

            (сообщение о музыкальных инструментах, показ слайдов)

Эпоха Возрождения звучала голосами музыкальных инструментов, но самыми любимыми и популярными были инструменты из семейства струнных. Натягивая тетиву , охотники замечали, что она издаёт приятный мелодичный угасающий звук. Это подтолкнуло к созданию первого щипкового инструмента. Постепенно к одной струне-тетиве стали добавлять ещё несколько, делая их разной длины и толщины. В зависимости от этого струны звучали по-разному. Вскоре люди заметили, что если струны натягивать не на тетиву лука, а на полый ящик, то звук приобретает силу и красоту. Ящики стали делать различной формы и величины, прикрепляя к ним струны. Так возникли различные инструменты, причисляемые к семейству струнных: лютня, гитара, мандолина, гусли, цимбалы.    (исполнение муз. произведения на гитаре в живую)

Учитель. Путешествуя по Ренессансу, исследуя духовную сферу общества нового времени становится ясно, что главная тема это-Человек. Развитие научных знаний существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём.

Экскурсовод 2. Мы в королевстве Польском (сайд). Здесь жил великий учёный Николай Коперник (слайд)

          (сообщение «Николай Коперник)

Всегда люди думали, что мир создан Богом, а в центре этого мира- Земля Но на самом деле всё иначе считал Н.Коперник. Земля вращается вокруг солнца, а не наоборот. Он был священником, любил врачевать людей. Устроил обсерваторию и наблюдал оттуда за звёздным небом. Более 30 лет он проводил свои наблюдения и пришёл к интересным выводам. Математически доказал, что Земля не стоит на месте, а движется вокруг Солнца и одновременно вокруг своей оси. Это было непривычно для церкви. Она обвинила его в ереси.

Экскурсовод 1. Среди здравомыслящих людей, преследуемые церковью были учёные из Италии-Джордано Бруно и Галилео Галилей.

         

       (сообщение об учёных)

Дж.Бруно философ, поэт. Долге время скитался по Европе. Церковь обвиняла в том, что он проповедует учение о бесконечности Вселенной и множестве миров, о вращении Земли вокруг Солнца, что полностью противоречило христианскому вероучению. Недругам он говорил: «Сжечь-не значит опровергнуть!». Обвинён в ереси и сожжён инквизицией в Риме.

   Галилео  Галилей учёный, профессор. Заложил основы современной механики. Построил телескоп, открыл горы на Луне, пятна на Солнце. Также был подвергнут суду инквизиции, вынудившей отречься от учения Н.Коперника.

Учитель. Мы видим как богата эпоха Возрождения талантами! Как много истинных сокровищ хранит она в себе! Наука прозревает бесконечные дали загадок природы, разгадывает их, совершенствует наш быт и охраняет нас от той же природы. Литература, живопись, скульптура, архитектура, музык, украшают нашу жизнь, и будем благодарны создателям этих сокровищ.

                                                             5

Задание классу. Давайте вспомним создателей сокровищ Ренессанса (слайд)

                                        По каким странам  мы совершили путешествие? (слайд)

А теперь настал момент, когда вы должны показать какие знания, впечатления у вас остались от путешествия. 

                    Задания для работы в группах

                                                                                                                                                                                                                                           

1. «Угадай героя»

 (Учитель зачитывает для каждой группы характеристики исторических деятелей эпохи Возрождения. Задача учащихся угадать о ком идёт речь)

  1. Польский астроном, Получил прекрасное образование, учился в Краковском университете и университетах Италии. Изучал живопись, математику, астрономию, медицину. Написал книгу «О вращении тел». (Н.Коперник)

  1. Художник, скульптор, поэт. Человек, который смог сделать скульптуру высотой 5.5м. (Микеланджело)

  1. Настоящий титан эпохи Возрождения. Его одарённость поражала современников. Всю жизнь мечтал сконструировать летательный аппарат. На одной из его картин изображена женщина с загадочной улыбкой. (Леонардо да Винчи).

  1. Его театр назывался «Глобус». Писал сонеты. Его перу принадлежат произведения «Ромео и Джульетта», «Гамлет». (У. Шекспир)

2. «Четвёртый лишний»

(В каждой строчке найти лишнюю фамилию и объяснить почему она здесь лишняя)

 

  1. Микеланджело, Леонардо да Винчи, Шекспир, Рафаэль.

      b)   Сервантес, Бруно, Коперник, Г.Галилей.

 

     c)     Шекспир, Коперник, Туполев, Леонардо да Винчи.                                    

3. «Оживи картинку»

( Показать  без слов, что изображено на картине. Остальные должны отгадать автора и название картинки)

      a) « Мадонна с младенцем»                        c) «Джоконда»

      b) «Сикстинская Мадонна»                        d) «Давид»

                                                            6

4. «Верю не верю»

      1.Эпоха Возрождения и Ренессанс это одно и тоже (+)

      2. Родиной Возрождения считается Италия.(+)

      3.Великие мастера живописи эпохи Ренессанса-Леонардо да Винчи, Рафаэль,            

          Микеланджело.(+)      

      4.Н.Коперник был сожжён на костре как еретик.(-)

      5. Гуманизм- очеловечивание человека.(+)

      6.  Античная культура- культура Древней Греции и Рима (+)

      7.У.Шекспир создал картину «Мона  Лиза» (-)

      8.Дж.Бруно обвинён в ереси, сожжён на костре инквизицией.(+)

      9.Ни один из учёных Не доказал, что Земля вращается вокруг Солнца (-)

    10. Рим-столица Италии страны Возрождения (+)

     11.Лонардо кроме живописи разрабатывал проект летательного аппарата.(+)

    12. Одним из самых знаменитых произведений Шекспира является пьеса «Ромео и

          Мария».(-)

    13. В эпоху Ренессанса играли на лютне, гитаре, амфоре. (+)

    14. Литература была представлена У.Шекспиром, М.Сервантесем.(+)

    15. Мне понравился урок (?)

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие в эпоху Ренессанса. Сколько времени прошло с тех пор! Ни одно столетие А люди всё равно восхищаются картинами Леонардо и Рафаэля, трагедиями Шекспира. Научные открытия Коперника, Галилея нашли применение  в современном мире. Давайте вернёмся к главному вопросу урока.

Какой вклад в сокровищницу мировой культуры внесла эпоха Возрождения?

                                              (Ответы учащихся)

Культура это всегда отражение истории человека, той эпохи, в которой он живёт. Пусть размышляют, пусть спорят философы, историки, политики о судьбах человечества! Ясна одна непреложная истина: эпоха Возрождения оставила нам в наследство бесценные и несравненные материальные и духовные сокровища. Чего стоит один Шекспир, а Сервантес, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи и многие другие.

      Вы обращаетесь к произведениям мастеров Возрождения и на уроках истории, и на уроках литературы и на уроках изо, значит действительно эпоха Возрождения это неиссякаемый источник вдохновения, откуда можно снова черпать силы и идеи для творчества и закончить наше путешествие хочется словами самого Микеланджело

                              Творенье может пережить творца

                              Творец уйдёт, природой побеждённый

                              Однако образ им запечатлённый

                              Веками будет согревать сердца.

 Подведение итогов, выставление оценок           

Домашнее задание: написать сочинение-размышление на фразу У.Шекспира «Они ушли,

                                    но не исчез их след».      

                                        Спасибо за работу на уроке.    

                                                                    7

                               Самоанализ урока       

Тема урока- « Путешествие в Ренессанс». Тип урока-урок-путешествие (нетрадиционная форма). Данный урок призван способствовать развитию у школьников умений воссоздать портрет исторической личности через её деятельность, изображать и описывать элементы культуры и быта, научные достижения, религиозные нормы, памятники искусства, способность развитию устной монологической и диалогической речи

.

    На уроке были поставлены задачи: образовательные, развивающие, воспитательные. Методы обучения:

  • работа в группах
  • выполнение заданий на закрепление
  • использование эмоциональных средств музыки и литературы
  • использование объёмного наглядного материала
  • использование инновационных технологий

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, дифференцированная (подход был применён при распределении по группам)

Эффективность группового обучения как раз и кроется во взаимодействии

разных по способностям учащихся

.

    На уроке были мной правильно учтены особенности класса, т.е. отдельных учащихся, что наблюдалось в межпредметных связях урока: музыка, изо, литература, ин-яз. Для подготовки к уроку использовлся дополнительный материал- специальная литература, видеофильмы, что особенно помогло учащимся исследовать деятельность великих мастеров Ренессанса. Я считаю, что отобранный материал обеспечивает полностью усвоение главного материала, который был подан на уроке достаточно доступно.

    Почему была избрана именно такая структура урока? Изучение культуры любого государства и любой эпохи очень сложное и объёмное занятие, поэтому используя новые технологии и опираясь на эмоциональное восприятие я считаю, что мне удалось добиться решения поставленных задач.  

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку МХК "Ренессанс в Англии. Драматургия."11 класс

В презентации подробно рассмотрено произведение Уильяма Шекспира трагедия  "Ромео и Джульетта", и комедия " Укрощение строптивой"...

презентация для урока МХК на английском языке "Мастера Раннего Ренессанса"

данная презентация посвящена трём выдающимся личностям данной эпохи (Донателло,Мазаччо,Боттичелли)...

9 класс МХК Возрожде́ние или ренессанс

Возрожде́ние или ренесанс. вводная тема в блок тем по МХК в 9 классе. презентация- иллюстрация к прилагаемому тексту....

"ВЕЛИКИЕ ТВОРЦЫ РЕНЕССАНСА" урок- викторина 8 класс

увлекательное  путешествие  в  историю  эпохи. захватывающие  сюжеты, интересные  подробности  из  жизни  знаменитых  людей  -  и  все ...

Периодизация стилей европейской музыки - ренессанс, барокко

Презентация содержит описание основных черт музыкальных стилей, фамилии ярких представителей, образцы произведений архитектуры данных стилей....

"Музыка эпохи Ренессанса"

Урок музыки в 8 классе...

Влияние моды времен Ренессанса на современную моду

Проект учеников 8 класса по теме "Мода.Стиль.Силуэт"...