Программа по внеурочному курсу "Археология" для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Костромского муниципального района Костромской области
«Апраксинская основная общеобразовательная школа»
Согласовано: Принято Утверждено:
Зам.директора по УВР на заседании директор школы
Дмитриева О.В.__________ педсовета ________Толстоброва Г.Л.
« » _________ 2016 г. Протокол № от « » _________ 2016 г. Приказ № от _______2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ АРХЕОЛОГ»
НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составил:
Лукшина Т.А.
Кострома, 2016
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования.
Цель программы:
Развитие компетентностей учеников в области археологической науки.
Задачи:
Формирование представлений о методах археологического исследования;
Формирование базовых знаний об археологических памятниках родного края;
Формирование предметных УУД по истории родного края средствами экскурсионной деятельности;
Развитие коммуникативных навыков;
Воспитание социальной активности учащихся.
Общая характеристика программы кружка «ЮНЫЙ АРХЕОЛОГ». Программа кружка «Юный археолог» предназначена и рассчитана для учащихся 5-6 классов, подготовлена на 2016-2017 учебный год и рассчитана на 34 учебных часов, 1 урок в неделю.
Программа рассчитана на тридцать пять учебных занятий, на каждом из которых предусматривается информационная часть в виде лекций и докладов, практическая часть в виде работы с документами и вещественными источниками и обобщение, представленное в виде самостоятельной творческой работы, которая в последствии может быть продемонстрирована на районной научно-практической конференции. Учащиеся получат базовые знание об археологии как исторической дисциплины, будут заниматься исследованием и сопоставлением различных видов источников: археологических, нарративных, эпиграфических. На практике учащиеся познакомятся с археологическими памятниками Костромского края. На занятии предусматривается коммуникативная деятельность.
По окончанию работы кружка планируется проектная работа учащихся, тематика будет определена в течении учебного года.
Формы и методы реализации программы: презентация, круглый стол, беседа, игра, видео-уроки, исследование, проектная деятельность. работа с источниками, экскурсия, практическая деятельность (полевая практика).
Результаты освоения предмета:
- Овладение целостным представлением об археологии и ее месте среди других исторических дисциплин;
- Овладение методами археологического исследования;
- Понимание культурного многообразия археологических памятников Костромского края;
- Умения изучать и систематизировать информацию из источников;
Формы оценки достижения результата: проектная работа учащихся.
2. Учебно-тематический план.
№ пп | Тема, раздел | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Тема 1. Введение в курс археологии | 5 | 3 | 2 |
1.1. | Археология в системе исторических дисциплин. Основные понятия и терминология | |||
1.2. | Этапы археологического исследования: полевой, лабораторный, кабинетный | |||
1.3. | Археологические источники и их особенности. | |||
1.4. | История становления и развития Археологической науки в России и за рубежом. | |||
2 | Тема 2. Методы археологического исследования | 7 | 4 | 3 |
2.1 | Разведка археологических памятников | |||
2.2 | Раскопка могильников | |||
2.3 | Раскопка поселений | |||
2.4 | Археологическая периодизация. Способы датировки. | |||
3 | Тема 3. Каменный век | 8 | 4 | 4 |
3.1 | Основные этапы. История Изучения. | |||
3.2 | Палеолит. | |||
3.3 | Мезолит | |||
3.4 | Типологизация каменных орудий. Методика изготовления и обработки. | |||
3.5 | Неолит. Неолитическая революция. Неолитическое искусство. | |||
3.6 | Керамика как исторический источник. | |||
4 | Тема 4. Энеолит и бронзовый век | 4 | 2 | 2 |
4.1 | Энеолит | |||
4.2 | Бронзовый век | |||
5 | Тема 5. Железный век | 10 | 5 | 5 |
5.1 | Скифская культура | |||
5.2 | Костромская культура | |||
5.3 | Культура курганов Костромского края | |||
5.4 | Культура курганов Костромского края | |||
5.5 | Археология Южной Сибири и Центральной Азии | |||
5.6 | Итоговое занятие |
3. Содержание программы.
1. Введение в курс археологии (5)
Археология - наука о древнейшем прошлом человека. Основные понятия и термины археологии (Культурный слой, археологическая культура, стратиграфия, горизонт и т. д.). Археология в системе исторических дисциплин. Основные понятия и терминология. Этапы археологического исследования: полевой, лабораторный, кабинетный. Археологические источники и их особенности. История становления и развития Археологической науки в России и за рубежом.
2. Методы археологического исследования (7)
Разведка археологических памятников. Основные приемы обнаружения археологических памятников. Полевая работа на обнаруженном археологическом памятнике. Раскопка могильников. Виды могильников и основные принципы их полевого изучения. Исследование погребений. Раскопка поселений. Археологическая периодизация. Способы датировки. Абсолютные и относительные даты. Датировка по письменным источникам, монетам, художественным особенностям древних вещей.
3. Каменный век. (8)
Основные этапы. История Изучения. Палеолит. Мезолит. Его периодизация. Климат, растительный и животный мир. Оледенения. Орудия труда, искусство. Костромской край в каменном веке. Типологизация каменных орудий. Методика изготовления и обработки. Неолит. Неолитическая революция. Неолитическое искусство. Керамика как исторический источник.
4. Энеолит и бронзовый век (4)
Знакомство человека с металлом. Археологические культуры. Костромской край в эпоху энеолита. Появление бронзовых орудий. Расселение людей в эпоху бронзы, их культура, хозяйство, быт, обряды, верования. Костромской край в эпоху бронзы.
5. Железный век. (10)
Появление железа, первые способы его добычи и обработки. Археологические культуры Костромского края. Мир кочевников и лесного населения. Эпоха великого переселения народов. Кочевники и земледельцы на территории Костромского края. Археологические памятники Костромского края. Скифская культура. Костромская культура. Культура курганов Костромского края. Археология Южной Сибири и Центральной Азии. Итоговое занятие
4. Требования к уровню подготовки учащихся.
Предметные:
1. Ученик должен знать периодизацию истории Костромского края в древности (палеолит, мезолит, неолит);
2. Ученик должен знать основные достижения эпохи палеолита, мезолита, неолита (изменения в способах изготовления и обработки орудий труда; особенности сооружения жилищ; обряды древних людей);
Метапредметные:
3. Выполнять задания по контурной карте "Археологические находки на территории нашего края";
(специальные умения, навыки и способы деятельности)
4. Объяснять причины перехода к различным формам ведения хозяйства;
5. Соотносить и сравнивать общие исторические процессы и процессы, происходившие в древности на территории края, выявлять их существенные черты;
6. Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов: палеолит, мезолит, неолит, неолитическая революция; стоянка, микролиты.
Личностные:
- Уметь применять свои знания в практической деятельности;
- Самостоятельно добывать новые знания при помощи дополнительных источников информации.
5. Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Количество часов | УУД | Дата | |
Тема 1. Введение в курс археологии – 5 часов. Факт | План | ||||
1. | Археология в системе исторических дисциплин. Основные понятия и терминология | 1 | Знать основные понятия и термины | ||
2 - 3. | Этапы археологического исследования: полевой, лабораторный, кабинетный | 2 | Знать основные этапы полевого, лабораторного и кабинетного исследования. | ||
4. | Археологические источники и их особенности. | 1 | Знать понятие «археологические источники», виды источников и их особенности | ||
5. | История становления и развития Археологической науки в России и зарубежом. | 1 | Знать этапы становления археологии как науки; основных представителей археологической науки России и зарубежных стран, которые внесли особый вклад в развитие науки. | ||
Тема 2. Методы археологического исследования – 7 часов. | |||||
6. | Разведка археологических памятников | 1 | Знать основные приемы обнаружения археологических памятников, принципы ведения полевых работ на обнаруженном археологическом памятнике. | ||
7-8. | Раскопка могильников | 2 | Знать виды могильников, исследование погребений. Уметь вести разметку внешней части курганных могильников. | ||
9-10. | Раскопка поселений | 2 | Знать основные правила ведения раскопок. | ||
11-12. | Археологическая периодизация. Способы датировки. | 2 | Уметь датировать памятники по различным источникам. | ||
Тема 3. Каменный век – 8 часов. | |||||
13. | Основные этапы. История Изучения. | 1 | Знать основные этапы каменного века. | ||
14. | Палеолит. | 1 | Знать особенности археологии эпохи палеолита, датировку периода. | ||
15. | Мезолит | 1 | Знать особенности археологии эпохи мезолита, датировку периода. | ||
16-17. | Типологизация каменных орудий. Методика изготовления и обработки. | 2 | Знать виды каменных орудий, методику их изготовления и обработки. Уметь определять тип орудия. | ||
18-19. | Неолит. Неолитическая революция. Неолитическое исскуство. | 2 | Знать особенности археологии эпохи неолита, датировку периода. | ||
20. | Керамика как исторический источник. | 1 | Знать понятие «керамика», виды керамических изделий. Уметь приводить примеры керамических изделий древности. | ||
Тема 4. Энеолит и бронзовый век – 4 часа. | |||||
21 – 22. | Энеолит | 2 | Знать понятие энеолит, периодизацию | ||
23 - 24. | Бронзовый век | 2 | Знать особенности археологии эпохи бронзового века, датировку периода. | ||
Тема 5. Железный век – 10 часов | |||||
25. | Скифская культура | 1 | Знать особенности скифской культуры, территорию распространения, периодизацию, виды орудий, искусство. | ||
26 – 27. | Костромская культура | 2 | Знать особенности костромской культуры, территорию распространения, периодизацию, виды орудий, искусство. | ||
28 – 29. | Культура Костромского края | 2 | Знать особенности культуры курганов Костромского края территорию распространения, периодизацию, виды орудий, искусство. | ||
30 – 31. | Культура Костромского края | 2 | Знать особенности костромской культуры, территорию распространения, периодизацию, виды орудий, искусство. | ||
32 – 34. | Археология Южной Сибири и Центральной Азии | 3 | Знать особенности культуры южной Сибири и центральной Азии, периодизацию, виды орудий, искусство. | ||
35. | Итоговое занятие | 1 | Представление проектных работ |
6. Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы.
6.1. Нормативно-правовая база:
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
6.2. Учебно-методическое обеспечение:
- Мартынов А.И. Археология СССР. М.: 1982
- Математические методы в археологических реконструкциях / Отв. ред., академик А.П.Деревянко, д.и.н.Ю.П. Холюшкин. Новосибирск, М.: 1995.
- Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М.: 2002.
6.3. Список литературы:
- Амальрик А.С., Монгайт А.Л.. Что такое археология. М.: 1959.
- Бойко С.П.. Первобытные архимеды: Рассказы об истории вещей. Ставрополь. М: 1977
- Федоров - Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. М.: 1990.
- Янин В.Л. Берестяная почта столетий. М.: 1979.
7. Материально-техническое обеспечение.
- Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям для занятий группы 12 – 15 человек;
- Мультимедийный проектор;
- Колонки;
- Иллюстративный материал (электронные карты, фотоматериалы);
- Компьютер (ноутбук) с выделенным каналом выхода в Интернет;
- Канцелярские принадлежности;
- При проведении практических занятий: компас, рулетка, чертежные и измерительные приборы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...