Конспект урока по истории на тему "Смута" в 7 классе
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Конспект урока по истории на тему "Смута" в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по истории на тему "Смута" | 349.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истоии в 7 классе
«Смута».
Цели урока: рассмотреть причины и ход Смутного времени.
- Образовательная: сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества, определить причины Смуты и события начального периода.
- Развивающая: способствовать совершенствованию умений анализировать источники.
- Воспитательная: воспитание чувства сострадания, представлений о долге, верности, ответственности человека и политика.
Ход урока :
- Понятие Смутного времени.
- Отечественные историки о причинах и сущности Смутного времени в России на рубеже 16-17 веков.
- Деятели Русского государства периода Смуты:
- Лжедмитрий I (1605 – 1606): приход к власти и падение;
- Василий Шуйский (1606 – 1610);
- Лжедмитрий II и Иван Болотников.
- Начало польско-шведской интервенции.
- Распад Тушинского лагеря (1609).
- «Семибоярщина» (1610 - 1612).
Основные понятия: Смута, Смутное время, интервенция, самозванец, «семибоярщина», гражданская война.
Оборудование для демонстрации мультимедиа презентации, карта «Смутное время в России в начале XII в.»
… Ход урока.
В начале урока учащиеся повторяют домашнее задание по вопросам учебника (стр. 11) и отвечают на вопросы блиц-опроса.
Блиц-опрос.
- Заповедные и урочные … (лета).
- Боярин, ставший русским царем в 1598 году. (Борис Годунов)
- Царство, перешедшее в 158 году под протекторат России. (Кахетия)
- Первый российский патриарх. (Иов)
- В миру - Федор Никитич Романов, в монашестве … (Филарет).
- Предводитель крестьянских повстанцев. (Хлопко)
- Король Речи Посполитой умерший в 1586 году. (Стефан Баторий)
Так звали сыновей Ивана Грозного и Бориса Годунова. (Федор
1.Слайд. Смутное время.
СМУТА – возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор меж народом и властью. (В.И.Даль)
СМУТНОЕ ВРЕМЯ – эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса.
Учащиеся знакомятся с понятиями Смута и Смутное время.
Учитель дает пояснение и показывает, как оценивали историки события конца 16 – начала 17 века.
2.Слайд. Отечественные историки о причинах и сущности смутного времени в России на рубеже 16-17 веков.
Н.М.Карамзин | Разврат всех сфер русского общества. |
С.М.Соловьев | Нравственное и моральное разложение общества. |
Н.И.Костомаров | Следствие католической интриги. |
В.И.Ключевский С.Ф.Платонов | Смута – это социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения. |
Советская историография (И.И.Смирнов, В.И.Буганов, В.И.Корецкий и др.) | Смута – это высшая форма борьбы угнетенных против эксплуататоров. |
Современная историография (Р.Г.Скрынников, А.Л.Станиславский) | Смута – это гражданская война в России. |
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (стр.12-13) и выделяют причины Смутного времени, заполняя таблицу.
Причины Смуты | |
Экономические | Политические. |
3. Слайд. Деятели Русского государства периода Смуты.
Учащиеся заслушивают сообщения о деятелях Смутного времени (опережающее задание получили на предыдущем уроке).
Просмотр видеосюжета о Лжедмитрии 1.
Ответить на вопросы по видеосюжету.
- Представители каких социальных групп поддержали Лжедмитрия 1?
- Чем руководствовались каждая из этих групп, поддерживая самозванца?
- Каким путем Лжедмитрий 1 планировал получить московский престол?
- Что обещал Лжедмитрий 1 своим сторонникам в том случае, если он станет русским царем?
Задание. Сопоставьте портреты и характеристики деятелей Русского государства периода Смуты.
Учащиеся выполняют задание в течение 5 минут и тот, кто выполнил задание первым, озвучивает его. Ребята проверяют правильность ответов.
Кузьма Минин Василий Шуйский Лжедмитрий I Борис Годунов
1. Самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия Ивановича. Настоящее имя - Юрий Богданович Отрепьев. Служил в холопах у бояр Романовых. После опалы Романовых постригся, приняв имя Григорий. В 1602 г. бежал в Литву. Был поддержан рядом польских магнатов. Осенью 1604 г. вторгся в Россию, 20 июня 1605 г. вступил в Москву, 22 июня венчался на царство. Ввел при дворе ряд польских обычаев. Женился на католичке Марине Мнишек. 17 мая 1606 г. был свергнут и убит.
2. Царь в 1598 - 1605 гг. Служил в "опричнине". Возвысился благодаря женитьбе на дочери Малюты Скуратова и браку своей сестры Ирины с царевичем Федором Ивановичем. С воцарением Федора - член регентского совета. Инициатор введения патриаршества. Сторонник сближения России с Западной Европой. Ввел урочные лета (1597 г.). Ввел в белые слободы тягло. При нем велось интенсивное крепостное и церковное строительство. В 1598 г. после смерти Федора избран Земским собором на царство. Скоропостижно умер во время вторжения Лжедмитрия I.
3. Нижегородский посадский человек, мясоторговец. Участвовал в сражениях против Лжедмитрия II в составе нижегородского ополчения. С 1611 г. - земский староста. Инициатор созыва Второго ополчения, вместе с Д. М. Пожарским возглавил "Совет всей земли" в Ярославле. Участвовал в сражениях ополчения с поляками под Москвой. С 1613 г. - думный дворянин.
4. Князь, боярин и воевода, в 1606–1610 гг. – царь. В 1591 г. вел следствие по делу о гибели в Угличе царевича Дмитрия и засвидетельствовал, что тот погиб в результате несчастного случая. В 1605 г. признал Лжедмитрия и сообщил, что в 1591 г. в Угличе царевич спасся, но вскоре стал распространять слухи, что новый царь – самозванец. После свержения Лжедмитрия I был "выкликнут" царем группой своих сторонников. При воцарении дал крестоцеловальную грамоту. В 1610 г. был сведен с престола и пострижен в монахи.
5. Князь, полководец. Участник Первого ополчения 1611 г., военный руководитель Второго ополчения 1612 г. Совместно с К. Мининым возглавил "Совет всей земли" в Ярославле. С 1613 г. – боярин. Руководил военными действиями против поляков в 1612 - 1618 гг. Возглавлял ряд приказов.
6. Царь с 1613 г., первый царь из династии Романовых. Сын Ф. Н. Романова (патриарха Филарета). Избран на царство Земским собором. В момент избрания находился с матерью в Ипатьевском монастыре.
7. Самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия Ивановича, якобы вторично спасшегося в Москве в мае 1605 г. Происхождение неизвестно. В мае 1608 г. разбил войска Василия Шуйского и осадил Москву, встав лагерем в Тушине (отсюда прозвище - Тушинский вор). После распада Тушинского лагеря в декабре 1609 г. бежал в Калугу. Убит своим бывшим сторонником.
8. Предводитель восстания 1606 - 1607 гг. Призывал холопов и посадских убивать своих господ и богатых купцов и переходить на его сторону. В то же время жаловал приближенным поместья. Был разбит под Москвой, после взятия войсками царя Тулы сослан в Каргополь, где ослеплен и утоплен.
Лжедмитрий II Болотников И.И. Дмитрий Пожарский Михаил Фёдорович
4. «Ожившая карта».
Рассказ о военных действиях во время Смуты: поход Лжедмитрия 1, военные действия Ивана Болотникова и Лжедмитрия 2 против Василия Шуйского.
Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст учебника на стр. 19-20 и ответить на вопросы:
- Почему началось вторжение Польши и Швеции в Российское государство?
- Какие цели преследовали интервенты?
- Определить понятие «интервенция».
5. Слайд. Власть во время Смуты.
Учащимся предлагается с помощью схемы вспомнить, кому принадлежала власть с начала Смутного времени.
Смутное время
Учащиеся, опираясь на схему, рассказывают об обстоятельствах свержения с престола Василия Шуйского и установления власти «семибоярщины».
Учитель отмечает, что часть московского боярства решила использовать ситуацию, опереться на силу польского короля и избрать российским царем его сына Владислава, оговорив при этом ряд условий. Бояре заключили в августе 1610 года договор с гетманом Жолкевским о признании русским королем польского королевича. В.О.Ключевский назвал этот договор «основным законом конституционной монархии».
Учащимся предлагается познакомиться с документом.
Документ.
Договор… о признании королевича Владислава русским царем. 17 августа 1610 г.
По благославлению и совету святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, и митрополита … и всех чинов служилых людей великого Московского государства мы бояре князь Федор Иванович Мстиславский, да князь Василий Васильевич Голицын, да Федор Иванович Шереметев, да окольничий князь Данило Иванович Мезетский, да думные дьяки Василий Телепнев, да Томило Луговской… приговорили о том… что послать бить челом к великому государю Сигизмунду королю Польскому и великому князю Литовскому, чтоб великий государь Сигизмунд пожаловал на Владимирское и на се великие государства Российского царства сына своего Владислава королевича…
А мы бояре дали гетману запись… королевичу, коли придет в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу на Российском государстве, церкви Божии иконам и чудотворным мощам поклоняться и почитать, костелов и иных вел молебных в Московском государстве нигде не ставить… А что дано церквям и в монастыри вотчин и угодий, не отнимать. Боярам и дворянам, и приказным всяким людям у всяких государственных дел быть по-прежнему; а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быть. Прежних обычаев и чинов не переменять и московских и боярских родов приезжим иностранцам не понижать. А жалованье денежное и вотчины, кто имел, тому быть по-прежнему. Суду быть по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, а буде похотят в чем пополнити для укрепления судов и государю на то поволити с думою бояр и всей земли.
Вопросы к документу.
- С какой целью бояре решили призвать на русский престол польского королевича?
- Какие условия были выдвинуты боярами?
- *Как вы думаете почему духовенство было заинтересовано в призвании королевича, который был католиком?
- Подведение итогов урока (проводится дискуссия).
Вопросы дискуссии:
- Назовите причины Смуты, наступившей в начале 17 века. Можно ли считать, что Смута была вызвана только прерыванием династии Рюриковичей? Почему В.О.Ключевский связывал Смутное время с правлением Ивана Грозного?
- Как вы думаете, почему в истории Древнерусского государства не было фактов самозванств, а в истории Московского государства с начала 17 века возникают лжецари (самозванцы)?
- Какова, на ваш взгляд, связь между складыванием самодержавной формы правления и началом Смуты?
- Во время правления Ивана Грозного бояре составляли оппозицию царю, почему же во время Смуты бояре не воспользовались ослаблением центральной власти, а участвовали в Земском соборе 1613 года и избрали нового царя?
- Как вы думаете, почему Смуту называют гражданской войной, а не междоусобицей между претендентами на царский престол?
Учащиеся делятся на группы, в которых идет обсуждение предложенных вопросов в течение 5 минут. Затем представители групп высказывают общее мнение. Также слово предоставляется всем учащимся желающим высказаться. (10 минут)
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "
Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...
конспект урока по истории для 7 класса "предпосылки Петровских преобразований"
этот урок проведен в 7 классе. здесь применяется активная работа с текстом учебника и историческими документами...
Конспект урока по истории в 6 классе «Обобщающий урок по теме «Русь древняя»
Обобщающе-повторительный урок...
План-конспект урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок "
План-конспкт урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок по темам: Александр I и Николай I"....
Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа
Итоги Великой Отечественной войны и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...
Конспект урока по истории в 7 классе "История становления предпринимательства в России"
7 класс "История становления предпринимательства в России"...
Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».
Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...