Блиц по теме «Великая Отечественная война»
классный час по истории (9, 10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Блиц-турнир
по теме «Великая Отечественная война»
Цели урока:
1. Расширить кругозор учащихся;
2. Проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
3. Повторить, обобщить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны.
4. Проверить умение учащихся работать с картой и с дополнительной литературой.
Оборудование: Карта “вторая Мировая война. Военные действия с 1.IX.1939 г. по 22.VI.1941 г.”, карта “Начало Великой Отечественной войны Советского Союза. Военные действия с 22.VI.1941 г. по 18.XI.1942 г.”, карта “Разгром фашистских агрессоров в Европе и Северной Африке (19.XI.1942 г. – 9.V.1945 гг.), карта “Общий ход Второй Мировой войны (1.IX.1939 г. – 2.IX.1945 г.). Военные действия на Тихом океане и в Азии”.
Портреты советских военачальников, видных партизан, деятелей подпольного движения, деятелей культуры, науки, церкви, политических и государственных деятелей; репродукции картин.
Время: два учебных часа.
Участвуют учащиеся старших (9 – 11-х) классов.
Ход урока
I. Вводная часть.
II. Основной этап (конкурс).
III, Заключительная часть (подведение итогов конкурса).
К доске прикреплены таблички с названиями разделов и номерами вопросов, посвященных теме Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Всего таких разделов 14. Это: “Подвиги”, “Даты”, “Военные операции”, “Термины”, “Цифры”, “Имена”, “Цитаты”, “География войны”, “Все для фронта! Все для Победы!”, “Культура, наука, церковь”, “Преступления оккупантов”, “Сопротивление”, “Союзники и противники”, “Под запретом”.
В каждом разделе 14 вопросов, но из них 1 вопрос, не относится к разделу, а имеет специальную пометку “ кот в мешке”. То есть это вопрос, который может относится к любой теме из истории ВОВ.
В конкурсе участвуют три команды. Первоначально между командами проводится жеребьевка на право первым начать игру. Жеребьевка проходит следующим образом. Ведущий задает общий вопрос всей команде. Та команда, которая первой ответит на вопрос и начинает конкурс.
Вопрос: Кто из руководителей нашей страны, патриархов всея Руси и нобелевских лауреатов являлись участниками войны?
Ответ: Л.И.Брежнев, патриарх Пимен (С.М.Цвеков), А.И.Солженицын – писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе.
После жеребьевки начинается конкурс. Команда, которая первой вступает в соревнование, выбирает раздел и номер вопроса (например раздел “Подвиги”, номер 1), после чего ведущий зачитывает вопрос, а команда должна дать правильный ответ. На раздумье дается всего лишь 20 секунд. В случае, если команда не сможет ответить на вопрос, то ведущий может дать право ответа другим командам. Но, если и другие команды не в состоянии дать правильный ответ, тогда право ответа переходит к зрителям. Зритель, правильно ответивший на вопрос, получает призовой балл, который он имеет право передать той команде, за которую болеет. Если же зрители не смогут ответить на вопрос, то ведущий снимает вопрос. Каждая команда получает за правильный ответ один призовой балл. Ответы должны быть правильными. Дополнения к ответам тоже могут учитываться, но за них дается лишь половина балла.
К конкурсу проводится предварительная подготовка. Вопросы даются заранее (кроме тех, которые имеют пометку “Кот в мешке”), но номера вопросов не называются. Многие вопросы предполагают, работу учащихся с дополнительной литературой, с источниками и документами. Учащиеся должны проявить эрудицию, находчивость смекалку.
За ходом конкурса наблюдает жюри (это могут быть учителя, ветераны ВОВ, учащиеся) в количестве 3 – 5 человек. Счетная комиссия подсчитывает баллы и оглашает окончательный итог конкурса (эту роль могут выполнять и некоторые члены жюри).
Следует отметить то, что данное мероприятие не может носить развлекательного характера.
1. Вопросы к разделу “Подвиги”
(О каких подвигах здесь говорится).
1. В годы Великой Отечественной войны таких подвигов было совершено около 300. Среди тех, кто совершил такой подвиг, есть имена Александра Панкратова, Александра Матросова, Риммы Шергиновой, Петра Гужвина и многих других героев. За этот подвиг 152 человека были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. Какой подвиг они совершили?
2. В годы Великой Отечественной войны таких подвигов совершили 220 советских летчиков, из них 94 человека стали Героями Советского Союза. Среди них имена женщины летчицы Зеленко, летчиков Г.А.Храпия, И.И.Иванова, Н.Ф.Гастелло, С.И.Здоровцева, М.П.Жукова, П.Т.Харитонова, П.Чиркина, В.В.Талалихина и многих других героев. Какой подвиг они совершили?
3. (“Кот в мешке”). Какой город являлся запасной столицей СССР, в случае захвата немцами Москвы?
4. Эти советские воины проявили чудеса храбрости и героизма, в период битвы за Москву. Свой подвиг они совершили у разъезда Дубосеково, в районе Волоколамского шоссе.
5. Этот подвиг в годы войны совершали тысячи советских людей. Символами этих подвигов стали имена Александры Деревской, Шаахмеда Шамахмудова, Фатимы Касимовой.
6. С каким подвигом связано имя сержанта Якова Федотовича Павлова?
7. Подвиги, которые совершили эти советские воины, приходятся на начало Великой Отечественной войны. С ними связаны имена А.В.Лопатина, П.М.Гаврилова, Е.М.Фомина, И.Н.Зубачёва, Н.И.Дементьева, Н.А.Дедаева, Е.М. Монина, А.К.Константинова, В.Ф.Михалькова, И.Д.Бузыцкова, Н.Г.Микушева и многих тысяч других героев.
8. Какой подвиг совершили ленинградские ученые-агрономы в период блокады города?
9. С каким подвигом связано имя Ферапонта Гавриловича Головатого?
10. В годы Великой Отечественной войны такие подвиги совершили 154 человека. Из них 93 были удостоены звания героев Советского Союза (посмертно). Среди тех, кто совершил такой подвиг имена героя обороны Севастополя Николая Фильченкова, героя Сталинградской битвы Паникахи.
11. Какой беспримерный в истории войны подвиг совершил пленный советский летчик Михаил Девятаев?
12. Какой подвиг в годы Великой Отечественной войны совершил 84-летний крестьянин Матвей Кузьмин?
13. С каким подвигом связано имя Юрия Васильевича Смирнова?
14. С каким подвигом связано имя Натальи Качуевской?
2. Вопросы к разделу “Даты”
(какие события стоят за этими датами).
- 22 июня 1941 г.
- 27 января 1944 г.
- 26 марта 1944 г.
- 8 мая 1945 г.
- (“Кот в мешке”). Проявляя заботу о детях, чьи родители погибли в годы войны, руководство СССР приняло решение об организации для них особых учебных заведений, которые бы готовили кадровых офицеров для советских вооруженных сил и военно-морского флота. О каких учебных заведениях идет речь?
- 5 августа 1943 г.
- 5 декабря 1941 г.
- 17 июля 1944 г.
- 2 февраля 1943 г.
- 10.5 июля – 23 августа 1943 г.
- 11. 9 мая 1945 г.
- 12. 30 апреля 1945 г.
- 13. 26 июня 1945 г.
- 14. 6 июня 1941 г.
3. Вопросы к разделу “Военные операции”
(как называются данные военные операции)
- Кодовое название наступательной военной операции советских войск по освобождению от немцев Белоруссии.
- Кодовое название наступательной военной операции советских войск по освобождению от немцев Донбасса войсками Юго-западного фронта и Южного фронтов.
- Кодовое название военной операции немецких войск по захвату Сталинграда.
- Кодовое название наступательной военной операции советских войск по разгрому орловской группировки противника войсками Западного, Брянского и Центрального фронтов.
- Кодовое название секретного германского плана вооруженного вторжения в СССР.
- Кодовое название наступательной военной операции советских войск по разгрому белгородско-харьковской группировки противника, войсками Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов.
- (“Кот в мешке”). Как нормировалась выдача водки советским солдатам в годы Великой Отечественной войны.
- Кодовое название наступательной военной операции немецких войск в районе Курской дуги.
- Кодовое название наступательной военной операции советских войск под Сталинградом.
- Кодовое название наступательной военной операции немецких войск по захвату Москвы.
- Кодовое название наступательной военной операции советских войск по освобождению от немцев Харьковского промышленного района и основной железнодорожной магистрали силами Воронежского и Брянского фронтов.
- Кодовое название наступательной военной операции советских войск по прорыву блокады Ленинграда силами Ленинградского и Волховского фронтов.
- Кодовое название военной операции советских войск по окружению немецких войск в районе Сталинграда.
- Какие военные операции завершили Великую Отечественную войну советского народа.
4. Вопросы к разделу “Термины”
(что обозначают данные термины)
- Эвакуация.
- Коллабарционисты.
- Холокост.
- Агрессия.
- Репарация.
- Репатриация.
- Геноцид.
- Партизанское движение.
- Мобилизация.
- Гетто.
- Пакт Молотова-Риббентропа.
- ГКО СССР.
- (“Кот в мешке”). Кого фашисты во время войны называли “ночными ведьмами”?
- Капитуляция, безоговорочная капитуляция.
5. Вопросы к разделу “Цифры”
(какие данные стоят за этими цифрами)
- 11 тысяч 635 человек.
- 1 млн. 995 тысяч кв. км., и 80 млн. человек.
- 190 дивизий.
- 900 дней.
- 91 тысяча человек.
- 34 млн. 476 тысяч 700 человек.
- 250 дней и ночей.
- 27 млн. человек.
- 10 млн. человек.
- 9 млрд.200млн. рублей, 11 кг платины, около 85кг. золота, 6700кг. серебра.
- (“Кот в мешке”). Какие ордена были учреждены в СССР в годы войны?
- 47 месяцев 18 дней.
- 679 млрд. рублей.
- 200 дней и ночей.
6. Вопросы к разделу “Цитаты и высказывания”.
(что вам известно об этих высказываниях, кому они принадлежат по вашему мнению?).
- “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!”. Эти слова были сказаны одним из руководителей нашего государства во время выступления по радио 22 июня 1941 г.
- (“Кот в мешке”). Какие нововведения в области школьного образования появились в СССР в годы войны.
- “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!”. Эти слова принадлежат одному их героев панфиловцев, в период битвы за Москву.
- “Я знаю, что мы победим, а вас ждет смерть и проклятие всех народов!”, “Выше голову, товарищи! Победа близка!”. Эти слова произнес советский ученый, военный инженер, генерал – лейтенант, профессор. В начале войны попал в немецкий плен. Находился в концлагере Маутхаузен. Отказался перейти на службу к гитлеровцам. Фашисты казнили его в 1945 г. за подпольную деятельность. Его поставили раздетого на морозе и стали поливать водой из пожарного шланга.
- “Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз поставить народ на колени перед неправдой, голым насилием, принудить его пожертвовать благом и целостностью родины, кровными заветами любви к своему Отечеству”. Слова из обращения местоблюстителя патриаршего престола в России, митрополита Московского и Коломенского, главы Русской Православной церкви.
- “Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!”, “Умрем, но из крепости не уйдем!”. Эти и другие надписи на стенах, были сделаны пограничниками одной из крепостей во время героической обороны.
- “За Волгой для нас земли нет!”. Слова принадлежат одному их героев Сталинградской битвы, замечательному снайперу, который лично уничтожил 242 фашиста, а его ученики-снайперы уничтожили 1106 немецких солдат и офицеров. Эти слова стали лозунгом защитников города.
- “Опасность для России, является нашей опасностью и опасностью США, так же как дело каждого русского, борющегося за свою землю и дом, является делом свободных людей и свободных народов в любой части земного шара”. Слова принадлежат одному из лидеров антигитлеровской коалиции, ярый “антикоммунист”, он первым из руководителей Запада заявил о безоговорочной поддержке СССР.
- “Пусть запомнят фашистские главари, что невозможно покорить русский народ, как невозможно погасить солнце…”. Эти слова принадлежат легендарному советскому разведчику, Герою Советского Союза (посмертно). Выдавая себя за немецкого офицера в г. Ровно, добывал ценную информацию. Погиб в с. Боратин, Бродовского района, Львовской области от пуль бандеровцев.
- “Товарищи! Граждане! Братья и сестры! К вам обращаюсь я друзья мои”. С такими необычными словами обратился к народу, руководитель нашего государства через 11 дней после начала войны.
- “Мы варвары, и мы хотим быть варварами. Это почетное звание”. Слова принадлежат человеку, ставшему символом самого человеконенавистнического учения в мире, главному зачинщику второй мировой войны и нападения на СССР.
- “Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву”. Из воспоминаний выдающегося советского полководца, маршала СССР.
- “Иной народ мог бы сказать правительству: “Вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой”. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии”. Из речи руководителя нашей страны по поводу окончания войны.
- “Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен”. Надпись на могиле, возле которой находится пост № - 1.
7. Вопросы к разделу “География Великой Отечественной войны”
(где расположены данные географические объекты, покажите их на карте).
- Малая Земля.
- Страны Европы, освобожденные советской армией от немецко-фашистских захватчиков.
- Зееловские высоты.
- Огненная дуга.
- Города, где проходили встречи глав государств, участников антигитлеровской коалиции.
- Аджимушкайские каменоломни.
- Восточный вал.
- Остров Людникова, Мамаев курган, Сталинградское поле.
- (“Кот в мешке”). Где впервые встретились советские и американские войска на завершающем этапе войны в Европе.
- Города, получившие почетные звания “город-герой”.
- Голубая линия.
- Дорога жизни.
- Город, где завершилась Великая Отечественная война советского народа.
- Линия Маннергейма.
8. Вопросы к разделу “Все для фронта! Все для Победы!”
(что вам известно о трудовых подвигах советских тружеников тыла).
- С какой инициативой выступили тамбовские колхозники в декабре 1942 года.
- С какими трудовыми инициативами в годы войны выступили трактористка Дарья Гармаш, металлурги г.Кузнецка, колхозники сельхозартели “Путь крестьянина”, Чистоозерного района, Новосибирской области.
- Как были изменены условия работы предприятий в результате обнародования Указов Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. и 26 декабря 1941 г.?
- Как вы думаете, какими словами завершался призыв ЦК ВКП(б) к труженикам тыла: “Рабочие и работницы, инженеры и техники предприятий, изготавливающих вооружение и боеприпасы для фронта! Работайте с удвоенной энергией!…”.
- Обычно на эвакуацию заводов, на монтаж оборудования на новом месте уходило 3 – 4 месяца. Еще около месяца уходило на выпуск первых изделий. Какое предприятие в годы войны, после эвакуации уже через 20 дней поле прибытия оборудования на новое место, стало выпускать продукцию.
- Благодаря какому трудовому подвигу, стал известен всей стране рабочий Владимир Поздняк.
- Какое движение возникло в первые годы войны на предприятиях Горького, и было поддержано на многих предприятиях страны.
- (“Кот в мешке”). Какое музыкальное произведение впервые было исполнено по Всесоюзному радио в ночь на 1 января 1944 г.
- Какая рабочая бригада первая в стране стала называться “фронтовой”?
- Какой лозунг, выдвинутый фронтовой бригадой слесарей Уралмаша, под руководством Николая Хабарина, был подхвачен рабочими коллективами страны?
- В годы войны множество рабочих проявляли творческий подход к делу, инициативу, были зачинщиками многих движений. Назовите наиболее знаменитых инициаторов трудовых движений.
- Чем прославился в годы войны фрезеровщик Д.Ф.Босый?
- Какое предприятие в годы войны называли Танкоградом?
- Какое грандиозное мероприятие было проведено труженикам тыла в СССР 17 августа 1941 г.?
9. Вопросы к разделу “Культура, наука, церковь”
- Музыкально-поэтическое произведение с первых дней войны ставшее ее символом.
- Какая симфония композитора П.И.Чайковского стала часто звучать на радио, начиная с 1941 г. До этого она 24 года была под запретом, из-за того, что в ней есть музыка царского гимна “Коль славен наш господь…”.
- Какое знаменательное событие в истории русской православной церкви, произошло в 1943 г., после встречи И.В.Сталина с высшим руководством православного духовенства СССР.
- (“Кот в мешке”). Автором этих двух памятников является один и тот же скульптор. Один памятник расположен в Волгограде, другой расположен в Берлине. В обоих памятниках присутствуют мечи. В одном меч поднят, в другом меч опущен. Что это за памятники. Кто является их автором?
- Назовите наиболее известные произведения живописи о войне, созданные советскими художниками.
- Где и когда была сформирована в годы войны первая фронтовая бригада артистов.
- Назовите наиболее известные произведения советских кинематографистов о войне, созданные ими в 1941 – 1945 гг.
- Как назывались танковая дивизия и авиационная эскадрилья, созданная на средства Русской православной церкви.
- Назовите наиболее известные песни о войне, созданные в 1941 – 1945 гг.
- Назовите фамилии советских ученых-изобретателей, работавших в годы войны в области промышленности.
- Назовите наиболее известные произведения о войне, созданные советскими поэтами и писателями в 1941 – 1945 гг.
- Какую православную икону, святыню Русской православной церкви, чаще всего в годы войны использовали во время крестных ходов, богослужений о даровании победы советской армии.
- Выдающийся советский ученый в области сварки и мостостроения. В годы войны работал на Урале, где изобрел автомат для электросварки, который помог ускорить выпуск танков.
- Какое открытие советского медика Н.Н.Бурденко помогло снизить смертность среди раненных?
10.Вопросы к разделу “Имена”
(о ком здесь идет речь)
1. Советский военачальник, командующий 62-й армией под Сталинградом, маршал СССР, дважды герой Советского Союза.
2. Советский, татарский поэт, погибший в застенках немецкой тюрьмы Моабит. Автор “Моабитского дневника” - сборника стихов. Ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза и присуждена Ленинская премия.
3. Участница обороны двух городов-героев – Одессы и Севастополя, Герой Советского Союза, снайпер, лично уничтожила 309 фашистов.
4. Выдающийся советский полководец, маршал СССР, четырежды герой Советского Союза, проявил себя как талантливый военачальник во всех крупных военных операциях, боевых действиях, сражениях Великой Отечественной войны. Принял капитуляцию Германии. Принимал Парад Победы в Москве.
5. Советский разведчик, работал под видом немецкого журналиста в Германии, Японии. Передал точную дату нападения Германии на СССР, количество дивизий и общую схему немецкого плана военных действий. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
6. Выдающийся русский композитор, пережил блокаду Ленинграда, автор всемирно известной 7-й симфонии (посвящена блокадному городу).
7. Генерал – предатель, возглавлял Русскую освободительную армию (РОА).
8. Ленинградская школьница, которая вела знаменитый дневник блокадного города.
9. Священнослужитель, которого еще при жизни называли “великим молитвенником”. Он тысячу дней и ночей провел в непрерывной молитве о даровании победы над Германией.
10. (“Кот в мешке”). Что подарил английский король Георг VI городу Сталинграду, в знак признательности за героизм и мужество защитников непокоренного города?
11. Советский актер, режиссер, педагог, народный артист СССР, в годы войны возглавлял Еврейский антифашистский комитет.
12. Диктор Всесоюзного радио, народный артист СССР, чей голос стал символом военных лет.
13. Летчик, Герой Советского Союза. Его образ запечатлен в книге Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Несмотря на ранение и ампутацию ног, освоил протезы, добился возвращения в авиационный полк и сбил еще 7 самолетов.
14.Самый результативный советский летчик, сбил 134 самолета противника (в годы Великой Отечественной войны – 95, во время войны в Испании – 28, в финскую компанию – 5, в Китае – 2, в Корее – 4), совершил 6 таранов и провел испытания 297 типов отечественных и зарубежных самолетов.
11. Вопросы к разделу “Преступления оккупантов”
(что вам известно о преступлениях немецко-фашистских оккупантов на территории СССР)
- Концлагерь на территории Латвии, где фашистские каратели замучили и уничтожили сотни тысяч людей. Один из символов преступлений фашистов против человечества.
- Что подразумевалось под “трудовой повинностью”, которую часто проводили фашистские власти на оккупированной советской территории?
- До сих пор этот шедевр мирового художественного, декоративного искусства XVIII века, похищенный немцами из Царскосельского дворца (недалеко от г. Ленинграда) так и не найден. С 2003 года посетители Царского села могут любоваться лишь хорошо выполненной копией этого произведения.
- Место под Киевом, где фашистские каратели уничтожили 100 тысяч людей еврейской национальности. Один из символов преступления фашистов против человечества.
- Место в Крыму, где фашистские каратели уничтожили около 7 тысяч мирных жителей. Один из символов преступлений фашистов против человечества.
- Когда советские войска освободили от фашистов Новгород, то на территории Кремля они обнаружили обломки знаменитого памятника, который немцы так и не успели вывезти. Что это за памятник?
- Концлагерь на территории Западной Украины, где фашистские каратели
- Уничтожили сотни тысяч людей. Один из символов преступлений фашистов против человечества.
- На какие, рейхкомиссариаты была разделена оккупированная немцами советская территория?
- Две белорусские деревни, ставшие символом преступлений фашистов против человечества. В одной в 1943 г. фашисты заживо сожгли 149 местных жителей, в том числе 75 детей. В другой деревне, в том же 1943 г. фашисты расстреляли 1500 человек.
- Фашистский план закабаления и уничтожения народов Восточной Европы, разработанный в 1940 г.
- Дом музей П.И.Чайковского в Клину, усадьба Л.Н.Толстого, усадьба А.С.Пушкина в Михайловском, Успенский собор Киево-Печерской лавры, Ново-Иерусалимский монастырь, Пулковская обсерватория, Днепрогэс. Что объединяет эти и тысячи других объектов культуры, науки, промышленности, оказавшихся в зоне немецкой оккупации?
- (“Кот в мешке”). Это изобретение впервые применяли финны во время советско-финской войны, и представляет собой бутылку с горючей смесью. Это грозное оружие советских солдат и партизан наносило большой урон врагу. Как называли эту бутылку с горючей смесью фашистские захватчики?
- Для каких целей была создана зондеркоманда СС во главе с бароном фон Кюнстербергом?
- В 1979 г. в СССР была приговорена к расстрелу, единственная за всю послевоенную историю женщина. В годы войны она работала у немцев палачом на территории Лохотского района, Брянской области. Бывшая советская военнопленная стала не только сотрудничать с фашистами, но и прислуживать им. Лично расстреляла 168 человек.
12. Вопросы к разделу “Сопротивление”
(что вам известно о подпольном и партизанском движении, как на территории СССР, так и за его пределами)
- Знаменитая советская партизанка, известная под псевдонимом “Таня”. Вела борьбу с оккупантами в Подмосковье. Была казнена фашистами в деревне Петрищево. Герой Советского Союза (посмертно).
- Советский солдат, бежавший из концлагеря к итальянским партизанам. За мужество и доблесть был награжден итальянской золотой медалью “Национальный герой Италии”.
- На каких территориях СССР, оккупированных немцами, больше всего функционировало партизанских отрядов?
- Знаменитый советский разведчик, работал в годы войны на Украине, собственноручно застрелил главного судью Украины, имперского советника и доставил в партизанский отряд немецкого генерала, который командовал карательными войсками.
- Какую операцию провели советские партизаны в сентябре-октябре 1943 г. по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированных территориях Белоруссии, Карелии, Латвии, Литвы, Эстонии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей?
- (“Кот в мешке”). В своих воспоминаниях маршал А.И.Еременко писал: “Новое оружие мы испытали под Рудней…25 июля во второй половине дня непривычный рёв реактивных мин потряс воздух, как краснохвостые кометы, метались мины вверх. Частые и мощные разрывы поразили грохотом и ослепительным блеском”. О каких орудиях идет речь и где они впервые были использованы?
- Назовите наиболее известных руководителей партизанского движения.
- Русская поэтесса, монахиня, проживала во Франции. В годы войны являлась активным членом французского сопротивления. Помогла многим евреям спастись от фашистского террора. Была казнена фашистами в концлагере Равенсбрюк в 1945 г.
- Советский солдат, бывший военнопленный, командир большого партизанского отряда в Польше. Был награжден высшим польским орденом и стал офицером Польской Народной армии. Погиб в бою с фашистами. Долго никто не знал его настоящего имени. Его поляки звали просто “Сашка”.
- Какую крупную операцию провели советские партизаны в августе-сентябре 1943 г. по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированных территориях Ленинградской, калининской, Смоленской и Орловской областей, Белоруссии и части Украины?
- Назовите фамилии наиболее известных пионеров-героев, активных борцов с оккупационным фашистским режимом.
- Назовите руководителей подпольной комсомольской организации “Молодая гвардия”, которая действовала в г. Краснодон, Луганской области.
- Знаменитая советская партизанка, вела антифашистскую борьбу на территории Пеновского района, Калининской области. Участвовала в формировании партизанского отряда, хорошо стреляла, была разведчицей и бойцом-агитатором. Была схвачена фашистами и казнена. Герой Советского Союза (посмертно).
- Кто руководил и координировал партизанское движение на оккупированной немцами территории.
13. Вопросы к разделу “Союзники и противники”.
- (“Кот в мешке”). Какая национальная диаспора за рубежом оказала наиболее активную помощь СССР во время Великой Отечественной войны?
- Кто являлся союзником СССР по антигитлеровской коалиции?
- Войска, каких союзников Германии участвовали в агрессии против СССР, а какие союзники немцев так и не послали свои войска на советско-германский фронт?
- Как назывался документ о поддержке СССР, подписанный в августе 1941 г. Между США и Великобританией?
- Какая из союзниц Германии в Европе первая прервала с ней всякие отношения и первая объявила ей войну?
- Какой документ был подписан в Нью-Йорке 1 января 1942 г. представителями 26 государств, в том числе и СССР, который был направлен против Германии, Японии и Италии?
- Какое европейское государство, союзница Германии, оказала наиболее упорное сопротивление советским войскам. Она оказалась последней из союзниц Германии, которая прервала с ней всякие отношения и объявила ей войну?
- Какие национальные воинские части, были сформированы на территории СССР, для борьбы с фашистской Германией?
- Какие воинские национальные формирования были созданы при участии Германии для борьбы с советской армией?
- Какая организация была распущена в 1943 г. руководством СССР в целях укрепления военного союза с США и Великобританией, в связи с изменившимися внешнеполитическими условиями?
- Каким образом США и Великобритания доставляли в СССР вооружение, боеприпасы, продовольствие, медикаменты?
- Что такое “ленд – линз”?
- Кого немецкие оккупанты называли “хиви”?
- Кто из бывших руководителей белогвардейского движения, находясь в эмиграции, открыто поддерживал СССР в борьбе с германской агрессией и всячески желал ей только победы, а кто не только поддержал фашистов, но даже возглавлял созданное фашистами воинское формирование?
14. Вопросы к разделу “Под запретом”
(что вам известно о данных событиях и фактах, которые длительное время находились в СССР под запретом).
- Какая трагедия произошла 11 сентября 1941 г. в Медведевском лесу в 10 км, от г. Орла.
- Какие народы СССР в годы войны подверглись репрессиям. Что им вменялось в вину.
- Какой крупный процесс проходил в Москве 22 июня 1941 г. ровно через месяц после начала войны.
- Почему Сталин приказал остановить наступление на Варшаву в августе 1944 года, в то время как в городе вспыхнуло мощное антифашистское восстание.
- В каком городе в 1941 г. вспыхнули беспорядки в результате возникшей паники, по поводу приближения немецких войск к Москве.
- О чем шла речь в приказах наркома обороны СССР № 270 от 16 августа 1941 г. и № 227 от 28 июля 1942 г.
- Что вменялось в вину советским военачальникам В.Я.Качалову, Н.К.Кириллову, П.Г.Понеделину, упомянутых в приказе наркома обороны СССР № 270 от 16 августа 1941 г.
- Личный враг Гитлера, его имя длительное время было под запретом в СССР. Командир легендарной подводной лодки “С – 13”, которая нанесла немецкому флоту большой урон.
- Что такое заградительные отряды. Какую функцию они выполняли в советской армии?
- Какая судьба ожидала бывших советских военнопленных, после их возвращения на родину?
- Что такое штрафные батальоны? Как они формировались?
- Какая центральная газета подверглась гонениям только за то, что посмела за месяц до начала войны поместить на своих страницах антигерманскую статью.
- 18 октября 1941 г., когда немцы стояли у стен Москвы, в г. Куйбышеве была расстреляна группа политических заключенных из 20 человек. Среди казнённых оказались и многие видные советские военачальники? Назовите их.
- (“Кот в мешке”). Какие медали были учреждены в годы Великой Отечественной войны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме Великая отечественная война"
Тест включает 2 варианта и рассчитан на школьников, изучающий предмет на базовом уровне. По форме он аналогичен заданиям ЕГЭ по истории России....
Итоговый тест по теме "Великая Отечественная война"
Материал может быть использован для итогового контроля в 11 классе по теме "Великая Отечественная война", а также позволяет проверить знания учащихся при подготовке к ЕГЭ....
Тестирование по теме "Великая Отечественная война" 11 класс
Тест (2 варианта) по материалу учебника Н.В.Загладина, С.И.Козленко "История отечества. XX- начало XXI века. 11 класс...
Контрольный тест по теме "Великая Отечественная война"
тест по истории России для тематического контроля в 9 классе. задания с выбором ответа, на соотнесение, работа с документами....
Экспериментальное изучение темы «Великая Отечественная война» в курсе Отечественной истории 11 класса.
Данная статья раскрывает особенности изучения такой сложной темы как "Великая Отечественная война". В статье описывается эксперимент по проведению уроков на основе деятельностного подхода к изучению и...
Методическая разработка по теме:" Подготовка к итоговому сочинению по литературе. Тема: "Великая Отечественная война". Аргументация на примере литературного произведения(поэма О.Берггольц "Февральский дневник")"
Пример сочинения по литературе на тему войны( аргументация с использованием литературного материала- О.Берггольц "Февральский дневник")....
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....