Обобщение опыта
статья по теме
Целью данной работы является обобщение педагогического опыта.На мой взгляд обмен опытом помогает пополнить свои знания. Тема моей работы на сегодняшний день очень актуальна и значима.Я буду рада, если моя работа будет полезна коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья: " Самостоятельная работа на уроках истории" | 37.62 КБ |
Презентация " Обобщение педагогического опыта" | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
« Перевозинская основная общеобразовательная школа»
Бузулукский район
Оренбургская область
Обобщение педагогического опыта
по теме:
«Самостоятельная работа учащихся на уроках
истории и обществознания, как способ развития познавательных способностей».
Выполнила:
учитель истории и обществознания
Савватеева Любовь Владимировна
Содержание:
Введение.
1.Возможности развития самостоятельной работы на уроках истории и обществознания.
2.Описание опыта работы в создании условий для развития самостоятельной работы на уроках истории и обществознания.
Заключение.
Литература.
Введение.
«Скажи мне, и я забуду
Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать, и я научусь»
(Древнекитайская мудрость).
Цели и задачи изучения истории и обществознания в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, формирующихся в учебном процессе и проявляющихся в школьной и общественной практике.
Главная цель изучения истории и обществознания в современной школе – образование, развитие и воспитание личности, способной к самоиндентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические и обществоведческие знания в учебной и социальной деятельности. Темой своего самообразования я выбрала : «Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания, как способ развития познавательных способностей».
В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного цикла занимает в среднем от 5 до 7 минут. Направлена такая работа, как правило, на дублирование мысли учителя или автора учебника, т.е., характер самостоятельной работы – это работа по образцу, это отсутствие продуктивной деятельности ученика. В основном это работа с учебником: ответы на вопросы, комментарии к тексту, рисункам, фотографиям или работа с картой. В течение преподавания истории и обществознания в школе я пытаюсь изменить это представление о самостоятельной работе на уроке и доказать, что без такого вида работы не может быть ни знаний, ни знающих и мыслящих учеников.
Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории и обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. На сегодняшний день возникает необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на все новые «вызовы» жизни.
Самостоятельная работа на моих уроках истории и обществознания представляет собой особый вид учебной деятельности – она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшним учащимся сделать что-то самим. Самостоятельная работа в моём понимании – это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий.
Актуальность работы обусловлена тем, что самостоятельность необходима и в учебе, и в быту для того, чтобы дифференцировать информацию, выделять наиболее значимую, чтобы в дальнейшем не испытывать затруднения при обобщении и систематизации знаний и умений и легко обращаться к собственному опыту (как к учебному, так и к житейскому).
Ведущая педагогическая идея.
Нацеленность современного образования на развитие личности выдвигает на первые позиции проблему развития познавательной активности школьников.
Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта состоит в следующем: через использование метода самостоятельной работы решить проблему зарождения и развития у учащихся интереса к предмету истории и обществознания , вовлечь каждого ученика в процесс саморазвития и способствовать формированию познавательной активности школьников.
Цель работы:
Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения самостоятельной работы на уроках истории и обществознания.
Задачи :
- определение содержания методики применения самостоятельной работы;
- повышение интереса у школьников к истории и обществознанию;
- активизация деятельности учащихся на предметах гуманитарного цикла;
- повышение эффективности уроков истории и обществознания;
- описание опыта применения самостоятельной работы на уроках;
Основные направления моей работы:
- обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников;
- выбор оптимального стиля деятельности во время самостоятельной работы учащихся применительно их уровню знаний и темпу работы;
- повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся;
- создание социально-эмоциональных, психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся.
Что может и должен делать ученик самостоятельно? Прежде всего он должен уметь получать знания, причём из различных источников, а также самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подход к решению. Она характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою точку зрения.
Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения, одним из путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке, развития мыслительной и познавательной деятельности учащихся.
Воспитание самостоятельности у учащихся происходит постепенно в течение всего периода обучения, удельный вес самостоятельной работы возрастает от младших классов к старшим. Эффективность самостоятельной работы зависит от её организации, от умелого продумывания сочетаний самостоятельной работы с другими методами.
Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал. Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, решить эту проблему может правильно организованная самостоятельная работа на уроках.
Новизна опыта.
Новизна опыта состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования технологий самостоятельной работы, создании условий для формирования информационной компетентности и творческих способностей учащихся.
1.Возможности развития самостоятельной работы на уроках истории и обществознания.
Понятие самостоятельной работы.
«Понятие познавательной самостоятельности стоит в одном ряду с понятиями познавательной деятельности, познавательной активности и познавательной инициативы. Познавательная самостоятельность, приближающая процесс к индивидуальному самообразованию.
«Самостоятельная работа – один из основных видов деятельности учащихся, осуществляемый на всех видах учебной работы и в часы самостоятельной подготовки вне школьных занятий».
Л.Н.Толстой, говоря о человеческой мудрости, предупреждал, что она не может переливаться из того человека, который полон ею, в того, в ком её нет.
«…Для воспитания чужой мудрости, - отмечал он, - нужна прежде всего самостоятельная работа».
Сегодня перед учителем стоит чрезвычайно важная и сложная задача: он должен не только вооружить школьников историческими знаниями, но и строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыслить, рассуждать. Большое значение в данной ситуации имеет самостоятельная работа учащихся.
Очевидно, что в этой работе должна быть строгая система. В организационном плане она предполагает следующее:
- включать каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности (с учётом его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности).
- осуществлять переход от простых заданий к более сложным.
- постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя.
- включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся всё разнообразие содержащихся в предмете знаний.
Самостоятельная работа учащихся осуществляется на лекциях, групповых занятиях, в часы самостоятельной подготовки.
На лекциях самостоятельная работа учащихся проявляется:
- при осмыслении лекционного материала;
- в ходе диалога с учителем и одноклассниками;
- во время кратких ответов на вопросы, персонально поставленные учителем.
На групповых занятиях самостоятельная работа учащихся проявляется:
- в ходе выступления с рефератами, докладами, фиксированными сообщениями;
- при участии в дискуссиях;
- при тестировании;
- при ведении записи новой информации и т.д.
В часы выполнения домашних заданий самостоятельная работа учащихся проявляется:
- при чтении и доработке конспекта лекции;
- при чтении учебника и ведении записей прочитанного;
- при выполнении письменных работ, практических заданий.
Можно выделить три уровня познавательной самостоятельности школьников в учебной деятельности:
1.воспроизводящая деятельность;
2. преобразующая деятельность;
3. творческая деятельность.
Наиболее сложный, но наиболее привлекательный, творческий уровень познавательной деятельности. Он характеризуется самостоятельным исследовательским поиском новых знаний и способов деятельности. Организация творчества возможна только на основе предыдущего опыта преобразующей деятельности. Классическую точку зрения на учение и обучение школьника сформулировал К.Д.Ушинский. Учение, по его утверждению, «есть труд и должен оставаться трудом, но трудом полной мысли, чтобы самый процесс учения зависел от серьёзной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас». «Серьёзную мысль» тут следует рассматривать как познавательную активность, естественными побудителями которой должны быть познавательные потребности и интересы. «Учение, лишённое всякого интереса, - писал он, - и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не всё в учении интересно и придёт многое, что надобно будет взять силою воли».
Самостоятельная деятельность – это наиболее высокий уровень самостоятельной деятельности, характеризующийся способностью к независимым действиям по собственной инициативе, высокой степенью активности. Инициатива – проявление высокой мотивации познания и вне познавательной самостоятельности угасает.
Познавательные возможности учащихся.
В современных типах школ учителя по возможности стараются учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся В основе познавательных возможностей и обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов: воспитания, воображения, памяти, мышления, внимания, речи. Они достаточно индивидуальны и взаимосвязаны между собой. В обучении также играет большую роль эмоционально-волевая характеристика личности, её характер, темперамент: холерики и сангвиники, например, по-разному ведут себя на уроках, у них разная степень утомляемости, восприятие, эмоции. Это всё влияет на общую обучаемость школьника.
В процессе учебной деятельности и ученики находятся в различных познавательных состояниях: испытывают творческий подъём или апатию, они довольствуются ситуативным одноразовым интересом и быстро теряют его в течение одного урока, другие, напротив, - испытывают устойчивый интерес, одни уверены в себе, другие застенчивы. Все эти индивидуальные различия необходимо знать учителю.
Обучаемость связана с мотивацией обучения истории. Мотивы – это такое субъективное отношение школьников к учению, в основе которого лежит сознательно поставленная цель. Все мотивы условно можно разделить на социальные и познавательные. Первые связаны с осознанием ценности истории, стремлением добиться положительной оценки и получить определённую профессию, ориентацией на способы взаимодействия с людьми. Особую роль во второй группе играют процессуальные мотивы, т.е. интерес к процессу учения. Психологи считают, что положительную мотивацию в учении вызывают: положительный настрой, адекватная самооценка ученика, уверенность в своих возможностях, активная позиция в деятельности.
Индивидуальные возможности важно своевременно выявлять и применять в практической деятельности. В ходе обучения истории развиваются все те же познавательные процессы, что и при изучении других школьных дисциплин. Исключение составляет воображение, развитию которого в большей степени способствуют уроки истории и литературы. Среди мотивов в обучении истории выделяется такой, как понимание социальной значимости изучения истории. Следует иметь в виду, что он может проявляться только в старшем школьном возрасте с учётом обучаемости.
Обучаемость зависит от многих интеллектуальных свойств человека, в частности, самостоятельности мышления, смысловой памяти, умения осмыслить однородные явления, достигать желаемых результатов в минимально короткие сроки. Обучаемость связана с уровнем развития исторического мышления учащихся, их воображения, чувств и эмоций, памяти и речи, познавательного интереса. Уровень развития самой обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания ученика.
Познание будет зависеть от сложности и трудности материала.
Познавательные возможности учащихся практически неисчерпаемы и многие из них поддаются целенаправленному воздействию и развитию через качественные, сущностные изменения процесса обучения и его содержания.
2.Описание опыта работы в создании условий для развития самостоятельной работы на уроках истории и обществознания.
Развитие самостоятельной работы в 5 – 6 классах.
Инициатива –проявление высокой мотивации познания и вне познавательной самостоятельности угасает. В 5 – 6-х классах мотивация познания особенно связана с интересом. Интерес – эмоционально-окрашенное проявление познавательных потребностей личности. Прежде чем начать работать в 5 классе нужно побеседовать с учителем начальных классов. Это поможет определить их интересы и познавательные возможности. Такая информация особенно важна при подготовке к первым урокам, когда учащиеся оценивают учителя и знакомятся с предметом. Считаю, что на первых 3-4-х уроках нужно использовать традиционные методы, приёмы и средства подачи исторического материала, т.к. детей нужно ещё познакомить со своими требованиями. Особое внимание нужно сосредоточить на: 1. содержании исторического материала (более тщательно его отбирать). Помогает учебник Ф.Михайловского. «История древнего мира» издательства «Русское слово», который интересен учащимся 5-х классов, а материал посильный для всех. 2. внешнем виде учителя.
3. межличностных отношениях учителя и учеников.
Начиная с 5 класса, учу работать с текстом учебника. Перед чтением пункта, изучаемого параграфа, задаю вопрос, на который учащиеся отвечают после прочтения текста. Учимся составлять план (простой и сложный). Выполняем словарную работу. Дети с помощью учителя записывают значение отдельных слов в тетрадь, запоминают их значение, составляют с ними предложения. Запоминанию материала, его закреплению и повторению, развитию зрительной памяти и воображения учащихся способствует игровая деятельность. Следует обратить особое внимание и на использование художественной литературы. Поиск отрывков из произведений художественной литературы по данной теме, помогает углубить и расширить знания учащихся. Формировать самостоятельность мышления у учащихся можно при помощи логических заданий.
В начале урока в 5-6-х классах я стараюсь использовать ситуацию или историческое событие, которое удивило бы учеников. . Например: в начале урока в 5 классе «Искусство Древнего Египта» я рассказываю: «В1922 году английский археолог Хоугарт Картер открыл гробницу фараона Тутанхамона, но вскоре после раскопок все, кто участвовал в них, скончались. Почему? Неужели сам фараон мстит за то, что его гробницу потревожили?» Особо интересно ребятам сравнивать жизнь в древнем мире и сегодняшнюю. Так как интерес угасает вне познавательной самостоятельности, то прежде всего необходимо вооружить ребят общеучебными и историческими умениями, навыками, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно добывать знания.
Общеучебные умения в 5-6 классах:
- составление плана;
- выделение главного из текста;
- составление описательного рассказа по рисунку;
- составление рассказа по теме;
- составление таблиц;
- нахождение изменений на карте;
- анализ фактов;
- определение признаков явлений;
- сравнение событий по определённой памятке.
Уже на первых уроках курса «История древнего мира» важно привить ребятам знания о причинах, следствиях исторических явлений, сформировать понятия «цели» и «задачи»,научить работе с картой.
Важно научить уже в 5 классе свои выводы доказывать фактами, составлять сложный план и др.
Основные исторические умения:
- работа с картой, документами, хронологией;
- составление характеристик исторической личности по памятке;
- составление сравнительной характеристики географического положения стран древнего мира;
- репродуктивное воспроизведение исторического события.
Примеры развития:
- Причины, повод.
- Участники.
- Цели.
- Соотношение сил.
- Ход
- Итог.
- Причины исхода (победы, поражения).
- Значение войны.
В дальнейшем эта памятка может усложняться или упрощаться в зависимости от объёма материала и его значения для урока или темы. Эта простая памятка помогает самостоятельно составить рассказ, подготовить доклад о любой войне, восстании и т.д., сравнивать или сопоставлять исторические явления.
Я учитываю особенности и реальные возможности каждого ученика. Самостоятельная работа должна строиться с учётом индивидуально-психологических факторов.
Например: домашнее задание к уроку в 6 классе по теме «Жизнь и обычаи феодалов».
1 Девочки (Подготовить доклад о женской одежде в средние века (используя доп. материал).
- Мальчики (Подготовить доклад о вооружении рыцаря (используя гл. материал).
Ещё одним условием для развития самостоятельной деятельности является формирование умения критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Например:
1.Методика самооценки.
2.Оценка устного ответа одноклассника.
3. Рефлексия.
Учитель: « Что нового вы узнали? Как оцениваете свою работу?»
Очень легко можно объяснить понятия «цели» и «задачи», если устраниться от исторического материала и раскрепостить сознание учащихся.
Учитель: «Я хочу сесть на стул – это моя цель. Что мне нужно сделать? Ученики перечисляют действия, которые являются моими задачами ( пройти несколько шагов, отодвинуть стул, сесть). На этом примере учащиеся понимают, что задачи решаются различными средствами. Затем я предлагаю задание из истории. Например: «Какие цели и задачи были у фараонов в их военных походах?» Для развития самостоятельной деятельности подходят творческие задания.
Например:
1. Напишите рассказ от имени путешественника, который побывал в Афинах.
2.Нарисуйте одного из богов греческой мифологии, расскажите о нём, используя дополнительный материал.
3. Представьте, что у вас есть возможность взять интервью у исторической личности.
У ученика обязательно должен быть выбор. Часто ребята предлагают свой вариант.
Развитие самостоятельной работы в 7 – 9 классах.
В 7-9 классе продолжаю развивать умения и навыки, расширяющие диапазон самостоятельности учащихся: анализ и обобщение исторических явлений, определение его значения; самостоятельное изучение параграфа или исторического документа, ориентируясь на вопросы; составление развёрнутого плана на основании текста, формулировать определения исторических понятий; давать сравнительную характеристику исторических процессов; излагать вопросы темы, раздела. Основными мотивами обучения истории в этом возрасте являются позиционно-оценочные мотивы сотрудничества и общения. Ученики стремятся занять определённую позицию в классе, самоутвердиться. На данном этапе я использую групповые методы обучения. Главные условия работы в группах: наличие проблемы, которую группы решают; комбинированная оценка = индивидуальная (домашняя) работа + работа в группе. Я не навязываю ребятам состав группы, но сообщаю чёткие требования к работе. К, сожалению, не во всех классах предоставляется возможность работы в группах из-за их малочисленности. Высокой мотивацией для учащихся в данном возрасте является возможность высказать свою точку зрения. Особенно хорошо подходит эта работа для уроков обществознания, где ребята используют свой жизненный опыт. Например: Урок обществознания в 8 классе «Человек, природа, общество».
Постановка проблемы | Человек – венец природы или звено в цепи |
Первоначальные мнения: за и против. | Ребята высказывают своё мнение, приводят примеры. |
Более глубокое изучение проблемы. | На данном этапе работают с раздаточным материалом, изучают мнение учёных, философов, писателей. |
Окончательное мнение. | Часто к концу урока ребята меняют свою позицию. |
Результат. | Схема, таблица с мнениями по этому поводу. Ментальные карты |
Изучая проблему, я не навязываю ребятам свою точку зрения, а оцениваю яркость выступления и выполнение требований к работе.
В 8-9 классах ребята выбирают темы рефератов. Как правило, тема реферата возникает из проблем и вопросов, поднимающихся во время обсуждения на уроках.
Самостоятельная работа учащихся – одна из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.
Заключение
Для того чтобы развивать самостоятельную деятельность необходимо:
- учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся;
- формировать умения и навыки самостоятельной деятельности;
- развивать интерес к предмету;
- вызывать положительную мотивацию в ученике и учитывать цели каждого ученика.
В своей работе я стараюсь учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся. Относительно к этим особенностям и возможностям выбираю методы, темпы обучения, объём помощи. Мое педагогическое кредо можно сформулировать так: «Навязывать – НЕЛЬЗЯ! Вызубрить – НЕВОЗМОЖНО! Стараться запомнить всё - БЕЗУСПЕШНО! Заинтересовать - ВОТ РЕШЕНИЕ!»
Инициатива – проявление высокой мотивации познания, поэтому необходимо учитывать цели каждого ученика. Психологи считают, что положительную мотивацию в обучении вызывают:
- положительные эмоции;
- общий устойчивый положительный настрой;
- адекватная самооценка ученика;
- уверенность в своих возможностях;
- активная позиция в деятельности.
Особенно в основной школе главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками.
Таким образом, в традиционной школе возможно создание условий для развития самостоятельной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих учеников. Хочу, чтобы каждый ребёнок ждал новой встречи с моими уроками, чтобы жаждал новых знаний и был счастлив оттого, что может их получить. А от своей методики самостоятельной работы я ожидаю следующего:
- Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием.
- Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях.
- Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению
- Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.
- Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера.
- Достижения высокого уровня развития личности ученика.
Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:
Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество знаний;
самостоятельная работа решает поставленные развивающие задачи;
самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у учащихся;
повышает уровень обученности;
развивает и улучшает речь учащихся.
Будущее своей работы вижу в расширении базы самостоятельных работ.
Литература
- Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.:НИИ школьных технологий,2004г.
- Короткова М.В. ,Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах , таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей.- М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 1999г.
- Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2001г.
- Кузьмина И.А. Самостоятельная работа школьников по изучению общественных дисциплин (история и современность). Методика.
5. Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.- М.2007г.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Скажи мне , и я забуду Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать , и я научусь» ( Древнекитайская мудрость )
Самостоятельная работа – это один из основных видов деятельности учащихся, осуществляемый на всех видах учебной работы и в часы самостоятельной подготовки вне школьных занятий .
на моих уроках истории и обществознания представляет собой особый вид учебной деятельности – она осуществляется под моим руководством, но без непосредственного вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа в моём понимании – это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку .
Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения самостоятельной работы на уроках истории и обществознания
Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать и углублять знания, применять их на практике.
Важным условием для развития самостоятельной деятельности является формирование умения критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Например: - методика самооценки - оценка устного ответа одноклассника - рефлексия.
Самостоятельная работа учащихся осуществляется на уроках, групповых занятиях, в часы самостоятельной подготовки.
На групповых занятиях самостоятельная работа учащихся проявляется: - в ходе выступления с рефератами, докладами, сообщениями; при участии в дискуссиях; при тестировании; при ведении записи новой информации и т.д.
В часы выполнения домашних заданий самостоятельная работа учащихся проявляется: при чтении и доработке материала урока; при чтении учебника и ведении записей прочитанного; -при выполнении письменных работ, практических заданий.
1.Графические схемы 2.Смемы на установление соответствия 3.Таблицы 4. Работа над проблемными вопросами 5.Работа с текстом и.т.д.
- с использованием графических схем можно представить всю тему целиком; - когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи ( это полезно и для преподавателя, и для учащихся); - повышается учебная мотивация, ученикам легче воспринимать графические образы; - с использованием схем можно развивать свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, - на графической схеме хорошо виден путь от общего к частному, и обратно путь "снизу вверх".
Приписываемый (от рождения: пол, раса, национальность, иногда сословное происхождение) Приведите пример Достигаемый ( приобретается в результате свободного выбора Приведите пример
смешанные
Период Главные события на фронте Главные события в тылу Последствия данных событий Таблица 1 Таблица 2 Период белые красные интервенция
Найдите дату и решаемые вопросы международной конференции в Генуе и результаты; кто руководил советской делегацией. Когда, с кем, по поводу чего был подписан Раппальский договор? 1922г в Генуе решался вопрос о Советском государстве как борце за мир (Чичерин Г.В.). Из-за взаимных претензий России и стран Антанты соглашения достичь не удалось. 16 апреля заключен договор с Германией о дипломатических и экономических отношениях
Цель : научатся работать с текстовой информацией: - выделять и анализировать детали в тексте; - сопоставлять и анализировать позиции исторических деятелей; - использовать информацию, не содержащуюся непосредственно в тексте
1.Снижение страха перед неудачей. 2.Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях. 3.Развитие способностей постоянного поиска знаний и умение их использовать на практике. 4.Достижения высокого уровня развития личности ученика.
Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы: Самостоятельная работа - повышает активность учащихся; развивает творческое воображение у школьников; формирует привычку к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению; развивает способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике; у школьников появляется уверенность в себе, в своих возможностях; помогает достигнуть высокого уровня развития личности ученика. Самостоятельная работа решает поставленные развивающие задачи.
Результатом данной деятельности является рост мотивации учащихся к изучению предмета. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала. Практический опыт показал, что: Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельности. Самостоятельная работа учащихся составляет основу многих современных технологий .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...