Методическая разработка урока по теме: "Культура петровской эпохи"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Соловова Светлана Леонидовна

Методическая разработка включает в себя: конспект урока (с технологической картой), страницу для заполнения обучающимися и празентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kultura_petrovskoy_epohi.rar41.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Культура петровской эпохи.

Учитель: Соловова Светлана Леонидовна.

Учебный предмет: история.

Класс: 8

  1.          Тип урока: «открытие»  новых знаний
  2.  Цели по содержанию:

Целью данного урока является:  создание содержательных и организационных условий для осмысления роли преобразований в области культуры в эпоху Петра

Были определены задачи педагога:

1. Образовательные:

  • формирование системы знаний об основных преобразованиях Петра Первого в области культуры
  • усвоение обучащимися понятий ассамблея, барокко, пилястры, петровский этикет

2. Развивающие: способствовать формированию:

  • мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов

информационно- методологических умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний, конспектирования, критического сопоставления источников

  • развивать познавательную активность, интерес к предмету;
  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
  • развивать речь учащихся, приводить аргументы.
  • развить у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету история, история и культура Санкт-Петербурга, МХК
  • сформировать у учащихся  мотивацию  к  обучению и познавательной деятельности.
  1. Планируемые  результаты учебного занятия :
  2. Предметные :  
  3. Знать –  культурные изменения эпохи Петра I
  4. Уметь –  - систематизировать исторический материал по изученному периоду;
    - выделять особенности объектов петровского времени ;
    - приводить и обосновывать оценку деятельности Петра I;
    - участвовать в дискуссии о значении культурных преобразований Петра I для российской истории;
    - выполнять синквейн
  5. Метапредметные :
  6. Регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата
  7. коммуникативные :  умение задавать вопросы
  8. познавательные:  умение извлекать информацию из источника и работать по алгоритму, проводить сравнение
  9. Личностные:  сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию
  10. Используемая технология : проблемно-диалогической, ИКТ,  критического мышления, обучение диалогу, технология здоровьесбережения ( дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся, сан пин) 
  11. Информационно-технологические ресурсы : компьютер, проектор, презентация к уроку , учебник, рабочая тетрадь, фрагменты из произведений о петровских ассамблеях,
    документы (выдержки из указов Петра 1), раздаточный материал.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые  действия

Формируемые способы

деятельности 

Осуществляемые  действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые  действия

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

5

6

7

Этап «Постановка целей и задач урока»

Формулирует тему урока, ставит цели

В первой четверти 18 века в России были большие перемены. С деятельностью какого гос.деятеля они были связаны? Государь проводил реформы. Назовите их. Какие ещё были измениеия?

Что будем изучать сегодня? Какие цели?

Для нас жителей Северной столицы важно

Почему перемены, происходившие в России, часто называют «культурной революцией?

Записывают тему урока, цели

-Извлекать информацию

Взаимодействуют с учителем, называют реформы Петра 1.

Задают уточняющие вопросы

Формулировать вопросы по существу. Давть логичные и краткие ответы.

Определяют цели

- Составлять план действий исходя из общей учебной задачи

Этап «Ведомости»

1

2

3

4

5

6

7

Организует работу обучающихся. В случае необходимости, направляет, помогает. Отслеживает скорость и глубину выполнения заданий.

Давайте заглянем на страницу первой в Петербурге газеты «Ведомости». В ней видим указ, написанный новым более удобным гражданским шрифтом.Из газеты «Ведомости»: «Писанному сценарию о жизни петровой быть!»

Не ослушаемся государя. Напишем сценарий. Какие элементы он содержит?

Учащиеся читают указ, обсуждают, выделяют основные элементы, обсуждают

- Анализировать исторический источник

 - Извлекать информацию из текста,

Ученики работают индивидуально, но

- Соотносить  интересы

Обучающиесяищут информацию

- Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

- Осуществлять самоконтроль

Этап «Архитектура Барокко»

1

2

3

4

5

6

7

Организует работу по созданию образа эпохи через архитектурные объекты. В случае необходимости, направляет, помогает. Отслеживает скорость и глубину выполнения заданий. (Смотри приложение «Страница»).

  • Что помогает создать образ эпохи?
  • В перовском петербурге госпотствовал стиль барокко - «причудливый, странный, жемчужина неправильной формы».
  • _ Как Вы думаете ещё называли этот стиль?Откуда такие названия?
  • Когда он госпотствовал?
  • Перед Вами объекты петровского времени. Назовите их, что общего Вы увидели?
  • Посмотрите на равпечатки объектов 1 и 2 линии, сравните их, выделите общее (различное).
  • Выделим карандашом и подпишем основные черты петровского барокко.

Учащиеся самостоятельно в  выполняют задания в распечатках.  Анализируют и сравнивают иллюстрации. Выделяют общее и различия.

- Анализировать исторический материал.

 - Извлекать информацию из  иллюстрации

- Сравнивать

- Видеть причинно-следственные связи

- Привлекать полученные ранее знания

Ученики работают индивидуально, но,  по мере необходимости вступать в диалог

Формулировать вопросы по существу. Выражать словесно свои догадки. Давть логичные и краткие ответы.

Ученики выполняют задания, соответствующие разным типам заданий, ищут информацию, характеризующую особенности Петровской культуры

- Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

- Осуществлять самоконтроль

Этап «Создание эстетического образа героев»

1

2

3

4

5

6

7

Организует работу по созданию эстетического образа. В случае необходимости, направляет, помогает. Отслеживает скорость и глубину выполнения заданий.

Кроме газеты «Ведомостим»  при Петре 1 издаётся популярная книга «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению». Созданим образ героев.

-Откройте учебник стр.68, поработайте карандашом и ответьте на вопросы.

Сформулируйте содержание «Юности честного зерцала».

Какие причины побудили к созданию этого документа (назовите не менее 2-х причин)?

Где было необходимо придерживаться этих правил?

Какие новшества в быту дворян XVIII века отражает этот документ?

- Что же такое «Юности честное зерцало»? Запишите.

Обучающиеся   выполняют задания : читают документы,  анализируют тексты.

- Анализировать исторический источник

 - Извлекать информацию из текста.

- Видеть причинно-следственные связи

Ученики работают индивидуально и фронтально.

Давть логичные и краткие ответы.

Обучающиеся  выполняют задания, соответствующие разным углам, ищут информацию, характеризующую особенности Петровской культуры

- Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

- Осуществлять самоконтроль

Этап «Основной сюжет»

1

2

3

4

5

6

7

Организует работу по написанию сюжета. В случае необходимости, направляет, помогает. Отслеживает скорость и глубину выполнения заданий.

  • В 1718 году Петром 1 был издан ещё 1 указ. Об ассамблеях. О чем же он.
  • Прочитайте текст №5. подчеркните определение, ассамблея и её основные цели.5) "Ассамблея - слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать - вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава. А каким образом эти ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай не войдет.

  • Указ Пера продолжался.
  • Почему ассамблея начиналась в 16.00/17.00? Заканчивалась в 22.00? Как узнавали время?
  • Внимательно рассмотрите таблицу.(Смотри приложение «Страница»). Сколько комнат должен был предоставить устроитель ассамблеи?
  • Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина, рссмотрите гравюру 18 века, прочитайте указы. Предоложтте и подпишите как назывались помещения/комнаты.
  • - Какое новое времяприровождения дворян появилось? Каковы цели? Опираясь на источники перечислите занятия. Какие умения для этого требовались? Как ассамблея изменила досуговую жизнь дворян?

Обучающиеся  выполняют задания на распечатках.

- Анализировать исторический источник

 - Извлекать информацию из текста, иллюстрации, карты

- Сравнивать

- Видеть причинно-следственные связи

- Привлекать полученные ранее знания

Ученики работают индивидуально

Умения корректно вести обсуждение с учителем и одноклассниками

 - Умение извлекать дополнительную информацию из ответов других

Ищут информацию, характеризующую особенности Петровской культуры

- Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

- Осуществлять самоконтроль

Рефлексия .

1

2

3

4

5

6

7

Просит учеников оценить свою работу. Подводит итог. Написать синквейн. Оценивает обучающихся.

  • Дабы сей сценарий был утвержден, подведём итог. Напишем синквейн (от французского 5).
  • 1 существительное
  • 2 глагола
  • 3 прилагательных/причастия
  • Предложение из 4-5 слов
  • 1 синоним.

- Оценивает обучающихся.

  • Начало века — изменения и преобразования в культуре. Почему перемены, происходившие в России, часто называют «культурной революцией?
  • Поставьте автографы и передайте сценарии.

Обучающиеся составляют синквейн. Тема: «Ассамблея».

Анализировать.

Оценивают свою работу на уроке

- Выражать словесно свои переживания и эмоции

Анализируют свою работу на уроке

- Оценивать свою работу

- Соотносить  результат с целью

- Корректировать свою деятельность в зависимости от достигнутых результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Культура питания"

цель данного урока: познакомить обучающихся с основными принципами рационального питания; распределением расходов на питание; правилам покупок основных продуктов; научит рациональному ведению домашнег...

Разработка урока по теме "Культура и духовная жизнь общества"

Подробна разработка урока+презентации....

Разработка урока по теме "Культура речи"

Урок русского языка в 10 классе. Данный урок включает проектную деятельность учащихся....

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры»

Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры» для учащихся средних профессиональных учебных заведений сцелью в рамках урока по предмету Общество...

Методическая карта урока по теме "Культура и традиции стран изучаемого языка. Праздники"

Методическая карта урока содержит цели и описание хода занятия по теме "Культура и традиции стран изучаемого языка. Праздники" для студентов 1 курса образовательных учреждений среднего ...