методическая разработка урока истории в 7 классе "Дворцовые перевороты"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Разработка урока учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. Устиновка Чекашкиной Натальи Николаевны
История России. 7 класс
Тема урока: Дворцовые перевороты.
Цель урока: познакомить учащихся с причинами и следствиями дворцовых переворотов в России XVIIIв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7 класс , история "Дворцовые перевороты" | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. Устиновка Чекашкиной Натальи Николаевны
История России. 7 класс
Тема урока: Дворцовые перевороты.
Цель урока: познакомить учащихся с причинами и следствиями дворцовых переворотов в России XVIIIв.
Задачи:
1) Образовательные: Дать представление о причинах и сущности дворцовых переворотов. Сравнить характер правления Петра I и его преемников.
2) Развивающие: развивать историческое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций.
3) Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны.
Оборудование: учебник, таблица, схема, компьютер, презентация
Термины: дворцовый переворот, фаворит, Кондиции, привилегии, Верховный тайный совет .
План урока:
1. Причины и сущность дворцовых переворотов.
2. Правление Екатерины I (1725-1727 гг.)
3. Правление Петра II (1727-1730 гг.)
4."Верховники" (1730 г). Попытка ограничения абсолютной власти
5. Правление Анны Иоанновны (1730-1740 гг). Бироновщина.
6. Иван Антонович (1740-1741 гг).
7. Правление Императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761 гг).
8. Правление Петра III (1761-1762 гг).
9. Правление Екатерины 2.
10. Закрепление
Ход урока:
Сегодня нам предстоит выяснить, что произошло в Российском государстве после смерти Петра, как в истории назывался период после 1725 г. Итак, назовите, пожалуйста, тему урока. «Дворцовые перевороты». Запишите, тему урока в тетрадь.
I. Изучение нового материала.
Итак, что же такое «Дворцовые перевороты»? – найдите определение данного термина и запишите в тетрадь.
Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками с помощью гвардейских полков.
А что привело к дворцовым переворотам?
Для этого вспомним времена Петра Великого. Реформы Петра I вызвали сопротивление бояр и духовенства. Это привело к заговору против царя. Среди заговорщиков был и сын Петра I – царевич Алексей. В 1718 году Алексей был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Царевич умер в тюрьме до приведения приговора в исполнение. В 1722 году Петр I подписывает закон о престолонаследии, дававший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.
Причины дворцовых переворотов:
- Реформы Петра I, неразбериха с наследниками, создание гвардии, усталости дворян от реформ.
Почему это произошло?
2. Петр 1 не назначил себе преемника. Началась борьба различных группировок за власть, выдвигались и поддерживались те или иные кандидата на престол. Его наследники не могли самостоятельно бороться за власть и нуждались в поддержке. Поддержку нашли в гвардии.
3. Гвардия формировалась из дворян. Дворяне устали от реформ Петра. Он заставил их изменить свой привычный образ жизни, принять западноевропейские обычаи, установил для них пожизненную обязательную службу. Дворяне – гвардейцы были заинтересованы в дворцовых переворотах потому, что их организаторы – приближенные Петра и его родственники – расплачивались с ними привилегиями.
Найдите определение слова привилегия и запишите в тетрадь.
Привилегии – исключительные права, которых нет у других людей.
На основании приведенных причин дворцовых переворотов составьте схему Петровские реформы
Петровские реформы
Устав о наследии престола Создание гвардии Усталость дворянства
Петр I не успел назначить дворцовые перевороты
наследника
борьба за власть между приближенными рост привилегий дворянства
Петра I
В 1722 году Петр 1 издал Устав о наследии престола, дававший право императору назначать себе преемника. При спасении матросов во время шторма Петр I заболел, и в январе 1725 году умер, не объявив преемника. Последние слова его были: «Оставляю все …». А кому- неизвестно. На престол претендовали 4 человека:
жена Екатерина 1, дочь Анна, дочь Елизавета, внук Петр Алексеевич.
- Кто же станет на престол?
Самостоятельная работа с текстом учебника.
стр. 147, найдите имя человека, ставшего на престол после Петра I.
- Екатерина I.
Зарисуйте таблицу, которую мы с вами будем заполнять по ходу урока.
№ | Имя императора | Годы правления | сподвижники |
1. | Екатерина I | 1725-1727 г.г. | Александр Меньшиков |
Ее первым министром был назначен А.Меньшиков. Для примирения враждующих сторон был создан Верховный тайный совет.
Запишите:
Верховный тайный совет – высшее государственное учреждение в России в 1726-1730г.г., созданное Екатериной I в итоге борьбы за власть между отдельными группировками дворянства.
Екатерина правила недолго, в 1727 году она умерла.
Из текста учебника найдите, кто следующий стал на престол? Заполните таблицу.
2. | Петр II. | 1727-1730г.г. | Долгорукие |
После смерти Екатерины I на престол стал его внук Петр II. Воцарение Петра, не оправдало надежды Меньшикова. Император не общался с ним, проводил все время с Иваном Долгоруким. Меньшиков был отправлен в ссылку, в Березов, где вскоре умер. Страной от имени Петра правили Долгорукие. В 1730 г. во время очередной охоты четырнадцатилетний Петр простудился и умер. Как раз в день своей свадьбы.
Вновь встал вопрос о престолонаследии. Реальная власть на время оказалась в руках Верховного тайного совета.
Самостоятельная работа с учебником.
- продолжите заполнение таблицы, найдите в учебнике имя следующего претендента на престол.
3. | Анна Ивановна | 1730-1740г.г. | Э.И.Бирон |
Анна Ивановна - племянница Петра I, дочь Ивана V. Была замужем за герцогом курляндским, осталась вдовой. «Верховники» пригласить ее на престол, с условием, что она подпишет кондиции.
Дайте определение термина и запишите:
Кондиции – условия, которые существенно ограничивали власть императрицы.
На стр. 155 найдите и прочитайте « Текст Кондиций, подписанных Анной Иоанновной».
Анна согласилась с предъявленными условиями, но когда стала правительницей России, разорвала подписанные ранее условия приглашения на престол. Верховный тайный совет был упразднен. Так при помощи гвардии был совершен второй дворцовый переворот. Долгорукие арестованы и отправлены в Березов. Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы. Первым министром стал фаворит императрицы – Бирон.
Найдите определение термина фаворит и запишите:
Фаворит – придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику.
Правление Анны Ивановны вошло в историю под названием «Бироновщина».
Анна Иоановна хотела закрепить престол за потомками царя Ивана Алексеевича, приблизила ко двору племянницу - Анну Леопольдовну. К концу жизни императрицы у Анны Леопольдовны родился сын Иван, объявленный наследником престола. В октябре 1740 года Анна Ивановна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре.
работа с учебником:
назовите имя следующего императора, заполните таблицу:
4. | Иван Антонович (VI) | 1740-1741г.г. | Анна Леопольдовна |
Ивану было два месяца, когда он был объявлен императором, вся реальная власть сосредоточилась в руках Бирона. Он был заносчивым, высокомерным и не мог рассчитывать на поддержку кого бы то ни было. Заговор против временщика возглавил фельдмаршал Б.К.Миних. 9 ноября 1740г. он во главе гвардейского отряда арестовал Бирона и провозгласил регентшей при малолетнем императоре его мать, Анну Леопольдовну.
Это был третий переворот за пятнадцать лет. Правление Анны Леопольдовны не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии опять стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидатурой на императорский престол была дочь Петра I Елизавета Петровна. В ночь на 25 ноября 1741 года произошел новый переворот. Анна Леопольдовна вместе со всей семьей была арестована.
Из текста учебника выясните и новое имя заполните таблицу.
5. | Елизавета Петровна | 1741-1761г.г. | А.Г.Разумовский П.И.Шувалов М.И.Воронцов. |
На престол взошла дочь Петра Великого - Елизавета Петровна. Для нее вопрос о наследнике престола был крайне важен. В 1742 году она назначила своим преемником своего племянника Петра Федоровича, сына Анны Петровны – внука Петра I. Вскоре Елизавета разочаровалась в племяннике. Он так и остался немецким принцем, равнодушным к России. В 1754 году Елизавета взяла на воспитание сына Петра и Екатерины, Павла и хотела передать ему престол. В декабре 1761 года Елизавета умерла. И на престол стал...
Пользуясь текстом учебника заполняем таблицу
6. | Петр III | 1761-1762г.г. |
На престол стал племянник Елизаветы – Петр III.
Он царствовал всего 186 дней. Непредсказуемость императора, его пренебрежение русскими национальными и религиозными традициями сделали многих его противниками. В гвардии зрел заговор в пользу Екатерины. 28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит в пьяной драке А.Г.Орловым. Это был пятый дворцовый переворот с момента смерти Петра I. На престол, на долгих 34 года, вступила Екатерина II, вошедшая в историю как Великая.
7. | Екатерина II | 1762-1794г.г. | А.Г.Орлов, Потемкин |
II.Закрепление изученного материала.
- Итак, какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?
Пользуясь таблицей, выполните задание, сопоставьте императора и годы его правления:
Приведите в соответствие:
Екатерина I 1742-1762г.г.
Петр II 1730-1740г.г
Анна Ивановна 1725-1727г.г.
Иван Антонович 1727-1730г.г.
Елизавета Петровна 1740-1741г.г.
ПетрIII 1762-1796г.г.
Екатерина II 1761-1762г.г.
Итог урока
Дом. задание: стр. 146-155, выучить даты правления императоров и новые слова, (на выбор) подготовить сообщение о правителе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»
В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Кос...
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...
Методическая разработка урока истории по теме: "Дворцовые перевороты."
Конспект урока истории, презентация, рабочие листы и приложения (ФГОС)....
Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...
Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "
Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...