критического мышления на уроках истории
учебно-методический материал по истории на тему
Выстепление на тему критическое мышление на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_fevral_.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Свое выступление, хотелось бы начать с китайской пословицы: расскажи мне – и я забуду,покажи мне – и я запомню, дай мне самому сделать это – и я пойму. Сегодня речь пойдет о критическом мышлении. В обществе принято считать, что критическое мышление – это совершенно обычный для любого человека процесс, или даже естественный способ мыслить. Но на деле все гораздо сложнее: люди часто уклоняются от критического мышления, относятся к явлениям предвзято или, наоборот, слишком снисходительно. Критическое мышление – это особый способ думать о любом предмете или явлении, при котором происходит активное использование структур и интеллектуальных стандартов. Развитое критическое мышление дает массу плюсов жизни человека. Так, например, если такой тип мышления развит, индивиду присущи следующие черты:
- он способен делать обоснованные выводы и проверять их правильность по критериям;
- он умеет собирать информацию, которая нужна для разрешения вопроса;
- он способен рассуждать и обосновывать свою позицию;
- он способен четко и ясно формулировать вопрос, проблему или требование;
- он способен использовать и интерпретировать абстрактные идеи;
- он способен эффективно взаимодействовать с людьми при поиске новых решений;
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
- Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
- Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
- Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
- Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
- Развитие умения анализировать полученную информацию.
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
1– я стадия | 2– я стадия | 3– я стадия |
Вызов: – актуализация имеющихся знаний; | Реализация смысла: – получение новой информации; | Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; |
Стадия Вызов
На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их.
Хотелось бы рассказать про несколько технологий, данной стадии.
№1 технология “Понятийное колесо” Свое название она получила из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.
Пример: урок обществознания в 8 классе по теме: “Что такое общество”.
Стадия вызова: учитель предлагает учащимся перечислить известные им типы обществ (синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока.
№2 Стратегия ЗХУ в лекционной форме
Эта стратегия используется как для чтения, так и для прослушивания лекции. Ее форма отображает три стадии, по которым строится образовательный процесс: вызов, осмысление, рефлексия. Данную стратегию наиболее уместно использовать в том случае, когда лекция предваряет исследовательскую работу учащихся, когда она выполняет функцию установочной, предполагает дальнейшую самостоятельную работу.
Часто стратегия “ЗХУ” применяется с использованием одноименной таблицы:
“З” Знаем | “Х” Хотим узнать | “У” Узнали |
Пример: Урок истории в 9– м классе по теме: “Причины и начало Первой мировой войны”.
Цель урока: Создать условия для усвоения нового материала о причинах и начале Первой мировой войны.
Фаза вызова.
- Актуализация знаний и смыслов. Заполняя графу “З” учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения. Учитель уточняет и обобщает их высказывания.
- Пробуждение познавательного интереса. Заполняя графу “Хотим узнать”, учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.
- Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графу “Х”.
Стадия Реализация смысла
Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации : таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом.
№ 1 . Например, технология “Инсерт”
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.
Пометки могут быть следующие:
– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
– Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Иногда этот приём называют “таблицей двойной (или тройной) записи”. Тогда эта таблица заполняется сразу, по ходу работы с текстом.
Пример: Урок истории в 7 классе по теме “Великие географические открытия и их последствия”
Цель урока: создать условия для формирования знаний о Великих географических открытиях и их последствиях.
Прием “инсерт” на этом уроке использовался в двух фазах: реализации смысла и рефлексии. На стадии реализации смысла дети работали с текстом параграфа учебника, а на стадии рефлексии им было предложено заполнить соответствующую таблицу.
№2 Прием “Кластеры”
Кластеры или “грозди” – графический способ организации учебного материала. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как– то с ним связанная. В центре – тема; вокруг нее – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности.
Пример. Урок обществознания в 10 классе по теме: “ Социальные нормы и отклоняющееся поведение”.
Цель: Создать условия для формирования знаний о видах социальных норм и отклоняющемся поведении.
На этом уроке учащиеся могут сами, без затруднений, сформулировать тему урока.
Учитель добивается этого, задав ученикам несколько простых вопросов.
После приветствия, когда дети сели, учитель спрашивает:
– Почему, когда я вошла, вы встали? (Это норма.)
– Как называются нормы, принятые в обществе? (Социальные.)
– Всегда ли социальные нормы соблюдаются, или бывают случаи их нарушения? (К сожалению, социальные нормы часто нарушаются.)
– Как называется поведение, которое отклоняется от общепринятых норм? (Отклоняющееся.)
Так о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Так, с помощью учителя, учащиеся сформулировали тему урока.
После объявления темы и цели урока учитель говорит, что на этом уроке ученики будут самостоятельно изучать новый материал с помощью составления кластера. Класс делится на группы.
Первый этап урока. Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.
Второй этап урока. Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание.
Третий этап урока. Защита кластеров.
Четвертый этап урока. Оценивание работы в группах и подведение итогов.
Таким образом, графические организаторы развивают умения систематизировать учебный материал, а также имеют важное значение для систематизации собственных оценочных суждений самими учащимися, отслеживания самого процесса познания.
Стадия Рефлексия
Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.
№1 Этому может способствовать таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
“П+” Позитивный характер | “М– ” Негативный характер | “И” Интересно |
|
|
В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер, “М” – негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу “И”. Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.
Пример. Урок по теме: Научно– технический прогресс. (11 класс. Обществознание. Тема: Современный этап мирового цивилизационного развития),
Цель: создать условия для усвоения знаний учащимися о НТП и его положительной и отрицательной роли для человечества.
На стадии вызова с целью актуализации знаний по теме учитель обсуждает с учащимися ряд вопросов (фронтальная работа):
– Что такое НТП?
– Когда впервые в обществе стали говорить о НТП?
– Какие вы знаете примеры проявления НТП?
– В чем положительное и отрицательное значение НТП? Докажите, что НТП имеет противоречия?
– Все ли вы знаете о НТП?
На стадии рефлексии обсуждаются результаты работы: достигнута ли цель, которую ставил каждый ученик или нет. Высказывают свое мнение. Если знаний, полученных на уроке, недостаточно для достижения цели, можно предложить учащимся в качестве домашнего задания найти недостающую информацию из других источников.
Таблица “ПМИ” используется также и для того, чтобы учащиеся высказали свое отношение к уроку: было ли интересно, что понравилось, а что они считают недостатком в уроке.
№2 Эффективными для использования на стадии рефлексии являются приемы диаманты и синквейна. Синквейн является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.
№3 Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
1-я строка – существительное, тема диаманты
2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие– то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты
3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению
4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)
5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму
6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму)
7-я строка – существительное, антоним теме.
Вывод: Таким образом использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией:
– находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
– анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
– сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
– выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"приемы критического мышления на уроках истории"
Работа с различными источниками информации будет бесполезной и неполной, если довольствоваться только фактами, не вскрывая при этом причины и следствия этих фактов. Не объем знаний или количество инф...
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология критического мышления на уроках истории и обществознания (опыт учителя истории Козловой Т.А.)
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, п...
Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
В современном обществе цель учителя выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...