Методический материал: Кодификатор по истории для учащихся 10-11 классов
рабочая программа по истории на тему
Обязательная программа минимум для овладения учениками средней полной школы по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kodifikator_10-11kl.docx | 555.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки учеников
10-11 классов
МБОУ «Гимназии №118» г. Ростова-на-Дону
по ИСТОРИИ
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учеников 10-11 классов МБОУ «Гимназии «№118» г. Ростова-на-Дону по истории составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), и главным образом на основе Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по ИСТОРИИ.
10 класс
I полугодие
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ | |
1. СРЕДНИЕ ВЕКА | |
Падение Западной Римской империи | |
Возникновение государства франков | |
Правление Юстиниана в Византийской империи | |
Возникновение ислама | |
Возникновение государства у арабов | |
Провозглашение Карла Великого императором | |
Распад Франкской империи | |
Образование Священной Римской империи | |
Разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую) | |
Нормандское завоевание Англии | |
Крестовые походы | |
Захват Константинополя крестоносцами | |
Принятие Великой хартии вольности в Англии | |
Возникновение Английского парламента | |
Созыв Генеральных штатов во Франции | |
Столетняя война | |
Жакерия во Франции | |
Восстание под предводительством У. Тайлера в Англии | |
Битва на Косовом поле (1389 г.) | |
Гуситские войны | |
Изобретение книгопечатания И. Гутенбергом | |
Война Алой и Белой розы в Англии | |
Правление Людовика XI во Франции | |
Падение Византийской империи | |
Правление Генриха VII в Англии | |
2. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В НОВОЕ ВРЕМЯ | |
Открытие Америки Христофором Колумбом | |
Завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове | |
Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию | |
Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана | |
Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии | |
Вормсский рейхстаг. Осуждение М. Лютера | |
Крестьянская война в Германии | |
Начало Реформации в Англии | |
Аугсбургский религиозный мир | |
Религиозные войны во Франции | |
Освободительная война в Нидерландах | |
Образование Речи Посполитой | |
Варфоломеевская ночь во Франции | |
Утрехтская уния | |
Разгром Англией Непобедимой армады | |
Нантский эдикт Генриха IV во Франции | |
Тридцатилетняя война | |
Деятельность кардинала Ришелье на посту первого министра Франции | |
Начало деятельности Долгого парламента в Англии, начало Английской буржуазной революции | |
Принятие английским парламентом «Великой ремонстрации» | |
Гражданская война в Англии | |
Правление французского короля Людовика XIV | |
Вестфальский мир | |
Казнь английского короля Карла I | |
Провозглашение Англии республикой | |
Протекторат О. Кромвеля | |
Реставрация династии Стюартов в Англии | |
«Славная революция» в Англии | |
Правление Людовика XV во Франции | |
Правление Фридриха II в Пруссии | |
Движение луддитов в Англии | |
«Бостонское чаепитие» | |
Принятие Декларации независимости США | |
Принятие конституции США | |
Начало революции во Франции (1789 г.) | |
Принятие Декларации прав человека и гражданина | |
Принятие Билля о правах в США | |
Президентство Дж. Вашингтона в США | |
Начало революционных войн Франции | |
Крушение монархии во Франции | |
Приход к власти во Франции якобинцев | |
Казнь короля Людовика XVI во Франции | |
Итальянский поход Наполеона Бонапарта | |
Египетский поход Наполеона Бонапарта | |
Государственный переворот Наполеона Бонапарта 18-19 брюмера | |
Провозглашение Наполеона императором Франции | |
Наполеоновские войны | |
Свержение Наполеона | |
«Сто дней» Наполеона | |
Провозглашение доктрины Монро в США | |
Революция во Франции (1830 г.) | |
Чартистское движение в Англии | |
«Весна народов»: революции в европейских странах (1849-1849 гг.) | |
Гражданская война в США | |
Объединение Италии | |
Деятельность Бисмарка во главе Пруссии и Германии | |
Революция Мэйдзи в Японии | |
Франко-прусская война | |
Провозглашение Германской империи | |
Создание Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия) | |
Создание Антанты (Россия, Англия и Франция) |
Обращаем внимание, что знание представленных тем по Всеобщей истории является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЕМ для сдачи ЕГЭ по истории!
II полугодие
ИСТОРИЯ РОССИИ | |
1. Древность и Средневековье | |
1.1. | Народы и древнейшие государства на территории России |
1.1.1 | Восточнославянские племена и их соседи |
1.1.2 | Занятия, общественный строй, верования восточных славян |
1.2 | Русь в IX - начале XII в. |
1.2.1 | Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства |
1.2.2 | Категории населения. «Русская Правда» |
1.2.3 | Международные связи Древней Руси |
1.2.4 | Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции |
1.3 | Русские земли и княжества в XII - середине XV в. |
1.3.1 | Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики |
1.3.2 | Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада |
1.3.3 | Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества |
1.3.4 | Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город |
1.3.5 | Культурное развитие русских земель и княжеств |
1.4 | Российское государство во второй половине XV-XVII в. |
1.4.1 | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига |
1.4.2 | Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения |
1.4.3 | Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян |
1.4.4 | Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война |
1.4.5 | Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. |
1.4.6 | Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией |
1.4.7 | Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы |
1.4.8 | Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права |
1.4.9 | Церковный раскол |
1.4.10 | Социальные движения XVII в. |
2. Новое время | |
2.1 | Россия в XVIII - середине XIX в. |
2.1.1 | Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации |
2.1.2 | Северная война. Провозглашение Российской империи |
2.1.3 | «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя |
2.1.4 | Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота |
2.1.5 | Русское просвещение |
2.1.6 | Превращение России в мировую державу в XVIII в. |
2.1.7 | Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX в. |
2.1.8 | Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. |
2.1.9 | Отечественная война 1812 г. |
2.1.10 | Движение декабристов |
2.1.11 | Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм |
2.1.12 | Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны |
2.2 | Россия во второй половине XIX- начале ХХ в. |
2.2.1 | Реформы 1860-1870-х гг. |
2.2.2 | Политика контрреформ |
Обращаем внимание, что знание представленных тем по Отечественной истории является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЕМ для сдачи ЕГЭ и ВПР по истории!
Во время обучения в 10 классе
для расширения исторического кругозора
РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОЧИТАТЬ
- Андреев А. Р. Москва. Быт XIV—XIX веков / А. Р. Андреев. — М., 2005.
- Андреев И. Л. Алексей Михайлович / И. Л. Андреев. — М., 2006.
- Анисимов Е. В. Афродита у власти. Царствование Елизаветы Петровны. — М., 2010.
- Анисимов Е. В. Багратион / Е. В. Анисимов. — М., 2009.
- Анисимов Е. В. Императорская Россия / Е. В. Анисимов. — СПб., 2008.
- Анисимов Е. В. Россия в XVIII — первой половине XIX века / Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. — М., 1994.
- Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX века.— М., 1994.
- Анисимов Е.В. Анна Иоанновна. — М., 2004.
- Анисимов Е.В. Иван VI Антонович. — М., 2008.
- Анисимов Е.В. Императорская Россия. — СПб., 2008.
- Архангельский А. Н. Александр I / А. Н. Архангельский. — М., 2008.
- Бегунова А. И. Повседневная жизнь русского гусара в царствование императора Александра I / А. И. Бегунова. — М., 2000.
- Беленький М. Б. Менделеев / М. Б. Беленький. — М., 2010.
- Беловинский Л. В. С русским воином через века / Л. В. Беловинский. — М., 1992.
- Бокова В. М. Повседневная жизнь Москвы в XIX веке / В. М. Бокова. — М., 2010.
- Бокова В. М. Эпоха тайных обществ. Русские общественные объединения первой трети XIX века / В. М. Бокова. — М., 2003.
- Бондаренко А. Ю. Милорадович / А. Ю. Бондаренко. — М., 2008.
- Борисов Н. С. Что я знаю об истории своей Родины. — М., 2006.
- Брюханов В. А. Мифы и правда о восстании декабристов / В. А. Брюханов. — М., 2005.
- Буганов В. И. Куликовская битва. — М., 1984.
- Бушуев С. В. История государства Российского: историко-библиографические очерки. XVII—XVIII вв. / С. В. Бушуев, Г. Е. Миронов. — М., 1992. — Кн. 2.
- Воронцов-Дашков А. Екатерина Дашкова. — М., 2010.
- Воскобойников В. М. Завет Кирилла и Мефодия. — М., 2010.
- Вронский Ю. П. Рассказы о Древнем Новгороде. — М., 2008.
- Выскочков В. Л. Николай I / В. Л. Выскочков. — М., 2006.
- Ганичев В.Н. Ушаков. — М., 2010.
- Гершензон М. О. Эпоха Николая I в воспоминаниях и свидетельствах его современников / М. О. Гершензон. — М., 2001.
- Гордин Я. А. Зачем России нужен был Кавказ: иллюзии и реальность / Я. А. Гордин. — М., 2008.
- Гордин Я. А. Мятеж реформаторов / Я. А. Гордин. — М., 2006.
- Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф. Мир истории. Русские земли в XIII—XV вв. — М., 1988.
- Дёмин В. Н. Бакунин / В. Н. Дёмин. — М., 2006.
- Дмитриев С.Д. Пётр II. Осиротевшее царство. Фаворит и опала. Божья воля. — М., 2006.
- Елисеева О. И. Григорий Потёмкин. — М., 2006.
- Елисеева О. И. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины. — М., 2008.
- Ерёменко М. Дворцовые перевороты. — М., 2007.
- Желвакова И. А. Герцен / И. А. Желвакова. — М., 2010.
- Забылин М. М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия / М. М. Забылин. — М., 1997.
- Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла: русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII — первой трети XIX века / А. Л. Зорин. — М., 2001.
- Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX — начале XX в. / П. Н. Зырянов. — М., 2002.
- Иванов В. Д. Повести древних лет. — М., 2013.
- Ивченко Л. Л. Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года / Л. Л. Ивченко. — М., 2008.
- Ильин С. В. Витте / С. В. Ильин. — М., 2006.
- История России в лицах: справочно-библиографическое пособие / под ред. В. А. Фёдорова. — М., 1997.
- Казиев Ш. М. Имам Шамиль / Ш. М. Казиев. — М., 2010.
- Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII. (Опыт целостного анализа). — М., 2001.
- Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. — М., 1999.
- Карпов А. Ю. Православные святые и чудотворцы: Древняя Русь. Московская Русь. Российская империя. — М., 2005.
- Карпов Г.М. Великое посольство Петра I. — Калининград, 1997.
- Киянская О. И. Очерки из истории общественного движения в России в правление Александра I / О. И. Киянская. — М., 2008.
- Киянская О. И. Пестель / О. И. Киянская. — М., 2006.
- Кобрин В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин (любое издание).
- Козляков В. Н. Герои Смуты / В. Н. Козляков. — М., 2012.
- Козляков В. Н. День народного единства. Биография праздника / В. Н. Козляков. — М., 2009.
- Козляков В. Н. Михаил Фёдорович / В. Н. Козляков. — М., 2010.
- Кротов П.А. Битва при Полтаве. — М., 2009.
- Кудинов О. А. Конституционные реформы в России в XIX — начале XX в. / О. А. Кудинов. — М., 2000.
- Кудрина Ю. В. Мария Фёдоровна / Ю. В. Кудрина. — М., 2009.
- Кузьмина С. Б. Адмирал Корнилов / С. Б. Кузьмина. — М., 2007.
- Куликов Г. Г. Пушкарь Собинка. — М., 2009.
- Курукин И. В. Бирон. — М., 2006.
- Курукин И. В. Романовы / И. В. Курукин. — М., 2013.
- Кучерская М. А. Константин Павлович / М. А. Кучерская. — М., 2005.
- Лавров А. С. Регентство царевны Софьи Алексеевны. Служилое общество и борьба за власть в верхах Русского государства в 1682—1689 гг. — М., 1999.
- Левандовский А. А. Время Грановского: у истоков формирования русской интеллигенции / А. А. Левандовский. — М., 1990.
- Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива / Б. Г. Литвак. — М., 1991.
- Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). — М., 2008.
- Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.) / Ю. М. Лотман. — М., 2008.
- Ляшенко Л. М. Александр II / Л. М. Ляшенко. — М., 2010.
- Марченко М.К. Пётр Великий. — М., 2014
- Матюшин Г. Н. Археологический словарь. — М., 1996.
- Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. — М., 1994.
- Миллер Д.П. Заселение Новороссийского края и Потёмкин. — М., 2014
- Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия / С. В. Мироненко. — М., 1990.
- Миронов Б. Н. Благосостояние населения и революции в имперской России / Б. Н. Миронов. — М., 2010.
- Миронов Г. Е. История государства Российского: историко-библиографические очерки. XIX в. / Г. Е. Миронов. — М., 1995.
- Морозова Л. Е. История России. Смутное время / Л. Е. Морозова. — М., 2011.
- Москва в очерках 40-х гг. XIX века / сост. А. Р. Андреев. — М., 2004.
- Москва. Быт XIV—XIX вв. / сост. А. Р. Андреев. — М., 2005.
- Мыльников А. Пётр III. — М., 2009.
- Охлябинин С. Д. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века / С. Д. Охлябинин. — М., 2006.
- Охлябинин С. Повседневная жизнь русской армии во времена суворовских войн. — М., 2004.
- Павленко Н.И. Екатерина Великая. — М., 2006.
- Павленко Н.И. Пётр Великий. — М., 2010.
- Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. — М., 2008.
- Парфёнов Л. Г. Российская империя. Екатерина II, Павел I. — М., 2014
- Парфёнов Л. Г. Российская империя. Пётр I. Анна Иоанновна. Елизавета Петровна. — М., 2014.
- Песков А. М. Павел I / А. М. Песков. — М., 2003.
- Песков А.М. Павел I. — М., 2005.
- Писаренко К. Повседневная жизнь русского двора в царствование Елизаветы Петровны. — М., 2003.
- Политические партии России. Конец XIX — первая треть XX в.: энциклопедия. — М., 1996.
- Преображенский А. А. История открывает тайны. — М., 1991.
- Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. — М., 1997.
- Репников А. В. Консервативные концепции переустройства России / А. В. Репников. — М., 2007.
- Рудницкая Е. Л. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 г. / Е. Л. Рудницкая. — М., 1999.
- Скрынников Р. Г. 1612 год / Р. Г. Скрынников. — М., 2008.
- Скрынников Р. Г. Василий III. Иван Грозный / Р. Г. Скрынников. — М., 2008.
- Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский / Р. Г. Скрынников. — М., 2011.
- Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия / Р. Г. Скрынников. — М., 2003.
- Соколов К. Б. Российская интеллигенция XVIII — начала XIX века: картина мира и повседневность / К. Б. Соколов. — СПб., 2007.
- Соловьёва А. М. Промышленная революция в России в XIX веке / А. М. Соловьёва. — М., 1990.
- Терещук А. В. Павел I. Жизнь и царствование. — СПб., 2011.
- Томсинов В. А. Аракчеев / В. А. Томсинов. — М., 2010.
- Томсинов В. А. Сперанский / В. А. Томсинов. — М., 2006.
- Троицкий Н. А. Александр I против Наполеона / Н. А. Троицкий. — М., 2007.
- Троицкий Н. А. Фельдмаршал Кутузов. Мифы и факты / Н. А. Троицкий. — М., 2003.
- Труайя А. Павел Первый. — М., 2005.
- Фёдоров В. А. Декабристы и их время / В. А. Фёдоров. — М., 1992.
- Фёдоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев / В. А. Фёдоров. — М., 1997.
- Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века / Ю. А. Федосюк. — М., 2006.
- Фингарет С. И. Скифы в остроконечных шапках. — М., 2008.
- Хьюз Л. Царевна Софья. — СПб., 2001.
- Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. — М., 2005.
- Шепелев Л.Е. Чиновный мир России: XVIII — начало XX вв. — СПб., 1999.
- Шильдер Н. К. Император Александр I: его жизнь и царствование / Н. К. Шильдер. — М., 2009.
- Шильдер Н. К. Император Николай I: его жизнь и царствование / Н. К. Шильдер. — М., 2009.
- Эйдельман Н. Я. Твой девятнадцатый век / Н. Я. Эйдельман. — М., 2010.
- Эйдельман Н.Я. Грань веков. — М., 2010.
- Эйдельман Н.Я. Последний летописец. — М., 2004.
11 КЛАСС
I полугодие
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ | |
Мир в XX веке | |
Балканские войны | |
«Сараевский инцидент», убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда | |
Первая мировая война | |
Революция в Германии (1918 г.) | |
Парижская мирная конференция (1919-1920 гг.) | |
Учреждение Лиги Наций | |
Вашингтонская конференция | |
Приход фашистов к власти в Италии | |
Мировой экономический кризис, «великая депрессия» | |
Приход Гитлера к власти в Германии | |
«Новый курс» Ф. Рузвельта в США | |
Фашистский мятеж и гражданская война в Испании | |
Антикоминтерновский пакт Германии и Японии | |
Захват Австрии нацистской Германией (аншлюс) | |
Подписание Мюнхенского соглашения | |
Вторая мировая война | |
Японская атака на Пёрл-Харбор и вступление США в войну | |
Высадка англо-американских войск в Нормандии. Открытие Второго фронта | |
Атомная бомбардировка США Хиросимы и Нагасаки | |
Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны | |
Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками | |
Образование НАТО | |
Провозглашение Китайской Народной Республики | |
Победа революции на Кубе | |
Война США во Вьетнаме | |
«Культурная революция» в Китае | |
«Бархатные» революции в странах Центральной и Восточной Европы | |
Объединение ГДР и ФРГ |
Обращаем внимание, что знание представленных тем по Всеобщей истории является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЕМ для сдачи ЕГЭ по истории!
II полугодие
1. Новое время | |
1.2 | Россия во второй половине XIX- начале ХХ в. |
1.2.1 | Реформы 1860-1870-х гг. |
1.2.2 | Политика контрреформ |
1.2.3 | Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны |
1.2.4 | Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте |
1.2.5 | Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков |
1.2.6 | Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов |
1.2.7 | Русско-японская война |
1.2.8 | Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования |
1.2.9 | Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения |
1.2.10 | Реформы П.А. Столыпина |
2. Новейшая история | |
2.1 | Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России |
2.1.1 | Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество |
2.1.2 | Революция 1917 г. Временное правительство и Советы |
2.1.3 | Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание |
2.1.4 | Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны |
2.1.5 | Переход к новой экономической политике |
2.2 | СССР в 1922-1991 гг. |
2.2.1 | Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство |
2.2.2 | Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г. |
2.2.3 | Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация |
2.2.4 | Идеологические основы советского общества и культура в 1920-1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования |
2.2.5 | Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920-1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны |
2.2.6 | Причины, этапы Великой Отечественной войны |
2.2.7 | Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны |
2.2.8 | СССР в антигитлеровской коалиции |
2.2.9 | Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира |
2.2.10 | Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. |
2.2.11 | Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы |
2.2.12 | XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста |
2.2.13 | «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г. |
2.2.14 | Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности |
2.2.15 | СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы |
2.2.16 | Особенности развития советской культуры в 1950-1980-х гг. |
2.3 | Российская Федерация |
2.3.1 | Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР |
2.3.2 | Политический кризис сентября - октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны - участницы Содружества Независимых Государств |
2.3.3 | Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия |
2.3.4 | Российская Федерация в 2000-2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественнополитического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев |
2.3.5 | Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе |
2.3.6 | Современная российская культура |
Обращаем внимание, что знание представленных тем по Отечественной истории является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЕМ для сдачи ЕГЭ и ВПР по истории!
Во время обучения в 11 классе
для расширения исторического кругозора
РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОЧИТАТЬ
- Аксютин Ю.В. Хрущёвская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953—1964 гг. — М., 2010.
- Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930—1940-е гг. — М., 2009.
- Андриянов В. И. Косыгин. — М., 2004.
- Беловинский Л. В. С русским воином через века. — М., 1992.
- Булдаков В. П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. — М., 2010.
- Варламов А. Григорий Распутин. — М., 2008.
- Ватлин А. Коминтерн: идеи, решения, судьбы. — М., 2009.
- Великанов Н. Блюхер. — М., 2010.
- Великая Отечественная война. 1941 —1945. — М. 2009—2014. — Т. 1—9.
- Виола Л. Крестьянский бунт в эпоху Сталина. — М., 2010.
- Вострышев М. Патриарх Тихон. — М., 2009.
- Гайдар Е. Т. Гибель империи. Уроки для современной России. — М., 2007.
- Гареев М.А. Полководцы Победы и их военное наследие. — М., 2005.
- Гареев М.А. Сражения на военно-историческом фронте. — М., 2010.
- Гимпелъсон Е.Г. НЭП. Новая экономическая политика Ленина—Сталина. — М., 2004.
- Голованов В. Нестор Махно. — М., 2008.
- ГУЛАГ. Экономика принудительного труда. — М., 2008.
- Гулыга А. Творцы русской идеи. — М., 2006.
- Зубкова Е. Прибалтика и Кремль. — М., 2008.
- Зырянов П. Колчак. — М., 2009.
- Илъюхов А. Как платили большевики. Политика советской власти в сфере оплаты труда в 1917—1941 гг. — М., 2010.
- Какурин Н., Ковтун Н., Сухов В. Военная история Гражданской войны в России. — М., 2004.
- Кип Дж., Литвин А. Эпоха Иосифа Сталина в России. Современная историография. — М., 2009.
- Кожинов В. В. Россия. Век XX. — М., 2002. — Кн. 1—2.
- Конов В. Епистинья Степанова. — М., 2005.
- Лейбович О. В городе М. Очерки социальной повседневности советской провинции. — М., 2008.
- Лившин А. Настроения и политические эмоции в Советской России. 1917—1932. — М., 2010.
- Люкс Л. История России и Советского Союза. От Ленина до Ельцина. — М., 2009.
- Медведев Р. Андропов. — М., 2007.
- Медведев Р. Окружение Сталина. — М., 2006.
- Млечин Л. Брежнев. — М., 2008.
- Млечин Л. Шелепин. — М., 2009.
- Осокина Е. За фасадом «сталинского изобилия». — М., 2008.
- Петров Н., Янсен М. «Сталинский питомец» — Николай Ежов. — М., 2008.
- Пихоя Р. Москва. Кремль. Власть. 40 лет после войны. 1945— 1985. — М., 2007.
- Пихоя Р. Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий. 1985—2005. — М., 2007. Политические партии России. Конец XIX — первая треть XX в. Энциклопедия. — М., 1996.
- Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. — М., 2001.
- Прибытков В. Черненко. — М., 2009.
- Протасов Л. Г. Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели. — М., 1997.
- Пушкарев Б. С. Две России XX века. 1917—1993. — М., 2008.
- Рабинович А. Большевики у власти. — М., 2008.
- Рабинович А. Революция 1917 г. в Петрограде. Большевики приходят к власти. — М., 2003.
- Репников А. В. Консервативные концепции переустройства России. — М., 2007.
- Рольф М. Советские массовые праздники. — М., 2009.
- Рыбас С. Столыпин. — М., 2009.
- Семененко И. С. Россия в XX — начале XXI века. Культура и общество. — М., 2011.
- Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985— 2001. — М., 2001.
- Таубман У. Хрущёв. — М., 2008.
- Тимофеев А. Покрышкин. — М., 2005.
- Тихвинская Л. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века. — М., 2005.
- Уткин А. И. Первая мировая война. — М., 2001.
- Ушаков А., Федюк В. Корнилов. — М., 2006.
- Федюк В. Керенский. — М., 2009.
- Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы. Город. — М., 2008.
- Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы. Деревня. — М., 2008.
- Хлевнюк О. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. — М., 2010.
- Чернявский Г. Лев Троцкий. — М., 2010.
- Шевченко В. Повседневная жизнь Кремля при президентах. — М., 2005.
- Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущёве. — М., 2005.
- Шубин А. В. Золотая осень, или Период застоя в СССР в 1975— 1985 гг. — М., 2008.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
10 и 11 классов
Знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории
- периодизацию всемирной и отечественной истории
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории
- историческую обусловленность современных общественных процессов
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе
Уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности)
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения
- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений
- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса
- представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности
- использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии
ОБРАЗЕЦ ПРИМЕРНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ИСТОРИИ ЗА 10 КЛАСС
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
На выполнение диагностической работы по истории даётся 40 минут. Работа состоит из 2 частей, содержащих 20 заданий.
Часть 1 (А) содержит 16 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, только один из которых верный. При выполнении заданий части 1 (А) выберите правильный вариант ответа и обведите кружком номер выбранного ответа в диагностической работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком и затем обведите номер нового ответа.
Часть 2 (В) состоит из 4 заданий с кратким ответом в виде набора цифр/букв. Для заданий части 2 (В) ответ записывается в работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
ФИО ____________________________________________
КЛАСС ____________ ДАТА ____________
ВАРИАНТ №1
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий с выбором ответа (A1 – А16) обведите кружком номер правильного ответа. |
А1 Какое из указанных событий произошло позднее других?
- Стоглавый собор
- стояние на реке Угра
- присоединение Казанского ханства
- Куликовская битва
А2 Согласно "Повести временных лет", Рюрик был призван в
- Новгород 2) Киев 3) Рязань 4) Владимир
А3 Термином «урок» в X в. обозначали
- вид дани 3) место сбора дани
- форму сбора дани 4) размер дани
А4 Что из названного относится к причинам Смутного времени?
- введение правила Юрьева дня
- пресечение династии Рюриковичей
- недовольство крестьян введением рекрутской повинности
- реформы Избранной рады
А5 В 1654 г. произошло следующее событие:
- избрание Михаила Фёдоровича на царство
- начало правления Петра I
- окончание Ливонской войны
- присоединение Левобережной Украины к России
А6 «Бунтовщиком хуже Пугачёва» Екатерина II называла
- А. Радищева 3) Э. Бирона
- И. Ползунова 4) Ф. Волкова
А7 С развитием промышленности и торговли XVIII в. связано понятие
- фабрика 3) протекционизм
- монополия 4) бортничество
А8 Внутренняя политика Екатерины II характеризуется
- ограничением самодержавной власти
- усилением крепостничества
- ослаблением политических позиций дворянства
- демократизацией политической жизни
А9 Причина восстания под предводительством И. Болотникова — это
- протест против церковной реформы
- введение рекрутской повинности
- усиление феодального гнета
- массовое привлечение крестьян на строительство флота
А10 Произведение, в отрывке из которого говорится:
«Дворянин, ежели в ексерциции своей совершенен, а наипаче в языках, в конной езде, танцевании, в шпажной битве и может разговор учинить, к тому красноглаголив и в книгах научен, оный может... прямым придворным человеком быть», — называется
- Домострой 3) указ о единонаследии
- Табель о рангах 4) «Юности честное зерцало»
А11 Какая война с участием России началась ранее других?
- Отечественная 3) Крымская
- Кавказская 4) Семилетняя
А12 Славянофильство и западничество возникло в период правления императора
- Александра II 3) Павла I
- Александра I 4) Николая I
А13 Участки надельной земли, в ходе Крестьянской реформы 1861 г. отошедшие к помещикам, называют
- издольщиной 3) отработками
- отрубами 4) отрезками
А14 Министерская реформа Александра I предусматривала
- выборность министерских чиновников
- отказ от принципа централизма в государственном управлении
- ликвидацию коллегий
- введение принципа разделения властей
А15 Поражение России в Крымской войне свидетельствует о(об)
- кризисе крепостнической системы
- малочисленности армии
- отсутствии талантливых военачальников
- низком уровне патриотизма среди солдат
А16 Прочтите отрывок из книги историка и укажите имя императора, о котором идет речь.
«Реформы шли рывками, то ускоряясь, то замирая — в зависимости от настроения царя, разрывавшегося между желанием что-то изменить и стремлением сохранить сложившееся положение между Сперанским и Аракчеевым».
- Павел I 3) Николай I
- Александр I 4) Александр II
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий с кратким ответом (B1-B4) запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1 Определите, какие три из перечисленных ниже понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра I. Обведите цифры, под которыми эти понятия, термины указаны.
- судебник
- Табель о рангах
- духовный регламент
- коллегия
- Избранная рада
- Жалованная грамота дворянству
Запишите ответ в порядке возрастания цифр: ____________
В2 Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя царя, о котором идет речь.
«Царь наделал больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита, безобразия в Москве и в Александровой слободе».
Ответ: _____________________________________________.
В3 Установите исторические события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу.
- Отечественная война
- Крымская война
- Земская реформа
- Учреждение Государственного совета
1 | 2 | 3 | 4 |
В4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Дата события | Событие | Участники события |
(А) | Куликовская битва | Дмитрий Донской, Мамай |
1480 г. | (Б) | (В) |
1812 г. | Бородинская битва | (Г) |
(Д) | осада Плевны | (Е) |
Пропущенные элементы:
- 1380 г.
- Шелонская битва
- М.И. Кутузов, Наполеон Бонапарт
- М.Д. Скобелев, Осман-паша
- 1147 г.
- «Стояние на р. Угре»
- присоединение Рязанского княжества к Москве
- Иван III, хан Ахмат
- 1877 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
ОБРАЗЕЦ ПРИМЕРНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ИСТОРИИ ЗА 11 КЛАСС
РАБОТА ПРИВОДИТСЯ
ПО МАТЕРИАЛАМ КИМ ВПР 2017 г.
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 12 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
ФИО ____________________________________________
КЛАСС ____________ ДАТА ____________
ВАРИАНТ №1
1. Запишите термин, о котором идёт речь.
Объединение ряда фракций IV Государственной думы и Государственного совета (прогрессисты, октябристы, кадеты и др.) в России. Образован в августе 1915 г. в связи с военными поражениями царизма. Для достижения победы в Первой мировой войне и предотвращения назревавшей революции требовал включения своих представителей в правительство и проведения либеральных реформ.
Ответ: _______________________________________
Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задания 2—4. |
«Относительно внутренней деятельности Ярослава упоминаются распоряжения в Новгороде. Сам Ярослав, княжа здесь, отказался платить дань в Киев; ясно, что он не мог установить снова этот платёж, ставши князем киевским, тем более что новгородцы оказали ему такие услуги; вот почему он дал им финансовую льготную грамоту, на которую они ссылаются впоследствии при столкновениях с князьями. Вместо себя Ярослав оставил в Новгороде сына своего Илью.
Из дел церковных в княжение Ярослава замечательно поставление митрополита Илариона русина, независимо от византийского патриарха, собором русских епископов, что было следствием недавней вражды с греками.
В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории... По отзыву летописи, Ярослав был на своём месте: «он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр»; прибавлена ещё замечательная черта, что он был христианин, и сам книги читал.
Последнее обстоятельство было чрезвычайно важно для преемника Владимирова. Сын Владимира сам читал книги, сам был убеждённым христианином, и потому, разумеется, в его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. И точно, по свидетельству летописи, христианство начало преимущественно распространяться при Ярославе; при нём начали также умножаться монахи. Сравнение очень важное: в нём ясно указано значение деятельности Владимира и Ярослава и постепенность движения: при одном имело место крещение, при другом — надлежащее наставление в вере. Ярослав строил церкви по городам и местам неогороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей и приходить часто к церквам.
Кроме этой деятельности, княжение Ярослава важно ещё в других отношениях: подобно отцу Владимиру, Ярослав не был князем только в значении вождя дружины, который стремится в дальние стороны за завоеваниями, славою и добычею; Ярослав, как видно, был более князем-нарядником страны. Он любил церковные уставы, был знаком с ними: неудивительно, что к его времени относится и первый писаный устав гражданский, так называемая Русская Правда. Наконец, Ярослав, подобно отцу своему и вещему Олегу, населял пустынные пространства, строил города».
2. Укажите год, когда началось княжение в Киеве упомянутого в отрывке князя. Назовите город, в котором он был наместником до вокняжения в Киеве.
Ответ: _______________________________________
3. Почему автор называет князя «нарядником страны»? Укажите любые два аргумента.
Ответ: _______________________________________
4. Укажите, в результате каких событий утвердился на престоле упомянутый в отрывке князь. Назовите его соперников в борьбе за киевский престол.
Ответ: _______________________________________
5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Век | Событие (процесс) | Участник события (процесса) |
(А) | (Б) | И. Болотников |
XVIII в. | (В) | (Г) |
XVI в. | Венчание Ивана IV на царство | (Д) |
(Е) | Принятие «Русской правды» | (Ж) |
(3) | (И) | Е.Т. Гайдар |
Пропущенные элементы:
1) Г. А. Потёмкин 2) индустриализация
3) XVII в. 4) либерализация цен
5) митрополит Макарий 6) Смута
7) X в. 8) XX в.
9) основание Севастополя 10) В.С. Черномырдин
11) Ярослав Мудрый 12) XXI в.
Ответ: _______________________________________
Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7. |
6. Укажите название войны, начальный этап которой показан на схеме.
Ответ: _______________________________________
7. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
Ответ: _______________________________________
Рассмотрите изображение и выполните задания 8—10. |
8. Укажите век, когда была создана картина, фрагмент которой представлен выше, и её автора.
Ответ: _______________________________________
9. Укажите событие, отражённое на картине.
Ответ: ______________________________________
10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.
Если памятник, изображённый на фотографии, находится в Вашем регионе, то его указывать не следует, нужно указать другой памятник. |
Ответ: _______________________________________
Прочтите перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12.
|
Выберите одно любое событие (процесс) из данного перечня и выполните задания 11 и 12, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). |
Укажите цифру, которой обозначено выбранное Вами событие (процесс). |
11. Назовите одного любого участника выбранного Вами события (процесса). Укажите один любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. В чём состояло влияние выбранного Вами события (процесса) на дальнейшую историю России и/или мировую историю? При ответе обязательно используйте знание исторических фактов.
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к уроку истории в 6 классе "Древнерусское государство при князе Владимире"
ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины;процесс и итоги крещения Руси....
Методический материал на тему: «Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению математики через систему «Учись играя, играя - учи»
По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент различных игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение применять на практике полученные на уроках знания, помогают выявить...
Методический материал к урокам истории и обществознания Это интересно: «Русские меры»
Данный материал будеет интересен как на уроках истории так и обществознания...
Музыкально- методический материал по духовно- нравственному воспитанию учащихся основной школы.
Музыкально-теоретический материал...
2 часть «Музыкально-практический материал» к работе « Музыкально- методический материал по духовно- нравственному воспитанию учащихся»
Методический материал для учителя, ноты, тексты песен....
Методическа разработка урока-игры по истории для учащихся 7-х классов в форме «брейн -ринг».
Повторительно-обобщающий материал, направленный на закрепление изученного материала...
Исследовательский проект «Методические особенности формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического материала»
В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информ...