Конспект учебного занятия по истории по теме "Особенности феодализма в Византийской империи"
план-конспект занятия по истории (10 класс)
Конспект представляет осбой разработку учебного занятия по всеобщей истории для обучающихся 1-го курса техникума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viz.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по учебной дисциплине «История» по теме Византийская империя и славяне»
Цель занятия: Создать условия для формирования понятия неизбежности смены рабовладельческого строя феодальным в восточной части бывшей Римской империи; Проследить постепенный переход Византии к феодализму. Задачи занятия Образовательная: повторить характерные черты феодального строя и выявить его особенности в Византии Развивающие: продолжить работу над формированием умений раскрывать причинно- следственные связи, сравнивать аналогичные процессы и явления, анализировать исторические факты. Воспитательные: продолжить формирование культуры учебной деятельности. План занятия
|
Формы и методы обучения Методы: репродуктивный Формы: индивидуальная, фронтальная Основные понятия и термины Ромеи, василевс, фемы, Юстиниан I, дипломатия, римское право, Кодекс Юстиниана, Вселенский собор, Царьград |
Планируемые образовательные результаты
Обучающиеся должны научиться раскрывать причинно-
следственные связи, сравнивать аналогичные процессы и явления, анализировать исторические факты
Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Постановка проблемы: Почему Византия не была завоёвана варварскими племенами и оказалась более прочной чем Западная Римская империя?
Форма работы - фронтальная
Вопросы:
1.Какие изменения произошли в Западной Европе в результате Великого переселения народов?
2.Что было общего в занятиях и общественном строе германцев и славян в первые века нашей эры?
3. Какие изменения в общественном строе славян привели к возникновению государства?
Обучающиеся ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работают индивидуально;
формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение;
Записывают тему урока в тетрадь
Актуализация знаний
Ответы на вопросы
Какие империи Древнего мира вам известны? Что общего между ними? Чем прославился император Константин I?
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.
Форма работы - фронтальная
Познавательные УУД: закрепление и углубление знаний полученных на прошлом занятии.
Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свое мнение.
Регулятивные УУД: умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других.
Изучение нового материала
Ответы на задания
В 330 г. Император Константин 1 перенес столицу Римской империи на Восток, в основанный еще в 7 в. До н.э. на побережье пролива Босфор город Византий, который переименовал в Константинополь. Позже по старинному названию этого города Восточную Римскую империю стали называть Византия. В 395 г. Римская империя окончательно распалась на Западную и Восточную, Византийскую империю. Сами жители Восточной империи стали называть себя ромеями, т.е. римлянами, свою империю – Ромейской державой, а Константинополь – Новым Римом.
Задание 1. Прочитайте параграф, устно ответьте на вопросы
- Какой язык являлся государственным в Византии? (греческий)
- Какие культуры выращивали жители Византии? (злаки, оливковые и другие плодовые деревья, виноград, пшеницу и ячмень)
- Какие полезные ископаемые добывали в Византии? (золото, серебро, железо, медь, олово)
- Перечислите основные торговые пути (Великий шелковый путь, путь из варяг в греки)
- Какие отрасли развивались в Византии? (ремесло и торговля)
Задание 2: опишите систему государственного устройства Византии
Задание 3. Заполнить таблицу «Черты феодализма»
Общее с Западной Европой | Отличия от Западной Европы |
Превращение свободных общинников в зависимых крестьян, поиск «защиты» у крупных землевладельцев. Образование крупных земельных владений в провинциях. Переход в поместьях к феодальной эксплуатации. Рост независимости крупных феодалов в првинциях, военные дружины. | Наиболее частый путь – лишение крестьян земли и переселение их на земли феодалов. Соперничество столичной знати и провинциальных землевлдельцев. Сохранение больших государственных налогов. Полностью феодальная лестница и рыцарское войско не сложились. Длительное сохранение сильной центральной власти. |
установление единства вероисповедания
закрыт центр философов – язычников – Афинская академия
созван Вселенский собор
Папа римский подчинился решением Юстиниана
Признание главенства Юстиниана перед другими правителями
грандиозное строительство
Храм Святой Софии
Высокие налоги , высокие цены на продукты , притеснения чиновников и т.д. - восстание «Ника» было подавлено.
Наказаны чиновники, которые вызвали возмущение
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.
Фронтальная
Личностные УУД:
Принятие социальной роли обучающегося.
Познавательные УУД: актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;
умение давать ответы на вопросы.
Устный опрос
Записи в тетради
Задание 4. прочитать параграф составьте лестницу государственного управления.
- каким государством считалась Византия к началу 12 в. (богатейшим и сильнейшим государством средневекового мира).
В 395 г. возникла Восточная Римская империя, или Византия. Империей управляли василевсы – правители, стоявшие во главе государства и церкви. Золотой век Византии связан с правлением Юстиниана, который укрепил империю и значительно расширил ее границы. Византия унаследовала традиции античного мира и Древнего Востока, сохранив их культурное наследие для человечества. Империя была центром восточнохристианского мира и оказала огромное культурное влияние на окружающие народы и государства.
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции.
Форма работы - фронтальная, индивидуальная
Познавательные УУД: умение привлекать жизненный опыт обучающихся. Умение выделять нужную информацию из текста.
Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе
Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.
Записи в тетради
Первичное осмысление и закрепление
Работа с картой
Выполняют задание в тетради
Индивидуальная
Формулируют ответы; осуществляют поиск информации.
Записи в тетради.
Культура Византии (просмотр презентации, фронтальная беседа)
Вопрос: Какао влияние культура Византии оказала на славянские народы?
Итоги занятия
Обобщение полученных на уроке знаний:
1.В чём особенности развития Византийской империи?
2.Какое влияние Византия оказала на славянские народы?
3. Почему время правления Юстиниана называют «золотым веком империи»?
На основе вышеизложенного решаем проблему, поставленную в начале занятия.
На востоке Римской империи рабство было слабее , чем н Западе.
↓
Сохранился обмен между городом и деревней
↓
В городах развивались ремёсла и торговля
↓
Император мог содержать сильную армию и флот
↓
Византия отбивала нападения внешних врагов
Рефлексия:
Что нового узнали на занятии?
Какой материал темы вызвал затруднения?
Домашнее задание
§4 работа с источником стр. 27 (устно)
Объясняет выполнение домашнего задания
Записывают задание в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по истории средних веков на тему "Византийская империя"
Тест по истории средних веков к учебнику Агибаловой, Донского "История средних веков, тема "Византийская империя. культура византии"(параграф 6-7) 6 класс. Тест размещён для родителей (с ответами...
Конспект учебного занятия по истории 8 класс "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в."
Конспект учебного занятия Класс: 8Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIXвекУчебная тема: Россия во второй половине XIXв.Тема урока: Достижения российской науки и образо...
конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"
Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...
Конспект учебного занятия по истории "Древнейший Рим" (5 класс)
Конспект учебеного занятия в 5 классе ( в соответствии с требованиями ФГОС) сопровождается презентацией....
Конспект учебного занятия по истории "Древнейший Рим" (5 класс)
Конспект с презенацией...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДб.05 История по теме "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане".
План-конспект занятия "Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане" можно использовать при проведении дистанционного занятия № 47 по учебной дисциплине 40.02.02 Право...