Открытый урок по истории "Пётр I - первый российский император"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Открытый урок по истории России для  учащихся 8 клааса ОУ для детей с нарушением интеллектуального развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_istorii.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории (8 класс)

Пётр I – первый российский император

24.12.2015

Варченко Е.В.


     Тема:                                  Пётр I – первый российский император.

     Цель:

     Создать у учащихся представление о личности Петра I: внешность, характер, личностные качества; показать на конкретном материале деятельность Петра I.

     Задачи

     Образовательные: обобщить яркие факты из юности Петра; подчеркнуть его трудолюбие, любознательность,  стремление к знаниям, полководческое искусство; показать прогрессивную роль в развитии России.

     Коррекционно-развивающие: формировать умение поддерживать беседу по оценке исторического деятеля, давать нравственную оценку поступкам исторического деятеля; учить применять ранее полученные знания в новых условиях; учить делать самостоятельные выводы; учить самостоятельному поиску данных по теме урока.

     Воспитательные: воспитывать глубокое отношение к истории России, личности Петра I.

     Основные знания

     Пётр I – первый российский император.

     Основные термины и понятия

      Император, империя, цесаревич, «Табель о рангах», чиновник, камзол, парик, ассамблеи.

     Оборудование и материалы

    Репродукция «Памятник Петру I» Э.М.Фальконе, отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник», отрывок из романа «ПётрI» А.Н.Толстого, иллюстративный материал, тестовые задания, карточки с заданиями, толковый словарь русского языка под редакцией Ожегова (Шведовой), географический атлас, контурные карты России.

     Тип урока

     Комбинированный.

Ход урока

Орг.момент

Повторение пройденного материала:

Тест:

  1. Когда началась Северная война? (1699, 1700, 1701);
  2. Какие страны участвовали в Северной войне? (Россия, Франция, Швеция, Великобритания);
  3. С кем Пётр I вёл сражение в Северной войне? (Карл I, Карл IX, Карл XII);
  4. Какая битва явилась переломной в Северной войне в пользу России? (Куликовская, Полтавская);
  5. Основным итогом Полтавской битвы стал (полный разгром сухопутной армии шведов, полный разгром Швеции – морской державы);
  6. В каком году закончилась Северная война (1720, 1721, 1722 г.);
  7. Сколько лет длилась Северная война? (10, 15, 21);
  8. Выход в какое море получила Россия после победы в Северной войне? (Чёрное, Балтийское, Каспийское);
  9. Чем закончилось Гангутское сражение для России? (победа, поражение. ничья);
  10. В каком городе был подписан мирный договор России со Швецией? (Санкт-Петербург, Гангут, Ништадт).

Актуализация знаний, объявление новой темы.

     Вывод: после победы России в Северной войне страна стала Великой морской державой, получила выход в Балтийское море. Получила титул Великой Российской империи, которой правил последний московский царь и первый император России Пётр Великий.

Сообщение и запись новой темы: «Пётр I – первый российский император».

Изучение нового материала.

     Словарная работа:

Император, империя.

Задание.

     Прослушать отрывки из романа Толстого «Пётр I», выбрать слова, характеризующие его внешность, характер. Найти подтверждение в тексте учебника.  

Ответить на вопросы:

- какие науки знал Пётр I? (полный ответ по итогам чтения, рассмотрения иллюстраций, слушания отрывков из романа);

- какими специальностями владел Пётр I?

- каков был распорядок дня Пётра I?

Словарная работа:

Цесаревич, табель о рангах.

- чем Пётр I отличался от других русских царей?

А.С.Пушкин «Медный всадник» (отрывок):

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

- почему Пётра I называли Великим?

Опережающее задание.

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Табель о рангах».

Словарная работа:

Чиновник.

     Проведение параллелей между документом и современностью.

- существует ли современный табель о рангах?

- что обозначает слово чиновник в современной русской лексике? (Толковый словарь русского языка).

Рассказ учителя.

     Рассмотрим репродукцию «Памятник Петру I» Э.М.Фальконе, известному в народе как «Медный всадник». Этому скульптору как никому другому удалось выразить величие Петра через камень и бронзу. Если посмотреть внимательно на скульптуру кого видим мы? Коня, поднятого на дыбы и фигуру могучего всадника, плотно и непоколебимо  сидящего на нём. Льют дожди, идёт снег, проносятся бури и ураганы,  а конь крепко стоит на ногах, неся на своей спине Великого преобразователя России.

- опишите свои  впечатления от увиденного;

- работа с инетом (набрать выходные данные, найти из чего, когда, в честь чего Фальконе создал свою скульптуру, интересные факты записать в тетрадь).

     В возрасте 53 лет в 1725 году первый Всероссийский император скончался. О кончине Петра I ходили и ходят разные слухи. Официальная версия, что он умер от простуды, сгорев за несколько дней.

     Благодарные потомки увековечили в истории имя этого человека, назвав в честь Петра остров св.Петра, залив Петра Великого, хребет Петра Великого на Памире (6785 м), столицу Российской империи, создали бессмертные художественные произведения(скульптуры, стихи, поэмы, романы, кинофильмы, театральные постановки и пр.).

 Работа с атласом и контурными картами.

     Нанести географические объекты на контурные карты по следам аналитической работы с атласом (при поддержке учителя).

- каково ваше отношение к Петру I?

- чем вам импонирует Петр I?

Закрепление нового материала:

     Фронтальная беседа по вопросам.

  1. Назовите фамилию, имя, отчество царя.
  2. Что умел делать Петр I?
  3. Расскажите о распорядке дня императора.

Подведение итогов.

Комментарии, объявление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание.

с.128-133, вспомнить важные вехи из жизни Петра, подготовиться к блиц-игре, работа со словарём (камзол, парик, ассамблеи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации в 9-м классе

Презентация для проведения урока знаний в 8 и 9 классах. Материал для презентации выбран с учетом рекомендаций министерства образования и науки Российской Федерации.  Для проведения всероссийског...

"Петр I - первый российский император" урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий в 8 классе специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, реализован через личностно ориентированный подход с элементами проектной деятельности...

"ПётрI- первый Российский император"

Урок истории в школе VIII вида в 8 классе  по теме "ПётрI- первый Российский император"...

Пётр- I первый российский император

В презентации помещён материал о преобразованиях Петра-I...

Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»

Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...

Петр Первый- первый российский император

Обобщить яркие факты из юности  Петра; иметь представление о личности Петра1: подчеркнуть его трудолюбие, любознательность, полководческое искусство и  прогрессивную роль  в важнейших...

Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Петр Первый -российский император"

Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Петр Первый -российский император"...