РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории России 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., М., «Просвещение», 2011 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 8 классах для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Количество часов в 8 классе – 68 (из расчета 2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_8_klass.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
№ 991
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории России
8 класс
(2015-2016 учебный год)
Программу разработала:
Лепешкина Наталья Васильевна,
учитель истории, высшая квалификационная
г. Москва
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., М., «Просвещение», 2011 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 8 классах для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Количество часов в 8 классе – 68 (из расчета 2 часа в неделю)
Содержание курса истории
Настоящий курс «История Отечества» предназначен для учащихся изучающих историю в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с умственной отсталостью.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество.
Цели курса определяются необходимостью реализации прав личности таких детей на образование.
Основными задачами курса являются:
- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
- помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности детей, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Данный курс истории Отечества на конкретных примерах родной истории способствует формированию нравственных качеств личности учащихся. В курсе «Истории Отечества» целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и другим предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старших классов позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем, чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации.
Данная программа отражает основные положения учебника «История России для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Пузанова Б.П., Бородиной О.И., Сековец Л.С., Редькиной Н.М., 8 класс. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена программа на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в. Этот материал представлен следующими темами:
- «Единая Россия» (конец XV – начало XVII вв.)» (21 ч.)
- «Великие преобразования России в XVIII в.» (22 ч.)
- «История страны в период XIX в.» (24 ч.)
- Повторение за год (1 час).
Методы:
- Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
- Наглядные - наблюдение, демонстрация.
- Практические – упражнения.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
- Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
- Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы, на которые отводится 15 минут на уроке.
Срок реализации настоящей программы рассчитан на 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). На курс отведено 68 часов в год или 2 часа в неделю.
Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) по причине неоднородности контингента учащихся. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Требования к уровню подготовки учащихся
8 класс
Учащиеся должны знать:
• когда началось и закончилось событие (по выбору);
• как протекало конкретное событие;
• великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться «Лентой времени»;
• устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
• выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
• оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
Перечень учебно-методических средств обучения
Обязательная литература:
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2008 г.
Дополнительная литература:
1. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина Учебно-методическое пособие «Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида», «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004;
2. Л.В. Петрова «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школы VIII вида», учебное пособие для вузов, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003;
3. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.- М: гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.
8 класс, 68 часов в год
Тема | Дата | Цель | Основные знания | Коррекционная и контролирующая работа |
1 четверть - 18 ч. Раздел 1. Единая Россия (конец XV-XVIIв.в.) | ||||
1. Иван III Великий – глава единого государства Российского. | Дать представление о деятельности Ивана III, его дипломатичных, военных, организационных способностях. | Иван III создал централизованную систему государственного управления. | Анализ картины по вопросам. | |
2. Расширение государства Российского при Василии III. | Проследить процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. | Завершение окончательного объединения русских земель: Псковская, Смоленская, Рязанская земли. Василий III – достойный сын Ивана III. | Умение составлять ответы на вопросы с опорой на текст, умение дополнить ответ учащегося. | |
3. Русская православная церковь в Российском государстве. | Рассказать о роли Русской православной церкви в Российском государстве. | Русская православная церковь – помощник Великого князя; митрополит – глава русской православной церкви. | Умение делать вывод после предварительного анализа текста. | |
4. Первый русский царь Иван IV Грозный. | Рассказать, как управлялось Московское государство при Иване IV. | 1547 г.- венчание на царство, создание системы государственного управления. | Составление характеристики исторического деятеля. | |
5. Опричнина Ивана Грозного. | Дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях для страны. | Опричник – дворянин в охране Иване Грозного; цель борьбы – расправа с боярами. | Анализ текста по вопросам, соотношение информации с иллюстрацией. | |
6. Присоединение к Российскому государству Поволжья. | Дать учащимся сведения о вхождении в состав Российского государства народов Поволжья. | Расширение границ Российского государства в XVI веке. | Умение подобрать из текста факты, раскрывающие утверждение. | |
7. Покорение Сибири. | Раскрыть значение вхождения Западной Сибири в состав России. | Присоединение Западной Сибири в состав России. Ермак Тимофеевич. | Умение работать с исторической картой, работать самостоятельно с текстовым отрывком. | |
8. Быт простых и знатных людей. | Углубить знания детей о быте простых и знатных людей. | Сословия, разные слои населения, жизнь и быт разных сословий. | Составление рассказа по плану. | |
9. Москва – столица Российского государства. | Доказать, что Москва – центр торговли, ремесла, культуры. | Москва – столица государства Российского, Московский Кремль – памятник русской национальной культуры. | Составление рассказа – описания. | |
10. Путешествие А.Никитина в Индию. «Хождение за три моря». | Рассказать о достижениях русской культуры 15 века. | А.Никитин – русский путешественник. | Составление рассказа по опорным словам. | |
11. Великий иконописец Андрей Рублев. | Познакомить с творчеством Андрея Рублева, которое проникнуто высоким гуманизмом, национальной гордостью. | А.Рублев – иконописец XV века, икона «Троица». | Рассказ – описание. | |
12. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. | Рассказать о достижениях русской культуры XV-XVIвеков. | И.Федоров – первопечатник, 1564 г.- первое издание книг в России. | Тест, умение устанавливать причинно – следственные связи. | |
13. Правление Бориса Годунова. | Познакомить с причинами перехода царского престола от царя династии Рюриковичей к Борису Годунову, показать, что годы правления Годунова открывают смутное время. | Прекращение существования династии Рюриковичей, царь Борис Годунов. | Анализ деятельности исторической личности. | |
14. Смутное время. | Подвести к тому, что смена царя, ухудшение положения в стране привели к борьбе за власть. | Смутное время – борьба за власть в начале XVIIвека. | Умение выделить основные черты исторического события. | |
15.Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. | Дать сведения о бедственном положении России – семибоярщине, рассказать о борьбе за Москву, о ее освобождении. | Семибоярщина – власть бояр, 1612 г. – освобождение страны от иноземных захватчиков. КозьмаМинин – организатор ополчения, Дмитрий Пожарский глава войска. | Тест, составление рассказа по опорным словам и иллюстрации. | |
16. Начало правления династии Романовых. | Дать представление о правлении Российским государством первых двух царей династии Романовых. | 1613 г. – начало правления династии Романовых, укрепление царской власти. | Составление характеристики исторических деятелей. | |
17. Крепостные крестьяне. Крестьянская война под руководством Степана Разина. | Дать представление о положении крепостных крестьян | Крепостные крестьяне – крестьяне, которые прикреплены к земле, к барину; барщина, оброк – повинности крестьян. | Умение анализировать информацию с опорой на план. | |
18. Крепостные крестьяне. Крестьянская война под руководством Степана Разина. | Дать представление о крестьянской войне XVIIвека под руководством Степана Разина. | 1670 г. – крестьянская война под руководством С. Разина. | Тест, умение уточнять факт событиями. | |
Итого за 1 четверть – 18 ч. | ||||
2 четверть – 14 ч. | ||||
1. Раскол в русской православной церкви. | Раскрыть суть раскола в русской православной церкви. | Раскол в православной церкви, патриарх Никон, староверы – раскольники, Аввакум. | Сравнение фактов с опорой на текст. | |
2. Освоение Сибири и Дальнего Востока. | Рассказать о продвижении русского народа в Сибирь в конце XVI – начале XVII века. | Начало XVII века – освоение Сибири и Дальнего Востока, русские землепроходцы и мореплаватели. | Умение выделять главную мысль в текстовом отрывке. | |
3. Повторительно – обобщающий урок. | Контрольный тест, собеседование | |||
Раздел 2. Великие преобразования России в XVIIIвеке. | ||||
4. Начало правления Петра I. | Показать, что правление Петра I ознаменовалось важными преобразованиями в хозяйственной и государственной жизни. | Детство Петра I, 1690 г.- создание Российского флота, поход на Азов. | Оценка деятельности исторической личности. | |
5-6. Начало Северной войны и строительство Санкт- Петербурга. | Показать, что выход в Балтийское море необходим для России; отметить прогрессивный характер Северной войны, создать представление о строительстве Санкт-Петербурга. | 1700 г.- начало Северной войны, причины Северной войны, 1703 г.- основание Санкт-Петербурга. | Составление рассказа по плану, умение применять в речи словарные слова. | |
7. Полтавская битва. | Раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны; довести до понимания учащихся причины победы русской армии под Полтавой. | 1709 г. – битва под Полтавой, причины победы над шведами, редуты. | Тест, умение сравнивать и делать вывод, установление причинно-следственных связей. | |
8. Победа русского флота. Окончание Северной войны. | Раскрыть значение морских сражений для победоносного окончания войны, показать важность победы в Северной войне. | Гангутское сражение, 1721 г.- окончание Северной войны, значение победы. | Тест, описание события по плану. | |
9. Петр I – первый российский император. | Создать представление о личности Петра, внешности, характере; на конкретном материале показать деятельность Петра. | Петр I – первый российский император. | Тест, оценка деятельности исторической личности. | |
10-11. Преобразования Петра I. | Рассказать о важных преобразованиях в хозяйственной, государственной, культурной жизни России, отметить прогрессивную деятельность Петра. | Реформа государственного управления, экономическая, денежная., налоговая реформы. | Установление причинно – следственных связей. | |
12. Эпоха дворовых переворотов. | Дать представление о дворцовых переворотах. | Последовательность правления царей. | Тест, умение делать вывод после предварительного анализа текста. | |
13. Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова. | Познакомить с деятельностью Ломоносова. | М.В.Ломоносов – первый русский ученый, Шувалов – покровитель науки. | Тест, составление характеристики исторической личности. | |
14. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств. | Показать вклад первого Российского университета в развитие науки и техники. | 1755 г.- основание Московского университета, 1759 г. – открытие Академии художеств. | Умение конкретизировать утверждение фактами. | |
Итого за 2 четверть – 14 ч. | ||||
3 четверть – 20 ч. | ||||
1. Правление Екатерины II. | Раскрыть сущность политики Екатерины II. | Время правления Екатерины II- просвещенный абсолютизм. | Умение составлять ответы на вопросы. | |
2. «Золотой век дворянства» | Рассказать о расширении привилегий дворянства. | Привилегии дворян. | Тест, анализ текста с целью обобщения. | |
3. Положение крепостных крестьян. | Дать сведения о положении крепостных крестьян в годы правления Екатерины II. | Крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства и промышленности. | Тест, соотношение текста и иллюстраций. | |
4-5. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. | Показать размах войны, её стихийный характер, причины поражения, историческое значение. | 1773-1775 г.г.- крестьянская война под руководством Е.Пугачева. | Анализ события по плану. | |
6. Русско – турецкие войны второй половины XVIIIвека. | Познакомить с важными победами русских войск и флота в Северном Причерноморье. | 1768-1774 г.,1787- 1791 г.–русско-турецкие войны, русские полководцы: Румянцев и А.В.Суворов. | Тест, умение формулировать ответ на вопрос с помощью текста. | |
7. Знаменитый полководец А.В. Суворов. Просмотр фрагментов в/ф | Показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Суворова. | Суворов – выдающийся полководец, воинское звание – генералиссимус. | Тест, составление характеристики исторической личности. | |
8.Русские изобретатели и умельцы и изобретатели. | Познакомить с жизнью и изобретениями русских умельцев и изобретателей. | Кулибин – изобретатель-самоучка, Ползунов – изобретатель паровой машины. | Умение анализировать, соотношение данных с современностью. | |
9. Развитие литературы и искусства в XVIII веке. | Дать представление о XVIII в.- эпохе культурного развития, выявить закономерности и особенности развития. | Расцвет литературы, живописи, скульптуры, архитектуры. | Тест, умение работать с дополнительными источниками. | |
10.Быт русских людей в XVIII веке. | Познакомить с бытом и нравами русских людей XVIIIвека. | Изменение облика, одежды, интересов русских людей. | Рассказ – описание по иллюстрации с опорой на текст, умение использовать словарные слова. | |
11. Повторительно-обобщающий урок «Великие преобразования России в XVIIIвеке» | Закрепить и обобщить знания по разделу. | Собеседование, умение работать в группе. | ||
Раздел 3. История нашей страны в XIX веке. | ||||
12. Россия в начале XIX века. | Дать общее представление о проведении реформы в России в начале XIX века. | Российский император Александр I, реформа государственного управления. | Тест, умение выделить из текста факты в соответствии с заданием. | |
13. Начало Отечественной войны 1812 г. | Дать представление о начальном этапе Отечественной войны. | 24 июня 1812 г.- нашествие Наполеона на Россию. | Тест, описание события по плану, умение работать с исторической картой. | |
14. Бородинская битва. | Дать представление о Бородинском сражении. | 26 августа 1812 г.- Бородинское сражение, Кутузов – главнокомандующий. | Описание события по плану умение работать с исторической картой. | |
15. Оставление Москвы. | Подвести учащихся к пониманию предложения Кутузова на военном совете. | Решение военного совета в Филях, 14 сентября 1812 г. – оставление Москвы. | Умение устанавливать причинно- следственные связи, восстанавливать цепочку событий с опорой на иллюстративный материал. | |
16. Народная война против армии Наполеона. | Дать сведения о мужестве и героизме всего народа в Отечественной войне. | Помощь партизан, народная война. | Анализ поступков исторических личностей. | |
17. Отступление и гибель французской армии. | Формировать представление о заключительном этапе ОВ. | Декабрь 1812 г.- отступление и гибель французской армии, значение победы. | Оценка подвига русского народа. | |
18.Повторение Отечественной войны 1812 г. | Закрепить и обобщить знания по теме «Отечественная война 1812 года». | Тесты, собеседование, умение работать в группе. | ||
19. Правление Александра I. | Объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенный период. | Основные направления политики Александра I. | Умение находить факты, подтверждающие утверждение. | |
20. Создание тайных обществ в России | Дать представление о создании тайных обществ в России в начале XIXвека. | Северное и Южное тайные общества. П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев - руководители тайных обществ. | Сравнение программ Южного и Северного тайного обществ. | |
Итого за 3 четверть – 20 ч. | ||||
4 четверть – 16 ч. | ||||
1. Восстание декабристов. | Рассказать о ходе восстания декабристов- первом открытом выступлении против политики царского правительства. | 14 декабря 1825 г. | Тест, описание события по плану, умение устанавливать причинно-следственные связи. | |
2. Император Николай I. | Познакомить с личностью императора, основными направлениями его политики. | Политика Николая I привела к увеличению количества чиновников и к установлению контроля над обществом. | Умение делать вывод после предварительного анализа. | |
3. «Золотой век» русской культуры. | Выявить общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине XIX века. | Первая половина XIX века – развитие культуры. | Тест, установление причинно-следственных связей. | |
4. Великий русский поэт А.C. Пушкин. | Познакомить учащихся с эпизодами жизни поэта и писателя, который через свое творчество знакомил и прививал любовь россиян к истории России. | Великий русский поэт – А.С.Пушкин. | Анализ произведений – исторические факты в произведениях. | |
5. Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века. | Проследить развитие науки в первой половине XIX века. | Шиллинг – телеграф, Черепановы – паровая машина, первая железная дорога. Географические открытия – Крузенштерн, Беллинсгаузен. | Тест, оценка важности событий. | |
6. Крымская война 1853 – 1856 г. | Дать общее представление о Крымской войне. | 1853 – 1856 г. – Крымская война. 1854- 1855 г. – оборона Севастополя, герои войны – П.С. Нахимов, В.А. Корнилов. | Анализ события по плану. | |
7. Отмена крепостного права. | Сформировать представление о крестьянской реформе 1861 г. | 1861 г. – отмена крепостного права, Александр II – царь – освободитель, значение отмены крепостного права для России. | Анализ события по плану. | |
8. Реформы Александра II. | Дать общее представление о реформах. | Суть реформ. | Тест, оценка событий – реформ. | |
9. Правление Александра III. | Дать общее представление о правлении Александра III. | Александр III- царь-миротворец. | Умение объяснить выражение с помощью фактов. | |
10. Развитие российской промышленности. | Рассказать об изменениях в экономике России. | Политика частного предпринимательства, реформы Витте. | Умение делать вывод, после предварительного анализа. | |
11.Появление революционных кружков в России. | Дать представление о первых революционных кружках. | Революционная деятельность в конце 19 века. | Умение применить в речи словарные слова. | |
12. Наука и культура во второй половине XIX века. (самостоятельно) | Оценка событий. | |||
13. Жизнь и быт русских купцов. | Дать общее представление о жизни и быте русских купцов. | П.М. Третьяков, С.И. Морозов – русские купцы – меценаты. | Установление причинно-следственных связей. | |
14. Быт простых россиян XIX века. | Дать представление о быте простых россиян в XIX веке. | 1897 г. – перепись населения. | Тест, сравнение обстоятельств с помощью текста-описания. | |
15. Повторительно-обобщающий урок «История нашей страны в XIX веке». | Систематизировать знания. | Контрольный тест, собеседование. | ||
16. Повторение основных событий и деятелей, изученных за год. | Систематизировать знания. | Умение работать с учебником. | ||
Итого за 4 четверть – 16 ч. За год – 68 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 9 класс
Программа содержит пояснительную записку, список используемой литературы, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, кимы по темам...
Рабочая программа по истории России и Всемирной истории в 8 классе
Рабочая программа по истории России в 8 классе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной и Всемирной истории в 8 классе к учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной....
Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов
Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...
Рабочая программа по истории России Н. Л. Андреева и И. Н. Федорова и истории Средних веков Е. В. Агибалова и Г. М. Донского 6 класс
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельнос...
рабочая программа по истории России. Всеобщая история. 7 класс
индивидуальное обучение...
Рабочая программа по истории России. Всеобщей истории 5-9 классы
Ростовская область Весёловский район х. Позднеевка улица Центральная, 31Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеПозднеевская средняя общеобразовательная школа...
Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)
В рабочей программе по истории России-всеобщей истории в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...