Школы Мордовии в годы Великой Отечественной войны
материал по истории на тему
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа по истории
Тема: «Школы Мордовии в годы
Великой Отечественной войны»
Выполнила: Грачева Надежда Александровна
учитель истории и обществознания
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№35» г.о. Саранск Республика Мордовия
Саранск 2017
Содержание
Борьба за осуществление Всеобуча 4
Учебно-воспитательная работа в годы войны 6
Учебно-материальная база школ 9
Список использованной литературы 14
Введение
Цель работы: изучить особенности организации и функционирования школ Мордовии в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- изучить научную литературу и документальные источники эпохи;
- рассмотреть вопрос организации Всеобуча на территории Мордовии в 40-е годы XX века;
- изучить ситуацию с учебно-воспитательной работой в годы ВОВ в школах республики;
- описать особенности учебно-материальной базы школ Мордовии.
Актуальность. Школьное образование – это начало всех начал. Именно с него начинается становление личности ребенка, человека. Чтобы успешно выполнять планы развития образования, необходимо хорошо знать историю школы. Предстоит еще серьезная работа по совершенствованию системы образования на основе обобщения положительного опыта и критического осмысления пути, уже пройденного школой. И особенной, на мой взгляд, является проблема развития образования в годы Великой Отечественной войны.
При написании данной работы были проанализированы опубликованные документы и материалы; документы Министерства Просвещения МАССР, находящиеся на хранении в Центральном государственном архиве РМ, материалы периодических изданий, а также научная литература.
Дореволюционная Россия по уровню образования занимала одно из последних мест в Европе. Много детей не посещали школу, особенно был высок процент неграмотности в деревне.
Советская школа сыграла решающую роль в культурной революции в России, способствовала подъему культуры народов многонациональной России. В результате чего все народы России имеют школу на родном языке, для всех открыт широкий доступ к просвещению и культуре, ликвидирована сплошная неграмотность.
Вся культурно-воспитательная работа в России после Октябрьской революции 1917г. проводилась в условиях невероятных трудностей, вызванных экономической и культурной отсталостью, которая была унаследована от царской России. В результате политики самодержавия почти 70% мужчин и 90% женщин в России оставались неграмотными.
У мордовского народа была сильная тяга к знаниям, он стремился к тому, чтобы обучить своих детей грамоте и ремеслу. Но в мордовских селах школы стали появляться лишь во второй половине XIX века. Но и их было очень мало. Подавляющая масса населения Мордовии оставалась неграмотной, не могла ни читать, ни даже расписываться. Прогрессивная русская общественность всеми мерами стремилась помочь подъему культуры народов России. Огромную роль в просвещении нерусских народов Поволжья, в том числе и мордовского, сыграл Илья Николаевич Ульянов. Он открыл ряд школ в мордовских селах Ардатовского, Алатырского и Карсунского уездов, активно помогал учителям организовывать обучение в соответствии с передовыми педагогическими требованиями. В организации просвещения мордвы много было сделано также Хохряковым В.Х., Ауновским В.А., академиком Шахматовым А.А. и другими. Но, несмотря на это, состояние народного образования на территории Мордовии мало улучшилось и к началу XX века.
С первых же дней своего существования Советская Республика начала перестройку школы и всей системы образования. Было провозглашено право трудящихся на образование: на бесплатное всеобщее обучение детей в общеобразовательной школе, обучение на родном языке, предоставление женщинам возможности получать образование наравне с мужчинами.
Строительство новой школы проходило в невероятно трудных условиях: не хватало средств, школьных помещений, учебных пособий и оборудования. Крайне мало было учительских кадров, особенно мордовской национальности. Но все же росло количество школ и учащихся в них. В результате кропотливого труда учителей грамотность населения Мордовии постепенно росла.
Россия превратилась в большую, сильную державу. За последнее столетие страна сохи, плуга, соломы, керосиновых ламп сделала стремительный скачок вперед. В Мордовии создана широкая сеть общеобразовательных школ, лицеев, профессионально-технических училищ, колледжей, институтов, университет, научно-исследовательских институтов.
В современных условиях растет понимание того, что только культурный человек способен создать высокотехнологическую экономику и общественное устройство с оптимальными условиями для своей жизни. Некультурный человек не может созидать. Одним из важнейших атрибутов культуры является образование. Однако, наличие образования не делает человека культурным. Но некультурному человеку оно просто необходимо. Только наличие этих двух качеств делает его «человеком» с большой буквы.
Борьба за осуществление Всеобуча
Начавшаяся война вызвала серьезные трудности в работе учреждений просвещения. Несмотря на военное время, государство проявляло заботу о школе, детских домах, дошкольных учреждениях.
Хотя война требовала больших материальных затрат, тем не менее, расходы на социально-культурные мероприятия из года в год не уменьшались, а, наоборот, увеличивались. Если в 1941г. на социально-культурные цели в Мордовии было отпущено 112 млн. рублей, то в 1944г. - более 131330 тыс. рублей. В 1945г. только на содержание школ было ассигновано 100 млн. рублей, или на 34 млн. рублей больше, чем в 1944г.
В годы войны не приостанавливалось строительство школ. В результате этого за годы войны в Мордовии было открыто несколько новых начальных школ. К 1943-44 учебному году общее число школ возросло до 1293 (в 1940г. их было 1266). К последнему году войны в республике насчитывалось уже 1303 школы. Характерно, что это произошло, несмотря на сокращение общего количества учащихся (более чем на 40 тыс. человек).
Несмотря на напряженное положение страны в связи с войной с фашистской Германией, 1941-42 учебный год во всех городских и сельских школах был начат своевременно, т.е. 1 сентября. В первые дни войны происходит значительное сокращение числа школ и контингента учащихся. Это видно на примере первого года войны, а затем происходит рост числа школ в последующие годы.
Одной из главных задач в области народного образования и в годы ВОВ было осуществление Закона о Всеобуче, принятого XVIII съездом ВКП(б). «Осуществление всеобщего обучения в городе и завершение в деревне и во всех национальных республиках всеобщего семилетнего среднего обучения».
Закон о всеобуче за все годы войны выполнялся в республике крайне неудовлетворительно, наблюдается большой отсев учащихся. Сокращение числа учащихся было вызвано тем, что подростки и юноши вынуждены были включиться в промышленное и сельскохозяйственное производство, заменив своих отцов и старших братьев, ушедших на фронт, кроме того, имел место отсев, вызванный трудностями войны.
В1941-42 уч. году в отдельных районах республики (Кочкуровском, Саранском, Атяшевском и других) совершенно не велась борьба за полный охват детей школьного возраста учебой и за сохранение имеющихся в школах учащихся. В Кочкуровском районе из 1-4-х классов выбыл 351 ученик, в Рузаевском – 342, в Саранском – 326 и т.д. Также большой отсев учащихся происходил из старших классов. В Ичалковском районе из 5-10-х классов выбыл 881 ученик, в Б-Березниковском – 607, Саранском – 1034 и т.д. В результате такого большого отсева учащихся ряд средних школ в 1941-41 уч. году находился под угрозой закрытия. В 1942-43 уч. году наблюдается та же ситуация. Более 18 тыс. детей 8-13-летнего возраста не обучались в школе. В 1943-44 уч. году не было охвачено начальным обучением 12449 человек.
Отсев учащихся из школ МАССР в 1941-1945гг.
1941-1942гг. | 1942-1943гг. | 1943-1944гг. | 1944-1945гг. |
16466 чел. | 18000 чел. | 12449 чел. | 10426 чел. |
Мордовский областной комитет партии уже в октябре 1941 года потребовал от органов народного образования принятия срочных мер к ликвидации недостатков в выполнении закона о всеобуче. Одновременно обком ВКП (б) обратил внимание комсомольских и пионерских организаций на необходимость развертывания широкой повседневной работы среди учащихся и родителей.
Комсомольские и пионерские организации повели решительную борьбу с отсевом учащихся. По всем районам и школам были проведены комсомольско-пионерские рейды по выявлению причин непосещения школ учащимися. В школах проводились родительские собрания. Были проведены меры по обеспечению семей фронтовиков, особенно погибших воинов, продуктами питания, одеждой, обувью, топливом и т.д., что дало возможность многим подросткам продолжить учебу. Многие учащиеся из других населенных пунктов обеспечивались интернатами или временными общежитиями на осеннее - зимний период.
Хорошо обстояло дело с назначением пособий и организацией материальной помощи семьям мобилизованных в РККА в Лямбирском районе. Было обследовано 1300 семей, оказана помощь 500 семьям, на что израсходовано 8895 рублей и 304 центнера хлеба, подвезено топлива 3700 кубометров, стройматериалов – 600 кубометров, отремонтировано 30 домов, построен один новый дом, трудоустроены 388 членов семей, 4-м семьям куплены коровы, приобретена одежда, обувь, учебные пособия детям бойцов на 5800 рублей. Эти мероприятия дали возможность вернуть в школы 2500 учащихся. По инициативе передовых учителей комсомольцы и пионеры в большинстве школ организовали подготовку уроков в стенах школы. «Эта система, - пишет в своих воспоминаниях бывшая старшая пионервожатая Кахнович В.Д., - помогала хорошо организовать помощь отстающим учащимся и заметно повысить качество учебы…»
В период летних каникул 1942г. была поставлена задача: вовлечь в новом учебном году всех ребят, ранее бросивших учебу по разным причинам. Большую помощь в этом деле оказали пионеры. Они взяли на учет этот контингент, с помощью своих учителей организовали из них группы и в течение летних каникул проводили с ними занятия. По инициативе пионерских дружин в значительной части школ были организованы мастерские по ремонту обуви и одежды. Эти мероприятия помогли в 1942-43 уч. году дополнительно вернуть в школы 1791 ученика, ранее бросивших школу.
В годы войны ужесточается дисциплина среди учителей и соблюдение законов. Так, например, встречаются такие моменты: «За опоздание на урок дело преподавателя передать в суд на основании закона». «Военрук Ардатовской средней школы не явился на работу в первую смену. Сорвал урок. Это первый его случай, поэтому оставить в школе с испытательным сроком». За опоздание на работу наказывают через суд учительницу немецкого языка Ардатовской средней школы В.В.Чернову, русского языка – Е.М.Дубкову, истории – А.И.Шлямину и многих других. За прогулы «условно исключали из школы» учащихся.
Учителей в годы войны не хватало. Это происходило в основном за счет большой текучести педагогических кадров. Если взять 1942г., то с 1.09.41г. выбыло преподавателей из школ республики по разным причинам 961 человек, из них мобилизовано в РККА 720 человек. Война отняла у нас тысячи учителей, их должны были заменить новые кадры. Пополнение педагогических кадров в годы войны шло главным образом за счет выпускников вузов, педучилищ, подготовки учителей через курсовые мероприятия, эвакуированных преподавателей, отозванных с не педагогической работы. Многие способные девушки, окончившие средние школы, оставлялись при школе и под руководством опытных учителей овладевали учительской профессией. Все эти мероприятия дали возможность укомплектовать школы учительскими кадрами, правда, при некотором снижении уровня педагогической подготовки.
Советское правительство высоко оценило деятельность учителей. В годы войны 5231 учитель школ РСФСР был награжден орденами и медалями, в том числе 59 человек из Мордовии. Вот некоторые из них:
Орденом Трудового Красного Знамени награждена Утехина С.Н. – заведующая Саранской начальной школы №2;
Орденом «Знак почета» – Молин Н.Н. – народный комиссар просвещения МАССР; Шапунов М.Н. – преподаватель Саранского пединститута;
Медалью «За трудовую доблесть» - Ососков А.В. – преподаватель Саранского пединститута, Сидельникова Л.М. – директор Саранской семилетней школы №11 и др.
Учебно-воспитательная работа в годы войны
В дни Великой Отечественной войны Советского Союза особое внимание было обращено на улучшение учебно-воспитательной работы, и, в первую очередь, на приобщение учащихся к глубоким и прочным знаниям. Война потребовала пересмотра и перестройки всей учебно-воспитательной работы в школе. В учебные планы и программы школ были внесены изменения. Так, в программе по истории для 7-10-х классов увеличилось количество часов на изучение военного пошлого народов России. Большое внимание уделялось воспитанию патриотизма.
Качество знаний по республике за все годы войны оставалось еще на низком уровне. Особенно по русскому и мордовскому языкам. Учащиеся многих школ имели слабую грамотность и низкий уровень культуры речи. Слабость в знаниях и преподавании наблюдалась также в математике, литературе, истории и других дисциплин. Знания учащихся не соответствовали требованиям государственных программ. Большое количество не выдержавших экзамены приходилось на учащихся выпускных классов. Основной причиной низких показателей в учебной работе являлась нехватка квалифицированных кадров школьных работников, вследствие чего, например, историкам приходилось вести математику.
Результаты итоговой аттестации учащихся в1943-1944 учебном
году
Классы | Количество учащихся | Выдержали экзамен | Оставлены на 2-й год | Оставлены на осень |
четвертый | 14214 | 9099 | 3949 | 1166 |
седьмой | 6859 | 3730 | 1981 | 1098 |
десятый | 1803 | 903 | - | - |
В годы ВОВ произошли большие изменения в характере работы общеобразовательных школ. Учителя, комсомольские и пионерские организации школ Мордовии перестраивали работу школ, направляя все свои силы на усиление учебно-воспитательной работы, на повышение качества учебы, на укрепление сознательной дисциплины.
Война неотложно требовала перестройки всего народного хозяйства на военный лад. Старые формы руководства, структура отдельных органов советского аппарата были перестроены. Исходя из требований военного времени,15 сентября 1942 года ЦК комсомола принял решение о перестройке работы пионерской организации. Была введена «форма приказа». На пионерских сборах назначались начальники отрядов, начальники звеньев, начальник штаба дружины. Были введены знаки различия всех членов штабов, дружин и отрядов. Во все дружины назначены были старшие пионервожатые.
При штабах дружин создавались секторы: учебно-производственный, военно-физкультурный, политико-массовый. Штабы дружин стали инициаторами организации интересных и полезных занятий среди пионеров. Штаб собирался еженедельно, подводил итоги работы за неделю и давал новые задания. Отрядные сборы проводились раз в месяц. Основное внимание на этих сборах уделялось воспитанию патриотизма, отражалось героическое прошлое народов СССР, героика Советской Армии на фронтах Великой Отечественной войны. На многие сборы приглашались бойцы, командиры и политработники из военных госпиталей. Каждый факт нарушения дисциплины или невыполнения домашнего задания становился известным звену или дружине, где не только обсуждался нехороший поступок пионера, но и намечались практические пути исправления своего товарища. Широко было развернуто соревнование между отрядами и звеньями. Победителям в соревновании вручались красные флажки или знамена.
Комсомольцы и пионеры в годы войны не только оказывали повседневную помощь школе в борьбе за повышение качества учебы, укрепление сознательной дисциплины, но упорно и настойчиво готовили из своих рядов смену для тех, кто героически, с оружием в руках беспощадно громили фашистских захватчиков, в любую минуту готовы были пойти на фронт.
Выражением глубокого патриотизма заполнены десятки, сотни и тысячи коллективных и индивидуальных заявлений о желании идти в армию, в народное ополчение, чтобы выполнить свой долг перед Отчизной. Со дня начала войны и по 8 августа 1941г. только по 9 районам республики комсомольцами, а также учащимися старших классов было подано 3,5 тыс. заявлений о желании поступить в народное ополчение.
В учебных планах и программах общеобразовательных школ большое место отводилось военно-оборонной и физической подготовке учащихся. Школьники старших классов прекрасно понимали, что в недалеком будущем придется встать в ряды защитников Родины, и они повседневно готовились к выполнению этой задачи. В первые же дни войны в школах стали создаваться кружки: пулеметные, стрелковые, истребителей танков, гранатометчиков, санитарных дружинниц и др. На 8 августа 1941г. по республике было организовано 100 санитарных дружин с общим количеством 2740 человек, в 17 школах были созданы курсы медицинских сестер с охватом 538 человек. Широко развернули свою работу такие кружки, как ГТО, ГСО, БГТО. За 4 военных учебных года было подготовлено значкистов: БГТО – 41718 чел., ГТО – 32099, ГСО – 11297.
Кроме того, начиная с 1943г. во всех школах Мордовии создавались спортивные общества «Смена». При этих обществах организовывались секции: лыжные, стрелковые, гимнастические.
Начиная с зимы 1942г. и вплоть до окончания войны по приказу республиканского штаба пионеров в средних и семилетних школах проводились игры «В бой за Родину!», «На штурм!». В этих военизированных играх ежегодно принимало участие более 18-20 тыс. человек.
Наряду с военно-физической подготовкой уделялось большое внимание и вопросам развития художественно-изобразительных творческих способностей. В этой области ежегодно проводились школьные и районные смотры детской художественной самодеятельности и детского изобразительного искусства. В 1944-45 учебном году школьные смотры были проведены в 320 школах республики, в которых приняло участие 24500 человек. А в 1945г. была проведена олимпиада детского творчества, в которой приняли участие около 200 тыс. детей. В течение 1943-44 учебного года учащимися было подготовлено 1789 различных экспонатов по изобразительному искусству, более 600 подарков для фронтовиков и более 700 различных макетов, рисунков и вышивок.
Школьники Мордовии под руководством своих учителей принимали участие во всех патриотических начинаниях. Они для оказания помощи детям фронтовиков организовывали сборы денег, белья и продуктов питания. Школьники собрали в фонд обороны около 11,5 млн. рублей, десятки тысяч пудов хлеба и металлолома, подготовили для колхозов, МТС и совхозов более 3685 трактористов и других специалистов сельского хозяйства, организовывали дежурства в госпиталях.
Только в 1943г. пионеры собрали и сдали в аптеки 15357 кг. лекарственных трав в сушеном виде, 5317кг. ягод, 6914кг. шиповника. В ноябре и декабре 1943г. сшили и отправили на фронт 5385 кисетов и 1417 носовых платков.
Многие школьники старших классов во время ВОВ одновременно с учебой работали на производстве, особенно в колхозах и совхозах, заменив своих отцов и старших братьев, ушедших на фронт. В связи с этим, в седьмых-десятых классах была введена агротехническая учеба, рассчитанная на подготовку работников массовых профессий. Ребята участвовали в заготовке минеральных удобрений, проведении снегозадержания.
Учащиеся старших классов под руководством учителей участвовали в ремонте школ, изготовлении учебно-наглядных пособий, в заготовке и подвозе дров. Т.И.Сандина вспоминает:«…В зимнее время приходилось вставать в 4 часа утра, чтобы до школы успеть привезти на салазках из леса (3км. от села) дрова. А после школы надо было пилить, колоть их, накормить скот. Получалось, что все дневное время было занято физическим трудом. К урокам готовились только вечером… Умудрялись находить время и для чтения художественной литературы, которой в селе было очень мало. Часть ребят на лыжах ездили в соседние села Иссинского района Пензенской области, привозили книги…».
ВОВ была жестокой и суровой, она потребовала мобилизации всех сил и ресурсов для обеспечения победы над врагом. Но правительство и в эти суровые годы уделяло огромное внимание как воспитательной, так и оздоровительной работе среди детей. Свидетельством этой заботы о подрастающем поколении служит то, что в самый тяжелый 1942 год в Мордовии было организовано 11 пионерских лагерей. Начиная с 1942г. и на протяжении всего периода войны не прекращал свою работу центральный санаторий – пионерский лагерь Мордовской АССР. Летом 1944г. в республике было уже 15 пионерских лагерей и 22 детских оздоровительных площадки, где за сезон отдыхало 3тыс. детей. Всего за годы войны отдыхало в пионерских лагерях 11118 школьников, из них 2000 человек бесплатно. Помимо того, для детей фронтовиков были организованы детские площадки, детские ясли, в которых ежегодно находилось 32 тысячи малышей.
Все эти факты свидетельствуют о том, что несмотря на всю напряженность и тяжесть, которая пала на плечи советского народа, правительство и в годы войны уделяло огромное значение школе, пионерской и комсомольской организациям и вопросам воспитания подрастающего поколения. В суровые годы войны правительство, проявляя заботу об учителях и пионерских работниках, приняла постановление о повышении заработной платы учителям.
В условиях военного времени был осуществлен ряд мер по дальнейшему совершенствованию работы школы. В соответствии с постановлением Советского правительства в августе 1943г. были введены «Правила для учащихся» и ученический билет. В Правилах точно определялись обязанности школьников по отношению к учебе, школе, педагогам, родителям, правила культурного поведения в школе и вне ее.
Исключительно важное значение имело Постановление Советского правительства «О мерах по улучшению качества обучения в школе» (июнь 1944г.), в котором были введены выпускные экзамены четвертых и седьмых классов и сдача экзаменов на аттестат зрелости по окончании десятого класса, а также награждение учащихся, отличившихся в учебе, золотой и серебряной медалью.
В 1944 году была прекращена практика соревнования среди учителей и учащихся по вопросам учебной работы, т.к. это вредно отражалось на качестве обучения и дисциплины в школе. Заключение договоров между учителями, учащимися и школами с обязательством давать стопроцентную успеваемость и определенное число отличных и хороших оценок приводило к искусственному их завышению, ослабевала требовательность учителя к учащемуся, снижалась роль учителя в учебно-воспитательной работе школы. Учитель переставал подходить к оценке знаний учащихся объективно, т.к. органы народного образования оценивали качество его работы в зависимости от процента успеваемости учащихся данного класса. В результате во многих школах формально показатели успеваемости росли, а в действительности учащиеся не становились грамотнее и образованнее.
«Правила для учащихся» в школах Мордовии выполнялись плохо. Среди учащихся бытовали случаи некультурного поведения в общественных местах, нецензурные выражения, хулиганство. Из школ была исключена значительная часть учащихся за недисциплинированное поведение.
Учебно-материальная база школ
За годы войны материальная база школ значительно ухудшилась. Школьные здания, которые в большинстве своем были деревянными, выстроенными несколько десятков лет назад или приспособленные, требовали капитального ремонта. Некоторые здания школ были заняты под военные нужды или другими организациями:
Название школ и детских учреждений | Когда занято | Кем занято |
| июль 1941г. сентябрь 1941г. август 1941г. август 1941г. сентябрь 1941г. ноябрь 1941г. февраль 1942г. февраль 1942г. июль 1941г. 1943г. 1944г. 1943г. 1941г. 1943г. октябрь 1941г. | эвакогоспиталь №3052 эвакогоспиталь №1314 общежитие пехотного училища авиашкола авиашкола госпиталь госпиталь райвоенкомат общежитие ФЗО партбюро эвакогоспиталь №3051 райком ВЛКСМ и квартира военкома райсовет отдел ремонтных работ НКПС авиачасть райсовет отдел авиабазы авиачасть |
Во всех школах республики к началу 1942-43 учебного года силами учителей, учащихся старших классов и общественности проводился текущий ремонт. Ряд школьных зданий, занятых под военные нужды, были освобождены.
На Госплан при СНК была возложена обязанность: к 15 июня 1943 года выделить для ремонта школьных зданий и учительских квартир 250 тыс. штук кирпича, 25 тонн извести и 30 тонн пакли. План школьного строительства на практике не осуществлялся. Так, ежегодно предусматривавшееся окончание строительства средней школы в селе Атемар Саранского района вплоть до 1945 года не было закончено. Главными причинами срыва плана школьного строительства и капитального ремонта школьных зданий являлись отсутствие строительного материала и неудовлетворительное финансирование. Вот один из фактов. В 1944г. на хозяйственные нужды и ремонт Ново-Троицкой средней школы было запланировано 42 тыс. рублей, а использовано только 6 тыс. рублей. На 15.07.45г. в республике еще оставались 6 школьных зданий, используемых не по назначению. Из них 3 были заняты госпиталями.
Состояние школьных зданий республики в санитарно-гигиеническом отношении еще не соответствовало необходимым требованиям.
Не совсем благополучно обстояло дело в отношении топлива. Школы своевременно не обеспечивались топливом в достаточном количестве. В ряде школ температура в классах была невысокой и учащиеся занимались в пальто и головных уборах. Имелись случаи перерыва в занятиях из-за отсутствия топлива. Например, в Краснослободской начальной школе перерыв в учебных занятиях был в течении 12 дней, в Шигонской начальной школе Мельцанского района – 14 дней, в Пичевской начальной школе Зубово-Полянского района – 10 дней. Случаи срывов занятий из-за отсутствия топлива наблюдались и в некоторых других районах.
В районах по оказанию помощи школам был проведен ряд воскресников. Большой трудностью в подготовке школ являлась организация подвоза топлива к школам. Во многих школах вследствие затруднений в транспорте план подвоза топлива к школам не был выполнен. В 1941-42 уч.году всего на отопительный сезон для школ республики требовалось топлива 133911 кубометров, а было заготовлено 103772 кубометра и подвезено к школе 44232 кубометра. Такая картина наблюдается во все годы войны.
Многими школами была проведена значительная работа по ремонту школьного инвентаря и учебно-наглядных пособий. Однако во многих семилетних, а также и средних школах следует отметить крайне недостаточную учебную базу, отсутствие оборудованных кабинетов, ощущался острый недостаток в учебно-наглядных пособиях, реактивах, учебной литературе.
Книжный фонд библиотек был крайне недостаточным, а 11 средних и 43 семилетних и вовсе не имели библиотек. За годы войны учебники в школы республики почти не завозились, а если и завозились, то в количестве, не превышающем одного экземпляра на школу. Приходилось несколько лет переписывать имеющиеся у учащихся учебники. Значительная часть учебников истрепалась, пришла в негодность. Поэтому школы республики испытывали острую нужду в учебниках по всем предметам и для всех классов. Особенно не хватало букварей. В 1942-43 уч.году учащиеся 1-х классов были обеспечены букварями на 80%.
Обеспеченность учебными пособиями на 1944-1945 учебный год
Класс | Потребность | Завезено |
1 -4 | 727100 | 35873 |
5 -7 | 555000 | 2880 |
8 -10 | 208000 | 4735 |
Итого | 1490100 | 43488 |
За годы ВОВ пополнения школ мебелью почти не было. Из года в год школьная мебель капитальному и текущему ремонтам. Причем ремонт не всегда был доброкачественным. Это привело к тому, что многие школы республики были очень плохо обеспечены мебелью: парты ветхие, не соответствовали возрасту учащихся, классные доски малы по размерам и не пригодны для работы, в школах отсутствовали шкафы для хранения учебно-наглядных пособий (Торбеевская, Темниковская, Атемарская средние школы и др.) Такая острая нужда в школьной мебели объяснялась тем, что постановление СНК РСФСР от 26 мая 1945г. об изготовлении местной промышленностью школьных принадлежностей и оборудования не выполнялось. Хотя и велась работа по приобретению и изготовлению наглядных пособий, но не во всех еще школах имелось необходимое количество. Исторические и географические карты находились в ветхом состоянии, было недостаточное количество макетов, чучел и т.д. Все это не всегда соответствовало современным достижениям науки и техники. Это отрицательно сказалось на учебно-воспитательном процессе. Не всегда правильно использовались ассигнования на приобретение наглядных пособий.
Материально-бытовое положение учителей в годы ВОВ было особенно тяжелым. Хлеба выдавали по 600 грамм на человека, а иждивенцам – 400. Карточки сахарные получали регулярно, но не видели сахара. В 1943 году зарплата учителям не выплачивалась по 3-4 месяца и на 1 сентября 1943г. задолженность по зарплате составляла 2318 тыс. рублей. В Больше-Березниковском, Теньгушевском, Кадошкинском, Рузаевском, Ромодановском районах учителям по недели не выдавали печеного хлеба, а выдавали зерно и при выдаче хлеба незаконно снижали установленные нормы самим учителям на 100-150 грамм и их иждивенцам до 200 грамм. Не оказывалось никакой помощи учителям в получении из кооперации соли, мыла и крайне необходимых промтоваров, а в некоторых районах даже отпускаемые промтовары, специально предназначенные для учителей разбазаривались на другие цели. Учителя не обеспечивались по месяцу и более топливом и освещением. Снабжение промтоварами в сумме на 500 рублей каждого учителя через РОНО не удовлетворяло учителей, т.к. был мал ассортимент товаров (мало обуви и нет верхней одежды). В ряде районов учителя были вынуждены просится в ближайшие к дому школы, т.к. не имели холодной обуви.
Учителя Мордовии оказывали посильную помощь в организации разгрома врага. Они помимо воспитания и обучения подрастающего поколения принимали участие в сельскохозяйственных работах. Так, Нина Георгиевна Морозова, учительница Ардатовской средней школы, вспоминает: «Начала я работать 1 сентября 1942г., а через 2 дня, согласно распоряжению горсовета, направили на 10 дней на строительство Тургеневской плотины. Направляли всех учителей по графику. Таскали кирпичи и булыжники, ковыряли лопатами глину, возили на лошадях и сбрасывали в реку. Восстанавливали плотину. Часто посылали и зимой, работали на морозе, не стонали. Военная обстановка была».
Советское правительство не переставало заботиться об учителях. В 1943г. бюро Обкома ВКП(б) вынесло постановление, которое содержало следующие пункты:
а) обеспечить своевременную выплату заработной и квартирной платы учителям;
б) регулярное снабжение по установленным нормам учителей и их иждивенцев хлебом и другими продуктами, не допуская ни при каких обстоятельствах перебоев в этом снабжении;
в) периодически выделять ордера на получение обуви, одежды и промтоваров;
г) ремонт квартир, снабжение топливом и освещением;
д) довести к весне 1944г. приусадебные участки учителей до 0,15 га;
е) обеспечить снабжение центральными, местными газетами и периодической литературой;
ж) выделить 1000 пар обуви для детей учителей;
з) в соответствии с распоряжением СНК РСФСР от 29 августа 1943г. до 1 ноября выдать каждому сельскому учителю на 500 рублей промтоваров, 800гр. сахара, 100гр. чая, 4кг. соли, 2 куска хозяйственного и 1 кусок туалетного мыла, а в городах отоварить промтоварные карточки;
и) до 1 октября открыть в городах Рузаевке и Саранске по одной закрытой столовой и одному закрытому магазину для учителей.
«В 1944г., - вспоминает Н. Г. Морозова, - стали давать детям дополнительный хлеб. Однажды дали учителям по одному килограмму пшена. Наварили каши, испекли картошки – веселее стало на душе».
В суровые годы войны правительством было принято постановление о повышении заработной платы учителям.
Заключение
В трудные годы войны школы Мордовии, как и все школы Советского Союза продолжали неуклонно выполнять задачи по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Важнейшим делом органов народного образования и школ в период войны являлось выполнение Закона о Всеобуче, сохранение контингента учащихся и повышение качества учебно-воспитательной работы. В дни войны государство проявляло заботу о школе, детских домах, дошкольных учреждениях. Ежегодно проводился тщательный учет детей школьного возраста с целью полного охвата их обучением, был обеспечен прием в школы эвакуированных детей, организованы интернаты, нуждающимся детям организовывалась материальная помощь.
Закон о Всеобуче выполнялся плохо. Многие подростки и юноши вынуждены были работать на заводах и в сельском хозяйстве, заменив ушедших на фронт отцов и старших братьев. Но молодежь, ушедшая на производство, стремилась в то же время продолжить учебу в школе.
Все лучшие благоустроенные здания учебных заведений в годы войны были заняты под госпитали и другие объекты военного ведомства. Вследствие этого занятия во многих школах переводились на двух, а в ряде случаев на трехсменную работу.
Сотни учителей с первых дней войны ушли в Красную Армию защищать Родину, в итоге чего отдельные школы оказались необеспеченными педагогическими кадрами. Учителей не хватало еще и за счет большой текучести педагогических кадров. Особенно плохо были укомплектованы учителями из коренной национальности мордовские семилетние и средние школы, что задерживало перевод обучения на родной язык. Мордовские педагогический и учительский институты из года в год не выполняли планы приема студентов из мордовского населения. Образовательный уровень учителей оставался в годы ВОВ очень низким. В 1944г. 60% учителей 5-10-х классов не имели соответствующего педагогического образования. Качество знаний учащихся оставалось очень низким. Методическая работа среди учительства проводилась очень слабо. В большинстве районов республики отсутствовали методкабинеты, методические объединения, предметные комиссии не работали.
И, несмотря на это, учителя стремились повышать уровень преподавания, боролись за глубокие и прочные знания, воспитывали у школьников чувство национальной гордости, ненависть к фашистским захватчикам. В учебной работе широко использовался материал современности, патриотические подвиги героев нашей славной Красной Армии в битвах против захватчиков, подвиги патриотов тыла. У школьников воспитывалось чувство ответственности за учебу, за свою работу, за порученное дело, прививались навыки дисциплины и труда.
Школьники Мордовии принимали участие во всех патриотических начинаниях. Они собирали средства в Фонд обороны, теплые вещи, лекарственные травы, дежурили в госпиталях, заботились о семьях фронтовиков. В учебных планах и программах общеобразовательных школ в годы войны большое место отводилось военно-оборонной и физической подготовке учащихся. Среди учащейся молодежи велась активная подготовка значкистов ГТО и БГТО, ежегодно проводились комсомольско-молодежные кроссы по зимним и летним видам спорта.
В условиях военного времени Были введены Правила для учащихся и ученический билет, введено обязательное обучение детей с семилетнего возраста, установлена цифровая пятибалльная система оценки успеваемости и поведения школьников, введены выпускные экзамены четвертых и седьмых классов и сдача экзаменов на аттестат зрелости по окончании десятого класса, а также награждение учащихся , отличившихся в учебе, золотой и серебряной медалью.
Блестящим актом выражения заботы и внимания к учителю в годы ВОВ явилось награждение орденами и медалями лучших учителей. В декабре 1944г. Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями 5231 учителя школ Российской Федерации, в том числе 59 учителей из Мордовии. Среди награжденных орденами Ленина мы видим Кечину Серафиму Федоровну – заведующую Грачевниковской начальной школы Краснослободского района, проработавшую 45 лет в области народного образования; Лавровскую Александру Петровну – учительницу Сабаевской средней школы Кочкуровского района, положившую на алтарь народного образования 50 лет.
Список использованной литературы
1. ЦГА РМ. Министерство Просвещения МАССР. Ф.Р.- 464.
2. Культурное строительство в Мордовской АССР: Сб. документов. В 2-х т./ Сост.:
М.В.Дорожкин и др. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1988.
3. Мордовия. 1941-1945: Сб. документов/ Подгот. ЦГА и ЦДНИ РМ. Саранск: Морд.
кн. изд-во, 1995. 752с.
- Народное образование в Мордовской АССР: Документы и материалы: В 2т. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1962.
- Ивашкин В.С. Интеллигенция – совесть народа. //Мордовский народ: что нас волнует. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991. 256с.
- Ивашкин В.С. Знать и помнить. //На перекрестке мнений. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. 224с.
- Котков К.А. О некоторых вопросах деятельности школ и учреждений культуры в Мордовии в годы ВОВ.//Вопросы истории и археологии МАССР (научно - тематический сборник), 1972. № 101
- Паксютов А.Г. Пионеры Мордовии. Саранск. Морд. кн. изд-во, 1957г.
- Сандина Т.И. Развитие народного образования в Мордовии. Саранск. Морд. кн. изд-во, 1969. 208с.
- Сандина Т.И. Чем жила молодежь//И в тылу ковалась победа: Воспоминания, очерки о тружениках тыла Мордовии в годы ВОВ/Сост. Кабаева Е.П., Сластухин Н.Н. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1983. 192с.
- Талдин Н.В. Очерки истории Мордовской школы./Под ред. Советкина Ф.Ф. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1956. 136с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брейн - ринг "г. Пермь и школа № 48 в годы Великой Отечественной войны".
материал по краеведению. Игра "г. Пермь и школа № 48 в годы Великой Отечественной войны" посвящена 68-летию Победы в ВОв...
Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны
Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...
Мордовия в годы Великой Отечественной войны
Презентация для проведения классных часов и мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся....
Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.
1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...
Презентация Мордовия в годы Великой Отечественной войны
Уроженцы Мордовии внесли большой вклад в разгром гитлеровской Германии. За годы войны из Мордовии ушло на фронт свыше 240 тыс. человек. в республике готовили спецформирования лыжников. истребителей та...
«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)
Методическая разработка содержит малоизвестный материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...
Презентация "Школа-интернат в годы Великой Отечественной войны"
quot;Школа-интернат в годы Великой Отечественной войны"...