Внеклассное мероприятие - экскурсия в школьном музее "Ответный удар".
методическая разработка по истории (6, 7, 8 класс) на тему

Леонова Анна Николаевна

Экскурсия на тему "Ответный удар" поможет в изучении военной истории  своей страны, в формировании достоверных  представлений у экскурсантов о событиях  Великой Отечественной войны, познакомит  с оружием, техникой военного времени и их конструкторами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Рыбковская средняя общеобразовательная школа"

Сафоновского района Смоленской области

Школьный

 историко – краеведческий музей

Экскурсия на тему:

«Ответный  удар»

Цель экскурсии: формирование гражданско-патриотических качеств в сознании   подростков. 
Задачи:
1. образовательные: изучать  военную  историю  своей страны, формировать достоверные  представления у экскурсантов о событиях  Великой Отечественной войны; познакомить с вооружением  времён  Великой  Отечественной  войны; ознакомить с конструкторами стрелкового оружия;

2.воспитательные: формировать у экскурсантов чувство патриотизма и гражданственности, понимание необходимости уважения и бережного отношения к наследию предков, чувство гордости за их славные деяния и подвиги;
3.развивающие: развивать у экскурсоводов  и экскурсантов умение работать с различными источниками информации, расширять кругозор  и воспитывать познавательные  интересы   и способности.

Источники:

1. Интернет-ресурсы.  

2. Журнал «Читаем, учимся, играем» № 11 за 2007 г.  Издательство «Либерея-библиопринт».

3. Вещественные источники:  экспонаты музея - фрагменты пистолетов-пулемётов  системы  Шпагина и системы Дегтярёва, найденные  во  время  раскопок, проводимых  отрядами - поисковиками  «Вахт Памяти» на территории Рыбковского поселения.   
Продолжительность экскурсии:  40 минут.
Возраст посетителей: экскурсия рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста.    

Характеристика экскурсии: тематическая экскурсия  военно-исторического содержания.  

Экскурсия сопровождается демонстрацией презентации.

I.

Экскурсовод:    Мы  приглашаем  вас  на  заочную  экскурсию  в  музей  военной  техники. Вы  узнаете,  как  была  вооружена  наша  армия  в  годы  Великой  Отечественной  войны. Некоторые  экспонаты,  рассказывающие о  вооружении  времён  Великой  Отечественной  войны,  есть  в  нашем  школьном  историко-краеведческом  музее. А  некоторые  экспонаты  мы  продемонстрируем  на  экране.

         В  тяжёлых  боях  досталась  Победа. Одни  дрались  с врагом  на  земле,  другие  били  немецко-фашистских  захватчиков с  воздуха,  третьи – на  море.

                         На  море,  на  суше,  в  небе – везде.

                         Полетит  самолёт,  застрочит  пулемёт,

                         Загрохочут  могучие  танки,

                         И  линкоры  пойдут,  и  пехота  пойдёт,

                         И  помчатся  лихие  тачанки.

 Для  победы  нужны  были  не  только  умение  воевать  и    храбрость  людей,  но  и  оружие,  военная  техника. Начнём  мы  наше  знакомство с  сухопутных  войск,  куда  входили  танки, артиллерия  и  пехота. А  помогут  нам  в  этом  Чтец, Оружейник  и  Биограф.

Чтец:              И  вот  к  победе  прямиком  за  ротой  рота,

                        То  по-пластунски,  то  бегом,  пошла  пехота.

                        И  в  бою,  и  в  карауле  ей  винтовка  дорога.

                        От  её  штыка  и  пули  нет  спасенья  для  врага.  

Оружейник:  Пехотинцы  были  вооружены  винтовками: автоматической – конструкции  С.Г. Симонова, самозарядной – конструкции  Ф.В. Токарева  и  магазинной  трёхлинейной  винтовкой  конструкции  С.И. Мосина.  Винтовка  этой  конструкции  хранится  у  нас  в  музее.  Она  была  принята  на  вооружение  в 1932 году и  применялась  в  армии до 1945.  Эта  винтовка  отличалась  надёжностью,  точностью  и  простотой  в  уходе.

Биограф:   Сергей  Иванович  Мосин  родился в 1849 г. в Воронежской губернии. Учился в кадетском корпусе. Затем закончил Михайловскую артиллерийскую  академию и был направлен на Тульский оружейный завод. Он  был  русским  конструктором  стрелкового  оружия.  К 80-м гг.  Мосин в чине капитана был уже известен как большой знаток оружейного дела.   В 1885 г. оружейный отдел заказал Тульскому оружейному заводу 1000 винтовок с мосинским магазином для войсковых испытаний. Свою  винтовку  создал  в  1891 году. В  1900 году получил  звание  генерал-майора.

II.

Оружейник:  В  качестве  личного  оружия  командиров  были  револьверы  типа  «наган».  Также  пехотинцы  были  вооружены  автоматами,  которые  в  армии  называют  пистолет-пулемёт. Из  него  можно  стрелять  не  только  одиночными  выстрелами, но  и  очередями (длинными,  средними,  короткими).  Наши  автоматы – ППД – системы  Дегтярёва,  ППС – системы  Судаева  и  ППШ – системы  Шпагина  верой  и  правдой  служили  во  время  Великой  Отечественной  войны.

Экскурсовод:  У  нас  в  музее  хранятся  фрагменты пистолетов-пулемётов  системы  Шпагина и системы Дегтярёва. Это вооружение было найдено  во  время  раскопок, проводимых  отрядами - поисковиками  «Вахт Памяти». Поисковую работу проводили также учащиеся нашей школы. Фотоматериал, находки и отчёт об их работе хранится у нас в музее.  

Чтец:               За  врагами  я,  парень  русский,

                           Наблюдаю,  гневно  дыша.

                           Палец  твёрдо  лежит  на  спуске

                           Безотказного  ППШа.

Биограф:   Георгий  Семёнович  Шпагин  был  конструктором  стрелкового  оружия.  Он  родился  в конце  XIX века  в  деревне  Клюшниково  Владимирской  губернии.  В  юности  работал  шофёром.  В  1916 г. был призван  в  армию,  где  освоил  оружейное  дело. В  1938 г.  создал  крупнокалиберный  пулемёт.  Но  высшим  достижением  Шпагина  является пистолет-пулемёт ППШ  образца  1941 г.  В  1945 г.  ему  было  присвоено  звание  Герой  Социалистического  Труда.

Экскурсовод:  В 1943 году  конструкторы  В.А. Дегтярёв  и С.Г. Симонов создали противотанковые ружья, которые помогли победить немцев под Москвой. Вот какие слова были посвящены им:

Чтец:              Бронебойщик, целься снова!            

                        Бронебойка  метко бьёт-

                        Бронебойка Дегтярёва

                        Никогда не подведёт!

Биограф: Василий Алексеевич Дегтярёв - российский конструктор стрелкового оружия, генерал – майор  инженерно-артиллерийской службы, Герой Социалистического Труда. Он был потомственным оружейником, прошёл обучение на оружейном заводе в Туле и стал мастером. В 1927 г. сконструировал ручной пулемёт ППД, который сначала поступил на вооружение пехоты, а позднее и для вооружения танков.

Экскурсовод:  В начале войны у нас было ещё одно оружие, которого не было ни в одной из армий других стран. Это миномёт. Гитлеровская армия получила такое орудие на вооружение только в 1943 году.

Оружейник:   С виду он напоминает трубу на ножках-подпорках. Прямо в ствол миномётчик опускал мину, и она тут же с воем взмывала ввысь. Особенностью миномёта было то, что он без особой подготовки, в любую секунду мог вступить в бой.

Чтец:            Пусть же знают – угощаем,

                      Не жалея звонких мин.

                      Миномётчики стреляют

                      Очень метко, как один,

                      Так и чешет, крошит, бьёт

                      Разудалый миномёт!

III.

                              Ахнет два – и нет уже полка».

                              И на море, и на суше по дорогам фронтовым

                              Ходит русская  «Катюша»,  ходит шагом боевым.

Биограф:  Иван  Андреевич Флёров  — Герой Российской Федерации,   капитан. Родился  в 1905 году в Липецкой области в семье служащего. Окончил  школу фабрично-заводского ученичества при чугунолитейном заводе. После срочной службы в армии прошёл 45-дневные курсы офицеров запаса и с того времени остался в армии. Участник войны с Финляндией 1939—1940 годов.  В первые дни Великой Отечественной войны капитан Флёров был назначен командиром первой в Красной Армии отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии.  В ночь на 7 октября 1941 г.  колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатырь  Знаменского района Смоленской области. Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Пока одни отбивали атаки врага, другие бросились к боевым установкам. Под шквальным огнем они взорвали машины. Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, Иван Андреевич Флёров взорвал себя вместе с головной пусковой установкой.

IV.

Экскурсовод:  Грозной ударной силой сухопутных войск  являлись танки. Люди называли их броневым щитом Родины. Главным делом на войне у танков было преследовать отступающих фашистов, прорываться во вражеский тыл, захватывать мосты, станции и окружать врага.

Оружейник:   Лучшими танками минувшей войны были советские танки Т-34 и КВ. Грозой для врагов были танки КВ – «Клим Ворошилов». Этот танк был выпущен в 1940 году. Изготавливали их в Ленинграде и Челябинске. Танк КВ вызывал ужас у немцев своей непробиваемостью.

А танк Т-34 стал самым массовым танком в Красной армии. Он был создан ещё до войны в городе Харькове под руководством  М.И. Кошкина. По сочетанию трёх важнейших характеристик – огневой мощи, защищенности и подвижности – в 1941 году он не имел себе равных.  

Биограф:  Кошкин Михаил Ильич – великий российский конструктор, Герой Социалистического Труда,  человек,  создавший  лучший  танк  Второй мировой  войны. Он  родился в 1898 г. в   Ярославской области.  В 1929 г.он был направлен для обучения в Ленинградский политехнический институт и  зачислен на кафедру "Автомобили и тракторы". А через 8 лет его  назначили   главным конструктором по производству танков. История построения  танка   Т-34 не проста. Полностью танк был готов и испытан в 1940 году. При возвращении с испытаний  танк, который вёл Михаил Ильич, провалился под лёд. И хотя Кошкина вытащили из воды, он очень сильно простудился и умер в сентябре 1940 г. Михаил Ильич  Кошкин за свою недолгую творческую жизнь разработал и  довел до серийного образца только одну машину. Но какую!

 Чтец:     О нём напишет лирику и эпос

                Истории правдивая рука.

                Гремя бронёй стремительная крепость,

                Как в бой, войдёт с победою в века.

                Весь в шрамах, копоти, врагов рассея,

                Бог нашей мести встанет наконец…

                Мы скажем, увидав его в музее:

                - Он не из стали скован – из сердец!

V.

Экскурсовод:  Высокое мужество и отвагу проявили в годы Великой Отечественной войны советские лётчики. Главной задачей нашей авиации была поддержка наземных войск. Неслучайно самым массовым в мире самолётом стал наш штурмовик Ил-2. Это самолёт шёл на высоте несколько сот метров и обстреливал бомбами и реактивными снарядами вражеские танковые колонны, железнодорожные составы, переправы и живую силу противника. К сожалению, у нас в музее  нет фрагментов военного самолёта, но у нас есть шапка пилота. Она не времён войны, но отношение к лётному делу имеет.

Оружейник:  Ни один самолёт, кроме Ил-2, нельзя было отремонтировать быстро в полевых условиях. Ил-2 был создан советским авиаконструктором С.В. Ильюшиным. Немецкие солдаты с почтительным ужасом называли этот самолёт «чёрной смертью», «летающим танком». А советские лётчики называли его «горбатым» за выступавший фонарь кабины. Даже частушки сочинили:

Чтец:                         Взмоют вверх в атаку «Яки» -

                                   Взвоют прусские вояки.

                                   На штурмовку выйдут «Илы» -

                                   Роют немцы впрок могилы.

Биограф:  Ильюшин Сергей Владимирович – генерал-полковник  инженерно-технической службы, трижды Герой Социалистического Труда. Сергей Владимирович родился в 1894 году. Образование получил в земской школе. В 1910 г. он устроился на петербургский аэродром, там он наблюдал за полётами, мыл самолёты. Это и определило его жизненный путь. В 1914 году юношу призвали в армию и по его просьбе направили в аэродромную команду. После окончания гражданской войны Сергей Владимирович поступил  в Институт  Воздушного флота им. Н.Е.Жуковского.  В 1926 году Ильюшин защитил дипломный проект истребителя, стал военным инженером-механиком воздушного флота и получил направление в Военно-воздушные силы. Под его руководством созданы многие типы бомбардировщиков, штурмовиков, пассажирских самолётов.  Ильюшин прожил долгую жизнь. Он умер в 83 года.    

Экскурсовод:  Осенью 1942 года в воздушных боях над нашей землёй фашистские лётчики впервые столкнулись с истребителем Ла-5 конструктора С.А. Лавочкина. Эта встреча не сулила им ничего хорошего. Две пушки, маневренность и скорость! Таков был новый истребитель, принесший славу многим нашим лётчикам. В конце 1942 года под Сталинградом был сформирован авиаполк, полностью состоящий из лётчиков-ассов, которые сражались на Ла-5. На истребителях конструкции  Лавочкина  военный  лётчик Герой Советского Союза Иван Кожедуб  сбил 62 фашистских самолёта.                          

Чтец:                       Осколков свист не устрашит пилота,

                                 Моторов рёв его не оглушит.

                                 Прильнул герой к ручному пулемёту.

                                 И вниз летит, пылая, «мессершмит».

Биограф: Лавочкин Семен Александрович -  советский  авиаконструктор, член-корреспондент Академии Наук  СССР,   генерал-майор инженерно-авиационной службы,  дважды Герой Социалистического  Труда, четырежды лауреат Сталинской премии (1941 г., 1943 г., 1946 г., 1948 г.) - родился в 1900 г. в Смоленске. Работал  в Главном  управлении  авиационной  промышленности. С 1939 он был главным конструктором по самолётостроению. Имя Лавочкина Семена Александровича увековечено в   Смоленске. Его именем названа улица города.

Оружейник:  Самолёт-истребитель ЛА-5 имел высокие технические характеристики: надёжный двигатель, воздушное охлаждение, защита лётчика, большая высота полёта. Лавочкин впервые в СССР широко использовал новый особо прочный материал.

В послевоенные годы под руководством  Лавочкина  создан ряд  реактивных серийных и экспериментальных истребителей, в том числе  Ла-160 - первый отечественный самолёт со стреловидным крылом и Ла-176, на котором впервые в СССР 26 декабря 1948 была достигнута скорость полёта, равная скорости звука. Истребитель Ла-15, выпущенный малой серией всего- 500 машин - стал последним серийным самолётом  Лавочкина.

VI.

Экскурсовод: Мощным оружием Военно-морского флота является подводная лодка. Её возможности очень велики: она может и потопить огромный транспорт, и доставить в отдалённый пункт диверсантов или разведчиков, и привезти особо ценный груз.

Так в годы войны подводная лодка С-13 под командованием А.И. Маринеско за один поход уничтожила почти целую дивизию фашистов. Гитлер приказал занести командира «С-13» в списки его личных врагов. А подлодка была награждена орденом Красного Знамени.

Оружейник:  В апреле 1943 года  А.И. Маринеско был назначен командиром подводной лодки  С-13 , на которой он прослужил до сентября 1945 года. 30 января 1945 года С-13 атаковала и отправила на дно немецкий лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находилось более 6000 человек. В центральном музее Вооружённых Сил экспонируется флаг подводной лодки «C-13». В Санкт-Петербурге имеется музей подводных сил России им. А.И. Маринеско.

Биограф:    Александр Иванович Маринеско - советский моряк-подводник, капитан 3-го ранга, Герой Советского Союза (звание присвоено посмертно)- родился в 1913 г. Окончил 6 классов трудовой школы, после чего стал учеником матроса. А после окончания  школы юнг  ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1 класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум  и после его окончания  плавал третьим и  вторым помощником капитана на пароходах «Ильич»  и «Красный флот». Из шести боевых походов, выполненных  Маринеско в  годы Великой Отечественной войны, три были безуспешными, но он был первым советским подводником, на  счету  которого два потопленных  немецких транспорта  водоизмещением  в  42 557 брутто-регистровых тонн.

Чтец:                     Слава нашим генералам,

                               Слава нашим адмиралам

                               И солдатам рядовым –

                               Пешим, плавающим, конным,

                               В жарких битвах закалённым!

                               Слава павшим и живым,

                               От души спасибо им!

                               Сила силе доказала:

                               Сила силе – не ровня.

                               Есть металл прочней металла,

                               Есть огонь страшней огня.

Экскурсовод:  Наша экскурсия подошла к концу. Вы сегодня многое узнали о тех далёких годах. Война была давно, но мы должны помнить о ней и знать её героев, которые с оружием в руках защищали нашу Родину на земле, в небе и на море.

Чтец:                      Помни, как гремели орудий раскаты,

                                Как в огне умирали солдаты

                                В сорок первом и в сорок пятом

                                Шли солдаты за правду в бой!

Экскурсовод: Благодарим вас за внимание, приглашаем  в музей на следующие экскурсии.  А сейчас вы можете самостоятельно осмотреть интересующие вас экспозиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Экскурсия в лес"

Задача мероприятия ввести учащихся образно, эмоционально в мир леса, дать первоначальные представления о лесе,содействовать формированию коммуникативных качеств личности через  имитационные игры,...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ЭКСКУРСИЯ В ХИМИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ  УЧЕБНЫЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ КАК  СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЦЕЛОСТНОЙ  ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ  КАРТИНЫ  МИРА.ВНЕКЛАССНОЕ   МЕРОПРИЯТИЕ«ЭКСКУРСИЯ...

Внеклассное мероприятие "Экскурсия в мир физики"

Внеклассное мероприятие "Экскурсия в мир физики" предназначено для учащихся 6 класса. Проводить рекомендую с помощью учеников 11 класса в конце учебного года. Шестому классу предстоит изучение нового ...

Внеклассное мероприятие «Экскурсия в нашу историю» (6 - 8 класс)

В ходе классного часа ученики совершают экскурсию в историю России (1941-1945г.) на поезде Памяти, посещая следующие станции: Знаменательная, Почтовая, Ленинградская, Памятная. Цель классного часа: пр...

Внеклассное мероприятие "Экскурсия в Музей русского языка"

Разработка позволяет подготовить мероприятие, которое может стать ярким событием в рамках предметной недели.  Рекомендую использовать в качестве  подготовительной работы  -   ...

Внеклассное мероприятие - экскурсия "Наша улица"

Обзорная экскурсия "Как Пятницкая улица получила свое название"...