Внеклассное мероприятие - экскурсия в школьном музее "Ответный удар".
методическая разработка по истории (6, 7, 8 класс) на тему
Экскурсия на тему "Ответный удар" поможет в изучении военной истории своей страны, в формировании достоверных представлений у экскурсантов о событиях Великой Отечественной войны, познакомит с оружием, техникой военного времени и их конструкторами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное мероприятие - экскурсия в школьном музее "Ответный удар" | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Рыбковская средняя общеобразовательная школа"
Сафоновского района Смоленской области
Школьный
историко – краеведческий музей
Экскурсия на тему:
«Ответный удар»
Цель экскурсии: формирование гражданско-патриотических качеств в сознании подростков.
Задачи:
1. образовательные: изучать военную историю своей страны, формировать достоверные представления у экскурсантов о событиях Великой Отечественной войны; познакомить с вооружением времён Великой Отечественной войны; ознакомить с конструкторами стрелкового оружия;
2.воспитательные: формировать у экскурсантов чувство патриотизма и гражданственности, понимание необходимости уважения и бережного отношения к наследию предков, чувство гордости за их славные деяния и подвиги;
3.развивающие: развивать у экскурсоводов и экскурсантов умение работать с различными источниками информации, расширять кругозор и воспитывать познавательные интересы и способности.
Источники:
1. Интернет-ресурсы.
2. Журнал «Читаем, учимся, играем» № 11 за 2007 г. Издательство «Либерея-библиопринт».
3. Вещественные источники: экспонаты музея - фрагменты пистолетов-пулемётов системы Шпагина и системы Дегтярёва, найденные во время раскопок, проводимых отрядами - поисковиками «Вахт Памяти» на территории Рыбковского поселения.
Продолжительность экскурсии: 40 минут.
Возраст посетителей: экскурсия рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста.
Характеристика экскурсии: тематическая экскурсия военно-исторического содержания.
Экскурсия сопровождается демонстрацией презентации.
I.
Экскурсовод: Мы приглашаем вас на заочную экскурсию в музей военной техники. Вы узнаете, как была вооружена наша армия в годы Великой Отечественной войны. Некоторые экспонаты, рассказывающие о вооружении времён Великой Отечественной войны, есть в нашем школьном историко-краеведческом музее. А некоторые экспонаты мы продемонстрируем на экране.
В тяжёлых боях досталась Победа. Одни дрались с врагом на земле, другие били немецко-фашистских захватчиков с воздуха, третьи – на море.
На море, на суше, в небе – везде.
Полетит самолёт, застрочит пулемёт,
Загрохочут могучие танки,
И линкоры пойдут, и пехота пойдёт,
И помчатся лихие тачанки.
Для победы нужны были не только умение воевать и храбрость людей, но и оружие, военная техника. Начнём мы наше знакомство с сухопутных войск, куда входили танки, артиллерия и пехота. А помогут нам в этом Чтец, Оружейник и Биограф.
Чтец: И вот к победе прямиком за ротой рота,
То по-пластунски, то бегом, пошла пехота.
И в бою, и в карауле ей винтовка дорога.
От её штыка и пули нет спасенья для врага.
Оружейник: Пехотинцы были вооружены винтовками: автоматической – конструкции С.Г. Симонова, самозарядной – конструкции Ф.В. Токарева и магазинной трёхлинейной винтовкой конструкции С.И. Мосина. Винтовка этой конструкции хранится у нас в музее. Она была принята на вооружение в 1932 году и применялась в армии до 1945. Эта винтовка отличалась надёжностью, точностью и простотой в уходе.
Биограф: Сергей Иванович Мосин родился в 1849 г. в Воронежской губернии. Учился в кадетском корпусе. Затем закончил Михайловскую артиллерийскую академию и был направлен на Тульский оружейный завод. Он был русским конструктором стрелкового оружия. К 80-м гг. Мосин в чине капитана был уже известен как большой знаток оружейного дела. В 1885 г. оружейный отдел заказал Тульскому оружейному заводу 1000 винтовок с мосинским магазином для войсковых испытаний. Свою винтовку создал в 1891 году. В 1900 году получил звание генерал-майора.
II.
Оружейник: В качестве личного оружия командиров были револьверы типа «наган». Также пехотинцы были вооружены автоматами, которые в армии называют пистолет-пулемёт. Из него можно стрелять не только одиночными выстрелами, но и очередями (длинными, средними, короткими). Наши автоматы – ППД – системы Дегтярёва, ППС – системы Судаева и ППШ – системы Шпагина верой и правдой служили во время Великой Отечественной войны.
Экскурсовод: У нас в музее хранятся фрагменты пистолетов-пулемётов системы Шпагина и системы Дегтярёва. Это вооружение было найдено во время раскопок, проводимых отрядами - поисковиками «Вахт Памяти». Поисковую работу проводили также учащиеся нашей школы. Фотоматериал, находки и отчёт об их работе хранится у нас в музее.
Чтец: За врагами я, парень русский,
Наблюдаю, гневно дыша.
Палец твёрдо лежит на спуске
Безотказного ППШа.
Биограф: Георгий Семёнович Шпагин был конструктором стрелкового оружия. Он родился в конце XIX века в деревне Клюшниково Владимирской губернии. В юности работал шофёром. В 1916 г. был призван в армию, где освоил оружейное дело. В 1938 г. создал крупнокалиберный пулемёт. Но высшим достижением Шпагина является пистолет-пулемёт ППШ образца 1941 г. В 1945 г. ему было присвоено звание Герой Социалистического Труда.
Экскурсовод: В 1943 году конструкторы В.А. Дегтярёв и С.Г. Симонов создали противотанковые ружья, которые помогли победить немцев под Москвой. Вот какие слова были посвящены им:
Чтец: Бронебойщик, целься снова!
Бронебойка метко бьёт-
Бронебойка Дегтярёва
Никогда не подведёт!
Биограф: Василий Алексеевич Дегтярёв - российский конструктор стрелкового оружия, генерал – майор инженерно-артиллерийской службы, Герой Социалистического Труда. Он был потомственным оружейником, прошёл обучение на оружейном заводе в Туле и стал мастером. В 1927 г. сконструировал ручной пулемёт ППД, который сначала поступил на вооружение пехоты, а позднее и для вооружения танков.
Экскурсовод: В начале войны у нас было ещё одно оружие, которого не было ни в одной из армий других стран. Это миномёт. Гитлеровская армия получила такое орудие на вооружение только в 1943 году.
Оружейник: С виду он напоминает трубу на ножках-подпорках. Прямо в ствол миномётчик опускал мину, и она тут же с воем взмывала ввысь. Особенностью миномёта было то, что он без особой подготовки, в любую секунду мог вступить в бой.
Чтец: Пусть же знают – угощаем,
Не жалея звонких мин.
Миномётчики стреляют
Очень метко, как один,
Так и чешет, крошит, бьёт
Разудалый миномёт!
III.
Ахнет два – и нет уже полка».
И на море, и на суше по дорогам фронтовым
Ходит русская «Катюша», ходит шагом боевым.
Биограф: Иван Андреевич Флёров — Герой Российской Федерации, капитан. Родился в 1905 году в Липецкой области в семье служащего. Окончил школу фабрично-заводского ученичества при чугунолитейном заводе. После срочной службы в армии прошёл 45-дневные курсы офицеров запаса и с того времени остался в армии. Участник войны с Финляндией 1939—1940 годов. В первые дни Великой Отечественной войны капитан Флёров был назначен командиром первой в Красной Армии отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии. В ночь на 7 октября 1941 г. колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатырь Знаменского района Смоленской области. Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Пока одни отбивали атаки врага, другие бросились к боевым установкам. Под шквальным огнем они взорвали машины. Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, Иван Андреевич Флёров взорвал себя вместе с головной пусковой установкой.
IV.
Экскурсовод: Грозной ударной силой сухопутных войск являлись танки. Люди называли их броневым щитом Родины. Главным делом на войне у танков было преследовать отступающих фашистов, прорываться во вражеский тыл, захватывать мосты, станции и окружать врага.
Оружейник: Лучшими танками минувшей войны были советские танки Т-34 и КВ. Грозой для врагов были танки КВ – «Клим Ворошилов». Этот танк был выпущен в 1940 году. Изготавливали их в Ленинграде и Челябинске. Танк КВ вызывал ужас у немцев своей непробиваемостью.
А танк Т-34 стал самым массовым танком в Красной армии. Он был создан ещё до войны в городе Харькове под руководством М.И. Кошкина. По сочетанию трёх важнейших характеристик – огневой мощи, защищенности и подвижности – в 1941 году он не имел себе равных.
Биограф: Кошкин Михаил Ильич – великий российский конструктор, Герой Социалистического Труда, человек, создавший лучший танк Второй мировой войны. Он родился в 1898 г. в Ярославской области. В 1929 г.он был направлен для обучения в Ленинградский политехнический институт и зачислен на кафедру "Автомобили и тракторы". А через 8 лет его назначили главным конструктором по производству танков. История построения танка Т-34 не проста. Полностью танк был готов и испытан в 1940 году. При возвращении с испытаний танк, который вёл Михаил Ильич, провалился под лёд. И хотя Кошкина вытащили из воды, он очень сильно простудился и умер в сентябре 1940 г. Михаил Ильич Кошкин за свою недолгую творческую жизнь разработал и довел до серийного образца только одну машину. Но какую!
Чтец: О нём напишет лирику и эпос
Истории правдивая рука.
Гремя бронёй стремительная крепость,
Как в бой, войдёт с победою в века.
Весь в шрамах, копоти, врагов рассея,
Бог нашей мести встанет наконец…
Мы скажем, увидав его в музее:
- Он не из стали скован – из сердец!
V.
Экскурсовод: Высокое мужество и отвагу проявили в годы Великой Отечественной войны советские лётчики. Главной задачей нашей авиации была поддержка наземных войск. Неслучайно самым массовым в мире самолётом стал наш штурмовик Ил-2. Это самолёт шёл на высоте несколько сот метров и обстреливал бомбами и реактивными снарядами вражеские танковые колонны, железнодорожные составы, переправы и живую силу противника. К сожалению, у нас в музее нет фрагментов военного самолёта, но у нас есть шапка пилота. Она не времён войны, но отношение к лётному делу имеет.
Оружейник: Ни один самолёт, кроме Ил-2, нельзя было отремонтировать быстро в полевых условиях. Ил-2 был создан советским авиаконструктором С.В. Ильюшиным. Немецкие солдаты с почтительным ужасом называли этот самолёт «чёрной смертью», «летающим танком». А советские лётчики называли его «горбатым» за выступавший фонарь кабины. Даже частушки сочинили:
Чтец: Взмоют вверх в атаку «Яки» -
Взвоют прусские вояки.
На штурмовку выйдут «Илы» -
Роют немцы впрок могилы.
Биограф: Ильюшин Сергей Владимирович – генерал-полковник инженерно-технической службы, трижды Герой Социалистического Труда. Сергей Владимирович родился в 1894 году. Образование получил в земской школе. В 1910 г. он устроился на петербургский аэродром, там он наблюдал за полётами, мыл самолёты. Это и определило его жизненный путь. В 1914 году юношу призвали в армию и по его просьбе направили в аэродромную команду. После окончания гражданской войны Сергей Владимирович поступил в Институт Воздушного флота им. Н.Е.Жуковского. В 1926 году Ильюшин защитил дипломный проект истребителя, стал военным инженером-механиком воздушного флота и получил направление в Военно-воздушные силы. Под его руководством созданы многие типы бомбардировщиков, штурмовиков, пассажирских самолётов. Ильюшин прожил долгую жизнь. Он умер в 83 года.
Экскурсовод: Осенью 1942 года в воздушных боях над нашей землёй фашистские лётчики впервые столкнулись с истребителем Ла-5 конструктора С.А. Лавочкина. Эта встреча не сулила им ничего хорошего. Две пушки, маневренность и скорость! Таков был новый истребитель, принесший славу многим нашим лётчикам. В конце 1942 года под Сталинградом был сформирован авиаполк, полностью состоящий из лётчиков-ассов, которые сражались на Ла-5. На истребителях конструкции Лавочкина военный лётчик Герой Советского Союза Иван Кожедуб сбил 62 фашистских самолёта.
Чтец: Осколков свист не устрашит пилота,
Моторов рёв его не оглушит.
Прильнул герой к ручному пулемёту.
И вниз летит, пылая, «мессершмит».
Биограф: Лавочкин Семен Александрович - советский авиаконструктор, член-корреспондент Академии Наук СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы, дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской премии (1941 г., 1943 г., 1946 г., 1948 г.) - родился в 1900 г. в Смоленске. Работал в Главном управлении авиационной промышленности. С 1939 он был главным конструктором по самолётостроению. Имя Лавочкина Семена Александровича увековечено в Смоленске. Его именем названа улица города.
Оружейник: Самолёт-истребитель ЛА-5 имел высокие технические характеристики: надёжный двигатель, воздушное охлаждение, защита лётчика, большая высота полёта. Лавочкин впервые в СССР широко использовал новый особо прочный материал.
В послевоенные годы под руководством Лавочкина создан ряд реактивных серийных и экспериментальных истребителей, в том числе Ла-160 - первый отечественный самолёт со стреловидным крылом и Ла-176, на котором впервые в СССР 26 декабря 1948 была достигнута скорость полёта, равная скорости звука. Истребитель Ла-15, выпущенный малой серией всего- 500 машин - стал последним серийным самолётом Лавочкина.
VI.
Экскурсовод: Мощным оружием Военно-морского флота является подводная лодка. Её возможности очень велики: она может и потопить огромный транспорт, и доставить в отдалённый пункт диверсантов или разведчиков, и привезти особо ценный груз.
Так в годы войны подводная лодка С-13 под командованием А.И. Маринеско за один поход уничтожила почти целую дивизию фашистов. Гитлер приказал занести командира «С-13» в списки его личных врагов. А подлодка была награждена орденом Красного Знамени.
Оружейник: В апреле 1943 года А.И. Маринеско был назначен командиром подводной лодки С-13 , на которой он прослужил до сентября 1945 года. 30 января 1945 года С-13 атаковала и отправила на дно немецкий лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находилось более 6000 человек. В центральном музее Вооружённых Сил экспонируется флаг подводной лодки «C-13». В Санкт-Петербурге имеется музей подводных сил России им. А.И. Маринеско.
Биограф: Александр Иванович Маринеско - советский моряк-подводник, капитан 3-го ранга, Герой Советского Союза (звание присвоено посмертно)- родился в 1913 г. Окончил 6 классов трудовой школы, после чего стал учеником матроса. А после окончания школы юнг ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1 класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и после его окончания плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». Из шести боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой Отечественной войны, три были безуспешными, но он был первым советским подводником, на счету которого два потопленных немецких транспорта водоизмещением в 42 557 брутто-регистровых тонн.
Чтец: Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закалённым!
Слава павшим и живым,
От души спасибо им!
Сила силе доказала:
Сила силе – не ровня.
Есть металл прочней металла,
Есть огонь страшней огня.
Экскурсовод: Наша экскурсия подошла к концу. Вы сегодня многое узнали о тех далёких годах. Война была давно, но мы должны помнить о ней и знать её героев, которые с оружием в руках защищали нашу Родину на земле, в небе и на море.
Чтец: Помни, как гремели орудий раскаты,
Как в огне умирали солдаты
В сорок первом и в сорок пятом
Шли солдаты за правду в бой!
Экскурсовод: Благодарим вас за внимание, приглашаем в музей на следующие экскурсии. А сейчас вы можете самостоятельно осмотреть интересующие вас экспозиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Экскурсия в лес"
Задача мероприятия ввести учащихся образно, эмоционально в мир леса, дать первоначальные представления о лесе,содействовать формированию коммуникативных качеств личности через имитационные игры,...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ЭКСКУРСИЯ В ХИМИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА.ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ«ЭКСКУРСИЯ...
Внеклассное мероприятие "Экскурсия в мир физики"
Внеклассное мероприятие "Экскурсия в мир физики" предназначено для учащихся 6 класса. Проводить рекомендую с помощью учеников 11 класса в конце учебного года. Шестому классу предстоит изучение нового ...
Методическая разработка проекта внеклассного мероприятия «Экскурсия по г. Магадану»
Данная разработка посвящена юбилею г. Магадана...
Внеклассное мероприятие «Экскурсия в нашу историю» (6 - 8 класс)
В ходе классного часа ученики совершают экскурсию в историю России (1941-1945г.) на поезде Памяти, посещая следующие станции: Знаменательная, Почтовая, Ленинградская, Памятная. Цель классного часа: пр...
Внеклассное мероприятие "Экскурсия в Музей русского языка"
Разработка позволяет подготовить мероприятие, которое может стать ярким событием в рамках предметной недели. Рекомендую использовать в качестве подготовительной работы - ...
Внеклассное мероприятие - экскурсия "Наша улица"
Обзорная экскурсия "Как Пятницкая улица получила свое название"...