Подготовка отмены крепостного права
проект по истории (8 класс) на тему
Проект урока для преподавания в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_otmeny_krepostnogo_prava_-_proekt_uroka.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА
На тему: «Подготовка отмены крепостного права»
Автор:
учитель МКОУ санаторная школа-интернат №5
города Нижнего Новгорода
Савельев Александр Михайлович
Описание проекта
Тема проекта | «Подготовка отмены крепостного права» |
Автор учебника, по которому ведется обучение | «История России. ХIХ век» (авторы: Данилов А. А., Косулина Л. Г.) |
Классификация урока | Урок – изучение нового материала |
Психолого-педагогическая характеристика особенностей класса | В рассматриваемом 8 классе обучается 26 учеников: 12 мальчиков и 14 девочек. Возраст школьников – 13-14 лет. Трое ребят из многодетных семей, девять из неполных семей. В классе есть несколько человек с хроническими болезнями. Практически каждому ребенку врачи рекомендовали щадящий режим, соблюдение диеты, ЛФК, следить за осанкой, индивидуальный подход, избегать перегрузок. В целом из 26 воспитанников 7 учащимся рекомендована основная физкультурная группа, 13 – подготовительная, 6 – специальная. Анализ результатов диагностической программы изучения уровней проявления воспитанности учащихся, проводимых классным руководителем, показал, что 80% учащихся класса имеют высокий уровень воспитанности, 15% средний и 5% низкий. При определении основных каналов восприятия учащихся класса было выявлено, что у 6 из них преобладает аудиальное восприятие, у 17 – визуальное и у 3 – кинестетическое. Трудности в работе с классом возникают из-за особенностей типов темперамента и памяти. Согласно проведенной вербальной методике определения типа темперамента оказалось, что в классе 7 чел. – холерики, 10 чел. – сангвиники, 4 чел. – флегматики, 5 чел. – меланхолики. Поэтому для данного класса характерны следующие качества: неуравновешенность, порывистость, агрессивность и т. д. Большая часть класса (75%) на уроках внимательна, проявляет активность в получении знаний, выполняет домашнее задание. В классе есть весьма «сильные» (Бостанжиев А., Замятин А., Кузякин В., Батурина А., Лакеева С.) ученики. Они способны анализировать, обобщать, делать выводы, умеют самостоятельно работать на уроке. Однако есть и ученики (Бошкович В., Демаева П., Кудрявцева А.), которые испытывают сложности в усвоении программного материла, не всегда выполняют домашнее задание, рассеяны на уроках. Учитывая специфику интернатного учреждения (ученики находятся в нем круглосуточно), названные сложности можно решать в рамках внеурочной деятельности. Дополнительные занятия, в том числе в кружках и секциях, позволяют повысить мотивацию к предмету, восполнить пробелы в знаниях. Ключевым подходом в данном случае является индивидуальный подход. В его рамках можно эффективно использоваться методы проблемного обучения. Проблемные уроки – это, прежде всего, создание проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к исторической науке. На уроках планируется организация работы в группах, в которые будут включены «слабые» и «сильные» учащиеся, которые совместно будут решать проблемные вопросы. Также чрезвычайно важной формой организации учебного процесса станет дифференциация домашних заданий. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы дать возможность раскрыть потенциал знаний «сильным» учащимся и создать чувство успеха у «слабых» учеников. |
Цели проекта | Выяснение причин отмены крепостного права и анализ процесса подготовки реформы. |
Задачи проекта | Обучающие: показать необходимость отмены крепостного права, ее подготовку, основное содержание документов, на основе которых проводилась реформа, раскрыть сущность и значение реформы. Воспитательные: воспитать чувство патриотизма, уважение к человеческой личности Развивающие: формировать умение анализировать исторический материал, используя различные источники знаний, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формировать умение работать в группах. |
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики | Учащиеся получают знания о подготовке и основном содержании реформы 19 февраля 1861 года. При этом они научатся проводить анализ исторических документов, делать сравнение разных точек зрения. Школьники проявляют стремление участвовать в коллективной и индивидуальной работе, поддерживать интерес к предмету, толерантность. |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Усвоение основных понятий, дат и терминов: «редакционные комиссии», «Секретный комитет с 1858 г.» «Главный комитет по крестьянскому делу». Сравнение проектов отмены крепостного права: Назимова, Ростовцева, Самарина, Милютина, Чернышевского, Добролюбова, Герцена и Огарева. Актуализация знаний о понятии «крепостное право». |
1.2.Технологическая карта урока
Тема урока: «Подготовка отмены крепостного права»
Цель урока: усвоить причины отмены крепостного права, сформировать представление о ходе подготовки отмены крепостного права, сформировать по отношению к нему гражданскую позицию.
Задачи урока:
Обучающие: выяснить причины отмены крепостного права, определить отношение к ней различных групп общества и отдельно выяснить позицию по этому вопросу Александра II, рассмотреть процесс подготовки данной реформы.
Развивающие: формировать навыки работы с документами, умения самостоятельно мыслить, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные: воспитание уважения к человеческой личности, чувства патриотизма.
Ключевые понятия урока: крепостное право, проект, реформа.
Тип урока: урок – изучение нового материала.
План урока:
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Актуализация темы (6 мин.)
3. Изучение новой темы (25 мин.) Включая:
- лекционный материал (5 мин.)
- постановка проблемного вопроса (1 мин.)
- работа по группам с материалами учебника (6 мин.)
- физкультминутка (1 мин.)
- работа с документами (7 мин.)
- заключительный этап (5 мин.)
4. Закрепление темы путем решения проблемного вопроса (5 мин.)
5. Рефлексивно-оценочный момент. Домашнее задание (2 мин.)
Форма организации обучения:
Методы обучения: эвристический, исследовательский, проблемно-поисковый.
Формы организации урока: эвристическая беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Основные виды деятельности учащихся:
Фронтальная работа над общей поставленной задачей.
Групповое обсуждение проектов.
Индивидуальная самостоятельная работа.
Оборудование:
Учебник «История России. ХIХ век» (авторы: Данилов А. А., Косулина Л. Г.), карта «Отмена крепостного права в России в 1961 г.», портреты Александра II, Н.А. Милютина, Я.И. Ростовцева, документы, компьютер, мультимедийный проектор.
Литература:
- Бельский Э.Н. История аграрных отношений в России в схемах (в помощь учителю) // Преподавание истории в школе. 2006. № 8.
2. Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России XIX века: 8 кл. Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
3. История экономических учений./Под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова.- М.: ЮНИТИ, 2004 – С. 322
4. Сухов В.В.; Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. и др. История России. XIX век. 8 кл. Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2003.
1.3. Ход урока
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | 2 мин. | Учитель называет тему, которой будет посвящен урок, называет цели урока, говорит о том, что на уроке ребята будут работать самостоятельно, с учебником, а также по группам. | Задают уточняющие вопросы: Какой параграф учебника нужно открыть? Сколько человек будет в группе? |
Вводно- мотивационный | 2 мин. | Проводит предварительную подготовку учащихся, комментируя цели и задачи. Говорит: «Сегодня на уроке мы должны выяснить, почему крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества, выявить особенности отмены крепостного права в разных губерниях и на основе работы с документами сформировать и предложить свои собственные варианты проектов решения аграрного вопроса. На следующем уроке мы познакомимся с реальными положениями земельной реформы и проанализируем историческое значение отмены крепостного права для развития нашей страны». | Задают уточняющие вопросы: Везде ли нужно было отменять крепостное право? Почему его не отменили раньше? |
Актуализация знаний | 4 мин. | Проводит беседу по вопросам: 1. Какая система социальных отношений существовала в России к середине 19 века? 2. Назовите шаги, предпринятые предыдущими императорами для ограничения крепостничества? 3. Какие слои населения в первую очередь были недовольны существованием крепостной системы? | Отвечают с места:
|
Изучение нового материала | 5 мин. 1 мин. 6 мин. 1 мин. 7 мин. | Дает лекционный материал: 19 февраля 1855 г. на Российский престол вступил новый император – Александр II. Если рождение Александра I приветствовал Г.Р. Державин, то рождение Александра II – В.А. Жуковский, пожелавший ему в числе разных добродетелей особенно быть гуманным человеком (“… Да встретит он обильный честью век! Да славного участник славный будет! Да на чреде высокой не забудет Святейшего из званий: человек”). Постановка проблемного вопроса: Почему именно сейчас так необходимо было отменить в России крепостное право? Предлагает сформулировать причины и предпосылки отмены крепостного права. Работа с материалами учебника: Делит класс на 5-6 групп. В каждой собраны «сильные» и «слабые» учащиеся, а также ученики с разным восприятием материала. Перед ней ставит задачу выделить его ключевые стороны.
Объявляет физкультминутку Предлагает учащимся ознакомиться с манифестом 19 февраля 1861 года. …Крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную землю, и … определенное … количество полевой земли и других угодий [выгоны, водопои]. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за это обязаны исполнять в пользу помещиков… повинности работой или деньгами. В этом переходном состоянии крестьяне именуются временнообязанными. Крестьянам дается право выкупать усадебную землю. С согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые наделы и угодья, отведенные им в постоянное пользование. С приобретением в собственность земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам … и вступят в … состояние свободных крестьян-собственников. | Слушают, делают записи в тетрадях, задают уточняющие вопросы. Например: «Почему так писал Жуковский?» Сообщение учащегося на тему: «Император Александр II – сын царя, воспитанник поэта» (Приблизительный текст см. Приложение 1). Отвечают на проблемный вопрос: Потому что была проиграна Крымская война. Потому что Россия очень сильно отстала от Европы по экономическому развитию. Потому что основная масса населения не желала больше жить при крепостничестве. Формулируют причины отмены крепостного права: 1. Неэффективность помещичьего землевладения 2. Крепостное право мешало индустриальной модернизации России 3. Поражение в Крымской войне 4. Учащенные волнения крестьян Работают с параграфом учебника: Группа изучает один из проектов отмены крепостного права. Группа коллегиально выбирает одного из учащихся, который отвечает, выделяя по критериям ключевые стороны проекта. Пример: Проект Герцена и Огарева можно считать революционным. Его основные положения: - освобождение крестьян с землей; - построение нового общества через общину и коллективные формы труда; - за землю помещикам предлагается выплата ничтожной суммы от государства. Выходят из-за парт, делают зарядку Читают текст манифеста.
|
Первичное закрепление | 5 мин. 5 мин. | Предлагает учащимся ответить на вопросы мини-теста (см. Приложение 2) Предлагает ответить на проблемный вопрос: «Как пошло бы развитие России, если бы был выбран проект Герцена и Огарева?» | Отвечают с места на вопросы мини-теста (см. Приложение 2) Учащиеся дают примерно следующий ответ: Герцен и Огарёв предлагали революционный путь устранения помещичьего землевладения, переход большей части дворянской земельной собственности в собственность государства без выкупа с последующим уравнительным разделом земли между сельчанами. Таким образом, они сконструировали модель некапиталистического развития России на основе отрицания факта развития в стране капиталистических отношений. Социально-экономическое преобразование России, утверждали они, пойдёт, минуя капиталистическую стадию. Крестьянство должно стать самостоятельной революционной силой, а община – зародышем будущего социального устройства, хотя и не готовой формой социализма. |
Выводы по уроку | 1 мин. | Формулирует общий вывод: «Подводя общий итог урока можно сказать, что сегодня мы сумели выяснить причины отмены крепостного права, разработали проекты крестьянской реформы, проанализировали ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права». Выставляет оценки учащимся, которые активно работали на уроке | Уточняют непонятные моменты |
Организация изучения домашнего задания | 1 мин. | Записывает на доске задание: § 19-20 стр. 119-126, ответить на вопросы к документу стр. 123-124. На отдельную оценку учащимся предложено письменно ответить на вопрос в тетради: «Какой проект отмены крепостного права они считают самым лучшим и почему?» | Записывают домашнее задание в дневник. |
Самоанализ урока
Урок проходил в 8 классе, в классе 26 учащихся, из них на уроке присутствовало 24.
Тема урока: «Подготовка отмены крепостного права».
Данный урок является первым в разделе «Россия во второй половине XIX чека». В то же время он тесно связан с предыдущей темой «Крымская война», так как призван установить причинно-следственную связь между поражением России в войне и необходимостью отмены крепостного права.
Специфика урока заключается в том, что новая тема содержит большой фактический материал. Поэтому на уроке использовались именно те формы и методы (эвристическая беседа, коммуникативная атака, групповая работа с текстом, моделирование), которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество.
При планировании урока была сделана опора на диагностику общеучебных специальных умений, которая выявила недостаточную развитость у ряда учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать исторические документы и явления. В связи с этим при определении развивающих целей была сделана ставка именно на эти умения.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие, доступность.
Структура урока отвечает дидактическим целям и задачам урока. Она построена с использованием элементов развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия, домашнее задание творческого характера, постановка новых задач к последующему уроку.
На уроке формировались следующие компетентности: коммуникативная, информационная, компетентность разрешения проблем.
Урок состоял из 5 этапов, логически связанных между собой: структурно урок выдержан.
Использованная структура урока, методы и приемы способствовали достижению целей и задач урока. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока.
Этапы урока были логично связаны друг с другом.
При планировании урока учитывались возрастные особенности учащихся.
Для активации мыслительной деятельности учащихся на уроке были использованы следующие режимы работы: «ученик-учитель», «учитель-класс», «ученик-класс», «ученик-ученик».
Применение разнообразных форм работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая, творческая - позволили сделать урок более интересным. Использовались различные формы: беседа, взаимообъяснение, разбор задания в группе.
При подготовке данного урока был выделен личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подход в обучении. Большое внимание уделено использованию информационных технологий обучения.
Атмосфера в классе была рабочей. Урок был насыщен разнообразными видами работ и заданий. Было видно, что ученики были заинтересованы новой темой, что было выявлено тем, что они задавали много интересующих их вопросов.
Урок содержал большой объем информации. Использование деятельностно-ориентированных заданий способствовал развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.
Много внимания уделено работе с терминами, что способствует пониманию изучаемого материала. Структура урока была подчинена цели урока и содействовала достижению конечного результата урока.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества с учениками, в самом построении урока, в проведении физкультпаузы.
Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем изучении данной темы.
Активность класса можно оценить как высокую.
Считаю, что цели урока достигнуты.
Приложение 1
Будущий император родился 17 апреля 1818 г. В то время царствовал его дядя, Александр I, но поэт В. А. Жуковский, видимо, догадывался, какая судьба ожидает младенца. В стихотворном послании к его матери, великой княгине Александре Федоровне, поэт высказал пожелание, чтобы «на чреде высокой» ее сын не забыл «святейшего из званий: человек».
Прошло восемь лет, и император Николай I предложил Василию Андреевичу должность наставника великого князя Александра Николаевича. Жуковский был близок ко двору, но не гнался за придворной карьерой. Предложение не привело его в восторг, ибо он знал придворный быт русских царей, пронизанный духом милитаризма. Но и отказываться от должности, как он понимал, не следовало, раз судьба даровала ему редкую возможность повлиять на будущее России.
Жуковский составил план учения и подал его на высочайшее утверждение. По сути это были те условия, на которых он брался за дело. Во главу угла ставилось изучение отечественной истории, а военному делу отводилось всего шесть недель во время летних каникул. В письме матери наследника поэт предостерегал от увлечения «воинственными игрушками». «Государыня, простите мои восклицания, — писал он, — но страсть к военному ремеслу стеснит его душу; он привыкнет видеть в народе только полк, в отечестве — казарму» .
План получил одобрение императора, и поэт вступил в должность наставника. Но в обстановке, в которой рос цесаревич, ничто не изменилось. Едва ли не каждый вечер устраивались военные игры, в которых участвовали родители. Императрица назначала Николая I «начальником штаба» то к одному из сверстников Александра, то к другому, а то и к нему самому. Николай стал вмешиваться в учебные дела. «Я заметил, — сказал он однажды, — что Александр показывает вообще мало усердия к военным наукам. Я буду непреклонен, если замечу в нем нерадивость по этим предметам; он должен быть военный в душе».
Александр Николаевич цесаревич c наставником В.А. Жуковским. Гравюра. 1850-е гг.
Александр Николаевич цесаревич c наставником В.А. Жуковским. Гравюра. 1850-е гг.
Жуковский, видя, как рушится составленный им план, постепенно отходил от воспитания и надолго уезжал за границу. Но он полюбил резвого и отзывчивого мальчика, и между ними не прекращалась переписка. «Владычествуй не силою, а порядком, — наставлял поэт будущего царя, — истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа... Люби народ свой: без любви царя к народу нет любви народа к царю».
Великий князь Александр Николаевич Александр рос здоровым и веселым. Он хорошо плавал и стрелял, успешно учился. Хотя воспитатели замечали в нем отсутствие упорства в достижении цели. Столкнувшись с трудностями, он нередко впадал в апатию. Отличался он большой впечатлительностью. Уроки Жуковского глубоко запали в его душу. Но не меньшее влияние оказал на него отец. Он боялся его и восхищался им. В 18 лет, явно не по заслугам, цесаревич получил чин генерал-майора. Военного дела в той степени, как Николай (отличный военный инженер), он все же не постиг. Но мишуру парадов, смотров и разводов он знал до мелочей и самозабвенно любил. Всю жизнь в его душе боролись два начала — гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. В этом отношении он напоминал Александра I.
Навсегда запомнилось будущему царю путешествие по России в 1837 г. Его сопровождал Жуковский. За семь месяцев они посетили 30 губерний. В Сибири они встречались с декабристами. В Вятке им рассказывал о богатствах местного края ссыльный Герцен. По возвращении наследник просил о смягчении участи декабристов. Тогда же Герцен был переведен во Владимир.
Кроме парадов и балов, было у Александра еще одно увлечение, чисто спортивное, которое странным образом повлияло на события в стране. Он страстно любил охоту, и, конечно, не мог пройти мимо «Записок охотника» И. С. Тургенева. Впоследствии он говорил, что эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.
Источник: http://hiztory.ru/rus-imperia/aleksandr1.html
Приложение 2
1. Отмена крепостного права немедленно предоставляла крестьянам
1) землю бесплатно
2) уравнивание в правах с другими сословиями
3) полное освобождение от повинностей в пользу помещика
2. Реформа 1861 г. сохраняла за помещиками
1) ранее принадлежавших им дворовых крестьян
2) все принадлежавшие им до реформы земли
3) часть помещичьей земли
3. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы, назывался:
1) наделом
2) имением
3) вотчиной
4) усадьбой
4. Как назывались крестьяне до перехода на выкуп земельного надела?
1) приписные
2) вольноотпущенные
3) временнообязанные
5. Временнообязанные крестьяне должны были:
1) исполнять в пользу помещиков определенные повинности
2) бесплатно трудиться на государство два раза в неделю
3) принимать участие в общественных работах в своем уезде
6. Крестьяне должны были уплатить выкуп, чтобы:
1) получить личную свободу
2) стать собственником земли
3) уйти от помещика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка реформы отмены крепостного права
Урок истории на тему "Подготовка реформы отмены крепостного права" с использованием кейс-технологии....
План-конспект урока истории в 8-м классе "Подготовка отмены крепостного права"
Данный урок является уроком изучения нового материала. Проводится он в форме исследования с элементами дискуссии. Урок направлен на выявление особенностей проведения реформы и создание проектов решени...
«Причины отмены крепостного права» «Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития России»
Представленна технологическая карта урока по теме "Причины отмены крепостного права"...
Подготовка отмены крепостного права.
Подготовка отмены крепостного права.(проблемно – проектная дискуссия с элементами игры)...
Методическая разработка урока по истории России. 8 класс Тема: «Подготовка отмены крепостного права»
Подготовка отмены крепостного права...
Подготовка отмены крепостного права
Проект урока "Подготовка отмены крепостного права" разработан для реализации в 8 классе. Его цель - выяснение причин отмены крепостного права и анализ процесса подготовки реформы....
Конспект урока истории в 10 классе "Подготовка отмены крепостного права"
Материалы учебного занятия позволят сформировать у учащихся не только представление о борьбе за крестьянскую реформу, показать основные лагеря в этой борьбе и ситуацию исторического выбора на примере ...