«Интеграция социально-гуманитарных предметов как одна из форм метапредметного подхода в обучении»
проект по истории на тему

Выступление на 1 республиканской научно-методической конференции педагогов общеобразовательных учреждений "Инновации и традиции в современном образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_sots-gum_predmetov.docx233.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеграция социально-гуманитарных предметов как одна из форм  метапредметного подхода в обучении»

Мы находимся  здесь,

чтобы внести  свой вклад  в этот мир.

Иначе  зачем  мы  здесь.

Стив Джобс.

     Эти слова знаменитого на весь  мир  бизнес-магната  и  изобретателя  как  нельзя  лучше  говорят нам  о  том, что в мире  грядут большие  изменения  и  перемены.  И  нашим  ученикам   предстоит  быть главными   организаторами  воплощения  в  жизнь  нового способа  действия,  именно  они  должны умело собрать  долгосрочную  схему  ОБЩЕСТВЕННОГО  ПРОЕКТА, предпринять  духовное  усилие  для формирования  и складывания нового способа  действия,  и  сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.

  Установленные стандартом требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

     Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию деятельности, к метадеятельности.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

      Для передачи современных знаний необходимо наряду с необходимой материально-технической базой умения выбрать соответствующие технологии, способы и методы обучения. Также, исходя из требований современности, необходимо применение знаний из других областей науки, совмещение знаний различных областей. Данное понятие в педагогике называют интеграцией. Данный термин означает применение знаний и возможностей других предметов при предоставлении знаний в определенной сфере науки. Так, доктор педагогических наук, профессор Р. А. Мавлянова   в  своих исследованиях указывает, что интегративный курс обучения, являясь наглядной системой обучения, формирует мастерство на основе углубления и расширения интегративных знаний.   Выигрывает сегодня тот педагог, который  считает, что это не только развитие творческих способностей, возможность допрофессиональной подготовки, это еще и условие, содействующее нравственному становлению личности, социальной адаптации школьника.   Обществознание, история, литература относятся к числу школьных предметов, которые составляют базовую основу современного гуманитарного образования. Они призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своего народа, убедить их в том, что в их руках будущее страны, а человек будущего должен быть всесторонне развитой личностью, эрудитом, прекрасным специалистом, патриотом. Научить ребенка жить не только для себя, но и для других является целью уроков гуманитарного цикла. В условиях модернизации системы образования к этим предметам предъявляются новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих выпускников к жизни в современном обществе. При интегрированном обучении появляется возможность показать школьникам мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому, нравственному развитию личности, формированию его творческого мышления. Реализация такого подхода к организации учебного процесса дает учителю возможность решать универсальные задачи: систематизировать и обобщать знания учащихся, расширять их кругозор; формировать у ученика целостную картину мира; способствовать разностороннему развитию личности школьника; развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся, формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности; эмоционально развивать учащихся, основываясь на использовании художественной литературы и искусства; насыщать образовательное пространство ребенка большой информативной емкостью.  Все наши базовые ценности унаследованы из прошлого, и  работу по самоопределению детей можно вести лишь на основе того, что дают нам русская литература и история. Задача учителя - сделать так, чтобы ребенок идентифицировал себя с русской цивилизацией.

      Формы проведения интегрированных уроков могут быть самые разные: диспуты, конференции, семинары, урок-путешествие, экскурсия, урок-телепередача, урок-суд, творческая защита, нравственная проповедь, «мозговой штурм» и т.д.. Наиболее интересными для старшеклассников являются процессы, происходящие с человеком, его чувствами, характером, потребностями, интересами. Именно поэтому удачными получаются интегрированные уроки обществознания и литературы, истории. Когда есть реальные наглядные примеры, созданные в художественной литературе, учителю обществознания бывает легче объяснить детям суть сложных общечеловеческих понятий. Интегрированные уроки обществознания и литературы способствуют социализации личности ученика, углубляют знания о материальных и духовных ценностях, побуждают его к размышлению об общечеловеческих ценностях, развивают навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащают эмоциональный мир растущего человека.  

   У Андре  Моруа есть очень интересное  письмо  «О выборе книг»  в произведении  «Письма незнакомке». В письме он рассказывает о звездообразном чтении. Это такой  путь чтения, когда, интересуясь событиями  истории, начинаешь искать схожие сюжеты в литературе. «Читатель расширяет  круг интересов, двигаясь  в разных направлениях – как бы по лучам  звезды- от основной  книги  или сюжета», - пишет Андре Моруа.  Это очень  схоже  с метапредметностью. Знакомясь с разделом «Древняя  Греция»  в учебнике 5 класса «История древнего мира», многие  ученики на исторической  карте пытаются  найти  Мессинский  пролив, где  обитали два чудовища Сцилла  и Харибда.  А  об этом  говорится  в «Одиссее» Гомера. Поэтому  уроки, посвященные  Древней  Греции, наполнены  героями Эллады,  Одиссеи, Илиады. Но это не  только история  и литература. Тут уже  и уроки русского языка  с фразеологическими оборотами. «Ящик Пандоры», «Ахиллесова Пята», «Нить Ариадны» и многие  другие  выражения. Когда ученики  начинают искать  значения  этих  выражений, то обращаются  к древним  мифологическим сказаниям. А тут  уже  идет знакомство  ребят с мифологическими  героями, и дети начинают знакомиться  с прекрасной  наукой  «Мифологией». Ведь это им нужно  и для дальнейшего изучения русской  литературы. Все  мы  хорошо знаем,  что русская  классика  19 века богата  героями  Эллады в своих произведениях. А началом интереса  ко всем этим   страницам  литературы, мифологии, русского языка послужила  одна  глава из учебника  истории 5 класса.  Мы  знаем, что наши  ученики  с удовольствием  смотрят  и фильмы, посвященные  мифологии. Знаменитые фильмы «Троя», «Одиссея», «Перси Джексон-похититель молний» помогают нам  в освоении данного  материала. Героями этих  фильмов  и являются  герои, чьи судьбы  описаны  в истории  и литературе. Отрадно  отметить, что в последние  месяцы  вышел  в кинопрокат российский  фильм «Викинги», по сюжету  которого  ученики знакомятся  со страницами истории Владимира Святого.Картинка старые, очки, стопка, бумага, лента, лист, КнигиМежду Харибдой и Сциллой. (Маргарита Коницкая) / Стихи.ру - национальный сервер современной поэзии

    В 8  классе  ученики   впервые знакомятся  с творчество Виктора Гюго, с его романом «Собор Парижской  Богоматери».   «Искусство вечно», - именно так  можно  сказать, перелистывая  странички романа, потому что  помимо основной  сюжетной  линии автор прибегает  к описанию  истории, архитектуры, культуры Франции. В романе  тесно  переплетаются  имена   писателей  и исторических  деятелей:  Микеланджело,   Эзоп, Гомер, Цицерон, Иоганн Гутенберг, Страдивари, Фемида, Венера, Меркурий, Вулкан, Юпитер.  Образы  злых демонов: гаргульи, химеры, сфинксы – все они вольготно гуляют  по страницам  романа, нарушая  сон  и покой  парижан. Исторические  лица – кардинал Бурбонский, Людовик 6,  традиции, обычаи, порядки.  На  уроках  обществознания  можно  вести беседу  о  взглядах  Гюго  на исторический  процесс, как на  противоборство   2-х мировых начал: добра  и зла, милосердия  и жестокости, чувства и рассудка, сострадания  и нетерпимости. В старших классах также  можно обратиться  к сюжету  данного романа. На уроках обществознания  есть  лекционный блок  «Культура». Ученики на  уроках  ведут беседу о разделении культуры на национальную, массовую и элитарную  и называют яркие  образцы данных культур. Так вот данный  роман  является примером элитарной  культуры.   Ну  как же  после  прочтения  данного  романа можно  быть равнодушным  к культуре. Тем  более к элитарной.  Более того, элитарная  культура   -  это источник  идей , приемов   и образов  для массовой  культуры. Все мы  с большим удовольствием  вкушаем плоды российского кинематографа.C:\Users\MEGAFON\Desktop\демон.jpg

   Живописцы, музыканты, поэты  и писатели, герои «Одиссеи»  и «Илиады», исторические  личности  - все собрались  в одном  романе. «Узы духовной  дружбы» - именно так мы  назвали  свой  интегрированный  урок по истории и литературе  по  сюжету  данного  романа.  О  чем  роман? Об истории. О литературе. Об архитектуре. О живописи. О музыке   В романе  много различных  литературных терминов, которые гениально  вплелись в ткань романа.  Есть очень увлекательный эпизод с главным героем  романа, поэтом Гренгуаром.  Когда во Дворце Чудес его хотели повесить, то поставили его  на  скамейку  с расшатанными ножками. И вот  тут Гренгуар   провел интересную параллель  между  скамьей  и основами стихосложения:  «Ваша скамейка  хромает, как двустишие  Марциала: размер  одной  ноги у нее – гекзаметр, другой – пентаметр».  Еще  об одной  науке  можно говорить на уроках-  литературоведении. Ведь гекзаметр  и пентаметр – это стихотворные  размеры. Таким образом  и возникают Узы  духовной дружбы  на уроках социально-гуманитарного цикла. В нашей  практике был интегрированный урок по литературе  и обществознанию, тема которого звучала так: «Роман Виктора Гюго «Собор Парижской  Богоматери» в диалоге с культурным пространством».

Ведь очень  много  художественных фильмов, водевилей, мюзиклов  по  произведениям классической  литературы. Конечно же  мы  не призываем детей  проходить классическую литературу по  художественным фильмам, но, согласитесь с тем, что многим ученикам просмотр является  хорошим дополнением к прочитанному. Но это в идеале.    Так вот если  опять обратиться к данному  роману, то роман  Виктора Гюго экранизирован не раз, есть знаменитый  мюзикл, песня  из которого «Белль» стала  знаменитым хитом молодежи,  есть французская  мелодрама по роману,  в Казани в театре оперы  и балета   имени  М. Джалиля показывают балет  «Эсмеральда», а для самых маленьких есть мультфильм «Горбун  из  Нотр-дама», очень смешной  и добрый. Когда  мы строим  данный  урок, то зачастую прибегаем к просмотру  некоторых эпизодов  романа, что очень оживляет содержание  урока. Ребята осуждают злостного Клода Фролло, с  большой  симпатией  относятся  к уродливому  Квазимодо, переживают за  судьбу  Эсмеральды. На примере этих художественных произведений школьники учатся оценивать нравственные критерии и ценности в жизни человека, делать правильный жизненный выбор, осуждать зло, жить по принципам добра и справедливости.

   Теперь по поводу проектных способностей. В последние  годы  ученики все чаще начинают вести проектную деятельность, при  этом  совмещая  дисциплины социально-гуманитарного  цикла.  Интереснейшая интеграция материала по литературе и обществознанию получилась при написании проектной работы по  романам таких  писателей, как Ф.М.Достоевского, Е.Замятина, Рэя Брэдбери.  «С одной  логикой через натуру  не  перескочить» - вот так ученица назвала свою работу и вела разговор о душе главного героя романа «Преступление  и наказание». Одна из основных идей для изучения – это созданное устами писателя …  идеальное государство - результат  отказа от человеческой  души. Это очень  весомо  звучит  и в обществознании.  В.Г.Левчук, кандидат философских наук, в статье «Кризис духовности в современном мире» утверждает, что характерным признаком технического сверхоптимизма является идеализация техники, переоценка возможностей ее развития, при этом технику рассматривают как первостепенный определяющий фактор социального развития.

    В романе звучит мысль о том, что преступление- это всего лишь ответ на ненормальность общественного устройства. Но как же устроить правильность, нормальность этого общества.    Разумихин, герой  романа Достоевского, дает такой  ответ: можно только путем уничтожения человеческой натуры. Возможно  ли  такое? Конечно  - нет. В трех романах писателей  разных  эпох  и  разных   стран ученица 10 класса  нашла  опровержение  этой  мысли  Разумихина.  Это  роман Достоевского (19 век),  роман Е.Замятина «Мы» ( 20 век), роман Бреэдбери  (американская  проза 21 века)

     «Каждый из нас хоть раз пытался обмануть свои чувства,  успокоить совесть, заглушить боль от душевных ран. Но так же все мы знаем, что это невозможно. Никогда  не сможет человек противостоять своим чувствам. Но плохо ли это? Ответ здесь очевиден. Бездушие никогда не может стать лучше человеческих переживаний, фантазий, как и сам разум никогда не сможет одолеть  душу человека». Сделала вывод ученица по итогам своего исследования. То есть в идеальном государстве душа должна быть!  Философия же тоже утверждает, что «моральные устои общества - это главные фильтры для создания и поддержания системы государства, в которой на первом месте должны быть достоинство и свобода личности. Духовность должна защищать нас от неправильных поступков и разрушительных действий в отношении окружающих и самих себя».

 Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся. Кроме того, уже замечено: после внедрения метапредметных технологий в обычной школе часть детей, которые очень плохо усваивали материал, вдруг начинают хорошо учиться. Приходят благодарные родители. Это происходит за счет того, что этим ребятам необходимо, чтобы будоражили их мышление. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования…

         Рахматуллина Т.И., учитель истории и обществознания

         Хисматова Л.Р., учитель литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного предмета "Бизнес-немецкий" для учащихся социально-гуманитарного класса

Элективный бизнес-курс по немецкому языку предназначен для учащихся 10—11 классов и составлен на основе методической разработки «Немецкий язык. Бизнес-курс» (авт. Т.Н. Сухова.: «Учитель», Волгог...

Школьные олимпиады по предметам социально-гуманитарного цикла

Варианты олимпиадных заданий школьного этапа многопредметной олимпиады школьников....

Использование информационных технологий в условиях интеграции биологии и химии как одно из средств повышения качества обучения

Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии, которые превращ...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОСТРОЕНИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Представленные технологии построения уроков находятся в постоянном совершенствовании. Творчески переосмысливая уже имеющиеся образовательные технологии, педагогическое сообщество выстраивает новые тип...

Доклад "Интеграция английского языка и других предметов как одна из форм развития коммуникативных навыков обучающихся в классе с углублённым изучением предмета"

В докладе речь идёт об интеграции предметов — как об одном из направлений активного поиска новых педагогических форм и методов организации учебного процесса, развития творческого потенциала педагогов,...

рабочая программа по истории 10 кл. (профильная группа, углубленное изучение предметов социально-гуманитарного уровня)

Рабочая программа по истории 10 кл. (профильная группа, углубленное изучение предметов социально-гуманитарного уровня). Выкладываю без титульного листа, т.к. это скан-копия - большой вес. Контрольные ...