Урок в 9 классе "Политика разрядки: надежды и результаты"
классный час по истории (9 класс) по теме

Кондратенкова Нина Петровна

Урок 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tst_9_razryadka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Политика разрядки: надежды и результаты» Класс: 9

Цель урока: образовательная


« Политика разрядки: надежды и результаты»

Класс: 9

Цель урока: 

образовательная: 1. Закрепить понятия политика разрядки, региональные конфликты; 2. Дать представление о возможностях мирного сосуществования государств с различным политическим строем, 3.Сделать возможным для учащихся в ходе самостоятельной работы с рабочими листами получить представление о взаимоотношениях с Западом и региональных конфликтах СССР в середине 60-х годов 4.Уяснить, что главной предпосылкой разрядки международной напряженности стало достижение военно-стратегического паритета между Востоком и Западом в конце 60-х гг., а также стремление каждой из сторон достичь в результате ослабления международной напряженности собственных целей.

Развивающая: продолжить формирование умений самостоятельно работать с рабочим листом, компьютером, анализировать материал видеофрагментов и делать выводы. Способствовать развитию памяти, внимания, речи, образного мышления.

Воспитательная: Воспитывать патриотизм, гуманистические ценности, гражданственность.


 
Основные знания: предпосылки политики разрядки; отношения СССР с Западом; Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе; региональные конфликты; отношения СССР со странами социализма; «доктрина Брежнева».

Основные понятия: разрядка международной напряженности; военно-стратегический паритет; ракеты средней дальности, «пражская весна», интеграция, « Доктрина Брежнева»

 
Основные даты: 1968 г. — ввод советских войск в Чехословакию; 1970 г. — договор между СССР и ФРГ о признании послевоенных границ в Европе; 1971 г. — принятие Программы мира на XXIV съезде КПСС; 1972 г. — подписание Договора ОСВ-1 между СССР и США; 1 августа 1975 г. — подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе; декабрь 1979 г. — ввод советских войск в Афганистан.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: 

План урока:

1.Отношения с Западом.

2.Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)

3.Региональные конфликты

4.Афганская война.

5.Отношения с соцстранами. « Доктрина Брежнева»


Ход урока.

Начало урока

Постановка цели и задач урока).Инструкция по рабочему листу.

Цель урока:

Работа с терминами : политика разрядки- политика, направленная на снижение

агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей 


^ 1.Отношения с Западом. 
Тем не менее к концу 60-х — началу 70-х гг., после целой полосы кризисов, началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом.В 1969 г. нейтральные страны Европы и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В декабре того же года аналогичный договор был заключен между ФРГ и Полыней, а в декабре 1973 г. — междуФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города. В мае 1972 г., в ходе первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву, были подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны они явились той основой, на которой наметился поворот от конфронтации к разрядке в отношениях Восток-Запад


^ 2.Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ


^ Почему политика разрядки оказалась недолгой?

Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США, Канады. Стержнем этого документа стала Декларация принципов взаимоотношений стран — участниц Совещания: суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод и др.

Исходя из этого диаметрально противоположного понимания сущности и перспектив хельсинкского процесса, обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире. Все это объясняет тот факт, что судьба разрядки оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире. С началом войны в Афганистане (декабрь 1979 г.) разрядка оказалась похороненной вовсе


^ 3.Региональные конфликты. 
Давайте поработаем с понятием - Региональные конфликты. Попробуйте дать определение понятию.
Региональный – местный, относящийся к какой-нибудь определенной области, региону
Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор (семейный, вооруженный).
Давайте теперь сформулируем понятие «региональные конфликты». (раб лист)

1964 – 1975 – оказание помощи Вьетнаму
1967 – арабо-израильская война. Направление в Египет и Сирию огромное кол-во оружия, но и военных специалистов.
Сер. 70-х г. – поддержка СССР португальским колонизаторам Анголы, Мозамбики, Гвинеи (Бисау)
1974 г. – Свержение монархии и начало гражданской войны в Эфиопии. Поддержка СССР режима М.Х.Мариама
1979 г. – свержение режима Сомосы на Кубе.

Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования. Также региональные конфликты отрицательно сказывались на экономике страны.

Физкультминутка.

^ 4.Афганская война.

-Что вы знаете об этой войне?

Просмотр видеоролика, какую информацию мы узнали из видеоролика?

Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 г. В результате апрельской революции в Кабуле, столице Афганистана к власти пришли коммунисты во главе с Тараки. Тараки ориентировался на СССР и стремился построить в своей стране социализм. Тараки получал экономическую и финансовую помощь от СССР Далее возглавляет правительство Амин, который устанавливает террористический авторитарный режим в стране.  Эти события изменили отношение советского руководства к Афганистану. Решение овводе войск было принято четырьмя членами Политбюро ЦК КПСС – Л.И. Брежневым, А.А.Громыко, Д.Ф. Устиновым (министр обороны), Ю.В. Андроповым. После долгого анализа ситуации они пришли к выводу, что подрывающие афганскую революцию силы в перспективе угрожают СССР. В (24) 25 декабря 1979 г. по приказу высшего руководства СССР советские войска вступили на территорию Афганистана. Такое решение было принято лишь несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым.в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу. Ввод войск не привел к нормализации ситуации в Афганистане. Решение было неожиданным, и даже некоторые члены правительства узнали об этом из газет, не говоря уже обо всем народе. 27 декабря 1979 г. советский десантштурмом взял президентский дворец. Амин был смертельно ранен гранатой.
Ввод войск в Афганистан был отрицательно встречен мировым общественным мнением. Генеральная ассамблея ООН потребовала вывести «иностранные войска» из республики. Сахаров А.Д потребовал прекращения вмешательства во внутренние дела Афганистана и вывода войска из этой страны.
С приходом советских войск на территории Афганистана развернулось партизанское движение под лозунгом джихада (войны с неверными). Советские войска наносили разрушительные удары по селам, которые служили для повстанцев опорой. Около трети населения Афганистана за годы войны бежали в Иран и Пакистан, более миллиона погибло афганцев.
По мнению Сахарова Афганская война изменила политическое положение в мире. Они поставили под удар политику разрядки. 
Первые шаги по урегулированию конфликта были сделаны Горбачевым в 1987 г. В апреле 1988. в г. Женеве СССР подписал соглашение о выводе войск из Афганистана. 15 февраля 1989 г. вывод войск был завершен. В декабре 1989 г. Комитет Верховного Совета СССР  по международным делам официально осудил решение о вводе войск в Афганистан как принятое узким кругом лиц в нарушение Конституции СССР
Несмотря на серьезные успехи в разрядке международной напряженности, внешняя политика СССР демонстрировала слабость. В неудачах во внешнеполитической сфере проявлялся кризис тоталитарной системы.

^ 5 .Отношения с соцстранами. « Доктрина Брежнева»

 В странах Восточной Европы назревали кризисные явления в экономической и политической жизни. В декабре 1967 г. произошла смена руководства компартии Чехословакии, лидером которой стал А. Дубчек. В апреле 1968 г. была принята программа действий нового руководства, реализация которой была названа «Пражской весной». Программа открывала дорогу последовательной экономической реформе и всесторонней демократизации общества.

в августе 1968 г. в Чехословакию войск СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии.

. Еще больше отдалились от СССР Китай, Румыния, Югославия. В августе 1968 г. вышла из ОВД Албания.

^ Доктрина Брежнева» (или Доктрина ограниченного суверенитета) 

заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние 

дела стран Варшавского договора для того, чтобы предотвратить 

выход страны из ОВД 

Тем не менее, несмотря на действие этой доктрины, ситуация постепенно выходила из-под контроля Москвы.В 1970 г. начались массовые выступления рабочих в Польше. Окончательно дистанцировались от СССР в эти годы Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР. 

Закрепление материала.

.Компьютерное тестирование.



.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии и вовнеурочной деятельности как результат применения технологии развивающего обучения

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник ...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории как основа требований к результатам образования в рамках ФГОС.

Опыт работы по   использованию проблемно-диалогической технологии открытия нового знания....

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

Разработка урока в рамках технологии "Достижение прогнозируемых результатов" "Философия жизни по-китайски. Конфуцианство и даосизм"

Создание системы, определяющей смыслы и значения информации на примере темы "Философия жизни по-китайски. Конфуцианство и даосизм" 7 класс...