Раздробленность русских земель
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок с использованием технологии критического мышления на основе чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdroblennost_russkih_zemel.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Раздробленность русских земель»
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История государства и народов России. 6 класс
Цель урока: познакомить учащихся с причинами распада Древнерусского государства и последствиями феодальной раздробленности.
Основные понятия: раздробленность
Даты: 30-е годы XII века
Тип урока: урок с использованием технологии развития критического мышления
План урока:
I этап. Мозговой штурм, ассоциации
- Какие ассоциации связаны у вас с понятием «раздробленность»?
Составление кластера (выделяем смысловые единицы темы)
распад
много разных частей
отсутствие единства
Вступительное слово учителя:
- О феодальной раздробленности стран Западной Европы мы говорили с вами, изучая курс истории Средних веков. Раздробленность является закономерным этапом в истории разных стран. Причины раздробленности разных стран схожи. Они связаны с развитием хозяйства – экономические причины и с особенностями государственного управления – политические причины.
Работа с настенными картами:
- Сравните карту «Древнерусское государство – Киевская Русь в IX – XII вв» с картой «Русские княжества в XIII веке». Какие изменения произошли в Киевской Руси в XIII веке по сравнению с IX-XII веками?
- Сегодня мы поговорим с вами о раздробленности русских земель, её причинах и последствиях.
Составление таблицы
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Экономические причины | Какие изменения произошли в хозяйстве Киевской Руси в конце XII - начале XIII века? | Заполняется в конце урока |
Политические причины | Какие изменения произошли в управлении русскими землями в конце XII – начале XIII века? | Заполняется в конце урока |
Последствия раздробленности | Что изменилось в жизни Древнерусского государства с началом раздробленности? | Заполняется в конце урока |
II этап. Осмысление
Работа по группам
I группа – читает в учебнике материал об экономических причинах раздробленности русских земель.
II группа – читает в учебнике материал о политических причинах раздробленности русских земель.
III группа – читает в учебнике материал о последствиях раздробленности.
Задание:
- Читая текст учебника, делаем маркировку текста символами. Один учащийся от группы заполняет таблицу.
Знаком с материалом √ | Новое содержание + | Что вызвало непонимание ? |
III этап. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке по данной теме?
Выступает один учащийся от группы
Экономические причины раздробленности.
- Упадок торгового пути «из варяг в греки». Утрачена возможность обогащения за счет заморской торговли.
- Рост княжеского и боярского землевладения. Основа богатства – вотчина.
- Господство натурального хозяйства. Каждое княжество могло развивать свое хозяйство самостоятельно.
Политические причины раздробленности.
- Борьба Рюриковичей за власть.
-Стремление князей отделиться от Киева.
- Стремление князей передавать власть своим сыновьям.
- Ослабление Киева и потеря им своего прежнего значения.
Последствия раздробленности.
- Хозяйственный подъем (освоение новых земель, строительство новых городов, рост вотчинной собственности на землю).
- Культурный подъем.
- Ослабление страны в результате княжеских усобиц.
Заполняется последняя графа таблица «Узнал».
- Заполните графу таблицы «Узнал», составив текст из 6 – 7 предложений.
Примерный текст:
В 30-е годы XII века Древнерусское государство распалось на несколько самостоятельных частей. Экономическими причинами раздробленности были: упадок торгового пути «из варяг в греки», рост вотчинного землевладения, господство натурального хозяйства. Политические причины раздробленности: княжеские усобицы, стремление князей обособиться от Киева и передавать власть своим детям, потеря Киевом прежнего значения. Раздробленность не привела к упадку Руси. Положительными последствиями раздробленности были: хозяйственный и культурный подъём. В период раздробленности не прекращались княжеские усобицы, ослаблявшие оборону страны.
При наличии времени можно предложить учащимся тестовые задания или составление рассказа «по цепочке» на тему: «Раздробленность Руси».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку истории Предпосылки объединения русских земель
В презентации расматриваются предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы....
Разработка урока истории в 6 классе Собирание русских земель во второй половине XIV века.
Конспект и презентация урока истории в 6 классе "Собирание русских земель во второй половине XIV века". ( по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулина «История государства и народов России»). ...
Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс
Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс...
Открытый урок: «Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».
Данный урок был разработан и проведен в 10 классе. К уроку прилагаются авторская презентация, информационные листы для учащихся, материалы энциклопедии....
«Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».
«Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия»....
Культура русских земель в XII-XIII вв. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале XIII вв.
Презентация к уроку в 6 классе по истории России...
Тема 2. Русские земли и княжества в XIII- первой половине XV вв. Возвышение Москвы и превращение её в центр объединения русских земель.
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по истории....