Внеклассное мероприятие «Страниц и дней перебирая даты»
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Формирование представления о месте и значении XX века в истории; развитие умений учащихся оценивать деятельность людей и влияние событий на ход истории; формирование исторического сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropr.stranits_i_dney_perebiraya_daty.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Страниц и дней перебирая даты».
/звучит фрагмент произведения А. Дольского «Прощай, XX век/
Цель: Формирование представления о месте и значении XX века в истории; развитие умений учащихся оценивать деятельность людей и влияние событий на ход истории; формирование исторического сознания.
Вед. 1:
Мы все из XX века,
Из времени бед и побед,
Где каждая жизнь – словно веха
Для тех, кто отправится вслед.
Вед. 2:
И долго придется скитаться
Средь новых имен и идей.
Не лучше ли было остаться
В том веке, в эпохе своей?
Вед. 1: С каждым годом XX век будет уходить от нас все дальше и дальше.
Вед.2: Это был удивительный век. Век космоса, атома, автомобилей, компьютеров.
Вед. 2: Это был и век мировых катастроф, масштабных войн, жестоких тиранов.
Вед. 1: Каким запомнит история XX столетие?
Вед. 2:Не могу уйти от прошлого,
Разорвать живую нить…
Все, что было там хорошего,
Я хотела б повторить.
Вед. 1:Каков же он, век, ушедший от нас? Какой след он оставил в истории и памяти потомков? Век, в котором мы с вами родились?
/Звучит музыка Свиридова «Время, вперед!», выходят чтецы/
(видеохроника XX века)
Чтец 1:Каким он был нелегким для земли!
Какие клокотами в нем идеи!
Какие люди сквозь него прошли!
Герои, боги, гении, злодеи…
Чтец 2:Какие громы грохотали в нем!
Какие революции сверкали!
Каким испепеляющим огнем
С лица земли врагов сметали!
Чтец 1:Какой во всем достигнут, был прогресс!
Как изменил он вид планеты!
Метро… кино… автомобили… стресс…
Телеэкраны, радио, ракеты…
(на экран проецируются события начала века)
Вед. 3:Октябрь 1917 года. По – разному сегодня относятся к этой дате. Одни говорят о государственном перевороте, другие – о Великой революции. Участники тех событий считали, что действуют во благо народа
(видеохроника восстания октября 1917 г.)
Вед. 4:Особенно кровопролитными оказались войны XX столетия.
Первая Мировая война (1 августа 1914 – 11 ноября 1918 годов).
Эта война пришла из Германии. Продолжалась более 4х лет. Мир раскололся надвое. Участвовало 38 государств. На полях сражений погибло 10 миллионов из 70 участвующих. Союзниками России были Англия и Франция. Война закончилась поражением Германии, но не завершилась она и победой для России.
(видеохроника I Мировой войны)
Вед.3:Войной XX века стала вторая мировая. Она охватила почти всю Европу, часть Африки, в военные действия втянуты США и Япония. Только СССР понес людские потери более 27 млн. человек.
(на экране видеоряд событии второй мировой войны, затем звучит мелодия песни «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры»)
Чтец 1:Четыре взорвавшихся года,
Четыре зимы,
И четыре задымленных лета,
Где жмых вместо хлеба,
Чтец 2:Белый пожар вместо света.
А как это так:
Закипает вода в пулемете, -
Поймете?
Чтец 1:А сумрачный голос по радио:
«Нами… оставлен…» - представите?
Чтец 2: Поймете, что значит «страна круговой обороны»?
Чтец 1: А как это выглядит тонкий листок похоронный?
Тяжелый, как вечным морозом по коже…
Чтец 2: Мы разными были, а вот умирали похоже.
Чтец 1: Было все: и атаки, и сон как награда
Чтец 2:Были слезы и подвиги.
Злость и надежда.
И Можайск.
И мужество Сталинграда.
Чтец 1: Жар такой, что взрывался испуганный Цельсий.
Чтец 2: Труд без отдыха.
Чтец 1: Ожиданье рассвета.
Чтец 2: Смерть была – и бессмертье.
Чтец 1: Кровь была и Победа.
(звучит музыка J.Zamfik – Adagio,
на экран проецируется портрет Адольфа Гитлера)
Вед. 5:Преступник века – Адольф Гитлер: «Людям не надо знать, кто я. Людям не надо знать, откуда я. Из какой семьи,» - говорил австриец Адольф Шикльгрубер, вошедший в историю XX века, в трагическую судьбу нашего народа в облике Адольфа Гитлера, «вождя народа и нации».
Ядром его мировоззрения стала расовая теория. Вся история человечества в его представлении была борьбой рас. Арийская раса должна править миром.
Гитлер ушел из жизни 30 апреля 1945 года. От него не осталось и следа, а мир сохранился. Таков приговор истории.
(на экране видеохроника выступления А. Гитлера)
Вед. 6 Изобретение века – атомная бомба. 6 и 9 августа 1945 года города подверглись атомной бомбардировке японские города Хиросима и Нагасаки.
Томас Феби, американский летчик, осознающий, что сброшенная им бомба приведет к гибели 140 тысяч человек, сказал в газетном интервью, что не жалеет о содеянном, так как это привело к окончанию второй мировой войны.
(на экране видеохроника последствий атомных бомбардировок)
(звучит музыка к песне «День Победы»)
Вед. 3:
Год века – победный 1945
(на экране видеохроника Великой Отечественной войны)
Полководец века - Георгий Константинович Жуков. Командующий всеми крупнейшими сражениями Великой Отечественной войны.
(на экране видеохроника Парада Победы 24 июня 1945 года)
Вед. 4:Позднее Г. К. Жуков вспоминал: «ни с чем не сравним, был момент, когда двести бойцов… под барабанный бой бросили к подножию мавзолея В.И.Ленина двести знамен побежденной армии противника.
Вед. 3:
Девятого Мая с утра
Уходят на фронт ветераны…
Вед. 4:
Сверкают победно медали,
Блестят ордена, как обновы,
На стареньких пиджаках.
Вед. 3:
Они их на праздник достали,
Чтоб сердцем почувствовать снова
Великую нашу Победу,
Добытую ими в боях.
(на экране портрет Альберта Эйнштейна,
звучит музыка R. Clayderman - Romeo & Juliet)
Вед. 5:А еще XX век – это век науки, открытий, борьбы. Сколько героев он подарил истории.
Один из героев столетия – ученый Альберт Эйнштейн.
Человек – легенда. Великий физик современности. Автор бессмертной теории относительности.
(на экране портрет С.П. Королева)
Вед. 6:Сергей Павлович Королев. С его именем связаны все достижения в освоении космоса. Конструктор первых советских кораблей.
Вед. 5:Триумф века – освоение космоса.Человек века – Юрий Гагарин.
(на экране портрет Гагарина)
12 апреля 1961 года первым поднялся в космос. Облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе.
Его любила вся планета. Отмечен высшими наградами многих стран мира: почетный гражданин 20 городов, расположенных на пяти континентах.
Его именем назван кратер на Луне и малая планета. Гагарин стал символом своего времени.
(на экране кинохроника космического полета,
звучит музыка R. Clayderman - Romeo &Juliet)
Вед. 1:XX век стал символом науки. Сколько важных созидательных открытий оставил он человечеству. Но стало ли человечество счастливее от этих открытий?
Вед. 2:
Берегите Землю, берегите!
Жаворонка в голубом зените, бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики, на камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба, ястреба парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем, ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите! ...
Времени крутые повороты, радость вдохновенья и работы.
Древнего родства живые свойства, дерево надежд и беспокойства.
Откровение Земли и неба, сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите доброту и жалость, чтоб она за слабое сражалась.
Берегите будущего ради это слово из моей тетради.
Все дарю! И все от вас приемлю! Только берегите!!!
Вед. 1:Проблема века – экология.
(на экране слайды природы)
Почему мы, люди, стали представлять опасность для самих себя?
Каждый месяц фауна земного шара становится беднее на один вид животных.
Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений. В минуту вырубаем несколько гектаров тропического леса, 5 млн. тонн углекислого газа ежегодно выбрасывается в атмосферу Земли. На грани превращения в пустыню 200 млн. квадратных метров территории, это в два раза больше, чем Канада.
Что дальше?
Вед. 2: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает одного: научиться жить на земле, как люди! – так сказал Бернард Шоу, классик XX столетия.
Вед. 1: Катастрофа века - авария на Чернобыльской АЭС.
(на экране фрагмент кинофильма об аварии на Чернобыльской АЭС)
Вед. 2: В результате аварии огромная территория заражена радиацией, погибли сотни людей.
Вед. 1: Но эта трагедия смогла оставить многие опасные проекты – « от поворота северных рек» до строительства новых АЭС в сейсмически опасных регионах.
Вед. 3:
Что от Бога нам осталось?
Может, даже ничего,
Если миром правит ярость,
Смерть справляет торжество?
Вед. 4:
В XX удивительном столетии,
Польстившись на избранничества стимул,
Россия показала всей планете,
Что гений и злодейство совместимы.
(на экране фото участников афганской войны)
Вед. 3: Боль века - Афганистан и Чечня.
Вед. 4: Война в Афганистане. Признана политической ошибкой. Десять никому не нужных лет.Более 13000 матерей и отцов не дождались сыновей. И не сказали сыновья: «Мама, я жив!» Около 33 тысяч человек вернулись с этой войны израненными телом и душой.
(на экране кадры и музыка из кинофильма «9 рота»)
Чтец 1:
Старший лейтенант.
Я не был там, но вижу этот бой:
В истерике кровавой автоматы,
И на дорогу падают солдаты,
Кто навсегда, а кто еще живой,
Под щит, из рук уткнувшись головой.
За что же их – то, молодых ребят,
Совсем детей в злосчастном камуфляже?
Они сюда ведь не хотели даже…
Но бьется в черной злобе автомат –
Судья и прокурор, и адвокат,
И исполнитель дел особо важных.
Но вот один умолк, потом другой…
Здесь, на дороге, вздыбленной обстрелом,
Не все упали – кто-то лег к прицелу
И, смерть презрев, открыто принял бой,
Других на время, заслонив собой.
За все в ответе старший лейтенант:
За жизнь солдат, попавших с ним в засаду,
За друга, гибнущего под свинцовым градом,
Из рук не выпуская автомат;
За матерей с потусторонним взглядом,
Напрасно ждущих сыновей назад,
И за страну, где жизни не щадят,
Но экономят даже на наградах.
Он сделал все.
Кто больше б сделать мог?!
Спасал других, свои не видя раны,
И шаг последний к другу капитану,
Из-под обстрела вынести его…
Но…
Бил прицельно вражеский стрелок…
Вед. 3: Это стихотворение написано отцом погибшего старшего лейтенанта Дмитрия Толкачева, погибшего в Чечне 30 декабря 2001 года.
Вед. 4:
Мир устал от страха и жестокости,
От смертей и от вранья властей
Вед. 3:
Не у всех же хватит стойкости
Выживать на Родине своей!
(звучит музыка к песне группы «Hi – Fi» – «Глупые люди»/
Вед. 5: Но, несомненно, XX век стал творцом и художником. Сколько талантливых людей он подарил человечеству!
Вед. 6: Создавалась удивительная, прекрасная литература, звучала изумительная музыка. Даже в самое жестокое время искусство служило народу.
Вед. 5: Феномен века – «Великие русские».
Вед. 6: Алексей Максимович Пешков – Горький – русский писатель, получивший прозвище «буревестник революции».
Вед. 5: Александр Солженицын – русский писатель и общественный деятель.
Вед. 6: Лауреаты нобелевской премии в области литературы, писатели - Иван Бунин, Михаил Шолохов, Борис Пастернак, Иосиф Бродский.
Вед. 5: Великий оперный певец Федор Шаляпин.
(на экране видеоролик выступления Ф.Шаляпина)
Вед.6: Владимир Высоцкий – поэт и актер, ставший своеобразным символом эпохи.
Вед. 5: Великие балерины, солистки Большого театра: Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая.
(на экране видеоролик выступления М. Плисецкой)
Вед.6: Кинорежиссеры: Леонид Гайдай, Андрей Тарковский, Эльдар Рязанов.
Вед. 5: Спортсмены века: Сергей Бубка. 21 раз установил мировой рекорд по прыжкам в высоту с шестом. Десятикратная чемпионка мира по фигурному катанию Ирина Роднина.
Вед. 6: Великий летчик Валерий Чкалов, первым совершил перелет через Северный Ледовитый океан.
Вед. 5: Композиторы Дмитрий Шостакович, Геннадий Свиридов, навсегда оставившие след в мировом музыкальном искусстве.
(звучит музыка P.Mauriat –Toccata & Fugue in Dm)
Вед. 1: Ушел в историю XX век, век страшный потрясений и удивительных открытий.
Вед. 2: Время покажет, как оценят его потомки.
Вед. 1: Прощай, XX век, святоша и безбожник,
Обманщик и мудрец, философ и факир.
Вед. 2: Прощай, XX век, убийца и художник,
Первопроходец, изменивший мир.
Вед. 1: Прощай, XX век, ты стал великой болью.
Мы стоили тебя, когда ты был неправ.
Вед. 2:Прощай, XX век, как мы тебя любили!
Прости своих детей за их нелегкий нрав.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие «Страницы истории»
Родина. Отечество. Родной край. Слова дорогие любому человеку в любом уголке земли. Неодинаково звучат они на различных языках, но смысл их один, и он понятен всем. Родину мы часто с гордостью и любов...
Общешкольное мероприятие "Страницы истории, опалённые войной".
Цель: Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа...
Внеклассное мероприятие "900 блокадных дней"
Внеклассное мероприятие для старших классов, посвящённое 70-летию снятия блокады Ленинграда....
Внеклассное мероприятие "Страницы мужества и славы" (литература + история)
Мероприятие посвящено 200-летию Отечественной войны 1812г....
Внеклассное мероприятие "Страницы истории" для учащихся 8-9 классов.
Командная игра, в ходе которой нужно вспомнить имена исторических личностей, события и факты отечественной истории....
Внеклассное мероприятие «Страниц и дней перебирая даты» (презентация)
Мы все из XX века,Из времени бед и побед, Где каждая жизнь – словно вехаДля тех, кто отправится вслед....
Сценарий внеклассного мультимедийного мероприятия "1418 дней", посвященного Великой Отечественной Войне
Сценарий внеклассного мультимедийного мероприятия "1418 дней", посвященного Великой Отечественной Войне,для учащися 8-9 классов и студентов колледжа, представляющий собой литературную ...