Комплекс учебных заданий по теме: "Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе"
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (10, 11 класс) на тему
"Разработка комплекса учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов», сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического комплекса по отечественной истории»" по теме: "Комплекс учебных заданий по теме: "Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (СИПКРО)
Кафедра исторического и социально-экономического образования
"Разработка комплекса учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов», сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического комплекса по отечественной истории»"
по теме: "Комплекс учебных заданий по теме:
"Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе"
Выполнила
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №12 г.Сызрани
Житенева Ольга Александровна
2017
Часть 1
Ответами к заданиям 1–19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
- Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
|
|
|
Ответ ___213_____________
- Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) объединение Новгорода и Киева |
|
Б) смерть князя Игоря |
|
В) торговый договор с Византией |
|
Г) установление власти Рюрика в Новгороде |
|
| |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Ответ ___3425_____________________
- Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) образования Древнерусского государства (VIII- XIIвв.)
1) рядовичи 2) волхвы 3) погосты 4) закупы
5) полюдье 6) пожилое
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ: ___пожилое________.
- Напишите термин, о котором идёт речь.
На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» называла «путь ________________»
Ответ: ___из варяг в греки________________________.
- Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
А) | вервь | 1) | свободный крестьянин |
Б) | смерд | 2) | управитель господского дома |
В) | холоп | 3) | соседская (сельская) община |
Г) | тиун | 4) | низшая категория населения, по положению близкая к рабам |
5) | крестьянин, взявший ссуду |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
1 | 2 | 3 | 4 |
Ответ ____3142_____________________
- Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».[1]
Б) «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».[2]
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) после Олега правил Русью князь Святослав
2) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией
3) указанные события относятся к концу IX в.
4) князь Владимир взошёл на великокняжеский престол в Киеве, согласно завещанию своего отца Святослава
5) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира
6) «Языческая реформа» потерпела неудачу, но не остановила попыток князя реформировать сферу религии
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Ответ: ____2356__________________
- Какие три из перечисленных положений относятся к правлению князя Ярослава Мудрого?
- Принятие первого свода законов Древнерусского государства – «Русской правды»;
- Назначение первого русского митрополита Иллариона;
- Принятие христианства
- Введение фиксированного налогообложения славянских племен;
- Разгром Хазарского каганата
- Окончательный разгром печенегов
Запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: ___126____________________________________
- Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Установление в Древней Руси новой системы сбора дани: «уроков», «погостов», «повоза» вместо «полюдья» - было результатом ______________.
Б) Первые усобицы на Руси начались после смерти __________.
В) Н.М. Карамзин: «Древнейшее собрание наших гражданских устоев» связано с ________________.
Пропущенные элементы:
1) князь Игорь
2) деятельность княгини Ольги
3) принятие Русской правды
4) князь Олег
5) принятие Устава Владимира Мономаха
6) князь Святослав
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Ответ: _____263_________________________
- Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
СОБЫТИЯ | УЧАСТНИКИ |
А) Объединение Киева и Новгорода |
|
Б) Восстание в земле древлян |
|
В) Принятие христианства |
|
Г) Строительство Софийского собора в Киеве |
|
| |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Ответ __3546___________________
- Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и назовите это произведение.
«Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом».[3]
Ответ ___Повесть временных лет______________________________________
- Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента
Событие | Дата | Участник(-и) |
Оборона Брестской крепости | ____________ (А) | П.М. Гаврилов Е.Ф. Фомин |
____________ (Б) | Ноябрь 1942 г. | ____________ (В) |
____________ (Г) | июнь – июль 1944 г. | К. К. Рокоссовский, И.Х Баграмян, Г.Ф. Захаров, И.Д. Черняховский |
____________ (Д) | май 1945 г. | ____________ (Е) |
Пропущенные элементы:
- А.И. Егоров, М.В. Кантария
- июнь-июль 1941 г.,
- июнь – июль 1942 г.,
- операция «Багратион»,
- Корсунь-Шевченковская операция
- К.К. Рокоссовский, А.И. Еременко, Н.Ф. Ватутин
- Битва на Курской дуге
- Водружение знамени победы над рейхстагом
- Окружение немецко-фашистских войск под Сталинградом
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ ___296481____________________________________________
- Прочтите отрывок из летописи.
«В год 6472 (летоисчисление от Сотворения мира). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам - по щелягу (серебряная монета неизвестного достоинства) с сохи даем".
В год 6473. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.
В год 6474. Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.
В год 6475. Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.»[4]
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) мать Святослава княгиня Ольга уговорила сына принять православие
2) вятичи селились в нижнем течении Днепра
3) кроме хазар Святослав окончательно разгромил печенегов
4) Святославу не удалось закрепиться на Дунае в противоборстве с Византийской империей
5) данный текст летописи рассказывает о событиях X в.
6) отцом Святослава был князь Игорь
Ответ: __456____________________________________________
Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.
- Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «1».
Ответ ____из варяг в греки______________________
- Напишите название древнего речного пути, обозначенного на схеме цифрой «2».
Ответ ___волжский_________________________
- В какой город, расположенный на берегу проливов, соединяющих Чёрное и Средиземное моря, стремились купцы из Скандинавии?
Ответ ____Константинополь________________________
- Какие суждения, относящиеся к обозначенным на схеме древним речным путям, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) из Византии в государства Скандинавии купцы везли мёд, воск, пеньку
2) одной из причин окончательного упадка торгового пути из Балтийского моря в Чёрное стал захват монголо-татарами нижнего и среднего Поднепровья в XIII в.
3) торговый путь из Балтийского моря в Чёрное был ликвидирован после захвата турками столицы Византии в середине XV в.
4) между Западной Двиной и Днепром торговые суда перетаскивались волоком
5) одним из государств, контролировавшим торговлю на пути из Балтийского в Каспийское море до конца 60-х гг. X в. была Хазария (Хазарский каганат)
6) князь Олег заключил выгодный торговый договор между Русью и Византией в середине IX в.
Ответ ___245_______________________________
- Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) Софийский собор в Киеве | 1) Данное творение создано в XII в. |
Б) Слово о законе и благодати | 2) Памятник построен в честь победы над печенегами. |
В) Первые статьи Русской Правды | 3) Автор данного произведения также является одним из составителей Устава Владимира Всеволодовича. |
Г) церковь Покрова на Нерли |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Ответ : _____2451_____________________________________
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
- Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о городе, старинный план которого Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В отличие от других русских земель в этом городе редко созывалось народное вече.
2) В период политической раздробленности русских земель в этом городе установилась сильная княжеская власть.
3) С 1113 по 1125 г. в городе правил князь Владимир Мономах.
4) Через этот город в древности проходил торговый путь «из варяг в греки».
5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Московскому государству в 1478 г.
Ответ ___45_________________________________
- Какой из представленных ниже памятников находится в этом городе? В ответе запишите цифру, под которой он указан.
Ответ ____1________________________________
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
##«[Князь] беспрепятственно спустился из Новгорода По Днепру, без особенного труда захватил по дороге Смоленск и Любеч и без борьбы завладел Киевом, погубивши своих земляков Аскольда с Диром. Утвердившись в Киеве, он начал рубить вокруг него новые города для Защиты киевской земли от набегов из степи, а йогом с соединёнными силами разных племён предпринял новый поход на Царьград, кончившийся также заключением торгового договора [Князя] <,,. > дружно поддерживали в этих походах все племена, заинтересованные во внешней торговле, преимущественно обитавшие по речной линии Днепра — Волхова, т е. обыватели больших торговых городов Руси, По крайней мере в летописном рассказе о походе [князя] читаем, что кроме подвластных [ему] племён в деле участвовали и племена неподвластные, добровольно к нему присоединившиеся, отдалённые дулебы и хорваты, жившие в области Верхнего Днестра и обоих Бугов, по северо-восточным склонам и предгорьям Карпат. Охрана страны от степных кочевников и далёкие военные походы на Царьград для поддержания торговых сношений, очевидно, вызывали общее и дружное содействие <. ..> Этот общий интерес и соединил прибрежные торговые города под властью [князя] киевского, руководителя в этом деле по положению, какое создавалось для него <...> значением Киева».[5]
- О каком князе идёт речь? Укажите время его правления. Укажите название периода истории страны, когда этот князь правил?
Ответ: Может быть указано, что:
- речь идёт о князе Олеге (Вещем);
-время его правления - конец IX; начало X в. (879-912 гг., может быть указано и 882-912 гг. -время киевского княжения);
- период образования Древнерусского государства
- На основе текста укажите не менее трёх задач, решаемых данным князем в годы его правления.
Ответ:
Могут быть указаны следующие задачи:
- объединение Новгорода и Киева;
- установление контроля над всем путём «из варяг в греки»;
- заключение выгодных для Руси торговых договоров с Византией;
- подчинение восточнославянских союзов, принуждение их платить дань;
- оборона от кочевых племён. Могут быть названы и другие задачи
- Как историк объясняет причины, по которым князь получил содействие в своей политике не только подвластных ему, но и других восточнославянских племён? Приведите не менее двух положений.
Ответ:
Могут быть даны следующие объяснения:
восточнославянские союзы были заинтересованы в
- совместной борьбе с кочевниками;
- военной добыче;
- установлении выгодных торговых договоров с Византией
- Назовите три основных этапа становления и развития Древнерусского государства. Укажите не менее трех событий, характеризующих процесс генезиса Древнерусского государства.
Ответ:
Могут быть названы следующие этапы:
- IX-Xвв. – объединение восточнославянских племен;
- конец Х-XI вв. – расцвет государства, создание системы власти и военной организации
- конец XI-первая половина XIIвв – начало распада государства
Могут быть названы следующие события:
- складывание двух предгосударственных центров - образований восточных славян: Киев, Новгород; объединение Киева и Новгорода (882 г.)
- крещение Руси при Владимире Святославовиче
- оформление политического строя, создание первого свода законов «Русская правда» при Ярославе Мудром
- угроза раздробленности, попытка сохранения единства – Любечский съезд (1097 г.), походы против половцев.
- В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Государственность была привнесена на Русь извне, норманнами»
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Ответ:
Аргументы в подтверждение:
1) варяги были более развитым народом
2) у варягов была своя государственность, поэтому они и были приглашены восточными славянами на княжение
Аргументы в опровержение:
1) племенные княжения у восточных славян существовали до призвания варягов
2) варяги выступали не столько отважными войнами-мореплавателями, сколько предприимчивыми торговцами, которые хотели закрепиться на восточнославянских землях
- Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
- 862 – 912 гг. 2) 912 – 972 гг. 3) 980-1015гг.
Источники
- Всемирная история: В 24 т. Т.7 Раннее средневековье. Мн.: Литература, 1997.- 592 с.
- Пазин Р.В. История России. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности. – Ростов н/Д: Легион, 2010.- 312 с.
- Пазин Р.В. История России. Анализ исторического источника. 10-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011- 288 с.
- История. Подготовка к ЕГЭ – 2014: УМК/ под ред. О.Г. Веряскиной.- Ростов н/Д: Легион, 2013. - 400 с.
Электронные ресурсы
- Федеральный портал История России. Лента времени.
http://histrf.ru (вход 04.11.2015)
- Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. История. http://hist.reshuege.ru/ (вход 04.11.2015)
[1] Федеральный портал История России. Лента времени. Кяжение Олега. http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/kniazhieniie-oliegha (вход 04.11.2015)
[2] Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. История. http://hist.reshuege.ru/ (вход 04.11.2015)
[3] Всемирная история: В 24 т. Т.7 Раннее средневековье. Мн.: Литература, 1997. С.-545
[4] Федеральный портал История России. Лента времени. Кяжение Сваятослава. http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/kniazhieniie-sviatoslava (вход 04.11.2015)
[5] Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. История. http://hist.reshuege.ru/ (вход 04.11.2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Образование Древнерусского государства"
Подробный конспект урока. К уроку имеется презентация с картами и небоходимыми понятиями и датами. Презентация занимает 8 Мб, поэтому на сайте невозможно ее разместить. Всем кому небоходима презентаци...
Урок истории в 6 классе по теме: "Образование древнерусского государства"
Презентация к уроку...
Комплекс учебных заданий по теме: "Цена победы СССР в Великой Отечественной войне"
Комплекс учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов», сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического комплекса по ...
Разработка урока истории в 10 классе по теме: «Образование Древнерусского государства»
Разработка урока истории в 10 классе по теме: «Образование Древнерусского государства»...
Технологическая карта урока "Образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе" 6 класс
Урок разработан в рамках деятельностного подхода в обучении истории....
Комплекс учебных заданий по теме: " « Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»
Комплекс учебных заданий по теме: "« Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»...
Методическая разработка урока на тему: «Образование Древнерусского государства»
Методическая разработка урока на тему: «Образование Древнерусского государства»...