Комплекс учебных заданий по теме: "Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе"
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (10, 11 класс) на тему

"Разработка комплекса учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов», сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического комплекса по отечественной истории»" по теме: "Комплекс учебных заданий по теме: "Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (СИПКРО)

Кафедра исторического и социально-экономического образования

"Разработка комплекса учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов», сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического комплекса по отечественной истории»"

по теме: "Комплекс учебных заданий по теме:

"Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе"

Выполнила

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №12  г.Сызрани

Житенева Ольга Александровна

2017

Часть 1

Ответами к заданиям 1–19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

  1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
  1. крещение Руси,
  1. первый договор Византии и Руси,
  1. Повесть временных лет

     Ответ ___213_____________

  1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) объединение Новгорода и Киева

  1. 988 г.

Б) смерть князя Игоря

  1. 911 г.

В) торговый договор с Византией

  1. 882 г.

Г) установление власти Рюрика в Новгороде

  1. 945 г.

  1. 862 г.

  1. 980 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ ___3425_____________________

  1. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) образования  Древнерусского государства (VIII- XIIвв.)

1) рядовичи          2) волхвы                 3) погосты                 4) закупы

5) полюдье            6) пожилое

        Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ: ___пожилое________.

  1. Напишите термин, о котором идёт речь.

На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» называла «путь  ________________»

Ответ: ___из варяг в греки________________________.

  1. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А)

вервь

1)

свободный крестьянин

Б)

смерд

2)

управитель господского дома

В)

холоп

3)

соседская (сельская) община

Г)

тиун

4)

низшая категория населения, по положению близкая к рабам

5)

крестьянин, взявший ссуду

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1

2

3

4

Ответ ____3142_____________________

  1. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».[1] 

Б) «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».[2]

 ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) после Олега правил Русью князь Святослав

2) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией

3) указанные события относятся к концу IX в.

4) князь Владимир взошёл на великокняжеский престол в Киеве, согласно завещанию своего отца Святослава

5) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира

6) «Языческая реформа» потерпела неудачу, но не остановила попыток князя реформировать сферу религии

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А

Фрагмент Б

Ответ: ____2356__________________

  1. Какие три из перечисленных положений относятся к правлению князя Ярослава Мудрого?
  1. Принятие первого свода законов Древнерусского государства – «Русской правды»;
  2. Назначение первого русского митрополита Иллариона;
  3. Принятие христианства
  4. Введение фиксированного налогообложения славянских племен;
  5. Разгром Хазарского каганата
  6. Окончательный разгром печенегов

Запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ: ___126____________________________________

  1. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Установление в Древней Руси новой системы сбора  дани: «уроков», «погостов», «повоза» вместо «полюдья» - было результатом ______________.

Б) Первые усобицы на Руси начались  после смерти  __________.

В) Н.М. Карамзин: «Древнейшее собрание наших гражданских устоев» связано с ________________.

Пропущенные элементы:

1) князь Игорь

2) деятельность княгини Ольги

3) принятие Русской  правды

4) князь Олег

5) принятие Устава Владимира Мономаха

6) князь Святослав

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Ответ: _____263_________________________

  1. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А) Объединение Киева и Новгорода

  1. княгиня Ольга

Б) Восстание в земле древлян

  1. князь Святослав

В) Принятие христианства

  1. князь Олег Вещий

Г) Строительство Софийского собора в Киеве

  1. князь Владимир Святославович

  1. князь Игорь Старый

  1. князь Ярослав Мудрый

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ __3546___________________

  1.  Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и назовите это произведение.

«Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом».[3]

Ответ ___Повесть временных лет______________________________________

  1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента

Событие

Дата

Участник(-и)

Оборона Брестской крепости

____________ (А)

П.М. Гаврилов

Е.Ф. Фомин

____________ (Б)

Ноябрь 1942 г.

____________ (В)

____________ (Г)

июнь – июль 1944 г.

К. К. Рокоссовский,

И.Х Баграмян,

Г.Ф. Захаров,

И.Д. Черняховский

____________ (Д)

май 1945 г.

____________ (Е)

Пропущенные элементы:

  1. А.И. Егоров, М.В. Кантария
  2. июнь-июль 1941 г.,
  3. июнь – июль 1942 г.,
  4. операция «Багратион»,
  5. Корсунь-Шевченковская операция
  6. К.К. Рокоссовский, А.И. Еременко, Н.Ф. Ватутин
  7. Битва на Курской дуге
  8. Водружение знамени победы над рейхстагом
  9. Окружение немецко-фашистских войск под Сталинградом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ответ ___296481____________________________________________

  1.  Прочтите отрывок из летописи.

«В год 6472 (летоисчисление от Сотворения мира). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам - по щелягу (серебряная монета неизвестного достоинства) с сохи даем".

В год 6473. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.

В год 6474. Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.

В год 6475. Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.»[4] 

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) мать Святослава княгиня Ольга уговорила сына принять православие

2) вятичи селились в нижнем течении Днепра

3) кроме хазар Святослав окончательно разгромил печенегов

4) Святославу не удалось закрепиться на Дунае в противоборстве с Византийской империей

5) данный текст летописи рассказывает о событиях X в.

6) отцом Святослава был князь Игорь

Ответ: __456____________________________________________

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

C:\Users\пользователь\Desktop\get_file (1).png

 

  1.  Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «1».

Ответ ____из варяг в греки______________________

 

  1.  Напишите название древнего речного пути, обозначенного на схеме цифрой «2».

Ответ ___волжский_________________________

 

  1.  В какой город, расположенный на берегу проливов, соединяющих Чёрное и Средиземное моря, стремились купцы из Скандинавии?

Ответ ____Константинополь________________________

  1.   Какие суждения, относящиеся к обозначенным на схеме древним речным путям, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) из Византии в государства Скандинавии купцы везли мёд, воск, пеньку

2) одной из причин окончательного упадка торгового пути из Балтийского моря в Чёрное стал захват монголо-татарами нижнего и среднего Поднепровья в XIII в.

3) торговый путь из Балтийского моря в Чёрное был ликвидирован после захвата турками столицы Византии в середине XV в.

4) между Западной Двиной и Днепром торговые суда перетаскивались волоком

5) одним из государств, контролировавшим торговлю на пути из Балтийского в Каспийское море до конца 60-х гг. X в. была Хазария (Хазарский каганат)

6) князь Олег заключил выгодный торговый договор между Русью и Византией в середине IX в.

Ответ ___245_______________________________

  1.  Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Софийский собор в Киеве

1) Данное творение создано в XII в.

Б) Слово о законе и благодати

2) Памятник построен в честь победы над печенегами.

В) Первые статьи Русской Правды

3) Автор данного произведения также является одним из составителей Устава Владимира Всеволодовича.

Г) церковь Покрова на Нерли

  1. Автор произведения митрополит Илларион

  1. Данное творение создано Ярославом Мудрым

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ :  _____2451_____________________________________

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

  1.   Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о городе, старинный план которого Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

1) В отличие от других русских земель в этом городе редко созывалось народное вече.

2) В период политической раздробленности русских земель в этом городе установилась сильная княжеская власть.

3) С 1113 по 1125 г. в городе правил князь Владимир Мономах.

4) Через этот город в древности проходил торговый путь «из варяг в греки».

5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Московскому государству в 1478 г.

Ответ ___45_________________________________

  1.  Какой из представленных ниже памятников находится в этом городе? В ответе запишите цифру, под которой он указан.

Ответ ____1________________________________

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

##«[Князь] беспрепятственно спустился из Новгорода  По Днепру, без особенного труда захватил по дороге Смоленск и Любеч и без борьбы завладел Киевом, погубивши своих земляков Аскольда с Диром. Утвердившись в Киеве, он начал рубить вокруг него новые города для Защиты киевской земли от набегов из степи, а йогом с соединёнными силами разных племён предпринял новый поход на Царьград, кончившийся также заключением торгового договора [Князя] <,,. > дружно поддерживали в этих походах все племена, заинтересованные во внешней торговле, преимущественно обитавшие по речной линии Днепра — Волхова, т е. обыватели больших торговых городов Руси, По крайней мере в летописном рассказе о походе [князя] читаем, что кроме подвластных [ему] племён в деле участвовали и племена неподвластные, добровольно к нему присоединившиеся, отдалённые дулебы и хорваты, жившие в области Верхнего Днестра и обоих Бугов, по северо-восточным склонам и предгорьям Карпат. Охрана страны от степных кочевников и далёкие военные походы на Царьград для поддержания торговых сношений, очевидно, вызывали общее и дружное содействие <. ..> Этот общий интерес и соединил прибрежные торговые города под властью [князя] киевского, руководителя в этом деле по положению, какое создавалось для него <...> значением Киева».[5] 

  1.  О каком князе идёт речь? Укажите время его правления. Укажите название периода истории страны, когда этот князь правил?

Ответ:  Может быть указано, что:

- речь идёт о князе Олеге (Вещем);

-время его правления - конец IX; начало X в. (879-912 гг., может быть указано и 882-912 гг. -время киевского княжения);

- период образования Древнерусского государства

  1. На основе текста укажите не менее трёх задач, решаемых данным князем в годы его правления.

Ответ:

Могут быть указаны следующие задачи:

- объединение Новгорода и Киева;

- установление контроля над всем путём «из варяг в греки»;

- заключение выгодных для Руси торговых договоров с Византией;

- подчинение восточнославянских союзов, принуждение их платить дань;

- оборона от кочевых племён. Могут быть названы и другие задачи

  1.  Как историк объясняет причины, по которым князь получил содействие в своей политике не только подвластных ему, но и других восточнославянских племён? Приведите не менее двух положений.

Ответ:

Могут быть даны следующие объяснения:

восточнославянские союзы были заинтересованы в

- совместной борьбе с кочевниками;

- военной добыче;

- установлении выгодных торговых договоров с Византией

  1. Назовите три основных этапа становления и развития Древнерусского государства. Укажите не менее трех событий, характеризующих процесс генезиса Древнерусского государства.

Ответ:

Могут быть названы следующие этапы:

  1. IX-Xвв. – объединение восточнославянских племен;
  2. конец Х-XI вв. – расцвет государства, создание системы власти и военной организации
  3. конец XI-первая половина XIIвв – начало распада государства

Могут быть названы следующие события:

  1. складывание двух предгосударственных центров - образований восточных славян: Киев, Новгород; объединение Киева и Новгорода (882 г.)
  2. крещение Руси при Владимире Святославовиче
  3. оформление политического строя, создание первого свода законов «Русская правда» при Ярославе Мудром
  4. угроза раздробленности, попытка сохранения единства – Любечский съезд (1097 г.), походы против половцев.

  1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Государственность была привнесена на Русь извне, норманнами»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Ответ:

Аргументы в подтверждение:

1) варяги были более развитым народом

2) у варягов была своя государственность, поэтому они и были приглашены восточными славянами на княжение

Аргументы в опровержение:

1) племенные княжения у восточных славян существовали до призвания варягов

2) варяги выступали не столько отважными войнами-мореплавателями, сколько предприимчивыми торговцами, которые хотели закрепиться на восточнославянских землях

  1. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
  1. 862 – 912 гг.              2) 912 – 972 гг.             3) 980-1015гг.

Источники

  1. Всемирная история: В 24 т. Т.7 Раннее средневековье. Мн.: Литература, 1997.- 592 с.
  2. Пазин Р.В. История России. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности. – Ростов н/Д: Легион,  2010.- 312 с.
  3. Пазин Р.В. История России. Анализ исторического источника. 10-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011- 288 с.
  4. История. Подготовка к ЕГЭ – 2014: УМК/ под ред. О.Г. Веряскиной.- Ростов н/Д: Легион, 2013. - 400 с.

Электронные ресурсы

  1. Федеральный портал  История России. Лента времени.

http://histrf.ru  (вход 04.11.2015)

  1. Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. История. http://hist.reshuege.ru/  (вход 04.11.2015)


[1] Федеральный портал История России. Лента времени. Кяжение Олега. http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/kniazhieniie-oliegha  (вход 04.11.2015)

[2] Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. История. http://hist.reshuege.ru/ (вход 04.11.2015)

[3] Всемирная история: В 24 т. Т.7 Раннее средневековье. Мн.: Литература, 1997. С.-545

[4] Федеральный портал История России. Лента времени. Кяжение Сваятослава. http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/kniazhieniie-sviatoslava (вход 04.11.2015)

[5] Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. История. http://hist.reshuege.ru/ (вход 04.11.2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Образование Древнерусского государства"

Подробный конспект урока. К уроку имеется презентация с картами и небоходимыми понятиями и датами. Презентация занимает 8 Мб, поэтому на сайте невозможно ее разместить. Всем кому небоходима презентаци...

Комплекс учебных заданий по теме: "Цена победы СССР в Великой Отечественной войне"

Комплекс   учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов»,  сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического комплекса по ...

Разработка урока истории в 10 классе по теме: «Образование Древнерусского государства»

Разработка урока истории в 10 классе  по теме: «Образование Древнерусского государства»...

Комплекс учебных заданий по теме: " « Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»

Комплекс учебных заданий по теме: "« Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»...

Методическая разработка урока на тему: «Образование Древнерусского государства»

Методическая разработка урока на тему: «Образование Древнерусского государства»...