Технологическая карта урока "Образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Огнева Надежда Михайловна

Урок разработан в рамках деятельностного подхода в обучении истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории  России 6 класс

«Образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе»

Тема: «Образование  Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе».

Тип: Изучение нового материала.

Формы и методы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный,

Приёмы: работа с учебником, историческим источником ПВЛ.

Цели:

Формирование УУД:

Личностные УУД:

  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку.

Коммуникативные УУД:

  • формулировать собственную точку зрения на возникновение государства у восточных славян, использовать термины;
  • организовывать взаимодействие в группах.

Познавательные УУД:

  • познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;
  • выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
  • выяснить систему управления Древнерусским государством;

Предметные УУД:

  • развивать умение выделять главное, существенное в данной  теме, составляя опорную схему и таблицу.

Задачи урока:

  • сформировать у учащихся представление  о причинах образования Древнерусского государства;
  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
  • воспитание коллективизма, товарищества.

Оборудование: доска, ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация

Учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.

Технологическая карта урока  «Образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе»

Основные этапы урока. Цели

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся. Формирование УУД

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1

Организационный момент

Приветствие. Определение готовности к уроку.

Приветствие.

2

Актуализация знаний

? Какими коллективами жили соседи  славян?

?А как жили восточные славяне?

Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византия-это государства

Высказывают предположения

 

3

Создание проблемной ситуации

Постановка учебной задачи

Предлагает познакомиться  с отрывком ПВЛ «О призвании варягов»

Наши задачи выяснить «Как, когда и почему возникло государство «Киевская Русь?»

Знакомство с источником  «Повестью временных лет»

Постановка вопросов: кто такие варяги, какую роль сыграли в русской истории.

Формулирование темы «Образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе»

Составляют план работы:

1.Предпосылки образования государства ;

2.Роль варягов в образовании государства;

3.Органы древнерусского государства

4.Первые правители.

4

Изучение нового материала

(подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала)

А)Организация работы в группах. (воспитание коллективизма, товарищества.)

1.Что способствовало образованию государства восточных славян?

2. используя иллюстрации учебника с.22-23 составить рассказ о купце-путешественнике из Рима в Константинополь

3.Знакомит с таблицей «Теории возникновения государства у восточных славян» (Приложение 2)

1гр. Работая с картой показать «Путь из варяг в греки», определить роль торговли в создании государства;

2гр. Найти на карте центры славянских племён.

3гр. Выяснить, почему стали возникать княжения.

Составляют  рассказ

Беседа по выяснению  сути каждой теории

Определить, что общего в этих теориях:

Каждая группа формулирует и называет предпосылки появления государства у славян.

Отчёты групп

А) касаются происхождения государства у восточных славян,

Б) определяют  роль варягов в образовании государства

Сравнение с эталоном и запись в тетради 1.Развитие торговли

2.Возникновение княжений и городов

3.Внешняя угроза

Исправление ошибок в рассказах

Переносят таблицу в тетради

Б)Работа с учебником (выделить существенные характеристики)

3.Выяснить, кто такие варяги.

Чтение учебника

Составление логической схемы

Скандинавы, мореплаватели, торговцы, пираты, Новгород, Рюрик, Синеус, Трувор, 862

(Анализировать исторический источник)

4.Прочитайте ПВЛ и выберите доказательства участия варягов в образовании государства (работа в группах)

Работают с документом (Приложение1)

Отчёты групп

Делают вывод: варяги сыграли значительную роль в образовании государства Русь.

(Делать выводы, выстаивать логические цепочки.)

Подумайте, могло ли образоваться государство без участия варягов?

Выскажите, к какой теории вы больше всего склоняетесь?

Высказывают предположения. Выполняют задание: Построить  логическую цепочку

Самопроверка

(Преобразовывать информацию из текста в схему)

5.Используя опорные слова и учебник составить  схему «Древнерусское государство»

 (Приложение 4)

Составляют схему

«Древнерусское государство»

Представляют свои работы

Корректировка и оценка работ товарищей

(Давать характеристику по определённому плану)

6. Используя учебник и дополнительный материал дать характеристику первых князей Рюрика и Олега по схеме

  • Даты правления
  • Направления деятельно
  • Оценка деятельности

Сделайте вывод об основных задачах , решаемых первыми князьями

Работают с источниками и расширяют свои знания о Рюрике и Олеге

Сравнивают характеристики князей

Представляют свои работы

Находят общее и называют:

1)объединение племён под властью киевского князя;

2)защита границ;

3)охрана торговых путей

Корректировка с эталоном

5.

Закрепление (Обнаружить и устранить пробелы в знаниях)

Фронтальный опрос. Закончите предложение

1. Военачальник из варягов, призванный правит в Новгороде (Рюрик) 

2. Сбор дани во время объезда киевским князем с дружиной своих земель называется (полюдье).

3.Жителей Скандинавского п\о   славяне называли (Варяги) 

4. Во главе дружины стоял военачальник – (князь).

5. Государство восточных славян называлось(Русь)

Выполнить задания 1,2 в рабочей тетради

Организует работу класса

Отвечают на вопросы

Корректируют ответы товарищей

Проверка выполнения

заданий

4

Постановка домашнего задания

(подготовить к выполнению заданий)

Сообщение задания и способы его выполнения

Запись д\з

 Учебник: §3, Рабочая тетрадь: 2 задания  из 3-6.

1.Сильным: Что заставляло варягов покидать свои земли и скитаться по чужим?

2.Средним:Почему киевляне после убийства Аскольда  и Дира не сопротивлялись Рюриковичам?

3.Слабым: Подготовить сообщения о русских историках, изучавших Древнюю Русь

5.

Рефлексия (оценить свой урок, найти ошибки в организации деятельности учащихся)

Дайте  оценку своей работы на уроке.

Мне было интересно (неинтересно, скучно…)

6.

Подведение итогов урока

Выставляет и комментирует отметки


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Повесть временных лет

 (Прозаический перевод на современный русский язык  Д.С.Лихачёва)

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.

И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро…

И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.

И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.

И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд  же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Теории возникновения государства у восточных славян

Норманнская

Центристская

Славянская

Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.

Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира.

М.В.Ломоносов, Б.А. Рыбаков

Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.

Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.

Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов

Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.

Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.

Г.Ф.Миллер, Г.З.Байер, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв

Приложение 3

Характеристики первых русских князей

Рюрик 862-879

  1. Родоначальник династии Рюриковичей
  2. Согласно ПВЛ призван из варяжских земель
  3. Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях
  4. Перед смертью власть передал своему родственнику Олегу

Олег 882-912

1.Первый правитель, объединивший земли славян вдоль торгового пути «Из варяг в греки»

2.882г- захватил Киев, убив Аскольда и Дира,  сделал его столицей.

3.Подчинил племена древлян, северян, радимичей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Урок в 6 классе.

Урок в 6 классе. История России. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Вид  урока: урок изучения нового материала.Форма  урока: урок-путешествие.Исполь...

Комплекс учебных заданий по теме: "Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе"

quot;Разработка комплекса учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов», сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического ...

Технологическая карта урока. Тема урока: "Двойная роль букв е, ё, ю, я"

Планируемые образовательные результаты: • предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать зву...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI-XV века)»-СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Освоение  способов группового  взаимодействия по изучению причин и событий Столетней войны...

Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"

Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"...

Технологическая карта урока истории "Государство на берегах Нила"

Материалы предназначены для урока с использованием цифровой образовательной среды "Мобильное Электронное Образование"...

Технологическая карта урока "Правовое государство"

Технологическая карта урока "Правовое государство"...