Технологическая карта урока "Образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок разработан в рамках деятельностного подхода в обучении истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока истории России 6 класс
«Образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе»
Тема: «Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе».
Тип: Изучение нового материала.
Формы и методы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный,
Приёмы: работа с учебником, историческим источником ПВЛ.
Цели:
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственную точку зрения на возникновение государства у восточных славян, использовать термины;
- организовывать взаимодействие в группах.
Познавательные УУД:
- познакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;
- выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
- выяснить систему управления Древнерусским государством;
Предметные УУД:
- развивать умение выделять главное, существенное в данной теме, составляя опорную схему и таблицу.
Задачи урока:
- сформировать у учащихся представление о причинах образования Древнерусского государства;
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
- воспитание коллективизма, товарищества.
Оборудование: доска, ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России», 6 класс.
Технологическая карта урока «Образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе»
№ | Основные этапы урока. Цели | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. Формирование УУД | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1 | Организационный момент | Приветствие. Определение готовности к уроку. | Приветствие. | ||
2 | Актуализация знаний | ? Какими коллективами жили соседи славян? ?А как жили восточные славяне? | Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византия-это государства Высказывают предположения |
| |
3 | Создание проблемной ситуации Постановка учебной задачи | Предлагает познакомиться с отрывком ПВЛ «О призвании варягов» Наши задачи выяснить «Как, когда и почему возникло государство «Киевская Русь?» | Знакомство с источником «Повестью временных лет» | Постановка вопросов: кто такие варяги, какую роль сыграли в русской истории. Формулирование темы «Образование древнерусского государства и роль варягов в этом процессе» | Составляют план работы: 1.Предпосылки образования государства ; 2.Роль варягов в образовании государства; 3.Органы древнерусского государства 4.Первые правители. |
4 | Изучение нового материала (подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала) А)Организация работы в группах. (воспитание коллективизма, товарищества.) | 1.Что способствовало образованию государства восточных славян? 2. используя иллюстрации учебника с.22-23 составить рассказ о купце-путешественнике из Рима в Константинополь 3.Знакомит с таблицей «Теории возникновения государства у восточных славян» (Приложение 2) | 1гр. Работая с картой показать «Путь из варяг в греки», определить роль торговли в создании государства; 2гр. Найти на карте центры славянских племён. 3гр. Выяснить, почему стали возникать княжения. Составляют рассказ Беседа по выяснению сути каждой теории Определить, что общего в этих теориях: | Каждая группа формулирует и называет предпосылки появления государства у славян. Отчёты групп А) касаются происхождения государства у восточных славян, Б) определяют роль варягов в образовании государства | Сравнение с эталоном и запись в тетради 1.Развитие торговли 2.Возникновение княжений и городов 3.Внешняя угроза Исправление ошибок в рассказах Переносят таблицу в тетради |
Б)Работа с учебником (выделить существенные характеристики) | 3.Выяснить, кто такие варяги. | Чтение учебника | Составление логической схемы Скандинавы, мореплаватели, торговцы, пираты, Новгород, Рюрик, Синеус, Трувор, 862 | ||
(Анализировать исторический источник) | 4.Прочитайте ПВЛ и выберите доказательства участия варягов в образовании государства (работа в группах) | Работают с документом (Приложение1) | Отчёты групп | Делают вывод: варяги сыграли значительную роль в образовании государства Русь. | |
(Делать выводы, выстаивать логические цепочки.) | Подумайте, могло ли образоваться государство без участия варягов? Выскажите, к какой теории вы больше всего склоняетесь? | Высказывают предположения. Выполняют задание: Построить логическую цепочку | Самопроверка | ||
(Преобразовывать информацию из текста в схему) | 5.Используя опорные слова и учебник составить схему «Древнерусское государство» (Приложение 4) | Составляют схему «Древнерусское государство» | Представляют свои работы | Корректировка и оценка работ товарищей | |
(Давать характеристику по определённому плану) | 6. Используя учебник и дополнительный материал дать характеристику первых князей Рюрика и Олега по схеме
Сделайте вывод об основных задачах , решаемых первыми князьями | Работают с источниками и расширяют свои знания о Рюрике и Олеге Сравнивают характеристики князей | Представляют свои работы Находят общее и называют: 1)объединение племён под властью киевского князя; 2)защита границ; 3)охрана торговых путей | Корректировка с эталоном | |
5. | Закрепление (Обнаружить и устранить пробелы в знаниях) | Фронтальный опрос. Закончите предложение 1. Военачальник из варягов, призванный правит в Новгороде (Рюрик) 2. Сбор дани во время объезда киевским князем с дружиной своих земель называется (полюдье). 3.Жителей Скандинавского п\о славяне называли (Варяги) 4. Во главе дружины стоял военачальник – (князь). 5. Государство восточных славян называлось(Русь) Выполнить задания 1,2 в рабочей тетради | Организует работу класса | Отвечают на вопросы | Корректируют ответы товарищей Проверка выполнения заданий |
4 | Постановка домашнего задания (подготовить к выполнению заданий) | Сообщение задания и способы его выполнения | Запись д\з Учебник: §3, Рабочая тетрадь: 2 задания из 3-6. 1.Сильным: Что заставляло варягов покидать свои земли и скитаться по чужим? 2.Средним:Почему киевляне после убийства Аскольда и Дира не сопротивлялись Рюриковичам? 3.Слабым: Подготовить сообщения о русских историках, изучавших Древнюю Русь | ||
5. | Рефлексия (оценить свой урок, найти ошибки в организации деятельности учащихся) | Дайте оценку своей работы на уроке. | Мне было интересно (неинтересно, скучно…) | ||
6. | Подведение итогов урока | Выставляет и комментирует отметки |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Повесть временных лет
(Прозаический перевод на современный русский язык Д.С.Лихачёва)
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.
И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».
И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро…
И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.
И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.
И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Теории возникновения государства у восточных славян
Норманнская | Центристская | Славянская |
Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира. М.В.Ломоносов, Б.А. Рыбаков | Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов | Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Г.Ф.Миллер, Г.З.Байер, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьёв |
Приложение 3
Характеристики первых русских князей
Рюрик 862-879
- Родоначальник династии Рюриковичей
- Согласно ПВЛ призван из варяжских земель
- Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях
- Перед смертью власть передал своему родственнику Олегу
Олег 882-912
1.Первый правитель, объединивший земли славян вдоль торгового пути «Из варяг в греки»
2.882г- захватил Киев, убив Аскольда и Дира, сделал его столицей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История России Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Урок в 6 классе.
Урок в 6 классе. История России. Тема: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Вид урока: урок изучения нового материала.Форма урока: урок-путешествие.Исполь...
Комплекс учебных заданий по теме: "Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе"
quot;Разработка комплекса учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов», сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического ...
Технологическая карта урока. Тема урока: "Двойная роль букв е, ё, ю, я"
Планируемые образовательные результаты: • предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать зву...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI-XV века)»-СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА
Освоение способов группового взаимодействия по изучению причин и событий Столетней войны...
Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"
Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"...
Технологическая карта урока истории "Государство на берегах Нила"
Материалы предназначены для урока с использованием цифровой образовательной среды "Мобильное Электронное Образование"...
Технологическая карта урока "Правовое государство"
Технологическая карта урока "Правовое государство"...